Актуальные проблемы современной психологии развития

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Возрастная психология
  • 1818 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 05.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Психология развития: от принципа к проблеме
2. Постановка проблемы факторов психического развития
3. Проблема возраста и возрастной периодизации
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта (например, стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и т.д.), у З. Фрейда– направленность либидинозной энергии (оральная стадия, анальная стадия, фаллическая, латентная и генитальная стадии), у Э. Эриксона – личностная целостность, выражающая отношение центральной задачи возраста и средств и способов ее разрешения (стадии инкорпорации, автономности и т. д.), у Д. Б. Эльконина – смена типов ведущей деятельности. П. П. Блонский в качестве критерия периодизации использовал косвенный признак – дентицию (появление и смену зубов) и выделял беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство.
Основы периодизации психологии развития в отечественной психологии заложил Л. С. Выготский: для него критерием были центральные психологические новообразования (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, юношеский)..
Таким образом, вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны.
Так, в общем, различают этапы детства, взрослости (зрелости) и старости. Детство – один из самых сложных феноменов психологии развития.
Имеются основания полагать, что в последние 20 лет резко обострился исторический кризис детства, начавшийся в конце XIX в. Грубые и очевидные проявления кризиса детства – это распространение среди детей и подростков наркомании, неуклонно «молодеющая» подростковая преступность, массовая беспризорность и безнадзорность, все возрастающая распространенность социального сиротств. Специалисты отмечают и другие проявления кризиса – распад детского сообщества и детской субкультуры, личностная незрелость, психические или неврологические отклонения от нормы.
Это чревато не только психологическим неблагополучием подрастающего поколения, но и социально-политической нестабильностью, непредсказуемыми эксцессами на уровне общества в целом.
В последние годы начато также интенсивное изучение психологических проблем старения и старости, развития личности в зрелом возрасте, Стариков стали ценить, когда древние люди научились добывать огонь и надо было кому-то поддерживать его в очаге. Затем старость стала источником мудрости, символом сохранения традиций и векового опыта и старики пользовались непререкаемым авторитетом. С развитием просвещения авторитетными стали знатоки письменных источников, научных и гражданских законов, а старость стала возрастом, который приходится терпеть, как терпят болезнь. Снижение рождаемости привело к увеличению доли стариков в современном обществе, и вызванный интерес к старческому возрасту позволил подвергнуть сомнению прежние представления о зрелости как «психической окаменелости», а о старости как преимущественно регрессивном развитии, показать сложность и многообразие развития в зрелых возрастах.
Современная наука также уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии – это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним или/и внутренним факторам, воздействия которых именно в данной точке развития имеют особенно важные необратимые последствия.
В эти периоды легче всего научить ребенка определенным навыкам, позже или раньше это сделать значительно труднее. Известно, что для развития речи сензитивный период – 2-3-й годы жизни; для начала усвоения музыкальных исполнительских навыков – 6-7 лет, когда еще растут фаланги пальцев; для спортивных навыков – подростковый возраст, пока не закончилось окостенение скелета и т. д. Однако таких сведений пока очень мало и получены они в основном в наблюдениях. А как заманчиво было бы знать сензитивные периоды для изучения второго языка, овладения компьютерной техникой, для воспитания в людях трудолюбия, чуткости или заботы о близких. Это пока остается проблемой, тем более что сроки созревания организма у разных детей не всегда совпадают.
Таким образом, исходя из данного круга вопросов, перед психологией развития стоят важные задачи и определен круг проблем, которые она в состоянии разрешить, используя, в том числе и значительный материал, который накоплен предыдущими поколениями ученых.

Заключение
В работе был рассмотрен круг вопросов той или иной степени глубины, с помощью которых можно обозначить контуры обсуждаемой проблемы. Но их проблематичность заранее позволяет предсказать, что полностью удовлетворительного и исчерпывающего их решения вряд ли существует и в науке.
Однако многие теории прошлого до сих пор частично или опосредованно оказывают сильное воздействие на проблематику современного понимание развития и поведения. Тем не менее, большинство рассмотренных подходов вполне современны, неоднократно проверены и оказывают влияние, присущее любой дисциплине. Несмотря на это, есть потребность поиска механизма, с помощью которого можно объяснить ход психического развития.
В заключении следует отметить, что специалисты, изучающие психологию развития, долгое время пытались найти ответы на фундаментальные вопросы о том, что есть психическое развитие человека, как оно происходит, каковы его отличия в различных контекстах и культурах и особенно – какой подход к его изучению стоит применять.
Кроме того, поиск продолжается; некоторые из множества вопросов обрели свои разгадки, поиски ответов на другие продолжаются, а третьи еще только задаются. Можно сказать, изучение развития человека является вызовом, но эта область разжигает интерес исследователей. За сравнительно короткий промежуток времени (около века) накопились огромные массивы знаний, и этот процесс продолжается с постоянно увеличивающейся скоростью. Достаточно трудно даже просто не отстать от него; прочтение и осмысление солидных томов, содержащих большой объем информации по проблеме, может ошеломить, особенно когда информация противоречива и сложна для согласования.


