Социально-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 2828 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 02.07.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Специфика социально-педагогической деятельности в целом и качества, присущие социально-педагогическому работнику, участвующему в воспитании детей с отклонениями в развитии
1.1. Специфика социально-педагогической деятельности в целом
1.2. Профессиональные и личностные качества социального работника, участвующего в воспитании детей с отклонениями в развитии
Глава 2. Характеристика детей с отклонениями в развитии и особенности социально-педагогической работы с этими детьми
2.1. Характеристика детей с отклонениями в развитии
2.2. Особенности социально-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

У большей части из тех детей, которые входят со взрослыми в контакт, он является чисто внешним, формальным. Фактически эти дети находятся вне контакта; многие из них входят в контакт лишь на короткие отрезки времени и порывают его при появлении новых требований, когда им надоедает занятие, и в других случаях. Очень незначительное количество детей проявляет заинтересованность в контакте. Заметных возрастных различий в этом обнаружить не удается.
У большинства детей с отклонениями в развитии отмечается плохое внимание. Эти дети плохо сосредоточиваются, с трудом удерживают внимание на объекте, часто обнаруживают плохое переключение, низкую концентрацию и крайнюю неустойчивость внимания.
Незначительная часть детей с отклонениями в развитии правильно реагирует на замечания взрослого, исправляя в соответствии с ним свое поведение и не проявляя при этом отрицательных эмоций. Подавляющее большинство детей не реагирует на замечания взрослого. В большом количестве случаев дети не воспринимают замечания как такового. Значительная часть детей, реагирующих на замечание взрослого, отвечают на него плачем, капризами, криком. Никакой возрастной разницы не наблюдается.
Как правило, детей с отклонениями в развитии оказываются неспособными самостоятельно оценить отсутствие успеха и внести в свои действия соответствующие исправления.
Таким образом, мы рассмотрели особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
2.2. Особенности социально-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии
Одним из важнейших аспектов социально-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии является создание условий для полноценного личностного развития этих детей.
Систематическое наблюдение за развитием детей в ходе воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с отклонениями в развитии. С учетом полученных результатов социально-педагогического изучения ребенка корректируется маршрут сопровождения ребенка, разрабатываются индивидуальные программы обучения и воспитания, проводится анализ их реализации. Модель социально-педагогической работы детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями.
Основная цель социального педагога - создание условий для саморазвития личности ребенка через познание себя.
Задачи социального педагога по работе с детьми с отклонениями в развития:
- обеспечение социального благополучия детей и их семей,
- осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей детей с отклонениями в развитии;
- участие в изучении детей и составлении индивидуальных программ развития;
- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
- взаимодействие с воспитателями, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи детям;
- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите детей с отклонениями в развитии;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении детей и своевременное оказание им социальной помощи;
- ведение необходимой документации и составление аналитического отчета о работе за год.
При работе с детьми с отклонениями в развитии следует соблюдать основные принципы.
Принципы социально-педагогической деятельности:
1. Гуманистический подход: человек – высшая ценность общества, его равноправный член.
2. Индивидуальный подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей.
3. Принцип социальности: все процессы социализации человека, все стороны личности социально детерминированы.
4. Деятельностный подход: учет современного разделения труда, развития форм общественного отношения, роли ведущей деятельности на каждом возрастном этапе.
5. Принцип развития: человек – динамичное образование с внутренними противоречиями. В связи с этим социально-педагогическая деятельность имеет стадиально-уровневый характер – необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с человеком, быть готовыми к неожиданностям.
6. Многомерно-диалектический подход: необходимость учета диалектики внешнего и внутреннего, общего и особенного, случайного и необходимого, возможного и действительного, содержания и формы.
Таковы некоторые аксиоматические принципы социально-педагогической теории и практики. В них нашли отражение потребности не только общепедагогической теории, но и принципы философии, социологии и психологии, поскольку вся система общечеловеческих знаний является единой.
Классификация социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии:
Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития
Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.
Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.
Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.
Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.
Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.
Социально-педагогический процесс отражает динамику соответствующего социально-педагогического явления и социальное развитие человека в целом в результате последовательных действий социального работника, его взаимодействия с воспитуемым.
Таковы основные задачи, цели и принципы социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии.
Заключение
Итак, в заключение исследования отметим, что сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально - защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей с отклонениями в развитии. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.
Отметим, что дети с отклонениями в развитии составляют самую представительную группу среди “проблемных” детей. В подавляющем большинстве отклонения в развитии являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.
Как показал анализ литературы, одним из важнейших аспектов социально-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии является создание условий для полноценного личностного развития этих детей.
В своем исследовании мы раскрыли основную цель - рассмотрели особенности социально-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии.
Выполнили все задачи исследования:
1. Показали общую задачу социально-педагогической деятельности.
2. Проанализировали психические особенности детей с отклонениями в развитии.
3. Раскрыли особенности социально-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии.
В заключение следует отметить, что социально-педагогическая деятельность очень важна для нашего общества, особенно при воспитании детей с отклонениями в развитии и следует развивать данную отрасль социальной работы и подготавливать кадры для педагогической деятельности в социальной системе.
Список литературы
Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 – 290 с.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996. – 234 с.
Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 33-36, 39-41.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – 80 с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – 312 с.
Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
Каптерев П. Ф. Педагогический процесс.//Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А. М. Арсеньева.-Педагогика, 1982.- С. с. 163-231
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1988. – 167 с.
Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. – М., 1998. – 156 с.
Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 33

Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 34

Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 53

Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – с.44

Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996. – с.78

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – с. 18

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – с. 19

Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 39

Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 40-41

Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – с. 203

Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996. – с. 115

Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996. – с. 116

Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – с. 256

Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. – М., 1998. – с. 94

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – с.57-58

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – с. 58

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – с.60

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1988. – с. 4-5

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 – с.30-32

Там же – с. 35-36
Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 – с. 37-38

