Механизмы и программы повышения международной мобильности молодых исследователей, обучающихся в асперантуре и докторантуре.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика труда
  • 2121 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.11.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Международная мобильность: теория и статистика
1.1 Теоретические аспекты международной мобильности
1.2 Статистика международной мобильности в России
1.3 Законодательная база
2 Проблемы международной мобильности в России и пути их решения
2.1 Специфика международной мобильности России
2.2 Основные программы повышения международной мобильности аспирантов и докторантов
2.3 Способы повышения международной мобильности аспирантов и докторантов
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

признание результатов обучения в зарубежном вузе в дипломе своего университета;
создание системы взаимного признания, эквивалентности дипломов и обучения в целом.
5. Пакет мер по созданию современной законодательной базы сферы международного сотрудничества в образовании. Помимо прочего, необходимо хотя бы в общей форме, но обязательно на федеральном уровне, отразить следующие явления, которые в реальности уже присутствуют, но не имеют возможности полного развития в виду неразработанности соответствующей законодательной базы:
разработка реализации межгосударственных программ и проектов в области образования и научной деятельности в системе образования (и, в частности, определение юридического статуса совместных международных образовательных программ, в том числе программ двойных и совместных дипломов);
участие в формировании системы подготовки и переподготовки кадров в области управления международным сотрудничеством в сфере образования;
определение порядка установления эквивалентности документов не только о соответствующем образовании, но и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах, и выдачи свидетельств об эквивалентности указанных документов.
Для устранения пробелов в законодательстве необходимо на уровне федерального закона предусмотреть следующие функции вузов:
участие в международных программах и проектах развития и совершенствования образования и управления образованием;
участие в программах академической мобильности студентов и аспирантов, двустороннего и многостороннего обмена докторантами, педагогическими и научными работниками;
создание с участием иностранных партнеров различных структурных подразделений (научно-методические центры, лаборатории, технические парки и другие подобные структурные подразделения).
Если программы включают не только двойные дипломы, но и, двойные ученые степени, то нужны соответствующие законодательные мероприятия. Например, крайне полезной была бы даже такая мера, как включение в диссертационные советы иностранных профессоров из ведущих европейских научных школ. Еще важнее были бы такие меры как:
совместная разработка программ обучения аспирантов (докторов);
взаимная мобильность аспирантов по отдельным разделам обучающей программы;
взаимная мобильность профессуры (научных руководителей), обеспечивающих обучающие программы;
совпадение периодов экзаменов и промежуточных отчетов по исследовательским работам;
взаимное представление научных изданий для публикаций статей аспирантов (докторантов);
разработка процедур присуждения двойных дипломов.
Таким образом, для повышения международной мобильности аспирантов и докторантов необходимо реализовать огромный комплекс мероприятий. Важнейшими механизмами реализации комплекса мероприятия по повышению международной мобильности являются: экономические, финансовые и законодательные механизма. А так же связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей мероприятий и ресурсов для их реализации, формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации.
Заключение
Ознакомившись в процессе написания работы «Механизмы и программы повышения международной мобильности молодых исследователей, обучающихся в аспирантуре и докторантуре», с результатами опросов, статистическими данными, печатными и Интернет изданиями, изучив практический опыт, можно сделать следующие выводы:
Международная академическая и научная мобильность студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей, неразрывно связанная с учебной и научной сторонами деятельности университета, в то же время является достаточно обособленной и специфичной областью его активности как субъекта всего мирового образовательного сообщества.
В настоящее время в России отсутствует достоверная статистическая информация о выезжающих за границу для стажировок, учебы, научно-исследовательской и другой работы (студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных сотрудников) и их дальнейшей судьбе. Так же не анализируются результаты зарубежных стажировок с точки зрения интересов российской системы образования, науки и экономики.
Процесс решения проблем внутренней и международной академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов начат. Причем он осуществляется как «сверху» – путем нормативно-правовой деятельности органов государственной власти и управления, так и «снизу» – путем изменения нормативных документов, попадающих под юрисдикцию вуза (уставов университетов и т.д.) и путем аналитической работы, итогом которой и являются предложения вузов по изменение нормативно-правовой базы их деятельности.
Таким образом, специфика и проблемы международной академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей в России заключаются в неплановом характере этой деятельности, отсутствии материально-финансового обеспечения, нехватке специалистов в этой области, в неразработанности специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствии инфраструктуры, обеспечивающей эффективное двустороннее академическое движение. В свете строительства общеевропейской системы высшего образования дальнейшее развитие академической мобильности, по мнению многих экспертов, невозможно без решения на международном уровне таких проблем, как синхронизация программ обучения по курсам и специальностям, а также признание российских документов об образовании и степеней за рубежом.
Таким образом, наиболее известны среди российских аспирантов и докторантов следующие зарубежные программы и фонды: Институт «Открытое общество» (Open Society Institute); Международная Соросовская программа образования в области точных наук (International Soros Science Education program (ISSEP); ТАСИС (TACIS: The European Union's Tacis Programme); Фонд Форда (Ford Foundation); Британский Совет (The British Council). Многие аспирантские программы европейских и американских вузов включают период обучения (так называемый taught component), кроме того, слушатели этих программ активно привлекаются к преподаванию на бакалаврском уровне. Поэтому программы мобильности аспирантов и докторантов включает компоненты обучения, исследований и преподавания.
Для повышения международной мобильности аспирантов и докторантов необходимо реализовать огромный комплекс мероприятий. Важнейшими механизмами реализации комплекса мероприятия по повышению международной мобильности являются: экономические, финансовые и законодательные механизма. А так же связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей мероприятий и ресурсов для их реализации, формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации.

