Правовые основы и особенности взаимодействия подразделений ГИБДД и средств массовой информации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 7777 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.02.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Глава. Организационно-правовые основы взаимодействия ГИБДД и средств массовой информации.
1.1 Основные направления взаимодействия ГИБДД и СМИ.
1.2 Правовые основы взаимодействия ГИБДД и СМИ
1.3 Структура, задачи и организация работы подразделений ГИБДД, взаимодействующих со СМИ
Глава 2. Правоприменительная практика взаимодействия ГИБДД и СМИ
2.1. Особенности использования СМИ в пропагандистской деятельности ГИБДД.
2.2 Практика организации проведения совместных мероприятий ГИБДД и СМИ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Список специализированных изданий, освещающих деятельность ГАИ-ГИБДД.
Список сокращений

Фрагмент для ознакомления

Поэтому если раньше информирование общественности о состоянии преступности, деятельности правоохранительных органов рассматривалось как особая исключительная привилегия самих правоохранительных органов, то в современных условиях этому «праву» действительно далеко не всегда соответствует обязанность конкретного СМИ опубликовать весь доклад без купюр и искажений, а не использовать выборочно, например, для подготовки критического материала.
Специфика организации продуктивного взаимодействия правоохранительных органов с современными СМИ сегодня должна заключаться не в даче «ценных указаний», а в равноправном, партнерском деловом общении, проистекающем в рамках уважительного отношения к законам, правам и свободам граждан. СМИ - это зеркало, в котором отражается наша жизнь, ее приятные и неприглядные стороны. Не случайно еще Наполеон называл журналистов чистильщиками улиц, которые работают пером.
Информация дает человеку возможность адекватно оценить экономическую, социальную и политическую ситуацию. Особую роль она играет в вопросах обеспечения безопасности. Как показывают исследования независимых экспертов, мнение людей по этой проблеме складывается на основе сведений, поступающих как из официальных, так и неофициальных источников. Наиболее сильное воздействие оказывают СМИ, которые уже давно называют четвертой властью.
Если говорить об их взаимоотношениях с правоохранительными органами, то сегодня значительная часть эфирного времени и печатных площадей отведена под криминальную тематику. Практически 90% российских СМИ находится в руках финансовых групп, медиа-холдингов и частных лиц, и это обуславливает определенную идеологическую направленность. Поэтому необходимо заранее готовить качественную фактурную базу, анализировать возникающие тенденции, прогнозировать их развитие и действовать на опережение. Если нет открытости, публичного обсуждения, то по информационным сетям начинает циркулировать псевдоинформация, слухи, мифы, которые или рождаются сами как замена достоверной, но недоступной информации, или вбрасываются определенными политическими силами в интересах обострения политической борьбы. Пресс-службы органов милиции в этом коммуникативном процессе занимают строго определенную позицию, осуществляют передачу информации от государственных органов - обществу, достоверной, доступной, в достаточном объеме, способной сформировать пусть проблемный, но в целом приемлемый для общества образ сотрудника милиции и МВД в целом.
За последние несколько лет расширились возможности открытого общения с представителями Госавтоинспекции со стороны журналистов. Благодаря этому, информация, содержащаяся в новостных и аналитических материалах СМИ, стала излагаться более объективно и грамотно. МВД РФ является одним из открытых ведомств, и не только для СМИ. Ежегодно управления ГИБДД проводят конкурсы средств массовой информации. На страницах газет регулярно появляются публикации о рабочих буднях отделений, организуются совместные рейды по городским улицам, широко проводится популяризация среди населения Правил дорожного движения. Без сомнения, все это способствует профилактике ДТП, прозрачности деятельности ГИБДД, повышению статуса ее сотрудников. Ведь цель одна - сделать движение на дорогах областей, городов и районов комфортным и безопасным для пешеходов и водителей.
Вместе с тем в деятельности информационных подразделений имеется и ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего разрешения. Необходимо отметить, что результатом пренебрежения систематической работы руководства подразделений ГИБДД со СМИ является появление негативных откликов граждан о функционировании тех или иных отделов Автоинспекции. Анализ текстов СМИ по проблеме бюрократических барьеров при взаимодействии граждан и ГИБДД позволил выявить ряд ключевых проблем, с которыми сталкиваются граждане. В общих словах эти проблемы можно сформулировать следующим образом: ГИБДД предоставляет гражданам очень низкое качество услуг. Граждане вынуждены терпеть недоброжелательное отношение и подчас унижение, которому они подвергаются при взаимодействии с ГИБДД. Крайне низок уровень доверия граждан сотрудникам ГИБДД – в обществе четко сформировано представление о том, что они зарабатывают себе на жизнь исключительно с помощью взяток.
Среди конкретных «проблемных сфер», которые имеют место при взаимодействии граждан и ГИБДД, можно выделить следующие:
Эвакуация автомобиля на штрафстоянку. Существуют попытки оспорить легитимность эвакуации автомобиля, поскольку, по мнению некоторых юристов, эти действия противоречат Гражданскому кодексу и Конституции. Процедура эвакуации не отрегулирована законодательно. Владелец эвакуированного автомобиля вынужден искать его самостоятельно, не будучи уверенным, подчас, в сохранности своей собственности.
Поборы и вымогательства со стороны сотрудников ГИБДД.
Прохождение техосмотра. Процедура забюрократизирована, граждане вынуждены проводить время в очередях.
Сдача экзамена на получение водительского удостоверения. Граждане сталкиваются с недоброжелательностью со стороны сотрудников ГИБДД, как следствие - процедура сдачи экзаменов становится взяткоемкой.
Регистрация транспортного средства. Процедура забюрократизирована, граждане вынуждены проводить время в очередях.
Диаграмма «процентного» недовольства граждан ГИБДД, по приведенным выше проблемам, изложена в следующем графике:

