Эдипов комплекс с психоаналитической точки зрения либо нарциссизм

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психоанализ
  • 3030 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 08.07.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы «Эдипова комплекса» в психоанализе
1.1. Психология невротического конфликта
1.2. Истоки представлений об «Эдиповом комплексе»
1.3. Природа детского «Эдипова комплекса»
1.4. Влияние «Эдипова комплекса» на возникновение «Сверх Я», «Оно», «Я»
1.5. Динамика «Эдипова комплекса»

Глава 2. Аналитическое исследование проблемы «Эдипова комплекса» и его практическое значение

Заключение

Список литературы

Фрагмент для ознакомления

.. Гамлет может предпринять что угодно, по только не отомстить человеку, который убил его отца и занял отцовское место рядом с матерью, человеку, который осуществил его собственные подавляемые детские желания. Таким образом, ненависть, которая может привести его к мести, заменяется укорами, мучениями совести, которые напоминают ему, что сам он в буквальном смысле слова не лучше чем тот грешник, которого он должен наказать».
Глава 2. Аналитическое исследование проблемы «Эдипова комплекса» и его практическое значение

Аналитическое изображение «Эдипова комплекса» является увеличением и огрублением того, что в детстве было лишь наброском. Ненависть к отцу, желание его смерти – уже не робкие намеки, в нежности к матери скрывается цель обладать ею как женщиной. Легко обнаруживается также то, что ненависть к отцу усиливается рядом мотивов, происходящих из более поздних периодов и отношений, что сексуальные желания по отношению к матери выливаются в формы, которые, очевидно, еще неизвестны ребенку. Но напрасно было бы стараться объяснять все в «Эдиповом комплексе» «фантазированием назад» в далекое прошлое и относить к более поздним периодам. Инфантильное ядро, а также большая или меньшая часть мелочей сохраняется, как это подтверждает непосредственное наблюдение за ребенком.
Клинический факт, выступающий за аналитически установленной формой «Эдипова комплекса», имеет огромное практическое значение. Ко времени половой зрелости, когда сексуальное влечение сначала с полной силой выдвигает свои требования, снова принимаются прежние семейные и инцестуозные объекты и опять захватываются (besetzt) либидо. Инфантильный выбор объекта был лишь слабой прелюдией, задавшей направление выбора объекта в период половой зрелости. Здесь разыгрываются очень интенсивные эмоциональные процессы в направлении «Эдипова комплекса» или реакции на него, которые, однако, по большей части остаются вне сознания, так как условия их осуществления стали невыносимыми. С этого времени индивид должен посвятить себя великой задаче отхода от родителей и только после ее решения он может перестать быть ребенком, чтобы стать членом социального целого. Для сына задача состоит в том, чтобы отделить свои либидозные желания от матери и использовать их для выбора постороннего реального объекта любви и примириться с отцом, если он оставался с ним во вражде, или освободиться о его давления, если он в виде реакции на детский протест попал в подчинение к нему. Эти задачи стоят перед каждым; удивительно, как редко удается их решить идеальным образом, т.е. правильно в психологическом и социальном отношении. А невротикам это решение вообще не удается; сын всю свою жизнь склоняется перед авторитетом отца и не в состоянии перенести свое либидо на посторонний сексуальный объект. При соответствующем изменении отношений такой же может быть и участь дочери. В этом смысле «Эдипов комплекс» по праву считается ядром неврозов.
Можно сказать, что психоаналитическое пространство - это эдипово пространство. Пациенты воспринимают своих психотерапевтов в качестве родительских фигур и влюбляются в них так же, как когда-то любили своих родителей. В пределах аналитической структуры семейная эдипова динамика повторяется. Психоаналитический подход подразумевает постоянное рассмотрение мысли о кровосмешении и непрерывное ее отрицание во имя аналитического воздержания и надежды обрести отношения, в которых будут преодолены кровосмесительные желания. Ломка психоаналитического подхода неизменно вызывает риск злоупотреблений, и если психотерапевт спит со своими пациентами или бывшими пациентами, то это именно тот случай.
Мартин Бергмани весьма наглядно и изящно описывает эту проблему в своем эссе о трансферентой любви, когда пациент романтически влюбляется в своего психотерапевта. Он пишет:
«В ходе сеансов психоанализа ранние образы становятся сознательными и, таким образом, лишаются своего энергетического потенциала. В психоанализе раскрытие кровосмесительной фиксации, находящейся в основе трансфера любви, ослабляет кровосмесительные связи и подготавливает почву для будущей любви, не связанной с потребностью повторять ситуацию эдипова треугольника. В таких условиях младенческие модели поведения становятся источником новой влюбленности, в то время как при неврозе они также провоцируют нарушение табу кровосмешения и вызывают потребности в новом треугольнике, который повторяет ситуацию эдипова комплекса».
Бергман приводит следующие утверждения, по поводу пациентов, которые увлекаются своими бывшими психотерапевтами. «В отличие от остальных людей я имею право не повиноваться табу кровосмешения и обладать моим родителем в сексуальном плане. У меня есть это право потому, что я так много выстрадал или просто потому, что я – исключение». С точки зрения психотерапевта, «когда отношения трансфера становятся сексуальными, они представляют собой в символической и бессознательной форме стремление к тому, чтобы объект младенческой любви не был брошен, и подтверждают тот факт, что кровосмесительную любовь можно реализовать в действительности». Это вариация па тему Пигмалиона. Психоаналитическое отношение к пациенту действует только до тех пор, пока психотерапевт, как сказал Фрейд, показывает, что «он является препятствием для любого искушения».
Рассматривая подробнее динамику эдипова комплекса как опыт клинических психоаналитических отношений, можно обнаружить фантазию о совокупляющейся родительской паре. С этой фантазией пациент должен смириться, переключаясь с бессознательной фантазии о чем-то жестоком и страшном к чему-то более мягкому, при помощи чего индивид может чувствовать себя в безопасности, извлекая выгоду из единения своих родителей. Некоторые из пациентов психоанализа пребывают в состоянии торможения, поскольку у них нет никаких фантазий о родителях, которые находятся вместе. Такие пациенты полагают, что сами они лежат в кровати между своими родителями, не давая им объединиться, и со своей стороны они не могут участвовать в этих отношения, опасаясь вреда, который, как они бессознательно полагают, ими причиняется. Застой, желание и невозможность его исполнения - вот вероятные результаты такой ситуации.
Аналитический опыт показывает, что в некотором количестве случаев часть комплекса исчезает до едва заметного следа; тогда получается ряд, на одном конце которого находится нормальный позитивный, а на другом обратный – негативный «Эдипов комплекс»; средние же звенья выявляют совершенную форму с неравным участием обоих компонентов. При гибели «Эдипова комплекса» четыре содержащиеся в нем стремления сложатся таким образом, что из них получится идентификация с отцом и идентификация с матерью; идентификация с отцом удержит объект - мать позитивного комплекса и одновременно объект - отца обратного комплекса; аналогичное явление имеет место при идентификации с матерью. В различной силе выражения обеих идентификаций отразится неравенство обоих половых данных.
Следует заметить то, что «Эдипов комплекс» оказал огромное влияние на поэтическое творчество. Отто Ранк в книге (1912 г.) показал, что драматурги всех времен брали свои сюжеты из Эдипова и инцестуозного комплексов, их вариаций и маскировок. Нельзя не упомянуть также, что оба преступных желания «Эдипова комплекса» задолго до психоанализа были признаны подлинными представителями безудержной жизни влечений.
Мать-супруга Эдипа недаром напоминала о сновидениях. Результат анализов сновидений говорит о том, что образующие сновидение желания так часто имеют извращенный, инцестуозный характер или выдают неожиданную враждебность к близким и любимым родным. Эти злобные чувства – ранние детские распределения либидо и привязанности к объектам, давно оставленным в сознательной жизни, которые ночью оказывают еще существующими и в известном смысле дееспособными. Так как все люди имеют такие извращенные, инцестуозные и неистовые сновидения, то можно сделать вывод, что это путь нормального развития (развитие через извращения и привязанности /либидо/ к объектам «Эдипова комплекса»).
Заключение

