Вопросы организации нотариата в России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Нотариат
  • 8181 страница
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 21.12.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. История нотариата в России
Глава 2. Организация нотариата в РФ
&1. Статус нотариуса
&2. Государственные нотариусы
&3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой
&4. Ответственность нотариуса
&5. Профессиональный кодекс нотариуса
&6. Нотариальные палаты
Глава 3. Сравнительная характеристика Закона о нотариате 1993 г. и проекта ФЗ «Об организации и деятельности нотариата в РФ»
Глава 4. Перспективы, пути развития нотариата в РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Фрагмент для ознакомления

Обусловлено это было неверием законодателя в новый нотариат, в его возможности обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций, Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований. Авторы же Основ …, досконально знающие ситуацию с нотариальным обеспечением в стране, исходили из другого – невозможности в целом ряде районов страны…. частнопрактикующему нотариусу при его полной финансовой и хозяйственной самостоятельности обеспечить нотариальную деятельность, и как результат – люди останутся без квалифицированной юридической помощи, рядом с ними не будет ни государственного, ни частнопрактикующего нотариуса.
Таким образом, в России на данный момент сложилась уникальная ситуация: в системе нотариата сосуществуют обе модели нотариата - и государственный, и свободный нотариат латинского типа. Причем обе модели нотариата сосуществуют на принципе равенства.
Из анализа законодательства следует, что правовому статусу государственных и частнопрактикующих нотариусов присущи лишь два различия:
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают те же нотариальные действия, что и частнопрактикующие нотариусы, #M12293 0 9003670 1265885411 24887 1463864875 3874882843 4102411071 2020492988 3034410173 255334093а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.
Деятельность государственных нотариусов финансируется из средств государственного бюджета. Следствием этого является то, что ответственность за действия государственных нотариусов несет государство (ст.17 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»).
Конечно, за 15 лет существования частнопрактикующий нотариат доказал своё превосходство над государственным нотариатом. Из 7000 нотариусов Российской Федерации 6300 – частнопрактикующие. И динамика развития нотариата продолжает показывать устойчивую тенденцию к сокращению числа нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации вообще нет государственных нотариусов.
Однако несмотря на явное превосходство частнопрактикующих нотариусов, единого мнения относительно выбора модели нотариата в настоящее время нет.
Понятно, что возврата исключительно к государственному нотариату, уже нет, тем более, что Федеральная нотариальная палата России уже больше 10 лет является членом Международного Союза нотариата. Да и признание нотариата в России институтом гражданского общества не предполагает возможности сохранения государственной модели нотариата даже с теоретической точки зрения.
Однако насколько оправдано одновременное наличие обеих форм нотариата или всё-таки право на существование имеет лишь свободный нотариат?
Одни авторы считают, что в переходный период, который переживает сейчас Россия, оптимально параллельное существование двух моделей нотариата, ввиду неравномерности социально-экономического развития отдельных регионов, нестабильности управленческого аппарата.
Другие – что только нотариат латинского типа – свободный нотариат, но находящийся под жестким контролем о стороны государства, в силах обеспечить и способствовать реализации экономических реформ в стране.
Авторы законопроекта Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» разрешили этот вопрос следующим образом: предлагается переход нотариата страны на единую систему на основе внебюджетного, то есть частнопрактикующего нотариата. Устраняется термин «государственный нотариат», вводится «бюджетный» и «небюджетный». Каким будет нотариат в субъекте Российской Федерации (или оба сразу) решают сами субъекты.
Как известно, нотариальный округ каждому нотариусу устанавливается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты (об этом указывается в печати нотариуса). Количество должностей нотариусов в пределах одного нотариального округа определяется исходя из численности населения и количества юридических лиц, объема нотариальных действий, размеров заработков нотариуса и других факторов, среди которых наиболее важный – возможность финансового обеспечения нотариальной деятельности.
В настоящее время появился ряд предложений относительно организации нотариальной деятельности, реализация которых может коренным образом негативно повлиять на ход дальнейшего развития российского нотариата.
Существует несколько вариантов таких преобразований.
1. Внебюджетный (частнопрактикующий) нотариат может быть построен пор принципу саморегулируемой некоммерческой организации, независимо от государства, аналогичной адвокатуре. При этом частнопрактикующие нотариусы будут выполнять нотариальный действия не от имени государства, а от своего имени (или же от имени корпорации частнопрактикующих нотариусов). Такие действия будут являться услугами, стоимость которых определяется самими нотариусами. Ограничение количества частнопрактикующих нотариусов устраняется, это вопрос регулируется рынком. Реализуются и другие рыночные механизмы: конкуренция, самофинансирование и т.п. Нотариальные палаты самостоятельно осуществляют отбор и подготовку частнопрактикующих нотариусов. Роль государства в лице Министерства юстиции сводится к минимальному участию в этих процессах.
Одновременно с внебюджетным нотариатом государство формирует государственный нотариат, действующий от имени государства, структурированный применительно к государственному устройству Российской Федерации и финансируемый за счет федерального бюджета.
2. Данная модель реформирования является менее кардинальной. Предлагается сохранить основные принципы построения и действия нотариата, но при этом ликвидировать ограничения на количество частнопрактикующих нотариусов и ввести заявительный порядок занятия ими должностей. В качестве обоснования данного предложения используются следующие выводы:
