"Образ человека и мира" по А. Варламову "Рождение".

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Философия
  • 1010 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 26.06.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
содержания нет
Фрагмент для ознакомления

И за что?” - восклицает герой.
Наша повседневная жизнь ужасна, особенно если случается что-то очень затрагивающее нас, но мы этого не замечаем, мы устремлены в прошлое ли, в будущее, мы толкуем о великой России или идеалах свободы и демократии, мы забалтываем все, что можно заболтать, мы упиваемся своим красноречием, особой избранностью и духовностью, а за наше словоблудие расплачиваются дети этими нищими больницами, смрадом, тупостью и грубостью.
Автор не рассматривает судьбу как верховную справедливость, управляющую миром. Судьба – глупа, зла и просто так не хочет отпускать своих жертв. Она «насылала на нее бесплодие, старение плаценты, инфекцию, злобную врачиху в консультации, нелюбимого мужа, неверно поставленный диагноз ребенка...»
В контексте судьбы России, Варламов неутешительно заявляет: «Мы просто вымираем…у нас рождаются недоношенные, больные уже в утробе матери дети, мы все подвержены анемии, гемолизу, рахиту, если не физическому, то душевному, — это есть наша судьба и наше предназначение среди других народов, где ни один уважающий себя человек не позволил бы, чтобы его ребенок находился в таких условиях или чтобы беременная женщина три часа ждала “скорую помощь”».
Русский архетип унаследовал такие черты как долгое терпение, пренебрежение и не уважение к себе. «Лучшая больница страны, грязь, воровство, бестолковость, блат — все одно и то же, одно и то же, сколько бунтов, революций, реформ, перестроек и диктатур ни произойди. Хорошую, умную девочку засунут в районную поликлинику, вместо нее возьмут какую-нибудь бестолочь —но кому нужна такая жизнь?», - рассуждает герой. «И ни одна власть такого бы не позволила. А мы все терпим, со всем смиряемся, мы все запуганы или запугиваем других, в нас нет не только любви, но элементарного уважения друг к другу».
Несмотря на то, что окружающий мир жесток по отношению к человеку, природой заложено стремление человека к жизни, выжить любой ценой – вот девиз человека, пусть еще совсем маленького. «Но в его крохотном тельце все органы, все клетки, все нервы — все было нацелено на жизнь и на выживание, все боролось с тем, что он ощущал, — колючим воздухом, светом, шумом. Он хотел выжить, потому что так был задуман природой».
Природу нельзя обмануть и перехитрить: она вершит свой отбор, невзирая на все представления о высшей целесообразности, чуде и милосердии, и если ребенку нет места на этой земле, то тем или иным способом она свершит свое дело. «На это так же глупо жаловаться и искать виноватого, как обвинять в убийстве землетрясение, извержение вулкана или лавину. Любая болезнь, любой вирус есть не что иное, как способ, посредством которого регулируется численность людской популяции», - так заканчивает свои рассуждения о природе герой.
Таким образом, Варламов рассматривает человека как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но в то же время, и умеющий ей противостоять. Человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое.
Приближение человека к Богу – вот путь его духовного спасения. Женщина, далекая ранее от Бога и церкви, приходит в храм. Она чувствует еще не объяснимую, но уже такую отчетливую потребность окреститься самой, а затем окрестить и ребенка. Ей не важны и не близки внешние атрибуты церкви, а важна внутренняя духовная составляющая, прикосновение к истинному и вечному.
Путь спасения лежит и через страдание, страдание которое «вбирало в себя все: и его горечь, и ненависть, и любовь. Страдание есть знак нашей неоставленности Богом».
В мире ценностных ориентаций человека Варламов большое место отводит вере. Но этой вере не предшествует сомнение, наоборот, у героини появляется твердая уверенность и убежденность, что путь к Богу это путь правильный, истинный и эту свою уверенность она передает мужу.
Науки, изучающие частные проявления человека, такие как биология, медицина, психология, социология и др. приоткрывают завесу тайны человеческой. Кстати, в повести Варламова приведено множество медицинских терминов и рассуждений о болезни тела, его хрупкости и уязвимости. Однако, в самой сущности человека еще много неразгаданного и непознанного. Тема человека и мира неисчерпаема как для философов, так и для писателей, в произведениях которых ставятся подобные философские проблемы.
В заключение, хотелось бы отметить, что человек всегда искал ответ на вопрос «каково его место в мире?» Но сколько бы он не пытался познать самого себя в рамках научного анализа, сделать это полностью ему не удается. Человеческая личность имеет множество противоречивых аспектов, составляющих ее нераздельное единство. Тревога потери смысла жизни, потери своего Я стало доминантой сегодняшнего общества. Такие произведения как повесть Варламова «Рождение» заставляют читателя в очередной раз задуматься над тем как в современном мире с его прагматичностью, дегуманизацией спасти в себе человека.

