Обеспечение коммерческой тайны в торговом обороте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерческое право
  • 3333 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 04.12.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность коммерческой тайны в торговом обороте
1. Понятие и признаки коммерческой тайны
1.2. Объект и субъекты права на коммерческую тайну
Глава 2. Обеспечение (правовая охрана и защита) коммерческой тайны
2.1. Меры охраны коммерческой тайны
2.2. Юридическая защита права на коммерческую тайну
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников и литературы


Фрагмент для ознакомления

Однако это не означает, что акты негосударственных органов, нарушающие гражданские права и несоответствующие закону, не могут быть признаны недействительными. Государственный орган по решению суда обязан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав законного владельца коммерческой тайны. Акт, нарушающий права и свободы граждан, с момента вступления в законную силу решений суда считается недействующим полностью или в части.
Признание судом недействительным ненормативного или нормативного акта означает, что он не создал юридических последствий с момента его принятия. Даже если государственный орган или орган местного самоуправления не отменит изданный с нарушением закона акт, заинтересованное лицо вправе его не применять;
- самозащиты права на коммерческую тайну (в рамках, установленных законом). Владелец права на коммерческую тайну защищает свое право и интересы собственными действиями, не прибегая к помощи суда и иных органов. Поэтому к самозащите в понимание ст. 14 ГК нельзя относить защиту прав с помощью бесспорного порядка удовлетворения требований кредитора, предусмотренного законодательством РФ. В подобных случаях имеет место защита интересов кредитора без обращения к суду, но через соответствующие органы (или через банк, или через нотариуса, или через судебного исполнителя). При самозащите же управомоченное лицо защищает себя исключительно собственными действиями.
Самозащита должна осуществляться в определенных пределах, предусмотренных ч. 2 ст. 14 ГК, и быть соразмерной нарушению. В частности, размер вреда, причиненного другому лицу, не должен существенно превышать объем ущерба, который причинен или мог бы быть причинен защищающему себя лицу.
Самозащита не должна также выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. Факты превышения пределов самозащиты устанавливаются юрисдикционными органами, в частности, по иску лица, против которого были применены меры самозащиты;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре. Присуждением к исполнению обязанности в натуре должник понуждается выполнить возложенную на него договором или законом обязанность, например, передать в пользование предусмотренные договором объекты коммерческой тайны и т.д.;
- возмещения убытков, причиненных неправомерным использованием объектов коммерческой тайны. Думается, это самый распространенный способ защиты прав на коммерческую тайну. Если субъектом незаконно были использованы объекты коммерческой тайны, он обязан возместить законному владельцу коммерческой тайны причиненные убытки;
- взыскания неустойки, вследствие нарушения правового режима коммерческой тайны. Взыскание неустойки как мера защиты гражданских прав применяется, если неустойка предусмотрена соглашением сторон или законом;
- компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда установлена для защиты нематериальных благ (личных неимущественных прав) граждан (ст. 151-152 ГК) и в других предусмотренных законом случаях (ст. 1099-1101 ГК). Юридическое лицо вправе воспользоваться данным способом для опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию (п. 7 ст. 152 ГК). Например, если лицо, незаконно использовавшее информацию о коммерческой тайне, нанесло вред репутации законного владельца коммерческой тайны, последний имеет право на компенсацию морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения по поводу объектов коммерческой тайны и иными способами.
Защита права на коммерческую тайну возможна с момента установления фактической монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна (в соответствии с требованиями, установленными законом), право на такую защиту сохраняется сколь угодно долго, пока соблюдаются требования, предъявляемые к охраняемой тайне.
Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (черед суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законе.
Обязанность доказывания охраноспособности своих прав на коммерческую тайну и незаконности действий правонарушителя в отношении такой информации лежит на обладателе этой коммерческой информации. Если он не сможет доказать указанные обстоятельства, то его право защите не подлежит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в работе исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Коммерческая тайна является видом информации, которую субъект желает сохранить в тайне от других лиц.
Коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
2. Можно выделить следующие признаки коммерческой тайны: информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность; к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании; для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности.
3. Основные нарушения права на коммерческую тайну заключаются в незаконном ее использовании и распространении.
Последствия нарушений права на коммерческую тайну выражаются в возложении на виновное лицо мер ответственности: возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда и др.
Проведенное исследование позволило выделить следующие проблемы правового регулирования обеспечения коммерческой тайны в торговом обороте:
1. Отсутствие системности в определении коммерческой тайны. При множестве значений и функций, которые может иметь информация при обращении в социальных системах, она может выступать не только как источник информирования о происходящих событиях и явлениях, но и как тайна, с помощью которой ограничивается доступ к информации, защищаются государственные, промышленные и коммерческие секреты;
2. В гражданско-правовых договорах сторонами не определяются условия охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
3. Не разграничены режимы охраны и защиты коммерческой тайны.
Для устранения указанных недостатков видится целесообразным:
1. Внести изменения в ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне», изложив ее в следующей редакции: коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
2. Целесообразно внести изменения в закон «О коммерческой тайне». Так, ст. 12 ФЗ «О коммерческой тайне» может выглядеть следующим образом: «…1. Отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальности информации, регулируются законом и договором.
2. В договоре необходимо точно указывать какая информация относится к коммерческой тайне.
3. В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальности информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора в соответствии с гражданским законодательством, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.
4. В случае, если иное не установлено договором между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и контрагентом, контрагент в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяет способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, переданной ему по договору.
5. Контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами.
6. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им контрагенту, до окончания срока действия договора не может разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если иное не установлено договором.
7. Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором…»
3. Разграничить режимы охраны и защиты коммерческой тайны. Для этого предлагается внести изменения п. ч.1. ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне».
Редакция ч.1. ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» может быть представлена в следующей редакции «Охрана конфиденциальности информации.
1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Под охраной коммерческой тайны понимается комплекс мер, направленных на сохранение правого режима коммерческой тайны.
Под защитой коммерческой тайны понимается единое сложное явление, направленное на восстановление нарушенного или оспоренного права и возложение на нарушителя дополнительного обременения, причем важность представляют не материально-правовой или процессуально-правовой критерии в отдельности…».
Указанные изменения позволят устранить основные недостатки действующего законодательства в области правового регулирования коммерческой тайны и сделать правоприменение данных норм более доступным.


