Соотношение положительных и отрицательных отзывов о системе ГИБДД наглядно демонстрирует размещенный ниже рисунок 1:

Как видим, показательно крайне низкое количество позитивных упоминаний ГИБДД в текстах. Львиную долю составляют сообщения негативного характера. Позитивные упоминания ГИБДД присутствуют в текстах постоянно, но на достаточно низком уровне. Как показал анализ данных, эти упоминания не связаны непосредственно с обязанностями этой службы. В таких статьях, как правило, речь идет о рейдах, совершаемых ГИБДД совместно с представителями правоохранительных структур (в результате одного из них, например, был выявлен факт незаконной постановки на учет подержанных иномарок, купленных в Европе), об отдельных случаях проявления героизма среди сотрудников (например, о задержании преступников), о различных акциях ГИБДД и т.п.
Таким образом, в настоящее время деятельность ГИБДД не должна сводиться только к проведению информационно-профилактических акций, тем более - разовых. Сегодня СМИ активно влияют и на уровень правовой культуры, и на формирование правосознания граждан. В то же время далеко не всегда оперативно организуется работа по оказанию содействия средствам массовой информации, по реагированию на критические материалы.
Ниже приведены примеры некоторых мероприятий, проводимых подразделениями и отделами ГИБДД в рамках сотрудничества со средствами массовой информации:
Один раз в 2 года сотрудники отделов Пропаганды по безопасности дорожного движения собираются на Всероссийский конкурс телерадиопрограмм по безопасности дорожного движения. Сам конкурс был организован Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел, Союзом журналистов и Администрациями различных субъектов РФ.
В Московской области проводился межрегиональный фестиваль телевизионных и радиопрограмм под названием «Медиа-Дозор: журналисты за безопасность движения». Лауреатов выбирали в четырех номинациях: «Технические факторы безопасности», «Человек на дороге», «Власть у руля» и «Лучший телерадиоролик». Цель фестиваля - привлечь внимание не только широкой публики, но и власти к проблемам безопасности движения. Главная задача - это оценить работу телевизионных и радиожурналистов, которые посвящают свою деятельность вопросам безопасности дорожного движения и преподнести в своих сюжетах сотрудников ГИБДД компетентными, рациональными и смелыми людьми. СМИ должны говорить о них чаще и больше всего акцент делать именно на культуре вождения, которой у нас не хватает, говорить: люди, уважайте друг друга на дорогах.
Всероссийский журналистский конкурс «Дорога для жизни» на приз «Хрустальный автомобиль» был учрежден Гильдией автомобильных журналистов при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, во взаимодействии с Главным Управлением ГИБДД СОБ МВД России и Межрегиональным Фондом безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях. Девиз конкурса: «Сделаем наши дороги дорогами для жизни». Цель конкурса: помочь обществу осознать, что автомобильный транспорт, какой бы защитой изобретатель его не наделял, на самом деле становится хрупким и беззащитным, если человек, нарушая все правила безопасного поведения, бездумно использует автомобиль для уничтожения себе подобных.
Проведение конкурса «Лучший инспектор ДПС ГАИ Российской Федерации» среди сотрудников ДПС ГАИ. Конкурс проводится в три этапа. Первый и второй этапы конкурса проводятся ежегодно. Третий (заключительный) проводится один раз в два года. В первом этапе конкурса, который организуют руководители горрайорганов, управлений и отделов Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД, принимают участие инспектора ДПС ГАИ ГОРОВД, строевых подразделений дорожно - патрульной службы. Во втором этапе конкурса, который организуется министерствами, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации, принимают участие инспектора ДПС ГАИ, занявшие первое место в первом этапе. В третьем (заключительном) этапе конкурса, который организуется Главным управлением ГАИ и Главным управлением кадров МВД России, принимают участие инспектора ДПС ГАИ, занявшие первое место во втором этапе. Результаты конкурса определяются из расчета набранных баллов исходя из успехов в специальных, медицинских, технических, физических и огневых дисциплинах.
В МВД РФ ежегодно проходит Всероссийский конкурс «Щит и перо. Поднимая насущные проблемы, в том числе и о сложившемся отношении к сотрудникам милиции, ряд журналистов, из разных регионов страны стали его победителями и получили высокое звание Лауреатов в номинации «Негативно, но объективно». По замыслу создателей, он призван стать важным средством воспитания правосознания в обществе, уважения к работе сотрудников правоохранительных органов и повышения престижа милицейской профессии. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что цель, которую ставили перед собой его организаторы, достигнута. Уже 6 лет все без исключения регионы России принимают в нем самое деятельное участие. Всероссийский конкурс «Щит и перо» является ежегодным и проходит в два этапа. Первый (отборочный)- проводится в Главных управлениях МВД РФ федеральных округов. Второй этап - в МВД России, где подводятся окончательные итоги и определяются номинанты. Руководство конкурсом, отбор работ и определение победителей осуществляет специальная комиссия, в состав которой входят руководители аппарата МВД РФ, руководители федеральных телекомпаний и ведущих газет, корреспонденты центральных СМИ и члены творческих союзов.
