Пути, приёмы и средства улучшения памяти

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 2424 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.06.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Глава 1. Формирование и развитие памяти
Глава 2. Приёмы и средства улучшения памяти человека
Заключение
Список используемой литературы


Фрагмент для ознакомления

Основной принцип, лежащий в их основе, состоит в использовании образов, связывающих между собой запоминаемый материал с каким-либо знаком, или формировании такого рода связей внутри самого запоминаемого материала, а также формировании специальных мнемонических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал. К мнемоническим приёмам относят принципы сопоставления и обобщения; сравнения и противопоставления; рифмы и ритма запоминаемой информации; привязки к месту (определенный тезис привязывают к определенному предмету или месту – вазе, колонне, дороге, полю и т.д.). К ним, кроме того, можно отнести составление и использование готовых аббревиатур, акронимов, акростихов и использование так называемого цепного метода, например, кофе, капуста, картошка; яйцо, цыпленок, курица; ветчина, говядина, свинина и т.д.
Различные приёмы мнемоники (стратегии, коды, подсказки) используются во время прослушивания или прочитывания информации, только в этом случае они помогают извлекать материал из памяти. Один из первых приёмов мнемоники, изобретённый греком Симонидом, «метод мест». Если, например, надо запомнить объемное выступление, берется длинный, хорошо знакомый маршрут и в нём намечаются ориентиры (места), к которым «привязываются» части выступления (фамилии людей, части машины и т. п.).
«Есть множество других мнемонических способов запоминания. Например, стихотворные строки: «Объем шаров слетает с губ: четыре третьих пи эр куб». Подсказка для запоминания объема шара. «Чтоб тебе не сесть на мель и не понизить тонуса, запомни твердо, пи эр эль боковая поверхность конуса». Так запоминается еще одна формула.
Пушкин родился в 1799 г., а Гоголь на 10 лет моложе, а Лермонтов на 5 лет моложе Гоголя, а чтобы запомнить год гибели Лермонтова, надо последние две цифры года его рождения поменять местами (1814 на 1841).
Чтобы запомнить в определенной последовательности 12 пар черепно-мозговых нервов, студенты-медики заучивают предложение: «Онегин знал, где была Татьяна, он любил слушать голос близкой, дорогой подруги». После этого перечислить требуемое нетрудно: Онегин – обонятельный, знал – зрительный, где – глазодвигательный, блоковый, тройничный и т. д. «ОВАЛ» – позволяет запомнить основные, самые крупные реки России – Обь, Волга, Амур, Лена. Чтобы запомнить спектральные классы звезд, заучивают фразу: «Один битый англичанин финики жевал». Класс «О» – голубой (до 30000°); «Б» – голубоватый (до 20000°); «А» – белый (до 10000°); «Ф» – жёлтый (до 8000°) – наше Солнце и т. д. А запомнить планеты Солнечной системы, начиная с самой близкой к Солнцу, нетрудно, заучив фразу: «Морской волк замучил молодого юнгу, совершенно утомив несчастного парня» (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)».
Искусственно придуманные мнемонические приёмы или правила используются, например, для запоминания естественной последовательности цветов в солнечном спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) на основании фразы – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Мнемоника, т.е. искусство запоминания, помогает на эстраде артистам оригинального жанра, конферансье и др.
«Но не следует забывать, что, помогая запомнить внешнее, второстепенное, мнемоника нередко маскирует внутреннее, значимое; не способствует формированию логического мышления, творческому овладению запоминаемым. В то же время мнемотехнические средства справедливо называют высшей опосредствованной памятью человека, использовать внешние и внутренние искусственные средства запоминания может только человек. Мнемотехника позволяет не только эффективно пользоваться памятью, но и господствовать над ней».
8. Использование фармакологических средств. Чаще других используют препараты кофеина, биогенные амины, вещества, корригирующие синтез ДНК и РНК, а также вещества влияющие на обмен белков. Хорошо зарекомендовали себя такие препараты, как глиатилин, кортексин, энцефабол, церебролизин, этимизол, такрин, амиридин, пирацетам, аминалон и некоторые нейропептиды, в частности гипофизарные гормоны или их фрагменты.
Заключение