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 – с. 40-41

Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – с. 173

Там же – с. 174
Каптерев П. Ф. Педагогический процесс.//Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А. М. Арсеньева.-Педагогика, 1982.- С. с. 167

Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – с. 178













2

1.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972 – 290 с.
2.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста: Сб.н.тр./ Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1980. – 167 с.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Давыдова В.В. – М: Педагогика, 1991. – 480с.
4.Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996. – 234 с.
5.Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-с. 33-36, 39-41.
6.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. – 80 с.
7.Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999. – 312 с.
8.Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
9.Каптерев П. Ф. Педагогический процесс.//Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А. М. Арсеньева.-Педагогика, 1982.- С. с. 163-231
10.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1988. – 167 с.
11.Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. – М., 1998. – 156 с.

Вопросы и ответы

Какие задачи решает социально-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии?

Социально-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии направлена на помощь детям в их социальной адаптации, развитии навыков самообслуживания, коммуникации и взаимодействия с окружающими. Кроме того, она способствует формированию у детей позитивного самооценочного отношения, развитию мотивации и саморегуляции.

Какие профессиональные и личностные качества должен обладать социально-педагогический работник, работающий с детьми с отклонениями в развитии?

Социально-педагогический работник, работающий с детьми с отклонениями в развитии, должен обладать такими качествами как эмпатия, терпение, творческий подход к работе, адаптивность, гибкость, умение работать в коллективе. Он должен быть психологически устойчивым и готовым к постоянному профессиональному развитию и обновлению знаний.

Какими навыками и знаниями должен обладать социально-педагогический работник?

Социально-педагогический работник, работающий с детьми с отклонениями в развитии, должен обладать навыками работы с детьми различных возрастных категорий, знаниями о методах и приемах работы с детьми с отклонениями в развитии, пониманием особенностей и проблем, с которыми они сталкиваются. Он также должен иметь навыки работы с родителями и другими специалистами, связанными с воспитанием и обучением детей.

Какие особенности характерны для детей с отклонениями в развитии?

Дети с отклонениями в развитии могут испытывать трудности в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми, иметь задержку в психомоторном развитии, нарушения речи или слуха, проблемы с концентрацией внимания и сенсорными функциями. Они могут испытывать трудности в обучении, в овладении навыками самообслуживания и самоуправления. Каждый ребенок с отклонениями в развитии уникален и требует индивидуального подхода и внимания со стороны специалистов.

Какие качества должны быть у социально-педагогического работника, работающего с детьми с отклонениями в развитии?

Социально-педагогический работник, участвующий в воспитании детей с отклонениями в развитии, должен обладать такими качествами, как терпение, снисходительность, эмпатия, понимание, гибкость, адаптивность, коммуникабельность и умение работать в коллективе.

Какие характеристики присущи социально-педагогической деятельности в целом?

Социально-педагогическая деятельность включает в себя работу с детьми, направленную на их социализацию, воспитание и развитие. Она включает в себя планирование и проведение различных занятий, организацию социально-педагогических мероприятий, работу с родителями и другими специалистами. Основными задачами социально-педагогической работы являются формирование навыков социального взаимодействия, развитие самооценки и саморегуляции, помощь в самореализации и преодолении проявлений отклонений в развитии.

Какие особенности характерны для детей с отклонениями в развитии?

Дети с отклонениями в развитии могут иметь различные особенности, связанные с физическими, психическими или психологическими проблемами. Они могут испытывать затруднения в учебе, взаимодействии с окружающими, отстраненность, стресс, агрессию или депрессию. Такие дети требуют особого внимания, подхода и поддержки со стороны социально-педагогических работников.

Какие профессиональные и личностные качества должен обладать социальный работник, работающий с детьми с отклонениями в развитии?

Социальный работник, работающий с детьми с отклонениями в развитии, должен быть компетентным и иметь специальное образование и опыт работы с такими детьми. Он должен быть терпеливым, эмпатичным, заботливым, готовым к сотрудничеству с родителями и другими специалистами. Важно иметь навыки планирования и организации работы, адаптирования методик и подходов к каждому ребенку, умение работать в коллективе и быть коммуникабельным.

Какова специфика социально-педагогической работы в целом?

Социально-педагогическая работа является комплексным процессом воспитания и образования, ориентированным на развитие личности и социальную адаптацию детей с отклонениями в развитии. Важными задачами социально-педагогической работы является создание условий для успешного интегрированного обучения и социализации таких детей, а также содействие формированию их навыков самообслуживания, саморегуляции, общения и других социально-значимых компетенций.

Какие профессиональные и личностные качества должен обладать социально-педагогический работник, который работает с детьми с отклонениями в развитии?

Социально-педагогический работник, занимающийся воспитанием детей с отклонениями в развитии, должен обладать широким кругозором и знаниями в области специальной психологии, педагогики и медицины. Он должен быть оснащен не только педагогическими методами и техниками работы, но и уметь применять различные приемы социальной работы. Важными личностными качествами социального работника являются терпение, эмпатия, готовность к взаимодействию с родителями и другими специалистами, умение принимать решения в сложных ситуациях и быть творческим в поиске решений.

Какие особенности характерны для детей с отклонениями в развитии?

Дети с отклонениями в развитии могут иметь различные особенности в физическом и психическом развитии. Они могут испытывать трудности в обучении, социальной адаптации и общении с окружающими. Они могут иметь задержку в развитии речи, моторику или познавательные способности. Кроме того, у них могут быть эмоциональные и поведенческие проблемы, такие как агрессия, гиперактивность или социальная изоляция. Все эти особенности требуют специального внимания и подхода социально-педагогического работника при воспитании и обучении детей.