Представленные на конкурс работы оцениваются по десяти номинациям, утвержденным Положением о конкурсе. Номинанты награждаются ценными призами и подарками, а кроме того получают право показа своих материалов в программе «Дежурная часть», на страницах журнала «Милиция» и газеты «Щит и меч». В конкурсе «Щит и перо» участвуют не только журналисты- профессионалы, но и сотрудники милиции. Хорошее знание милицейской работы позволяет им создавать правдивые, основанные на реальных событиях из жизни, материалы, которые показывают истинное лицо сегодняшнего стража порядка. Не оборотня в погонах, а честного и порядочного человека, настоящего профессионала своего дела.
Помимо Всероссийской акции «Внимание, дети!» на территории Москвы совместно с редакцией газеты «Новые известия» ежегодно проводится операция «Зебра», а с радиостанцией «Авторадио» проводится акция «Маленький пассажир». Оба мероприятия направлены на воспитание у водителей вежливого отношения к пешеходам.
Кроме вышеперечисленных мероприятий, можно также отметить и другие формы взаимодействия ГИБДД и СМИ, выражающиеся, например, в создании радиостанции «Милицейская волна», которая ведет активную работу, направленную на деятельное возрождение и поддержание в среде радиослушателей позитивного образа сотрудника правоохранительных органов и повышение доверия граждан к деятельности Министерства внутренних дел. Новости выходят в эфир ежедневно в начале и в середине часа в течение всего дня. В конце каждого дня подводятся информационные итоги. Программа «Прямой разговор» с руководством МВД посвящена информированию и обсуждению с аудиторией насущных проблем, стоящих перед Министерством, достижений в области борьбы за общественный правопорядок и актуальных событий, происходящих в сфере деятельности правоохранительного ведомства. УГИБДД тесно сотрудничают с редакциями коммерческих радиостанций: «Авторадио», «Европа плюс», «Русское радио», «Шансон», а взаимодействие с областными СМИ и радио насчитывает многие десятки лет. Взаимопонимание достигнуто и с редакциями некоторых телеканалов. Таким образом, «Прямые эфиры», «горячая линия», репортажи с места событий, обмен мнениями с радиослушателями - все это позволяет эффектно и эффективно доводить информацию ГИБДД до участников дорожного движения всех возрастов и категорий. Среди основных мер достижения целей Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» важное место занимают формирование общественного правосознания и пропаганда правомерного поведения на дорогах.
Так, на втором этапе осуществления этой программы предусматривается, помимо всего прочего, реализация следующих мероприятий:
проведение кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических работ;
совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Используя возможности средств массовой информации, учитывая особенности возрастных и социальных категорий граждан, создаются тематические передачи и рубрики, продукты социальной рекламы. Управления внутренних дел проводят акции «Прямая связь с милицией», практикуется прием граждан по личным вопросам на стационарных постах милиции по линиям служб, силами отдела информации проводятся социологические опросы, позволяющие выявить недостатки в работе отделов и подразделений. Таким образом, анализируя критические замечания, поступающие от населения, как и критику в СМИ, органы получают сигнал предпринять те или другие шаги для улучшения работы. Часто результаты зависят не только от сотрудников ГИБДД, но и того, как преподносят материалы различные СМИ, отдельные представители которых в погоне за жареными фактами зачастую необъективно освещают ту или иную тему. Однако, как представляется, это в большей степени можно отнести к журналистам-однодневкам, у которых отсутствует такое качество, как профессионализм. В целях более эффективного использования СМИ для формирования у участников дорожного движения правосознания в области дорожного движения, воспитания уважительного отношения к ГИБДД, установления доброжелательных отношений между участниками дорожного движения и сотрудниками ГИБДД предлагается:
- при планировании взаимодействия со СМИ предусмотреть освещение всех направлений деятельности ГИБДД, особо выделяя темы, направленные на формирование позитивного отношения к службе ГИБДД со стороны участников дорожного движения;
- в целях дифференцированного информирования различных социальных и возрастных категорий участников дорожного движения о действующих законодательствах, нормативно - правовых актах в сфере дорожного движения, освещения направлений деятельности ГИБДД обеспечить проведение брифингов, круглых столов, прямых эфиров с привлечением представителей администраций, организаций и предприятий, деятельность которых предполагает взаимодействие с подразделениями ГИБДД;
- ежеквартально и по результатам ежегодной деятельности в СМИ публиковать отчеты;
- содействовать выпуску хроникальных и художественных кино-, видеофильмов, публикаций в печати, распространению среди населения информационных листков, наглядных материалов, брошюр, буклетов, отражающих позитивные примеры взаимодействия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России и граждан в охране общественного порядка, противодействия распространению идей терроризма и экстремизма.
Заключение