исключение «дублирующих» функций Министерства юстиции РФ;
сокращение расходов федерального бюджета;
исключение взяточничества при назначении на должность нотариуса;
расширение доступа населения к получению нотариальной помощи.
Но оба предлагаемых варианта реформы повлекут за собой нарушение принципов латинского нотариата – нигде в странах с романо-германской системой права нотариат не ставится в рыночные условия.
Недостатками реализации вышеназванных предложений на практике являются:
Резкое повышение неравномерности обеспечения граждан нотариальными услугами. Дело в том, что нотариусы тяготеют к крупным и средним городам, поскольку в них существует гораздо более высокая деловая активность по сравнению с мелкими поселениями. Но такая неравномерность в настоящее время сдерживается регулированием нотариальных округов и численности нотариусов. Снятие этих ограничений приведет к тому, что нотариусы не будут работать там, где объемы нотариальных услуг невелики а будут концентрироваться только в экономически привлекательных регионах;
Массовые нарушения гарантированных Конституцией РФ наследственных прав граждан. Это выразится в том, что в депрессивных и отдаленных местностях наследственные права некому будет оформлять, а в городах в силу текучести нотариальных кадров возникнут сложности с распределением наследственных дел, с сохранностью подлинников документов, передаваемых гражданином нотариусу, и со сроками оформления наследственных дел;
Повышение уровня конкуренции среди нотариусов в местах их сосредоточения;
Невозможность осуществления эффективного контроля за профессиональной деятельностью нотариусов в силу резкого увеличения количества и «плавающей» численности нотариусов.
Если законодатель имеет намерение осуществлять реформу организационных основ нотариальной деятельности, то она не должна пойти как по пути перевода института нотариата в условия конкурентного и свободного рынка услуг, так и в направлении создания жесткого государственного контроля, так как это является весьма затратным и малоэффективным, а должна пойти по пути усиления ответственности (в том числе имущественной) и профессиональной подготовки каждого частнопрактикующего нотариуса, что придаст всей системе нотариата определенный уровень стабильности при защите интересов граждан и организаций.
Другими словами, не нужно разрушать уже сложившуюся систему латинского нотариата, вполне оправдавшую себя, необходимо лишь усовершенствовать её основы.
Ответственность нотариуса за ущерб при совершении нотариальных действий. Согласно ст.17 Основ о нотариате, за вред, причиненный нотариальным действием, нотариус несет полную имущественную ответственность: за счет страховых сумм, личного имущества. Однако в настоящее время нотариус объективно не может возместить такой ущерб. У него на это нет средств.
Проект конструктивно решает эту проблему: ущерб, причиненный по вине нотариуса в результате нотариального действия или необоснованного отказа от совершения нотариального действия, признанных в судебном порядке не соответствующими закону, подлежит возмещению за счет его страховых сумм. При этом размер обязательного страхования ответственности нотариуса предлагается увеличить с номинальных 10 000 рублей до 1 000 000 рублей, поскольку предусмотренная Основами минимальная страховая сумма незначительна и в большинстве случаев не покроет причиненный нотариусом ущерб в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ. Выражение размера обязательного страхования ответственности нотариуса в абсолютных цифрах, тоже имеет свои минусы. Непредсказуемость уровня инфляции и роста цен на основной объект нотариальных сделок – недвижимость, может в течение короткого времени превратить по размерам возмещения планируемый 1 млн рублей в существующие 10 тыс. рублей.
Между тем, по замечанию Л.В.Щенниковой, опыт законодательного регулирования страхования гражданско-правовой ответственности нотариусов в других странах показывает, что эта сумма должна соотноситься со средней величиной чистого дохода нотариальных контор конкретного региона (местности) за год, предшествующий году выплаты страхового взноса. Следует учесть положительный опыт и воплотить его в законодательных формулировках и у нас в стране. В противном случае возникнет необходимость постоянного внесения изменений в российское законодательство, что подрывает принцип его стабильности.
Ещё одно новшество. Сегодня нотариус страхует свою ответственность ежегодно и по истечению года срок страхования заканчивается. Это означает, что страховая компания, несмотря на страхование профессиональной ответственности нотариуса, фактически при наступлении страхового случая нотариуса не защищает, поскольку ошибка, допущенная нотариусом, как правило, вскрывается спустя некоторое время. Проект же предусматривает единственный вид страхования – на весь период нотариальной деятельности.
Исключительно важным для правильного расчета тарифов и построения договорных отношений с частным нотариусом по поводу страхования профессиональной ответственности является получение данных о небрежностях, упущениях или ошибках, а также, что не менее важно, обстоятельствах, которые могли бы привести к предъявлению претензий. Источником таких данных могли стать материалы нотариальных палат, осуществляющих надзор за частными нотариусами. Обобщение случаев предъявления претензий к частным нотариусам по совершенным ими нотариальным действиям, консультирование и повышение квалификации частных нотариусов - это обязательная и неотъемлемая часть страховой защиты профессиональной ответственности.
Также одним из дискуссионных вопросов является отнесение Налоговым кодексом Российской Федерации частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям. В частности, была#G0 оспорена конституционность положения абз.4 #M12293 0 901714421 78 4291814449 3214039683 539820076 2879476398 3926626405 1467121053 273657283п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (#Sсогласно которому для целей данного Кодекса под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы), как уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей, что не учитывает особый характер нотариальной деятельности:
Анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями #M12293 16 901714421 1265885411 24255 914198351 273657283 4 4155505361 3152059343 4294967294статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации#S свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей данного Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (#M12293 17 9027690 1265885411 24571 3811348531 2428756088 567846718 77 100378069 2477786957статья 23 ГК Российской Федерации#S). Это согласуется с #M12291 9003670Основами законодательства Российской Федерации о нотариате#S, в соответствии со #M12293 18 9003670 1265885411 77 2558677270 4294967294 2697443001 2483551668 2558677270 4294967294статьей 1#S которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Не противоречит данному пониманию оспариваемого положения и то, что деятельность занимающихся частной практикой нотариусов является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов… Определенная схожесть статусных публично-правовых характеристик нотариусов и адвокатов, на которую указывает заявительница, не исключает возможности применения законодателем социально оправданной дифференциации в правовом регулировании налоговых отношений применительно к этим категориям самозанятых граждан.
Таким образом, данное в #M12291 901714421Налоговом кодексе Российской Федерации#S определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в #M12293 21 901714421 78 4291814449 3214039683 539820076 2879476398 3926626405 1467121053 273657283пункте 2 его статьи 11#S нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения - как норма прямого действия - абзац четвертый #M12293 22 901714421 78 4291814449 3214039683 539820076 2879476398 3926626405 1467121053 273657283пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации#S не имеет...
Что касается #M12293 23 901714421 1265885411 24891 600979803 2251405042 565808390 396586 191843929 24891статей 39#S, #M12293 24 901765862 1265885411 7617091 408577368 7617091 77 1595119892 1406751650 2822143#S и #M12293 25 901765862 1265885411 7715375 408577368 77 1595119892 1406751650 4171821207 4294967294235 Налогового кодекса Российской Федерации#S, то сами по себе они не содержат каких-либо требований по уплате налогов (обязательств) частными нотариусами, не предусматривают для них конкретных налоговых обязанностей, а также не устанавливают элементов налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговую ставку, порядок исчисления налога на добавленную стоимость и единого социального налога, порядок, сроки и льготы по их уплате... Следовательно, нет оснований утверждать, что #M12293 26 901714421 1265885411 24891 600979803 2251405042 565808390 396586 191843929 24891статьи 39#S, #M12293 27 901765862 1265885411 7617091 408577368 7617091 77 1595119892 1406751650 2822143#S и #M12293 28 901765862 1265885411 7715375 408577368 77 1595119892 1406751650 4171821207 4294967294235 Налогового кодекса Российской Федерации#S во взаимосвязи с абзацем 4 #M12293 29 901714421 78 4291814449 3214039683 539820076 2879476398 3926626405 1467121053 273657283пункта 2 статьи 11#S, признавая частных нотариусов наряду с индивидуальными предпринимателями плательщиками налога на добавленную стоимость и единого социального налога, не учитывают юридический статус частных нотариусов как самозанятых граждан и нарушают их конституционные права.
Таким образом, исключение частных нотариусов из числа лиц, обладающих правом на применение упрощенной системы, свидетельствует не об отождествлении частных нотариусов и индивидуальных предпринимателей, а о дифференциации режима налогообложения упомянутых субъектов. В силу этого частный нотариус и не может применять упрощенную систему, поскольку он не имеет одинакового с индивидуальным предпринимателем общего режима налогообложения.
Действительно, одним из предметов постоянных дискуссий является вопрос о доходах нотариусов. До сих пор налоговые органы пытаются взимать с нотариусов НДС. С большим трудом удалось добиться отмены введения кассовых аппаратов для нотариусов.
Несомненно, требуется совершенствование налогового законодательства, связанного с налогообложением деятельности нотариусов.
При этом должны быть учтены следующие аспекты:
нотариальная деятельность не является предпринимательской, нотариус осуществляет свою деятельность на полном самофинансировании и несет материальную ответственность за совершенные им нотариальные действия;
необходим специальный закон о нотариальном тарифе – необходимо законодательно закрепить порядок по которому ставки тарифов будут регулярно определяться;
определение состава затрат нотариуса должно осуществляться применительно к порядку, установленному для налогообложения доходов физических лиц.
Вопрос о статусе нотариуса затрагивается и в другом аспекте.
Несмотря на то, что в ч.2 ст.19 Конституции РФ гарантировано равенство всех граждан перед законом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, статья 202 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность только частнопрактикующих нотариусов, хотя нотариальные действия осуществляются также нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Квалификация злоупотреблений полномочиями частными нотариусами в качестве преступления против интересы службы в коммерческих и иных организациях не согласуется с правовым статусом нотариуса, являющегося физическим лицом, деятельность которого не отнесена законодательством к предпринимательской.
Перспективы российского нотариата - в повышении статуса нотариальной деятельности, но это должно быть закреплено законом: «Развитие нотариальных действий, которые помогут разгрузить судебную систему и существенно помочь бизнесу и предпринимателям, ведь нотариат существует для того, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Перспектива в том, чтобы активнее использовался нотариальный потенциал, чтобы нотариус совершал не только обязательные, но и необязательные нотариальные действия, способствовал всяческому развитию и совершенствованию нашего государства. В странах, где действует нотариат латинского типа, нотариусы активно способствуют развитию бизнеса».