Литература:
1. Варламов, А. Рождение // Ежемесячный литературно-художественный журнал «Новый мир», - 1995, - № 7.
2. Кириленко, Г.Г. Краткий философский словарь. / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов – М. : Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2004. – 480 с. – 3000 экз. – ISBN 5-8123-0159-X.












10

Варламов, А. Рождение // Ежемесячный литературно-художественный журнал «Новый мир», - 1995, - № 7.
2. Кириленко, Г.Г. Краткий философский словарь. / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов – М. : Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2004. – 480 с. – 3000 экз. – ISBN 5-8123-0159-X.

Вопросы и ответы

Что может быть причиной ужаса в повседневной жизни?

Причиной ужаса в повседневной жизни может быть то, что происходит что-то очень затрагивающее нас, но мы этого не замечаем. Мы устремлены в прошлое ли, в будущее, толкуем о великой России или идеалах свободы и демократии, забалтываем все, что можно заболтать, упиваемся своим красноречием, особой избранностью и духовностью. В результате наше словоблудие вызывает проблемы, например, дети страдают от нищих больниц, смрада и тупости.

Каким образом мы устремлены в прошлое или в будущее?

Мы устремляемся в прошлое или в будущее, когда толкуем о великой России или идеалах свободы и демократии. Мы забалтываем все, что можно заболтать, упиваемся своим красноречием, особой избранностью и духовностью. Это отвлекает нас от проблем, которые происходят в нашей повседневной жизни.

Какие последствия несет наше словоблудие?

Наше словоблудие приводит к тому, что дети страдают от нищих больниц, смрада и тупости. Использование красноречия, избранности и духовности становится приоритетом, в результате чего другие проблемы остаются бездействующими.

Какие проблемы страдают от нашего словоблудия?

В результате нашего словоблудия страдают больницы, дети и люди, которые испытывают смрад, а также тупость. Мы толкуем о великой России и идеалах свободы и демократии, но забалтываем все, что можно забалтывать, не замечая настоящие проблемы.

Какие примеры можно привести на подтверждение слов автора?

Примеры подтверждающие слова автора могут быть нищие больницы, смрад и тупость, от которых страдают дети. Эти проблемы возникают из-за нашего словоблудия, когда мы толкуем о великой России и идеалах свободы и демократии, но не замечаем повседневные проблемы.

Что означает фраза "Наша повседневная жизнь ужасна"?

Это значит, что автор считает, что наша обычная, привычная жизнь полна негативных и неприятных моментов.

Что автор имеет в виду, говоря о том, что мы устремлены в прошлое или в будущее?

Автор хочет сказать, что мы слишком часто живем воспоминаниями о прошлом или мечтаем о будущем, тем самым упуская настоящий момент.

Каким образом автор связывает словоблудие и детские больницы?

Автор считает, что наша обсессия словами и пустым разговором отвлекает нас от более важных проблем, таких как состояние детских больниц.

Что автор пытается донести, говоря о избранности и духовности?

Автор критикует эгоцентричность и показушность людей, которые считают себя особыми и духовными, но при этом не делают ничего, чтобы помочь другим или улучшить мир.

Какие проблемы автор видит в нашей повседневной жизни?

Автор считает, что наша повседневная жизнь полна ужасных моментов, таких как нищие больницы, смрад и тупость, которые мы часто игнорируем в своей жажде говорить и ничего не делать.

Чему удивляется герой статьи?

Герой статьи удивляется тому, за что люди платят в своей повседневной жизни: устремлению в прошлое или будущее, толкованию о великой России или идеалах свободы и демократии. Он считает, что мы забалтываем все, что можно заболтать, и упиваемся своим красноречием, избранностью и духовностью, но за все это расплачиваются дети и больницы, которые находятся в ужасном состоянии.