Роль и ответственность средств массовой информации в освещении деятельности органов внутренних дел - это две стороны одной медали. С одной стороны, они позволяют гражданам иметь правдивую, объективную информацию о причинах преступности, методах борьбы с нею, о делах и заботах органов внутренних дел; с другой - точность и надежность передаваемой информации имеют первостепенное значение для завоевания доверия аудитории. Кроме того, передаваемая информация должна быть безупречной. Формирование у граждан позитивного мнения о деятельности органов внутренних дел, пропаганда лучших образцов выполнения сотрудниками служебного долга предполагают глубокую ответственность СМИ перед гражданами. В современных условиях основная цель взаимодействия ОВД со СМИ - повышение уровня объективной освещенности в средствах массовой информации деятельности, проблем, трудностей и сложностей органов внутренних дел. В свете Концепции совершенствования взаимодействия МВД РФ со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы, что, напрямую применимо и к органам ГИБДД, представляются возможным качественные изменения и улучшения в области формирования более позитивных отношений между представителями печатных, электронных, радио – и телевизионных средств массовой информации.
В современных условиях крайне важно совершенствовать работу по повышению авторитета сотрудников органов внутренних дел ГИБДД, профессиональным отношением к порученному делу формировать и укреплять позитивное отношение граждан к правоохранительным органам.
В ходе проведенного мной исследования мной был сделан ряд выводов:
К основным направлениям взаимодействия ГИБДД и СМИ относятся: работа с обращениями граждан, в том числе и СМИ; подготовка совместных публикаций по материалам пресс-служб МВД и ГИБДД; совместные проведения учебных сборов, конференций, взаимных стажировок с пресс-службами правоохранительных органов, средств массовой информации, в т.ч. ведомственных, с целью обмена опытом и повышения профессионального мастерства сотрудников; проведение консультаций и оказание помощи журналистам в подготовке материалов по вопросам деятельности органов внутренних дел; участие в проведении социологических исследований, анализе и изучении общественного мнения по вопросам, представляющим интерес для органов внутренних дел и др.
Задачи и функции взаимодействия ГИБДД со СМИ, в основном, выполняют ее отделы: информационный, по связям с общественностью и СМИ, аналитический, отдел пропаганды; в более мелких городских и районных отделах – заместители и начальники ОВД соответствующих образований, в МВД и крупных структурных подразделениях ГИБДД – пресс-службы и пресс-секретари ведомства.
ГИБДД использует СМИ в различных пропагандистских целях: при проведении массовых ведомственных мероприятий; при профилактике транспортного травматизма и детских смертей на дорогах; для повышения положительного имиджа всего милицейского ведомства и отдельных его сотрудников; для формирования у общества устойчивого положительного восприятия тех или иных процессов, осуществляемых сотрудниками ГИБДД; наконец, для информирования граждан.
В результате проведенного исследования мной было выявлен целый ряд ведомственных актов – приказов, инструкций и наставлений МВД, в той или иной степени регламентирующих если не четкий порядок деятельности отделов пропаганды и представителей пресс-служб отделений ГИБДД с федеральными и местными средствами массовой информации, то хотя бы закладывающие основы к такому регулированию и очерчиванию границ для взаимодействия ведомства и его подразделений со СМИ.
Также мной был выявлен ряд недостатков, отмеченных при изучении вопроса взаимодействия подразделений ГИБДД и СМИ. Так, представляется существенным недостатком неотлаженность в действиях сотрудников ДПС и других органов ГИБДД при сообщении информации о деятельности службы, при раскрытии подробностей совершения тех или иных дел преступлений на транспорте и т.д. Недостаточное информирование представителей СМИ в лице их редакций и журналистов приводит к искажению и негативному оттенку предоставляемой прессой информации о работе органов ГИБДД. Необходимо всячески избегать таких моментов. Для этого нужно работать на упреждение информации, предвосхищать ее распространение (в том числе по каким-то причинам – нежелательной информации) путем ее размещения сначала в официальных источниках управлений и отделов – через пресс-службы, отделы по связям со СМИ и др., а затем в кратком, сжатом виде, не вдаваясь в подробности, предоставлять материалы справочно-информационного характера журналистам, по возможности, снабжая их комментариями представителей отделов и управлений, начальников и их заместителей, и должностных лиц, ответственных за те или иные действия и их последствия.
Совершенствование связей ГИБДД со СМИ, их открытость для публики принесет желаемые положительные результаты не только общественности, но также и ГИБДД, милицейскому ведомству в целом. Рост в обществе доверительных тенденций к чиновникам и их работе, прозрачность проведения ряда мероприятий, а также взаимодействие граждан через СМИ или напрямую с органами ГИБДД приведет к сокращению числа совершаемых правонарушений, стабилизации криминогенной обстановки, наметятся тенденции к пониманию и добросовестному исполнению своих обязанностей гражданами в сфере организации дорожного движения, сократится дорожный травматизм, а общество, в целом, станет более понимающим и толерантным к проблемам и трудностям сотрудников внутренних дел, их работе.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М., «Юридическая литература», 1993.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. //Российская газета. № 4061 от 05.05.2006.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. //Российская газета. № 2861 от 22.12.2001.