Заключение

Современный облик российского нотариата стал складываться с конца 80-х-начала 90-х годов двадцатого столетия, когда Россия вначале в составе СССР, а затем и как самостоятельное государство встала на путь политических и экономических преобразований. «Изменение отношений собственности, приватизация, качественная реформа системы и самого «духа» гражданского законодательства изменили гражданский оборот, потребовали более эффективных форм защиты прав и интересов его участников. Все это востребовало к жизни многие традиционные правовые институты, в том числе и нотариат. Поскольку прежняя система государственного нотариата не отвечала потребностям нового гражданского оборота, потребовалась реформа системы нотариата. Важнейшим прорывным моментом здесь стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».
Другой причиной реформы нотариата и изменения его положения в правовой системе России стал приоритет прав человека как высшей ценности, что нашло прямое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Нотариат является одним из правовых средств, с помощью которых государство обеспечивает защиту прав и свобод граждан, носящих как личный, так и имущественный характер.
Однако с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате прошло уже пятнадцать лет, и назрела необходимость в принятии нового Закона, регулирующего деятельность российского нотариата. Уже несколько лет Закон «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» находится в стадии законопроекта и по его содержанию постоянно ведутся дискуссии.
Не разрешенной законопроектом оказалась проблема имущественной ответственности нотариусов. Общеизвестно, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части гражданско-правовой ответственности нотариусов не работают. Судьи находятся в затруднительном положении, сталкиваясь с исками, предъявляемыми к нотариусам.
Не смогли предложить авторы проекта и должного регулирования одной из важных гарантий имущественной ответственности нотариусов - страхования. По действующему законодательству нотариус обязан заключить договор страхования своей ответственности. Однако предусмотренная Основами минимальная страховая сумма (10 тыс. рублей) незначительна и в большинстве случаев не покроет причиненный нотариусом ущерб в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ. Безусловно, именно страхование должно гарантировать ответственность каждого нотариуса. Вместе с тем понятно, что доходы у нотариусов существенно разнятся, а значит, неодинаков и риск ответственности. Несмотря на этот очевидный факт, проект устанавливает общую для всех нотариусов минимальную страховую сумму: «не менее одного миллиона рублей». Между тем опыт законодательного регулирования страхования гражданско-правовой ответственности нотариусов в других странах показывает, что эта сумма должна соотноситься со средней величиной чистого дохода нотариальных контор конкретного региона (местности) за год, предшествующий году выплаты страхового взноса. Следует учесть положительный опыт и воплотить его в законодательных формулировках и у нас в стране.
Представляется возможным предусмотреть и коллективное страхование ответственности нотариусов нотариальными палатами.
В третьей и четвертой главах работы мы убедились, что в действующем законодательстве о нотариате множество проблем. Конечно, вряд ли можно обнаружить в нашей стране идеальный нормативно-правовой акт в какой-либо сфере, но что мешает привести его в порядок, прислушиваясь к мнению действительно компетентных лиц?
Нотариат сейчас как никогда необходим нашему государству и его гражданам, критика же той или иной стороны деятельности нотариата подтверждает лишь то, что если бы нотариата не было, его нужно было бы придумать.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета № 237 от 25.12.1993 г. (с посл. изменениями от 21.07.2007 г.)
Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст.3301; Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №5, ст.410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552 (с посл. изменениями от 04..2007 г.)
Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996 г. // Российская газета №113-115 от 18-20.06.1996 г. (с изменениями на 24.07.2007 г.)
Семейный кодекс Российской Федерации; № 223 – ФЗ от 29.12.1995 г. // Собрание законодательства РФ 1996 г. №1 ст.16 (с изменениями на 28.12.2004 г.)
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» №4463-1 от 11.02.1993 г. // Российская газета №49 от 13.03.1993 г (с посл. изменениями от 18.10.2007г.)
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Российская газета №101 от 28.05.1998 г.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 года №116-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого #M12293 0 901714421 78 4291814449 3214039683 539820076 2879476398 3926626405 1467121053 273657283пункта 2 статьи 11#S, #M12293 1 901714421 1265885411 24891 600979803 2251405042 565808390 396586 191843929 24891статей 39#S, #M12293 2 901765862 1265885411 7617091 408577368 7617091 77 1595119892 1406751650 2822143#S и #M12293 3 901765862 1265885411 7715375 408577368 77 1595119892 1406751650 4171821207 4294967294235 Налогового кодекса Российской Федерации»#S // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ №9 2002г.
#G1Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 28.05.1993 года №С-13/ОСЗ-16 «В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ №7 1993г.
Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001 г. N 10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» // «Нотариальный вестник». 2001. №7
Проект Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» // официальный сайт небюджетного нотариата РФ www.notariat.ru
Монографии:
Выменец С.П. Институт нотариата: Историко-правовые аспекты становления и развития. – СПб: РГПУ, 2003. – 150 с.
Выменец С.П. Историко-правовые аспекты становления и развития института нотариата: Российский и международный опыт. – СПб: Акад. обществ. связей; Культ-Информ. Пресс, 2000. – 231 с.
Долгов М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2005. – 148 с.
Костькова О.В. За что и сколько нужно платить нотариусу. – М.: б.и., 2006. – 216 с.
Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате России. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. – 157 с.
Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: НОРМА; Инфра-М, 2000. – 290 с.
Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. – СПб: Юр.центр Пресс, 2004. – 440 с.
Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. – СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001. – 199 с.
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. – М.: ОКТБ, 1999. – 240 с.
Учебники и учебные пособия:
Андреев Н.А. Нотариат в Российской Федерации: Курс лекций. – Белгород: ОН и РИО БелЮИ МВД России, 2003. – 181 с.
Вергасова Р.И. Нотариат в России: Уч.пос. – М.: Юристъ, 2005. – 361 с.
Власов Ю.Н., Калинин В.В. Нотариат в Российской Федерации: Уч.-метод. пос. – М.: Юрайт и др., 2002. – 527 с.
Глущенко П.П., Седов А.М. Основы нотариальной деятельности: Уч.пос. – Спб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 368 с.
Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации: Учеб. – М.: Проспект; ТК Велби, 2003. – 190 с.
Кудинов О.А. Основы нотариата: Уч.-практ. пос. – М.: МЭСИ, 2003. – 173 с.
Лесницкая Л.Ф., Виноградова Р.И., Гольская Д.Х. Нотариат в СССР: уч. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: Юридическая литература, 1990 – 206 с.
Настольная книга нотариуса. Т.1: уч.-метод.пос. – 2-е изд., испр. и доп. / Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. – М.: Изд-во БЕК, 2003. – 754 с.
Нотариальное право России: уч. / Под ред. В.В.Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2003. – 393 с.
Плетнев М.Ю. Нотариат: Уч.пос. – М.: Экзамен, 2003. – 190 с.
Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. – М.: ИМПЭ, 1998. – 176 с.
Правовые основы нотариальной деятельности: Уч.пос. / Под ред. В.Н.Аргунова. - М.: Изд-во БЕК, 1994. – 480 с.
Репкин М.Л. Правовые основы деятельности нотариата в Российской Федерации: Уч.пос. – Волгоград: Изд-во ВИЭ, 2000. – 66 с.
Романовский Г.Б. Организация нотариата в России: Уч.пос. – М.: Приор; Приоритет, 2001. – 256 с.
Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации.: Учеб. – М.: Норма, 2003. – 485 с.
Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации: уч.пос. – СПб: Изд-во СПбГУ. – 270 с.
Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Изд-во Тихомирова, 1997. – 578 с.
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право Российской Федерации: Учеб./ Под. Ред. Дмитриева Ю.А. – М.: Эксмо, 2004. – 717 с.
Юдельсон К.С. Советский нотариат. – М.: б.и., 1959. – 344 с.
Янушкевич И.П. Нотариат в России: Уч.пос. – М.:ИНИЦ Роспатента, 1999. – 81 с.
Публикации в периодических издания:
Барановский С. Пасынки Фемиды // Нотариальный вестник. 1903. №2
Богомолова Е. От писца до нотариуса // Эж-ЮРИСТ. 2004. №46
Дышкант Т. Некоторые аспекты страхования профессиональной ответственности // Финансовая газета. 1994. №41
Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный – противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. №4
Интервью с Е.Н. Клячиным, президентом Федеральной нотариальной палаты // «Законодательство». 2003. №10
Материалы совещания в Министерстве юстиции Российской Федерации по поводу проекта Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» // Нотариус. 2004. №6
Нотариус. Статус - частнопрактикующий, для налогообложения - индивидуальный предприниматель (интервью с Е.Н. Клячиным) // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ». 2005. №10
Патращук Ж. Особенности обеспечения нотариатом конституционных прав граждан в сфере реализации их права на судебную защиту // Право и жизнь.2004. №9
Патращук Ж. Принципы защиты нотариатом Российской Федерации конституционных прав граждан // Право и жизнь №5 2003 г.
Правовое регулирование ответственности нотариуса / Подгот. Н.Завойкина // ЭЖ-Юрист. 2006. №25
Полуяктова Н. Возникновение и становление российского нотариата латинского типа как механизма обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь // Право и жизнь. 2004. № 5
Пономарев А.Ф. Исторические даты российского нотариата // Нотариальный вестник. 2002. №1
Рождественский С.Н. Нотариус – чиновник наоборот // Бюллетень нотариальной практики. 2004. №5
Романовская О.В., Романовский Г.Б. Правовой статус нотариальной палаты // Бюллетень нотариальной практики. 2005. №4
Усович Л.В. Некоторые актуальные вопросы организации нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2005. № 5
Черемных Г. Быть или не быть нотариату в России // Право и жизнь. 2004. №3
Черемных Г., Возрождение в России независимого нотариата и его взаимоотношение с властью // Нотариус. 1998. №1
Черемных Г.Г. Ещё раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности») // Нотариус. 2005. №1
Черемных И. Россия и международный Союз Латинского Нотариата // Право и жизнь. 2004. № 9
Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // «Журнал российского права». 2005. №5