Список литературы
Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 152 с.
Гребнев Л., «Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения» / «Высшее образование в России» № 1. 2004.
Диброва М.И., Кабанова Н.М. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования Журнал «Университетское Управление: практика и анализ» №2, 2004.
Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. – 48с.
Згага П. «Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса» Журнал «Высшее образование в Европе», Том XXVIII № 3, 2003.
Интернет-конференция на тему «Внедрение международных образовательных стандартов в ВУЗах России» 22/08/2007 http://www.mon.gov.ru
Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова - Минск: ГУ «БелИСА», 2007. - 200с.
Мария САРЫЧЕВА, «По материалам Круглого стола» / Комсомольская правда 22.09.2008
Особенности стажировки за границей / «Высшее образование в России»; 2004, №2, с.145–156;
Попов В. Н. Перспективы развития молодежной науки в контексте национального проекта реформирования образования и науки 20.10.2005 http://rosmu.ru

Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. – 16с.
Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 71 с.
Мария САРЫЧЕВА, «По материалам Круглого стола» / Комсомольская правда 22.09.2008
Особенности стажировки за границей / «Высшее образование в России»; 2006, №2, с.145–156;
Там же
Особенности стажировки за границей / «Высшее образование в России»; 2006, №2, с.145–156;
Диброва М.И., Кабанова Н.М. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования Журнал «Университетское Управление: практика и анализ» №2, 2004.
Гребнев Л., «Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения» / «Высшее образование в России» № 1. 2004.

Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова - Минск: ГУ «БелИСА», 2007. - 135с.
Попов В. Н. Перспективы развития молодежной науки в контексте национального проекта реформирования образования и науки 20.10.2005 http://rosmu.ru
Згага П. «Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса» Журнал «Высшее образование в Европе», Том XXVIII № 3, 2003.
Интернет-конференция на тему «Внедрение международных образовательных стандартов в ВУЗах России» 22/08/2007 http://www.mon.gov.ru