Список литературы

Венгер А.В. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С. 3-12
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
Мясоед П.А. Антропологический принцип и проблемы психологии развития // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 122-126
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М: ВЛАДОС, 2003. – 606 с.
Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 651 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.
Шаповаленко Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М: Московский психолого-социальный институт, 2005. – С. 5-6
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М: ВЛАДОС, 2003. – С. 7
Шаповаленко Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – С. 18
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – С. 38
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М: ВЛАДОС, 2003. – С. 8
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М: ВЛАДОС, 2003. – С. 9-10
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – С. 22-23
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М: Аспект-Пресс, 2001. – С. 118
Шаповаленко Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – С. 137-138
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М: ВЛАДОС, 2003. – С.10
Шаповаленко Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – С. 74
Мясоед П.А. Антропологический принцип и проблемы психологии развития // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 122-126
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М: Аспект-Пресс, 2001. – С. 29-30
Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М: Московский психолого-социальный институт, 2005. – С. 7
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М: Аспект-Пресс, 2001. – С. 202-207
Венгер А.В. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С. 3-12
Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М: Московский психолого-социальный институт, 2005. – С. 9, 11
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – С. 61












17

1.Венгер А.В. Ребенок в обществе: исторический кризис детства // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С. 3-12
2.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
3.Мясоед П.А. Антропологический принцип и проблемы психологии разви-тия // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 122-126
4.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. М: ВЛАДОС, 2003. – 606 с.
5.Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. – М: Мос-ковский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
6.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 651 с.
7.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.
8.Шаповаленко Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Вопросы и ответы

Какие проблемы современной психологии развития можно выделить?

Актуальные проблемы современной психологии развития включают в себя такие вопросы, как влияние факторов психического развития, проблема возраста и возрастной периодизации, а также использование различных критериев для определения стадий развития.

Какие факторы оказывают влияние на психическое развитие?

Проблема факторов психического развития является одной из главных в современной психологии развития. Она включает в себя исследования влияния генетических факторов, окружающей среды, воспитания и образования на развитие психики человека.

Каким образом возникает проблема возраста в контексте психологии развития?

Возрастная периодизация - важная проблема современной психологии развития. Разные ученые используют различные критерии для определения возрастных стадий развития. Например, у Жана Пиаже критерием периодизации является развитие интеллекта, а у Зигмунда Фрейда - направленность либидинозной энергии.

Какие стадии развития использовал Жан Пиаже для периодизации?

Жан Пиаже использовал развитие интеллекта как критерий периодизации развития. Он выделил такие стадии, как сенсомоторный интеллект, стадия конкретных операций и др.

Какие стадии развития были определены Зигмундом Фрейдом?

Зигмунд Фрейд определил стадии развития, основанные на направленности либидинозной энергии. Он выделил оральную стадию, анальную стадию, фаллическую, латентную и генитальную стадии.

Какие проблемы современной психологии развития существуют?

Современная психология развития сталкивается с рядом актуальных проблем. Некоторые из них включают в себя: изучение влияния генетических и окружающих факторов на психическое развитие, проблему возраста и возрастной периодизации, исследование причин и последствий девиантного развития, а также вопросы связанные с психологическим сопровождением развития.

Какую проблему рассматривают при изучении факторов психического развития?

При изучении факторов психического развития, рассматривается связь между генетическими предпосылками и влиянием окружающей среды на формирование психических функций. Также интерес представляет вопрос о взаимодействии генетических и социальных факторов в процессе развития.

Какими примерами возрастной периодизации являются?

Для разных теоретиков возрастной периодизации имеет различные критерии. У Жана Пиаже критерием выступает развитие интеллекта и различные стадии его развития, у Зигмунда Фрейда — направленность либидинозной энергии и различные стадии псексуального развития, а у Эрика Эриксона — кризисы личности, возникающие на разных этапах жизни.

Какие проблемы исследуются в контексте психологического сопровождения развития?

В контексте психологического сопровождения развития исследуются проблемы связанные с психическими расстройствами, девиациями развития, адаптацией к изменениям в жизни, формированием личности и многие другие. Важно понять, как психологическое сопровождение может помочь людям преодолевать трудности и достигать оптимального психического развития.