Долгов М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность. Монография. – М.: Издательство РГЭТУ, 2005. С.4
Российская газета №237 от 25.12.1993 г.

Рождественский С.Н. Нотариус – чиновник наоборот // Бюллетень нотариальной практики 2004. №5. С.22
Долгов М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность. Монография. – М.: Издательство РГЭТУ, 2005. С.5
Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. – М.:ИМПЭ, 1998. С.4
Костькова О.В. За что и сколько нужно платить нотариусу. – М.: Гарант, 2006. С.5

Пономарев А.Ф. Исторические даты российского нотариата // Нотариальный вестник. 2002. №1. С.48
Пономарев А.Ф. Исторические даты российского нотариата // Нотариальный вестник. 2002. №1. С.48
Пономарев А.Ф. Исторические даты российского нотариата // Нотариальный вестник. 2002. №1. С.49
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. – М.: ОКТБ, 1999. С.23
Богомолова Е. От писца до нотариуса // Эж-ЮРИСТ. 2004. №46. С.16
Барановский С. Пасынки Фемиды // Нотариальный вестник. 1903. №2. С.7-8
Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2003. С.17
Богомолова Е. От писца до нотариуса // Эж-ЮРИСТ. 2004. №46. С.17
Полуяктова Н. Возникновение и становление российского нотариата латинского типа как механизма обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь // Право и жизнь.2004. №5. С.21
Юдельсон К.С. Советский нотариат. – М.: Госюриздат, 1959. С.5
Богомолова Е. От писца до нотариуса // Эж-ЮРИСТ. 2004. №46.С.18
Богомолова Е. От писца до нотариуса // Эж-ЮРИСТ. 2004. №46. С.18
Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2003. С.22