Федеральный закон от 20 июня 2000г. №83-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Изд-во «Ось-89», М., 2005.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». // «Российская газета», N 245, 26.12.1995.
Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». //Собрание Законодательства РФ. 1995.№ 3
Федеральный закон от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции». Изд-во «Инфра-М», 2007.
Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1. //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7.
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»//Российская газета. от 10.01.1994.
Указ Президента РФ № 209 от 12.02.93 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7.
Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. №644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 2001. № 11.
Приказ МВД РФ от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе».
Приказ МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».// «Российская газета», N 263, 23.11.2006.
Приказ МВД РФ от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ».// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 1, 01.01.2007.
Приказ МВД РФ от 5 декабря 2005 г. № 992 «Об информационном совете МВД РФ». «Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 35, ч. 1 М., 2006.
Приказ МВД РФ от 5 сентября 2005 г. № 718 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия МВД РФ со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы». Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 35, ч. 1 М., 2006.
Приказ МВД РФ от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения». Первоначальный текст документа в официальных источниках опубликован не был. СПС «Консультант плюс», 2008 г.
Приказ МВД РФ от 23 марта 2002 г. № 263 «Об организации деятельности строевых подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». Первоначальный текст документа в официальных источниках опубликован не был. СПС «Консультант плюс», 2008 г.
Приказ МВД РФ от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения». «Российская газета», N 188, 28.08.2007.
Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору». «Российская газета», N 29, 10.02.2001.
Приказ МВД РФ от 6 декабря 1999 г. № 977 «Об информационно-пропагандистской работе». «Российская газета», N 17, 09.02.2000.
Приложение к Приказу МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Наставление по работе Дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 24, 14.06.1999.
Приказ МВД РФ от 28 сентября 1998 г. № 618 «Об утверждении положений об органах управления и подразделениях ГИБДД МВД России». Первоначальный текст документа в официальных источниках опубликован не был. СПС «Консультант плюс», 2008 г.
Приказ МВД РФ от 16 апреля 1997 г. № 231 «Об организации работы отделов (отделений, групп) информации и общественных связей органов внутренних дел». «Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 10, ч. 2 М., 1997.
Приказ МВД РФ от 25 января 1996 г. № 36 «О мерах по повышению профессионального мастерства сотрудников дорожно-патрульной службы госавтоинспекции». «Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 15, ч. 2 М., 1996.
Учебники и монографии:
Основы управления в органах внутренних дел. Учебник /под ред. Коренева А.П., М. Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2000 .
Божьев В. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1998.
Гуценко К., Ковалев М. Правоохранительные органы, М., 1999.
Ишеков К. Правоохранительные органы: Курс лекций. Изд-во «Экзамен», М., 2006.
Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов Берикашвили Л. Изд-во «Щит-М», М., 2005.
Мельник Г., Ким М. Методы журналистики. Изд-во Михайлова В.А., М., 2006.
Матушевский Р. Правовые основы СМИ и журналистики. Изд-во «А-Приор», М., 2006.
Лаптев И. Актуальные проблемы формирования государственной информационной политики. Ежегодник'98. Изд-во «Государственной службы России». М., 1999.
Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.
Жуков Ю. Тридцать бесед с телезрителями. М., 1977.
Под ред. Засурского Я. Система средств массовой информации России: Учебное пособие. М., 1996.
Чичановский А. Взаимодействие СМИ и властных структур в условиях модернизации российского общества (Политологический анализ). М., изд-во «РАГС», 1995.
Статьи:
Зуниров Н.Р. Координация информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов. Журнал «Закон и право» №11, 2002.
Зуниров Р.Д. Приоритетные направления к координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Журнал «Законность», 2003, №1.
40. Вырагин А.Е. Особенности воздействия на преступность. Журнал «Уголовное право». №1, 2003.
41. Кимаева О. Мы расскажем о себе, г-та «Магаданская правда», от 07.11.2002.
42. Бакулин Ю. У СМИ и ГАИ одни задачи, г-та «Вятский край» от 25.07. 2006.
43. В поиске эффективных форм пропаганды. Всероссийский ежемесячник «STOP-газета», № 10, 2007.
Другие источники:
44. Диссертация «Процессуальное взаимодействие правоохранительный органов, суда со средствами массовой информации при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях». М., 2004.
45. Диссертация «Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации как фактор реализации информационной политики», М., 2003.
46. Материалы сети автозаправочных станций и автомоек ООО «Грейтек», М., 2007.
47. Материалы официального сервера управления ГИБДД ГУВД Ставропольского края, г. Ставрополь, 2002.
48. Материалы Гильдии автомобильных журналистов, М., 2004.
49. Выступление начальника Гостехнадзора Московской области В.А.Васенина, 2005.
50. Отчет мониторинга СМИ «Медиалогия» (www.medialogia.ru) на материале текстов СМИ за период с 22 июня 2005 года по 22 июня 2006 года.