В зависимости от сложности запоминаемого материала используют либо один из перечисленных приёмов, либо совокупность, либо другие, здесь не упомянутые, но во всех случаях требуется активная умственная работа с материалом. Большое количество приёмов и средств, направленных на улучшение памяти, – свидетельство того, что пределов для её совершенствования нет. В целом все приёмы и средства хороши, если их разумно использовать, в том числе и фармакологические.
Следует также помнить, что любые приёмы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.
Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать темп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. Слишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и искажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, работающего телевизора или магнитофона). Всё это ухудшает качество запоминания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность сразу после введения важной для запоминания информации нежелательна по той же причине. В этом случае уместно вспомнить старинную рекомендацию – в особо ответственных ситуациях повторять материал перед сном, тогда ничто не сможет помешать консолидации.
В течение дня продуктивность памяти изменяется: считается, что утром лучше функционирует кратковременная память, а вечером долговременная. Продуктивность памяти различна для «сов» и «жаворонков». Между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, постольку полезно заметить, какие интервалы наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это.
Эффективная работа памяти обеспечивается механизмом забывания. С его помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Мы записываем, чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем чтобы разгрузить свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в записную книжку. В этой ситуации запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что запись своевременно напомнит, и этим ослабляет внутреннюю потребность не забыть. Забывание – вовсе не признак плохой памяти или причина её низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отчетливо видна на таком факте: чаще жалуются на забывание люди, профессии которых связаны с быстрой сменой используемой информации: репортёры, радио- и теледикторы.
Вместе с тем нельзя упускать из виду, что уровень запоминания зависит от того, приятным или неприятным был соответствующий опыт. Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если он тогда был разозлен или огорчен вашей просьбой что-то сделать, то, чтобы вспомнить об этом, он должен вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Поэтому забыванием очень трудно управлять. Не удается произвольно забыть обиду, поражение, несчастную любовь. Приказывая себе забыть, человек непроизвольно припоминает то, что хочет забыть, и тем самым укрепляет следы и облегчает воспоминание. Поэтому сознательная заинтересованность в забывании только мешает делу.
Список используемой литературы
Лапп Д., Улучшаем память – в любом возрасте: Пер. с франц. – М.: Мир, 1993. – 240 с.: ил.
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Маклаков А.Г., Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
Немов Р.С., Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. – 687 с.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
Попов А.Л., Психология. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 336 с.
Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591с.
Станкин М.И., Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – 296 с.
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – С. 141.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 256 – 257.
Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 484.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 257.
Попов А.Л., Психология. – М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 190.
Маклаков А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – С. 248.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 126.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 127.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. СПб.: ВМедА, 2003. – С. 128.
Немов Р.С., Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. – С. 243 – 244.
Немов Р.С., Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. – С. 244.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 129.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 132.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 132.
Станкин М.И., Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 127.
Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – С. 133.
Станкин М.И., Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 138.
Станкин М.И., Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 138.












24

Список используемой литературы
1.Лапп Д., Улучшаем память – в любом возрасте: Пер. с франц. – М.: Мир, 1993. – 240 с.: ил.
2.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
3.Маклаков А.Г., Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
4.Немов Р.С., Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. – 687 с.
5.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
6.Попов А.Л., Психология. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 336 с.
7.Психология, под ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 591с.
8.Станкин М.И., Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
9.Сысоева В.Н., Общая психофизиология. – СПб.: ВМедА, 2003. – 296 с.

Вопросы и ответы

Какие есть пути и приёмы для улучшения памяти человека?

Пути и приёмы для улучшения памяти человека включают использование образов, связывание запоминаемого материала со знаком, формирование связей внутри запоминаемого материала, а также освоение специальных мнемонических действий.

Что означает освоение специальных мнемонических действий?

Освоение специальных мнемонических действий означает усвоение способов и приёмов, которые помогают запоминать и восстанавливать информацию. Эти действия могут быть связаны с использованием ассоциаций, созданием ассоциативных картинок, составлением рассказов или песенок на основе запоминаемого материала и т.д.

Как формировать связи внутри запоминаемого материала?

Для формирования связей внутри запоминаемого материала можно использовать различные стратегии, такие как создание схем, группировка информации по категориям, выделение важных элементов, использование ключевых слов и т.д. Это поможет упорядочить и структурировать информацию, что упростит ее запоминание и восстановление.

Почему использование образов в улучшении памяти является эффективным?

Использование образов в улучшении памяти является эффективным, потому что наша память основана на визуализации и ассоциации. Создание образов и связывание их с запоминаемым материалом позволяет лучше воспринимать и запоминать информацию, а также легче ее восстанавливать. Образы помогают нам создать связь между новой информацией и уже имеющимися знаниями, что способствует более эффективному запоминанию.

Какие есть рекомендации и средства для улучшения памяти?

Для улучшения памяти рекомендуется использовать разнообразные приемы, такие как повторение информации, составление планов и расписаний, использование мнемонических устройств (например, акронимов), а также здоровый образ жизни, включающий регулярное физическое упражнение и здоровое питание. Существуют также различные специализированные программы и приложения, которые помогают тренировать память и развивать ее способности.

Какие способы можно использовать для улучшения памяти?

Для улучшения памяти можно использовать различные способы, включая использование образов, использование знаков для связывания материала, формирование связей внутри запоминаемого материала, а также использование мнемонических действий.

Какие методы помогают при запоминании больших объемов информации?

Для запоминания больших объемов информации можно применять методы ассоциаций и связывания, использование образных представлений, составления ассоциативных карт и использование мнемонических приемов.

Какие основные принципы лежат в основе приемов улучшения памяти?

Основными принципами приемов улучшения памяти являются использование образов и знаков для связывания запоминаемого материала, формирование связей внутри материала, а также использование специальных мнемонических действий.

Какие приемы помогают лучше запоминать информацию?

Для лучшего запоминания информации полезно использовать приемы ассоциаций, составления образных представлений, создания ассоциативных карт и использования мнемонических приемов.

Что такое мнемонические действия и как они помогают улучшить память?

Мнемонические действия - это специальные приемы, которые помогают улучшить память. Они включают в себя использование образов, знаков, связей и ассоциаций для запоминания информации. Овладение этими действиями помогает человеку развить свою память и улучшить ее.

Какие главы входят в статью о путях и средствах улучшения памяти?

Статья включает в себя две главы: "Глава 1. Формирование и развитие памяти" и "Глава 2. Приёмы и средства улучшения памяти человека".