До этого нотариальное дело в СССР регулировалось законодательством союзных республик
Собрание законодательства СССР. 1926. №23
Лесницкая Л.Ф., Виноградова Р.И., Гольская Д.Х. Нотариат в СССР: учебник. – Второе издание, исправленное и дополненное. - М.: Юридическая литература, 1990 С.5-6
Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2003. С.28
Российская газета №49 от 13.03.1993 г.
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право: учебник / Под редакцией Дмитриева Ю.А. – М.:Эксмо, 2004. С.193-194
Богомолова Е. От писца до нотариуса // Эж-ЮРИСТ. 2004. №46. С.19
Настольная книга нотариуса. Т.1: уч.-метод.пос. – 2-е изд., испр. и доп. / Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. – М.: Изд-во БЕК, 2003. С.23
Костькова О.В. Указ.соч. С.32
См., например, Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М., 1997. С.387
Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия

Рождественский С.Н. Указ.соч. С.26
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право: Уч. / Под ред. Ю.А.Дмитриева. – М., 2004. С.685-686
Данные сайта http://mirnot.narod.ru/stat.html

Литвинов Д. Мина под нотариат // Эж-юрист. 2003. №43. С.17
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право: Уч. / Под ред. Ю.А.Дмитриева. – М., 2004. С.686-687
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право: Уч. / Под ред. Ю.А.Дмитриева. – М., 2004. С.688
Например, Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1999.С.39-41; Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный – противоестественно // Нотариальный вестник. №4 1997г. с.4
Черемных И.Г.Там же.С.40
Завойкина Н. Правовое регулирование ответственности нотариуса // ЭЖ-Юрист. 2006. Июнь. №25. С.12
Ст. 18 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» предусматривает обязательное заключение нотариусом договора страхования своей деятельности. При отсутствии такого договора нотариус, занимающийся частной практикой, не вправе приступать к выполнению своих обязанностей. Объектом страхования в данном случае является гражданская ответственность нотариуса перед клиентом. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.


Из интервью с Е.Н. Клячиным, президентом Федеральной нотариальной палаты // «Законодательство». 2003. №10. С.21

Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный – противоестественно // Нотариальный вестник. №4 1997г. с.4
Зайцева Т.И. Нотариальная практика: ответы на вопросы. - М.: "Волтерс Клувер", 2007. С.21
Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Указ.соч. С.109-110
Завойкина Н. Указ.соч. С.15
Завойкина Н. Указ.соч. С.15
Настольная книга нотариуса. Т.1: уч.-метод.пос. – 2-е изд., испр. и доп. / Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. – М.: Изд-во БЕК, 2003. С.75
Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001 г. N 10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» // «Нотариальный вестник». 2001. №7

Стешенко Л.А., Шамба Т.М.Указ.соч. С.111
Настольная книга нотариуса. Т.1: уч.-метод.пос. – 2-е изд., испр. и доп. / Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. – М.: Изд-во БЕК, 2003. С.53

Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Российская газета №101 от 28.05.1998 г.
Романовская О.В., Романовский Г.Б. Правовой статус нотариальной палаты // Бюллетень нотариальной практики.2005. №4. С.12
Государственная регистрация нотариальных палат как некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленным #M12291 901794532Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»#».
Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право: Уч. / Под ред. Дмитриева Ю.А. – М., 2004. С.131

Для ряда сделок требуется обязательна нотариальная форма. См, например, ст.ст 185, 187, 339, 349, 584, 1124 и др. ст.ГК РФ
Нотариальное удостоверение требуется, например, для согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью (ст.38), брачный договор (ст.41)
Основы о нотариате были приняты незадолго до принятия Конституции РФ, но изменения в них в связи с принятием Конституции не вносились. Именно поэтому текст Основ в качестве субъектов регионального правового регулирования упоминает только республики в составе Российской Федерации. Положения норм Основ следует толковать систематически, исходя из установленного ч.1 ст.5 Конституции РФ принципа равноправия всех субъектов Федерации и с учетом ч.2 ст. 72 Конституции РФ. Таким образом, право принятия решений по вопросам совместного ведения принадлежит в равной мере всем субъектам РФ, а не только республикам.
Закон был принят в феврале, а новая Конституция, действующая ныне, была принята в декабре 1993 года
Нотариус. Статус - частнопрактикующий, для налогообложения – индивидуальный предприниматель (интервью с Е.Н. Клячиным) // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ». 2005. №10. С.13
Проект размещен на официальном сайте небюджетного нотариата РФ www.notariat.ru
Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // «Журнал российского права». 2005. №5. С.16
Правовое регулирование ответственности нотариуса / Подгот. Н.Завойкина // Эж-юрист. 2006. №25. С.12
П.3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.1998 г. №15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"#S
Черемных Г.Г. Ещё раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности) // Нотариус 2005 №1 с.12
Это и единые требования к кандидату на должность нотариуса, и единый порядок назначения на должность, выполнение одних и тех же задач и функций
Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, определены в ст.35 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»
При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.(ст.36 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»)
Черемных Г.Г. Ещё раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности) // Нотариус 2005 №1 с.12
Например, в г.Москва государственный нотариат был окончательно упразднен уже 10.01.1998 года. Государственный нотариат сохранился лишь в северных и других отдаленных, труднодоступных и экономически неразвитых районах, где самостоятельно, без бюджетной подпитки обеспечить нотариальную деятельность затруднительно
Однако, например Г.Г.Черемных, не исключает такой возможности если государственная политика финансового удушения небюджетного нотариата будет продолжаться, то какая-то часть нотариусов уйдет в нотариат бюджетный: будет твердая зарплата и никакой ответственности … // Черемных Г.Г. Ещё раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности) // Нотариус 2005 №1 с.13
Долгов М.А. Указ.соч. С.109
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1999. С.197
Например, весной 2005 года Министерство экономического развития и торговли предложило ввести заявительный принцип назначения на должность нотариуса и. ликвидировать квотирование нотариальной деятельности
Усович Л.В. Некоторые актуальные вопросы организации нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус 2005 №5 с.8-9
Там же. С.9-10
Усович Л.В. Указ.соч. С.13
Более подробно см. Черемных Г.Г. Ещё раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности) // Нотариус 2005 №1 с.10-11
Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // «Журнал российского права». 2005. №5. С.37

Т.Дышкант Некоторые аспекты страхования профессиональной ответственности // Финансовая газета 1994 г. №41
Ст.11 Налогового кодекса РФ гласит: «индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты».