7

1.Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 152 с.
2.Гребнев Л., «Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения» / «Высшее образование в России» № 1. 2004.
3.Диброва М.И., Кабанова Н.М. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования Журнал «Университетское Управление: практика и анализ» №2, 2004.
4.Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению Волгоград 2004. – 48с.
5.Згага П. «Реформы университетов Юго-Восточной Европы с учетом Болонского процесса» Журнал «Высшее образование в Европе», Том XXVIII № 3, 2003.
6.Интернет-конференция на тему «Внедрение международных образовательных стандартов в ВУЗах России» 22/08/2007 http://www.mon.gov.ru
7.Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И.В. Войтова - Минск: ГУ «БелИСА», 2007. - 200с.
8.Мария САРЫЧЕВА, «По материалам Круглого стола» / Комсомольская правда 22.09.2008
9.Особенности стажировки за границей / «Высшее образование в России»; 2004, №2, с.145–156;
10.Попов В. Н. Перспективы развития молодежной науки в контексте национального проекта реформирования образования и науки 20.10.2005 http://rosmu.ru

Вопросы и ответы

Какие теоретические аспекты связаны с международной мобильностью?

Международная мобильность охватывает различные аспекты, включая экономические, социальные, культурные и образовательные. Она позволяет исследователям и студентам получать новые знания, опыт и перспективы, а также развиваться как профессионалы.

Какова статистика международной мобильности в России?

В России количество людей, участвующих в международной мобильности, постепенно растет. Согласно статистическим данным, количество студентов-мобильщиков увеличивается с каждым годом, а их главными направлениями являются Европа и США.

Какая законодательная база существует в области международной мобильности?

В России существуют ряд законов и нормативных актов, которые регулируют международную мобильность. Например, Федеральный закон "Об образовании" устанавливает правовые основы для участия российских студентов и исследователей в международных обменах и программам.

Какие проблемы связаны с международной мобильностью в России?

Одной из основных проблем международной мобильности в России является недостаточное финансирование программ и проектов. Также существует проблема с признанием иностранных дипломов и качества образования, полученного за рубежом.

Какие программы существуют для повышения международной мобильности аспирантов и докторантов?

Для повышения международной мобильности аспирантов и докторантов существует ряд программ, таких как Erasmus+, Fulbright, Marie Skłodowska-Curie Actions и другие. Они предоставляют стипендии, гранты и возможности для обучения и исследования за рубежом.

Какие теоретические аспекты связаны с международной мобильностью?

Международная мобильность основывается на принципе свободного передвижения научных кадров и студентов для целей обучения и исследовательской деятельности. Она является важным фактором развития науки и образования, способствует обмену опытом, расширению знаний и повышению квалификации.

Какие статистические данные есть о международной мобильности в России?

По данным статистики, количество российских аспирантов и докторантов, участвующих в международной мобильности, постепенно увеличивается. В настоящее время примерно 15% аспирантов и докторантов получают опыт обучения или исследовательской работы за рубежом.

Какая законодательная база регулирует международную мобильность в России?

Международная мобильность в России регулируется различными законодательными и нормативными актами. Например, федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и различные приказы и постановления Министерства образования и науки Российской Федерации.

Какие основные проблемы связаны с международной мобильностью в России?

Среди основных проблем международной мобильности в России можно выделить сложности с получением финансирования на обучение или исследовательскую работу за рубежом, ограниченные возможности в выборе международных программ, а также бюрократические и организационные препятствия.

Какие программы существуют для повышения международной мобильности аспирантов и докторантов?

Для повышения международной мобильности аспирантов и докторантов в России существует ряд программ, включающих гранты научных фондов, стипендии и обмены студентами. Некоторые из них включают участие в международных конференциях и симпозиумах, а также обучение исследовательским навыкам за рубежом.

Какие теоретические аспекты связаны с международной мобильностью молодых исследователей?

Теоретические аспекты международной мобильности молодых исследователей включают в себя вопросы о важности и преимуществах международного опыта, влиянии мобильности на развитие науки и образования, а также о роли глобальных мегатрендов в формировании международной научной среды.

Какова статистика международной мобильности в России?

Статистика международной мобильности в России показывает, что количество молодых исследователей, отправляющихся за рубеж для повышения квалификации или работы над научными проектами, постепенно увеличивается. Однако, в целом оно все еще остается низким по сравнению с другими странами. Программы и механизмы, направленные на повышение международной мобильности, помогают привлечь больше студентов и исследователей из-за рубежа и способствуют обмену опытом и знаниями между разными странами.