Приложение 1. Список специализированных изданий, освещающих деятельность ГАИ-ГИБДД.
Журнал «За рулем»
Журнал «Авто-Адвокат»
Журнал «АвтоСреда»
Газета МВД РФ «Щит и меч»
Журнал «АвтоРынок»
Газета «708-й на связи»
Всероссийский ежемесячник «STOP-газета»
Журнал «Автомир»
Журнал «Автолюбитель»
Журнал «Колеса»
Журнал «Пятое колесо»
Журнал «Милицейские ведомости»
Журнал «Милицейский вестник»
Газета «Красная звезда»
Журнал «Офицеры»
Журнал «Милиция»
«Профессионал»

Список сокращений
ГАИ – Государственная автотранспортная инспекция
ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения
ГУВД – Главное управление внутренних дел
МВД – Министерство внутренних дел
РСФСР – Российская советская федеративная социалистическая республика
РФ – Российская Федерация
СЖР – Союз журналистов России
СМИ – Средства массовой информации
СССР – Союз Советских Социалистических республик
УВД – Управление внутренних дел
Др. - другое
Т.е. – то есть
И т.д. – и так далее
И т.п. – и тому подобное


ФЗ «О Средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 Ст. 2.//"Российская газета", N 32, 08.02.1992,

Приказ МВД РФ от 5 сентября 2005 г. № 718 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия МВД РФ со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы»
П. 139 Приказа МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».
Ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Ст. 39 ФЗ «О Средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.
П. 130.2 Приказа МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».
ст. 3 Закона РФ «О милиции»// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.
ст. 20 РФ Закона «О милиции».
ст. 2 Закона «О милиции».
ст. 15 п.4, ст.29 п.4 Конституции РФ.
Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г., № 7.
Собрание актов Президента и Правительства РФ 2001 г., № 11.
Пп. 2.5, 2.6 Приложения к Приказу МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Наставление по работе Дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ»// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 24, 14.06.1999 (без приложений).

От лат. «происхождение».
Приказ МВД РФ от 6 декабря 1999 г. № 977 «Об информационно-пропагандистской работе»
График взят из отчета, подготовленного с помощью системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» (www.medialogia.ru).
Рисунок взят из отчета, подготовленного с помощью системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» (www.medialogia.ru).

Фонд «ЧАДЭ».
2008 - 2012 годы.
Глава 5 Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»// "Собрание законодательства РФ", 27.02.2006, N 9, ст. 1020.