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 года №116-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого #M12293 0 901714421 78 4291814449 3214039683 539820076 2879476398 3926626405 1467121053 273657283пункта 2 статьи 11#S, #M12293 1 901714421 1265885411 24891 600979803 2251405042 565808390 396586 191843929 24891статей 39#S, #M12293 2 901765862 1265885411 7617091 408577368 7617091 77 1595119892 1406751650 2822143#S и #M12293 3 901765862 1265885411 7715375 408577368 77 1595119892 1406751650 4171821207 4294967294235 Налогового кодекса Российской Федерации»#S #
Например, по предложению Репина В.С. это должно быть компетенцией Правительства РФ // Материалы совещания в Министерстве юстиции Российской Федерации по поводу проекта Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» // Нотариус 2..4 № 6. С.6
Долгов М.А. Указ.соч. С.115-116
Нотариус. Статус - частнопрактикующий, для налогообложения – индивидуальный предприниматель (интервью с Е.Н. Клячиным) // «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ». 2005. №10. С.14
Клячин Е.В. предисловие к Настольной книге нотариуса. Т.1: уч.-метод.пос. – 2-е изд., испр. и доп. / Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. – М.: Изд-во БЕК, 2003.
Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // «Журнал российского права». 2005. №5. С.37
Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1999. С.204












2

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета № 237 от 25.12.1993 г. (с посл. изменениями от 21.07.2007 г.)
2.Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст.3301; Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №5, ст.410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552 (с посл. изменениями от 04..2007 г.)
3.Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996 г. // Российская газета №113-115 от 18-20.06.1996 г. (с изменениями на 24.07.2007 г.)
4.Семейный кодекс Российской Федерации; № 223 – ФЗ от 29.12.1995 г. // Собрание законодательства РФ 1996 г. №1 ст.16 (с изменениями на 28.12.2004 г.)
5.Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» №4463-1 от 11.02.1993 г. // Российская газета №49 от 13.03.1993 г (с посл. изменениями от 18.10.2007г.)
6.Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Российская газета №101 от 28.05.1998 г.
7.Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 года №116-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ №9 2002г.
8.Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 28.05.1993 года №С-13/ОСЗ-16 «В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ №7 1993г.
9.Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001 г. N 10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» // «Нотариальный вестник». 2001. №7
10.Проект Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» // официальный сайт небюджетного нотариата РФ www.notariat.ru
Монографии:
11.Выменец С.П. Институт нотариата: Историко-правовые аспекты становления и развития. – СПб: РГПУ, 2003. – 150 с.
12.Выменец С.П. Историко-правовые аспекты становления и развития института нотариата: Российский и международный опыт. – СПб: Акад. обществ. связей; Культ-Информ. Пресс, 2000. – 231 с.
13.Долгов М.А. Нотариат в российском государстве: история и современность. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2005. – 148 с.
14.Костькова О.В. За что и сколько нужно платить нотариусу. – М.: б.и., 2006. – 216 с.
15.Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате России. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2004. – 157 с.
16.Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.: НОРМА; Инфра-М, 2000. – 290 с.
17.Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. – СПб: Юр.центр Пресс, 2004. – 440 с.
18.Тарбагаева Е.Б. Нотариат в Российской Федерации. – СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001. – 199 с.
19.Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. – М.: ОКТБ, 1999. – 240 с.
Учебники и учебные пособия:
20.Андреев Н.А. Нотариат в Российской Федерации: Курс лекций. – Белгород: ОН и РИО БелЮИ МВД России, 2003. – 181 с.
21.Вергасова Р.И. Нотариат в России: Уч.пос. – М.: Юристъ, 2005. – 361 с.
22.Власов Ю.Н., Калинин В.В. Нотариат в Российской Федерации: Уч.-метод. пос. – М.: Юрайт и др., 2002. – 527 с.
23.Глущенко П.П., Седов А.М. Основы нотариальной деятельности: Уч.пос. – Спб: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 368 с.
24.Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации: Учеб. – М.: Проспект; ТК Велби, 2003. – 190 с.
25.Кудинов О.А. Основы нотариата: Уч.-практ. пос. – М.: МЭСИ, 2003. – 173 с.
26.Лесницкая Л.Ф., Виноградова Р.И., Гольская Д.Х. Нотариат в СССР: уч. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: Юридическая литература, 1990 – 206 с.
27.Настольная книга нотариуса. Т.1: уч.-метод.пос. – 2-е изд., испр. и доп. / Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. – М.: Изд-во БЕК, 2003. – 754 с.
28.Нотариальное право России: уч. / Под ред. В.В.Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2003. – 393 с.
29.Плетнев М.Ю. Нотариат: Уч.пос. – М.: Экзамен, 2003. – 190 с.
30.Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. – М.: ИМПЭ, 1998. – 176 с.
31.Правовые основы нотариальной деятельности: Уч.пос. / Под ред. В.Н.Аргунова. - М.: Изд-во БЕК, 1994. – 480 с.
32.Репкин М.Л. Правовые основы деятельности нотариата в Российской Федерации: Уч.пос. – Волгоград: Изд-во ВИЭ, 2000. – 66 с.
33.Романовский Г.Б. Организация нотариата в России: Уч.пос. – М.: Приор; Приоритет, 2001. – 256 с.
34.Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации.: Учеб. – М.: Норма, 2003. – 485 с.
35.Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации: уч.пос. – СПб: Изд-во СПбГУ. – 270 с.
36.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Изд-во Тихомирова, 1997. – 578 с.
37.Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право Российской Федерации: Учеб./ Под. Ред. Дмитриева Ю.А. – М.: Эксмо, 2004. – 717 с.
38.Юдельсон К.С. Советский нотариат. – М.: б.и., 1959. – 344 с.
39.Янушкевич И.П. Нотариат в России: Уч.пос. – М.:ИНИЦ Роспатента, 1999. – 81 с.
Публикации в периодических издания:
40.Барановский С. Пасынки Фемиды // Нотариальный вестник. 1903. №2
41.Богомолова Е. От писца до нотариуса // Эж-ЮРИСТ. 2004. №46
42.Дышкант Т. Некоторые аспекты страхования профессиональной ответственности // Финансовая газета. 1994. №41
43.Елизарьев Г. Деление нотариата на государственный и частный – противоестественно // Нотариальный вестник. 1997. №4
44.Завойкина Н. Правовое регулирование ответственности нотариуса // ЭЖ-Юрист. 2006. №25
45.Интервью с Е.Н. Клячиным, президентом Федеральной нотариальной палаты // «Законодательство». 2003. №10
46.Материалы совещания в Министерстве юстиции Российской Федерации по поводу проекта Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» // Нотариус. 2004. №6
47.Нотариус. Статус - частнопрактикующий, для налогообложения -
индивидуальный предприниматель (интервью с Е.Н. Клячиным) //
«Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ». 2005. №10
48.Патращук Ж. Особенности обеспечения нотариатом конституционных прав граждан в сфере реализации их права на судебную защиту // Право и жизнь.2004. №9
49.Патращук Ж. Принципы защиты нотариатом Российской Федерации конституционных прав граждан // Право и жизнь №5 2003 г.
50.Полуяктова Н. Возникновение и становление российского нотариата латинского типа как механизма обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь // Право и жизнь. 2004. № 5
51.Пономарев А.Ф. Исторические даты российского нотариата // Нотариальный вестник. 2002. №1
52.Рождественский С.Н. Нотариус – чиновник наоборот // Бюллетень нотариальной практики. 2004. №5
53.Романовская О.В., Романовский Г.Б. Правовой статус нотариальной палаты // Бюллетень нотариальной практики. 2005. №4
54.Усович Л.В. Некоторые актуальные вопросы организации нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2005. № 5
55.Черемных Г. Быть или не быть нотариату в России // Право и жизнь. 2004. №3
56.Черемных Г., Возрождение в России независимого нотариата и его взаимоотношение с властью // Нотариус. 1998. №1
57.Черемных Г.Г. Ещё раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности») // Нотариус. 2005. №1
58.Черемных И. Россия и международный Союз Латинского Нотариата // Право и жизнь. 2004. № 9
59.Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // «Журнал российского права». 2005. №5.