Список используемых источников и литературы

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации #G0от 12.12.93 #G0// #G0Российская газета. ––1993.–– № 197.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-Ф. Часть первая. // СЗ РФ.–– 1994.–– N 32.––– Ст. 3301.;
Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. Часть вторая // СЗ РФ.— 1996.— № 5.— Ст. 410.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г) // СЗ РФ. – 1996. - №. 43.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. – 1995. - №. 33.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"// СЗ РФ. - 1995. N 8. - Ст.609.

Литература

Белов А.Н. Защита коммерческой тайны //Аудиторские ведомости. - 2003. - № 4. – С.18.
Еременко В.И. Правовая охрана коммерческой тайны в Российской Федерации // Адвокат. - 2004. - N 10. – С.15.
Гуляева Н.С. Правовое регулирование защиты коммерческой тайны от разглашения работником // Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004. – 660с.
Гаврилов Э. Ответственность работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну//Российская юстиция. - 2000. - № 3. – С.17.
Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М. - 1998. - С. 10-19.
Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве//Законодательство и экономика. - 2002. - N 11. – С.14.
Кравченко В. Проблемы законодательной защиты коммерческой тайны в России // Законность. – 2005. - № 11.- С.25.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2006. – 803с.
Кожухарь А. Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. - Кишинев, 1989.- 330с.
Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. – 669с.
Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М., 2000. – 664с.
Морозов Д.В. Коммерческая и налоговая тайна // Главный бухгалтер. - 2007. - № 7. – С.10.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2007.- 567с.
Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О коммерческой тайне". - М., 2005.- 404с.
Распутин А.П. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"// Законность. - 2007. - № 6. – С.12.
Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну// Журнал российского права.- 2004. - № 9. – С.3-4.
Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М.: Юристъ, 1996. - С.21.
Ярочкин В.И. Коммеречская информация фирмы: Утечка или разглашение конфиденциальной информации.- М., 2003. - 390с.
Ярочкин В.И. Информационная безопасность. - М.: Фонд «Мир».2003. – 401с.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве//Законодательство и экономика. - 2002. - N 11. – С.14.
Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну// Журнал российского права.- 2004. - N 9. – С.3-4.
Еременко В.И. Правовая охрана коммерческой тайны в Российской Федерации // Адвокат. - 2004. - N 10. – С.15
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-Ф. Часть первая. // СЗ РФ.–– 1994.–– N 32.––– Ст. 3301.;

Еременко В.И. Правовая охрана коммерческой тайны в Российской Федерации // Адвокат. - 2004. - N 10. – С.15.

Еременко В.И. Правовая охрана коммерческой тайны в Российской Федерации // Адвокат. - 2004. - N 10. – С.15.

Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве//Законодательство и экономика. - 2002. - №11. – С.14.
Белов А.Н. Защита коммерческой тайны //Аудиторские ведомости. - 2003. - N 4. – С.18.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2004.- С. 543.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 30 июня 2007 г) // СЗ РФ. – 1996. - №. 43.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. – 1995. - №. 33.
Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". - Система ГАРАНТ, 2006. – С.433.
Кожухарь А. Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. - Кишинев, 1989.- С.113.
Гуляева Н.С. Правовое регулирование защиты коммерческой тайны от разглашения работником // Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004. – С.181.
Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М. - 1998. - С. 10-19.

Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Гуляева Н.С. Правовое регулирование защиты коммерческой тайны от разглашения работником // Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004. – С.182.

Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне». М., 2005.- С.165.
Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне». М., 2005.- С.175.
Распутин А.П. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"// Законность. - 2007. - № 6. – С.12.












32

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. ––1993.–– № 197.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-Ф. Часть первая. // СЗ РФ.–– 1994.–– N 32.––– Ст. 3301.;
3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. Часть вторая // СЗ РФ.— 1996.— № 5.— Ст. 410.
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г) // СЗ РФ. – 1996. - №. 43.
5.Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. – 1995. - №. 33.
6. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"// СЗ РФ. - 1995. N 8. - Ст.609.