3

1.Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М., «Юридическая литература», 1993 г.
2.Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. М., «Российская газета» № 4061 от 05.05.2006 г.
3.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. М., «Российская газета» № 2861 от 22.12.2001 г.
4.Федеральный закон от 20 июня 2000г. №83-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Изд-во «Ось-89», М., 2005 г.
5.Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». «Сибирское университетское издательство», 2007 г.
6.Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». «Собрание Законодательства РФ» № 3, 1995 г.
7.Федеральный закон от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции». Изд-во «Инфра-М», 2007 г.
8.Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1. Газета «Ведомости», СНД и ВС РФ, № 7, 1992 г.
9.Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», М., «Российская газета» от 10.01.1994 г.
10.Указ Президента РФ № 209 от 12.02.93 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации». «Собрание актов Президента и Правительства РФ» 1993 г., № 7.
11.Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. №644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». «Собрание
актов Президента и Правительства РФ» 2001 г., № 11.
12.Приказ МВД РФ от 10 апреля 2006 г. N 246 «Об информационно-пропагандистской работе». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
13.Приказ МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
14.Приказ МВД РФ от 28 октября 2006 г. N 860 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
15.Приказ МВД РФ от 5 декабря 2005 г. N 992 «Об информационном совете МВД РФ». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
16.Приказ МВД РФ от 5 сентября 2005 г. N 718 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия МВД РФ со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
17.Приказ МВД РФ от 2 декабря 2003 г. N 930 «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
18.Приказ МВД РФ от 23 марта 2002 г. N 263 «Об организации деятельности строевых подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
19.Приказ МВД РФ от 2 июля 2002 г. N 627 «О мерах по совершенствованию деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
20.Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
21.Приказ МВД РФ от 6 декабря 1999 г. № 977 «Об информационно-пропагандистской работе». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
22.Приложение к Приказу МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297 «Наставление по работе Дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
23.Приказ МВД РФ от 28 сентября 1998 г. N 618 «Об утверждении положений об органах управления и подразделениях ГИБДД МВД России». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
24.Приказ МВД РФ от 16 апреля 1997 г. N 231 «Об организации работы отделов (отделений, групп) информации и общественных связей органов внутренних дел». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
25.Приказ МВД РФ от 25 января 1996 г. N 36 «О мерах по повышению профессионального мастерства сотрудников дорожно-патрульной службы госавтоинспекции». Справочная правовая система «Консультант плюс», М., 2008 г.
Учебники и монографии:
26.Учебник под ред. А.П. Коренева «Основы управления в органах внутренних дел», М. Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2000 г.
27.В. Божьев «Правоохранительные органы Российской Федерации».
М., 1998 г.
28.К. Гуценко, М. Ковалев «Правоохранительные органы», М., 1999 г.
29.К. Ишеков «Правоохранительные органы: Курс лекций». Изд-во «Экзамен», М., 2006 г.
30.Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов Л. Берикашвили. Изд-во «Щит-М», М., 2005 г.
31.Г. Мельник, М. Ким «Методы журналистики». Изд-во Михайлова В.А., М., 2006 г.
32.Р. Матушевский «Правовые основы СМИ и журналистики». Изд-во «А-Приор», М., 2006 г.
33.И. Лаптев. «Актуальные проблемы формирования государственной информационной политики». «Ежегодник'98», Изд-во «Государственной службы России». М., 1999 г.
34.Б.Грушин «Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения». М., 1979 г.
35.Ю. Жуков. «Тридцать бесед с телезрителями». М., 1977 г.
36.Под ред. Я. Засурского «Система средств массовой информации России: Уч. Пособие». М., 1996 г.
37.А. Чичановский. «Взаимодействие СМИ и властных структур в условиях модернизации российского общества (Политологический анализ)». М., изд-во «РАГС», 1995 г.

Статьи:
38.Зуниров Н.Р. «Координация информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов». Журнал «Закон и право» №11, 2002 г.
39.Зуниров Р.Д. «Приоритетные направления к координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Журнал «Законность», 2003 г., №1.
40. Вырагин А.Е. «Особенности воздействия на преступность». Журнал «Уголовное право». №1, 2003 г.
41. О. Кимаева. «Мы расскажем о себе», г-та «Магаданская правда», от 07.11.2002 г.
42. Ю. Бакулин. «У СМИ и ГАИ одни задачи», г-та «Вятский край» от 25.07. 2006 г.
43. «В поиске эффективных форм пропаганды». Всероссийский ежемесячник «STOP-газета», № 10, 2007 г.
Другие источники:
44. Диссертация «Процессуальное взаимодействие правоохранительный органов, суда со средствами массовой информации при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях». М., 2004 г.
45. Диссертация «Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации как фактор реализации информационной политики», М., 2003 г.
46. Материалы сети автозаправочных станций и автомоек ООО «Грейтек», М., 2007 г.
47. Материалы официального сервера управления ГИБДД ГУВД Ставропольского края, г. Ставрополь, 2002 г.
48. Материалы Гильдии автомобильных журналистов, М., 2004 г.
49. Выступление начальника Гостехнадзора Московской области В.А.Васенина, 2005 г.
50. Отчет мониторинга СМИ «Медиалогия» (www.medialogia.ru) на материале текстов СМИ за период с 22 июня 2005 года по 22 июня 2006 года.