Итак, данная работа была посвящена изучению проблемы «Эдипова комплекса» с психоаналитической точки зрения.
Анализ литературы показал, что исследуемая проблема носит противоречивый характер и ее роль в психологической науке весьма неоднозначна.
Впервые понятие «эдипов комплекс» было использовано Фрейдом в работе «Толкование сновидений» (1899) и стало одним из краеугольных камней всей фрейдистской парадигмы.
Фрейд считал, что мать, доставляя маленькому сыну чувственное удовольствие кормлением грудью, теплом, заботой и лаской, становится объектом сексуального вожделения с его стороны. В результате ребенок испытывает ревность к отцу, вплоть до желания его смерти. Однако страх наказания («комплекс кастрации») вытесняет его вожделение в сферу бессознательного.
Когда мальчик становится чуть взрослее, через идентификацию с отцом он осознаёт свой собственный пол, и тогда сексуальное влечение переносится с матери на других женщин. Так происходит разрешение эдипова конфликта.
Женский вариант эдипова комплекса называется комплекс Электры (по имени героини другого древнегреческого мифа, мстившей матери за убийство отца). Сразу возникает простой вопрос: куда же у девочек исчезает влечение к матери как к источнику приятных телесных ощущений на ранней фазе развития, и откуда берётся влечение к отцу? Для ответа на него Фрейд придумал термин «зависть к пенису». Оказывается, осознав половые различия, девочка проникается ощущением собственной «неполноценности» и винит в этом мать, «отобравшую» у неё отца вместе с его пенисом. Позднее она понимает, что пенис есть и у других мужчин, и переносит вожделение на них. Так разрешается конфликт Электры.
Таким образом, в классическом психоанализе эдипов комплекс у детей в возрасте от 2.5 до 6 лет считается нормальной фазой развития личности и сексуальности ребёнка, а не извращением или признаком психического заболевания.
Проблемы начинаются тогда, когда нормальной отработки эдипова комплекса по каким-то причинам не происходит, и повзрослевшему ребёнку не удаётся освободиться от привязки своих сексуальных влечений к родителю противоположного пола либо от «выяснения отношений» с родителем своего пола. Такое бывает, например, у детей деспотичных родителей, или когда кто-то из родителей умирает, когда ребёнок ещё мал.
Самый серьёзный аргумент критиков психоанализа состоит в том, что и постулаты, и выводы своей теории Фрейд взял «с потолка», эмпирически они недоказуемы, а вместо доказательств используются «показательства» – примеры, иллюстрирующие тот или иной тезис. Причём объяснить многие явления с тем же успехом можно в какой-нибудь другой системе координат и без всякого фрейдизма.
Список литературы

Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. - Коллоквиум московского круга, 1992. – 68 с.
Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. – «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997. – 300 с.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 214 с.
Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. М.: Госполитиздат, 1961. – 328 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Фрейд З. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1990. – 422 с.
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.- М.: Наука, 1997. – 611 с.
Фрейд З. Толкование сновидений. – Киев: Смысл, 1998. – 471 с.
Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб.: Питер, 1997. – 645 с.
Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Наука - 1995. – 465 с.
Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Наука - 1995. – 465 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Там же.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Там же.
Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. М.: Госполитиздат, 1961. – 328 с.
Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. – «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997. – 300 с.
Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. – «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997. – 300 с.
Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. – «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997. – 300 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб.: Питер, 1997. – 645 с.
Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. – «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997. – 300 с.
Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. - Коллоквиум московского круга, 1992. – 68 с.
Там же.
Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. - Коллоквиум московского круга, 1992. – 68 с.
Там же.
Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. - Коллоквиум московского круга, 1992. – 68 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Там же.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.- М.: Наука, 1997. – 611 с.
Там же.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Там же.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Фрейд З. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1990. – 422 с.
Фрейд З. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1990. – 422 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 214 с.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 214 с.
Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. - Коллоквиум московского круга, 1992. – 68 с.
Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. - Коллоквиум московского круга, 1992. – 68 с.
Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. М.: Госполитиздат, 1961. – 328 с.
Там же.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.












23

1.Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. - Коллоквиум московского круга, 1992. – 68 с.
2.Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. – «Рефл-бук», «Ваклер». – 1997. – 300 с.
3.Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 214 с.
4.Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. М.: Госполитиздат, 1961. – 328 с.
5.Психоанализ / Сост. и общая редакция В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
6.Фрейд З. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1990. – 422 с.
7.Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.- М.: Наука, 1997. – 611 с.
8.Фрейд З. Толкование сновидений. – Киев: Смысл, 1998. – 471 с.
9.Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб.: Питер, 1997. – 645 с.
10.Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Наука - 1995. – 465 с.

Вопросы и ответы

Что такое Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс представляет собой психологическую конфликтную ситуацию у ребенка, связанную с сексуальными фантазиями и притяжением к родителям противоположного пола.

Какие истоки представлений об Эдиповом комплексе?

Истоки представлений об Эдиповом комплексе связаны с теорией зрения Зигмунда Фрейда, который первым ввел этот концепт в психоанализ.

Какова природа детского Эдипова комплекса?

Природа детского Эдипова комплекса заключается в сексуальных фантазиях, в объекте привлечения к родителю противоположного пола и в подавлении сексуального притяжения к родителю того же пола.

Как влияет Эдипов комплекс на создание "Сверх Я", "Оно", "Я"?

Эдипов комплекс оказывает влияние на развитие этих трех структур личности, влияя на моральные, этические и самооценочные аспекты, а также на стремление к сексуальной удовлетворенности.

Какова динамика Эдипова комплекса?

Динамика Эдипова комплекса заключается в процессе разрешения конфликтной ситуации через переход на следующий психосексуальный этап развития.

Что такое Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс - это понятие из психоанализа, введенное Зигмундом Фрейдом, которое обозначает непосредственные сексуальные чувства ребенка к родителю противоположного пола и враждебные чувства к родителю того же пола.

Какие научные исследования были проведены по проблеме Эдипова комплекса?

В исследованиях по проблеме Эдипова комплекса были рассмотрены различные аспекты, включая психологию невротического конфликта, истоки представлений об Эдиповом комплексе, природу детского Эдипова комплекса, влияние на возникновение Сверх Я, Оно и Я, а также динамику самого комплекса.

Каково практическое значение изучения проблемы Эдипова комплекса?

Изучение проблемы Эдипова комплекса имеет практическое значение для психоаналитиков и психологов, которые могут использовать эти знания для аналитического исследования психологических проблем пациентов, а также для разработки методов лечения и предотвращения негативных последствий переживания Эдипова комплекса.