Описание методов социологических исследований:"Метод сбора первичной информации"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 1313 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 11.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Метод сбора первичной социологической информации
Фрагмент для ознакомления

Отбор времени для наблюдения предполагает введение каких-то разумных ограничений: исследователь не может быть круглосуточным наблюдателем «в поле». Должны существовать содержательные представления о том, что и в каком порядке обычно происходит в наблюдаемом сообществе, какие временные рамки и расписания определяют последовательность значимых и незначимых событий. Отбор людей – это обычно отбор интервьюируемых или информантов. Существенными параметрами отбора могут служить такие категории, как пол, возраст, ранг, уровень осведомленности. Иногда говорят об оборе контекстов наблюдения. Контекст в данном случае представляет собой несколько абстрактное понятие, включающее в себя не только время, место и общую структуру взаимодействия, но и некую – обычно неявную – совокупность норм (нормативную структуру), регулирующих поведение людей в данных обстоятельствах места и времени.
6. Особенности работы на полевом этапе
Плевой этап представляет собой непосредственное наблюдение и регистрацию интересующих исследователя элементов происходящего. На данном этапе существуют свои особенности:
-сложным, а иногда и невозможным становится повторное наблюдение (поскольку наблюдаемый процесс далеко не всегда воспроизводится);
-наблюдение социальных процессов ограничено во времени;
-опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. Другими словами трудно избежать субъективизма в подходе наблюдателя;
-очень важно сохранить «естественный словарь» участников.
-невозможность охватить все социальные факты непосредственным наблюдением (например, сферы семейных и сексуальных отношений).
7. Процедура обработки данных
Результаты подвергаются классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с итогами других исследований. Анализ и интерпретация происходят чаще всего в качественной стратегии.
В заключении следует отметить, что наблюдение как метод социологического исследования имеет ряд очевидных преимуществ. Еще до разработки программы исследований специалист должен иметь опыт наблюдения изучаемого объекта, почувствовать его специфику, ознакомиться с местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных ролей, понять особенности социальной среды и т. п.
В то же время наблюдение является рядовым и далеко не единственным методом социологического исследования, что связано с ограниченностью самого метода.
Отметим также, что не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Например, очень трудно путем наблюдения выявить неопредмеченные производственные взаимосвязи, зависимости, отношения. Для их изучения необходимы другие методы: контент-анализ, опрос и др. Кроме того, наблюдение возможно лишь в момент события. Для изучения прошлого, скажем, для установления природы социального энтузиазма в 30-е гг., требуется широкое применение метода анализа документов, свидетельств очевидцев, кинохроники, художественной литературы. Здесь анализируется, таким образом, опосредованное наблюдение. Сам опыт прошлого наблюдения выступает как объект исследования другими социологическими методами.
Необходимо учитывать и своеобразный «эффект ореола» в наблюдении. Довольно часто наблюдение само по себе меняет изучаемую ситуацию. Например, присутствие наблюдателя довольно часто ведет к появлению нетипичных черт поведения работников, стремящихся к некоторому идеальному стереотипу из боязни «подвести» руководителя. Это тоже подтверждает необходимость дополнения наблюдения другими методами. Скажем, посещение рецензентом занятия в вузе бесспорно относится к системе социологического наблюдения. Оно может дополняться анкетным опросом или беседой со слушателями. Такой комплексный подход, увязывание разных социологических методов в едином «пакете» позволяет более точно оценить эффективность занятия. Метод наблюдения является важным инструментом в практике совершенствования деятельности управленческих органов.



Список литературы
Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд., испр. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296с.
Зборовский, Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.
Павленок, П.Д. Социолгия: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.
Шарков, Ф.И. Социология: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 478 с.
Филатова, О.Г. Общая социология: учеб. пособие / О.Г. Филатова. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.


Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.107-108.

Филатова О.Г. Общая социология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С.363.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 2-е изд., испр. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – С.18.
Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – С.298-299.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.115-116.


Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.116-119.

Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – С. 304-305.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 2-е изд., испр. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – С.28-33
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – С.115.


Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – С. 304
Павленок П.Д. Социология: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – С.902-903.




12

Список литературы
1.Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд., испр. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296с.
2.Зборовский, Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.
3.Павленок, П.Д. Социолгия: учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.
4.Шарков, Ф.И. Социология: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 478 с.
5.Филатова, О.Г. Общая социология: учеб. пособие / О.Г. Филатова. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

Вопросы и ответы

Какие ограничения существуют при отборе времени для наблюдения?

При отборе времени для наблюдения нужно вводить разумные ограничения, так как исследователь не может быть круглосуточным наблюдателем «в поле». Необходимы представления о том, что и в каком порядке обычно происходит в наблюдаемом сообществе, какие временные рамки и расписания определяют последовательность событий.

Какие методы сбора первичной информации используются в социологических исследованиях?

В социологических исследованиях применяются различные методы сбора первичной информации, включая опросы, наблюдения, эксперименты, интервью, а также анализ документов и статистических данных.

Какие представления должны существовать для определения временных рамок при наблюдении?

Для определения временных рамок при наблюдении необходимо иметь представления о том, что и в каком порядке обычно происходит в наблюдаемом сообществе, какие расписания и последовательность событий являются значимыми или незначимыми.

Какие методы можно использовать для сбора первичной социологической информации?

Для сбора первичной социологической информации можно использовать методы наблюдения, опросов, интервью, экспериментов, анализа документов и статистических данных. Каждый из них имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач исследования.

Что означает отбор времени для наблюдения в социологических исследованиях?

Отбор времени для наблюдения в социологических исследованиях означает установление разумных ограничений, так как исследователь не может быть постоянным наблюдателем «в поле». Необходимо иметь представления о типичных событиях и последовательности их происхождения в наблюдаемом сообществе.

Какие ограничения должны быть введены при отборе времени для наблюдения в социологических исследованиях?

Отбор времени для наблюдения предполагает введение каких-то разумных ограничений: исследователь не может быть круглосуточным наблюдателем «в поле». Должны существовать содержательные представления о том, что и в каком порядке обычно происходит в наблюдаемом сообществе, какие временные рамки и расписания определяют последовательность значимых и незначимых событий.

Какие факторы должны учитываться при определении временных рамок и расписаний в социологических исследованиях?

При определении временных рамок и расписаний в социологических исследованиях необходимо учитывать содержательные представления о последовательности значимых и незначимых событий, которые обычно происходят в наблюдаемом сообществе. Также важно принимать во внимание факторы, влияющие на поведение людей, такие как время суток, день недели, сезонность и т.д.

Почему исследователь не может быть круглосуточным наблюдателем «в поле»?

Исследователь не может быть круглосуточным наблюдателем «в поле», потому что это физически невозможно. Кроме того, непрерывное наблюдение в течение 24 часов может быть слишком ресурсоемким и затратным. Поэтому необходимо вводить разумные ограничения и определять оптимальное время для наблюдения, чтобы получить достаточно представительные и качественные данные.

Как можно определить последовательность значимых и незначимых событий в наблюдаемом сообществе?

Определение последовательности значимых и незначимых событий в наблюдаемом сообществе требует содержательных представлений о его повседневной жизни и активностях. Для этого можно использовать предыдущие исследования, экспертные оценки, интервью с представителями сообщества, наблюдение за хронологией и последовательностью событий. Эти данные помогут исследователю определить временные рамки и расписания для наблюдения.

Какие ограничения должны быть введены при отборе времени для наблюдения?

При отборе времени для наблюдения необходимо установить разумные ограничения, так как исследователь не может быть постоянно присутствующим в наблюдаемом сообществе. Для этого необходимо иметь представление о том, что и в каком порядке обычно происходит в этом сообществе, а также знать временные рамки и расписания, которые определяют последовательность значимых и незначимых событий.