Вопросы и ответы

Какие именно вопросы затрагивает первая глава статьи "Вопросы организации нотариата в России"?

Первая глава статьи "Вопросы организации нотариата в России" затрагивает историю нотариата в России.

Какие статусы нотариусов упоминаются во второй главе статьи "Вопросы организации нотариата в России"?

Во второй главе статьи "Вопросы организации нотариата в России" упоминаются государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Какая относительно отвественность нотариуса упоминается в статье "Вопросы организации нотариата в России"?

Статья "Вопросы организации нотариата в России" обсуждает ответственность нотариуса за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Что говорит статья "Вопросы организации нотариата в России" о профессиональном кодексе нотариуса?

Статья "Вопросы организации нотариата в России" упоминает профессиональный кодекс нотариуса, который определяет этические и профессиональные стандарты поведения нотариусов.

Какие перспективы и пути развития нотариата в России рассматривает последняя глава статьи "Вопросы организации нотариата в России"?

В последней главе статьи "Вопросы организации нотариата в России" рассматриваются перспективы развития нотариата в России и возможные пути его улучшения.

Какова история нотариата в России?

Нотариат в России имеет долгую историю, начиная с Киевской Руси. Первые упоминания о нотариусах в России относятся к XI веку. В XIII веке был утвержден первый нотариальный устав, а в XVII веке нотариат формализовался и стал официальным институтом. В советский период нотариат был подавлен, но после распада СССР в 1993 году в России был принят Закон о нотариате, который установил основы организации нотариата в современной России.

Как организован нотариат в России?

Нотариат в России организован по принципу деления на две категории: государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Государственные нотариусы признаются органами исполнительной власти и назначаются на должности федеральным органом исполнительной власти. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются гражданами, получившими специальное образование и прошедшими аттестацию. Они имеют право осуществлять нотариальные действия в рамках своей территориальной компетенции.

Какова ответственность нотариуса в России?

Нотариус в России несет ответственность за свои действия перед законом и клиентами. Он должен соблюдать законодательство, профессиональные стандарты и этику нотариата. Нарушение правил производства нотариальных действий может привести к дисциплинарной ответственности, вплоть до лишения нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью. Кроме того, нотариус может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере своей деятельности.