Литература

7.Белов А.Н. Защита коммерческой тайны //Аудиторские ведомости. - 2003. - № 4. – С.18.
8.Еременко В.И. Правовая охрана коммерческой тайны в Российской Федерации // Адвокат. - 2004. - N 10. – С.15.
9.Гуляева Н.С. Правовое регулирование защиты коммерческой тайны от разглашения работником // Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2004. – 660с.
10.Гаврилов Э. Ответственность работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну//Российская юстиция. - 2000. - № 3. – С.17.
11.Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М. - 1998. - С. 10-19.
12.Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве//Законодательство и экономика. - 2002. - N 11. – С.14.
13.Кравченко В. Проблемы законодательной защиты коммерческой тайны в России // Законность. – 2005. - № 11.- С.25.
14.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт-Издат, 2006. – 803с.
15.Кожухарь А. Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. - Кишинев, 1989.- 330с.
16.Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. – 669с.
17.Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. М., 2000. – 664с.
18. Морозов Д.В. Коммерческая и налоговая тайна // Главный бухгалтер. - 2007. - № 7. – С.10.
19.Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
20.Предпринимательское право в рыночной экономике. - М.: Новая Правовая культура, 2007.- 567с.
21.Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О коммерческой тайне". - М., 2005.- 404с.
22. Распутин А.П. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"// Законность. - 2007. - № 6. – С.12.
23.Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну// Журнал российского права.- 2004. - № 9. – С.3-4.
24. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М.: Юристъ, 1996. - С.21.
25.Ярочкин В.И. Коммеречская информация фирмы: Утечка или разглашение конфиденциальной информации.- М., 2003. - 390с.
26. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. - М.: Фонд «Мир».2003. – 401с.

Вопросы и ответы

Какое понятие и сущность имеет коммерческая тайна в торговом обороте?

Коммерческая тайна в торговом обороте - это информация о предпринимательской деятельности, которая не является общедоступной и является коммерческой ценностью для субъекта предпринимательства. Она может включать в себя знания, ноу-хау, методы производства, составы товаров, цены, клиентскую базу и другую информацию, которая используется для достижения коммерческих целей и является секретной для третьих лиц.

Какие признаки имеет коммерческая тайна?

Признаки коммерческой тайны включают: секретность информации, ее коммерческую ценность, охраняемость в законодательном порядке, юридическую защищенность и ограниченность доступа к информации.

Кто является субъектами и объектом прав на коммерческую тайну?

Субъектами прав на коммерческую тайну являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и обладающие информацией, которая является коммерческой тайной. Объектом прав на коммерческую тайну является сама информация, которая является секретной и имеет коммерческую ценность.

Какие меры могут быть применены для охраны коммерческой тайны?

Для охраны коммерческой тайны могут быть применены следующие меры: ограничение доступа к информации, установление неразглашения информации сотрудниками, заключение соглашений о неразглашении, установление технических мер безопасности (шифрование, пароли, физическая защита), контроль использования информации и др.

Как осуществляется юридическая защита прав на коммерческую тайну?

Юридическая защита прав на коммерческую тайну осуществляется через судебный путь. В случае нарушения прав на коммерческую тайну, субъект имеет право обратиться в суд с заявлением о нарушении его прав и требованием о восстановлении нарушенных прав (запрет использования информации, уплата компенсации, возмещение убытков и т.д.).

Что такое коммерческая тайна в торговом обороте?

Коммерческая тайна в торговом обороте – это информация, которая имеет коммерческую ценность, не является общедоступной и находится под защитой права собственника.

Какие признаки характеризуют коммерческую тайну в торговом обороте?

Признаки коммерческой тайны в торговом обороте включают: отсутствие общедоступности информации, ее коммерческую ценность и наличие охраняемого правом собственности.

Кто может быть субъектами права на коммерческую тайну в торговом обороте?

Субъектами права на коммерческую тайну в торговом обороте могут быть юридические и физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и владеют информацией, которая соответствует признакам коммерческой тайны.

Какие меры охраны коммерческой тайны существуют?

Меры охраны коммерческой тайны включают: ограничение доступа к информации, заключение конфиденциальных соглашений, использование технических средств защиты, контроль за распространением информации и другие меры, направленные на предотвращение незаконного доступа к коммерческой тайне.

Как осуществляется юридическая защита права на коммерческую тайну?

Юридическая защита права на коммерческую тайну осуществляется путем обращения в суд или специальные органы, которые рассматривают дела о нарушении коммерческой тайны. За нарушение права на коммерческую тайну предусмотрены различные меры ответственности, включая штрафные санкции и возмещение убытков.

Что такое коммерческая тайна в торговом обороте?

Коммерческая тайна в торговом обороте - это информация, имеющая коммерческую ценность и являющаяся объектом правовой охраны. Такая информация может быть любого вида, включая технические решения, ноу-хау, бизнес-планы, клиентские списки и другие сведения, которые могут быть использованы конкурентами.