Приложение 1. Список специализированных изданий, освещающих деятельность ГАИ-ГИБДД.
4.Журнал «За рулем»
5.Журнал «Авто-Адвокат»
6.Журнал «АвтоСреда»
7.Газета МВД РФ «Щит и меч»
8.Журнал «АвтоРынок»
9.Газета «708-й на связи»
10.Всероссийский ежемесячник «STOP-газета»
11.Журнал «Автомир»
12.Журнал «Автолюбитель»
13.Журнал «Колеса»
14.Журнал «Пятое колесо»
15.Журнал «Милицейские ведомости»
16.Журнал «Милицейский вестник»
17.Газета «Красная звезда»
18.Журнал «Офицеры»
19.Журнал «Милиция»
20.«Профессионал»

Вопросы и ответы

Какие основные направления взаимодействия существуют между ГИБДД и СМИ?

Основные направления взаимодействия между ГИБДД и СМИ включают обмен информацией о дорожно-транспортных происшествиях и обеспечение информационной поддержки оперативной деятельности ГИБДД, пропаганду правил дорожного движения и профилактику нарушений, а также освещение работы ГИБДД в СМИ.

Какие правовые основы регулируют взаимодействие между ГИБДД и СМИ?

Взаимодействие между ГИБДД и СМИ регулируется рядом нормативных актов, включая Конституцию РФ, Федеральный закон "О средствах массовой информации", законы о полиции, об автотранспорте, Российской Федерации, Национальной программы безопасности дорожного движения и другими законодательными актами.

Каковы структура, задачи и организация работы подразделений ГИБДД, взаимодействующих со СМИ?

Подразделения ГИБДД, взаимодействующие со СМИ, имеют определенную структуру и задачи. Например, пресс-службы ГИБДД занимаются информационной работой, обеспечивают взаимодействие с журналистами, распространение информации о дорожно-транспортных происшествиях и других событиях. Организация работы может варьироваться в разных регионах в зависимости от их специфики и потребностей.

Какие особенности есть в использовании СМИ в пропагандистской деятельности ГИБДД?

При использовании СМИ в пропагандистской деятельности ГИБДД существуют определенные особенности. Например, необходимо учитывать этические нормы и принципы профессиональной деятельности журналистов, а также соблюдать законы о средствах массовой информации и обеспечивать объективность и достоверность передаваемой информации.

Какие основные направления взаимодействия ГИБДД и СМИ?

Основные направления взаимодействия ГИБДД и СМИ включают информирование общественности о деятельности ГИБДД, предоставление оперативной информации о происшествиях на дорогах, сотрудничество при проведении профилактических акций и кампаний, а также обратная связь с журналистами для получения точной информации.

Какие правовые основы регулируют взаимодействие ГИБДД и СМИ?

Правовые основы взаимодействия ГИБДД и СМИ определены в Законе о средствах массовой информации, Федеральном законе "О полиции" и других нормативных документах. Они устанавливают порядок предоставления информации, правила работы журналистов на месте происшествия и др.

Каковы структура, задачи и организация работы подразделений ГИБДД, взаимодействующих со СМИ?

Подразделения ГИБДД, взаимодействующие со СМИ, состоят из специалистов по информированию, пресс-секретарей и других сотрудников, ответственных за связи с общественностью. Их задачи включают организацию работы с журналистами, подготовку пресс-релизов и комментариев, проведение пресс-конференций и т.д. Организация работы осуществляется в соответствии с установленными процедурами и правилами взаимодействия с СМИ.

Какие особенности использования СМИ в пропагандистской деятельности ГИБДД?

Использование СМИ в пропагандистской деятельности ГИБДД осуществляется с соблюдением принципов объективности и достоверности информации. СМИ активно привлекаются для распространения информации о правилах дорожного движения, проведении профилактических акций и кампаний, а также для формирования у граждан правильного отношения к дорожной безопасности.

Каким образом предоставляется оперативная информация о происшествиях на дорогах ГИБДД СМИ?

Оперативная информация о происшествиях на дорогах предоставляется ГИБДД СМИ через официальных представителей, аккредитованных в ГИБДД. Они получают доступ к информации о происшествиях и могут осуществлять съемку и интервьюирование на месте происшествия с соблюдением правил работы на месте происшествия и рекомендаций пожарной и медицинской служб.

Каковы основные направления взаимодействия между ГИБДД и СМИ?

Основные направления взаимодействия между ГИБДД и СМИ включают информационное обеспечение деятельности ГИБДД, освещение деятельности и достижений ГИБДД, пропаганду правил дорожного движения, информационную поддержку профилактических мероприятий и оперативных мероприятий ГИБДД.