Система управления качеством. Создание СМК в условиях России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление качеством
  • 2525 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 23.06.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Эволюция систем управления качества в России и в мире
1.1.Международные стандарты качества, их роль в управлении качеством
1.2. Создание СМК в России
2. Сущность систем качества
2.1. Стандарты качества ИСО 9000 как основа современных СМК
2.2. Этапы создания системы качества
3. Управление качеством на российских предприятиях
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Последнее очень интересно, поскольку стремление купить всегда самую дешевую продукцию часто означает стремление купить некачественную продукцию. А приобретение копеечной, некачественной продукции, скажем того же конденсатора или резистора может привести к выходу из строя в сотни, тысячи раз более дорогостоящего устройства. Потеря репутации конечного производителя, в погоне за копеечной экономией. Защита покупателя от некачественного поставщика комплектующих это прежде всего забота покупателя, но возможно именно по этому одним из требований в страны ЕС, для государственных нужд является соответствие сертификации предприятия по ИС-9000, как какая-нибудь гарантия качества продукции.
Послепродажное обслуживание и после-производственный сервис. Для целого ряда продуктов бытового назначения, таких как стиральные машины, имеет значение не только качество его производства на заводе, но и качественная доставка поставщику. Если машина упала в процессе доставки, то есть очень серьезное основание того, что она не будет работать вообще или будет работать с серьезными дефектами. Не говоря уже о том, что она должна быть должном образом подсоединена к системам водоснабжения, канализации, для того чтобы она стирала, а не заливала квартиру, и не портила белье.
Элементом качества является сервисное послепродажное обслуживание, в том числе гарантийное. Для многих производителей гарантийная служба является интерфейсом взаимодействия с покупателями, через который идет информация о потребностях покупателя и о прямых дефектах, выявленных в машинах. Такая информация должна собираться, обобщаться и доставляться производителю. Все крупные производители давно обращают внимание на Российский рынок, если доля этого рынка заметна, причем обращая внимание и на его требования. Например, температурные перепады, холодные зимы, низкое качество воды и электроснабжения, характерные для России оказывают существенное влияние на требуемое здесь качество продукции. Гораздо дешевле выпускать качественную продукцию, которая не требует гарантийного ремонта, нет возвратов, чем обеспечивать систему гарантийных ремонтов. Очень частое обращение в гарантийные мастерские создает плохую репутацию и снижает уровень покупок.
Вовлеченность работников в процесс управления качеством. Рабочие являются в большинстве случаев важным звеном и наименее контролируемым в процессе производства. Для того чтобы производить качественную продукцию рабочие должны быть должным образом обучены, организованы, т.е. вовремя совершать все технологические (подготовительные и заключительные) операции, мотивированы для производства высококачественной продукции. Если рабочий не получает зарплату в течение нескольких месяцев (лет), то говорить о мотивированности данного рабочего затруднительно. И ожидать, что произведенная им продукция будет отвечать высшим стандартам качества, столь же странно, как требовать от голодного животного, чтобы он не трогал мясо.
В Западной практике используются все те же методы вовлечения работников в процесс управления качеством, которые применялись у нас при социализме: кружки качества, премирование за рационализаторские предложения, создание производственных совещаний, посвященных вопросам улучшения производства продукции. Ничего нового тут не придумано и могут быть использованы методы хорошо известные из прошлого.
Тестирование и стремление к постоянному улучшению, на основе достигнутых результатов. Тестирование в данном случае имеется в виду, как тестирование по абсолютным показателям: проверка качества продукции и тестирование сравнимых образцов или рыночные тесты. Рыночные тесты это тестирование нескольких образцов разных производителей одинаковой продукции с целью выявления наиболее оптимальных решений и неформальный обмен опытом между конкурентами. Это широко практикуется в настоящее время и у нас, во всех разумно организованных производствах.
Из приведенного выше описания видно, что TQM по сравнению с ИСО 9000, существенно расширяет понятие системы качества за пределы предприятия. Можно предположить, что многие из предъявляемых TQM требований могут быть реализованы с помощью современных информационных технологий Судя по изменениям, происходящим в функциональности предлагаемых на рынке продуктов, в частности по быстрому развитию направления CRM (управления взаимоотношениями с покупателем) рынок программного обеспечения двинулся навстречу всеобщему управлению качеством.
3. Управление качеством на российских предприятиях

Существуют разные взгляды на организацию и управление промышленным предприятием. На многих отечественных предприятиях доминирующими являются следующие мнения:
"Наше предприятие уникально, и опыт других (особенно международный) для нас малоприемлем";
"Если нам нужны изменения, то эти изменения должны быть радикальными и принести быстрый результат - идеология "большого скачка"".
В статье Лапидуса В.А. данные умонастроения российского менеджмента определяются как препятствия в успешном развитии предприятий.
Можно с большой уверенностью утверждать, что…
Во-первых, у предприятий существует специфики не более чем на 10%, остальные 90% деятельности - стандартны. Для улучшения дел на таких предприятиях необходимо опираться на передовой опыт других и "не изобретать велосипед". Квинтэссенцией такого опыта являются международные стандарты управления MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000 .
Во-вторых, наши предприятия должны переломить существующее у них положение, когда срочные проблемы не дают реализоваться важным. У предприятий должны появиться долгосрочные цели. К этим целям они упорно должны двигаться, учредив постоянство перемен к лучшему, то есть изжить пустые иллюзии "большого скачка", заменив их на идеологию постоянного совершенствования - BPI (Business Process Improvement) .
В решающей степени упадок многих предприятий объясняется внутренними факторами: уровнем технологий; состоянием организации производства; совершенством управления предприятием. Состояние данной триединой основы отечественных предприятий определяют чрезвычайно высокий уровень затрат на производстве и низкое качество выпускаемой продукции [11;c.76].
В современных российских условиях нет серьезных возможностей для объемных инвестиций. Первые шаги по выводу предприятий из кризиса нужно делать на базе уже существующих технологий и оптимизировать две другие составляющие деятельности: организацию и управление предприятием. Для того, чтобы дать ответы, как обеспечить выживание предприятий в современных условиях и каким образом наиболее эффективно реорганизовать предприятие, чтобы оно адаптировалось к изменениям во внешней среде, нужно обратиться к мировому опыту и к тем формам и методам управления предприятия, которые стали мировыми стандартами.


Заключение

“Система качества” - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Современное научное определение качества дано в международном стандарте ISO 8402-86:
Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Таким образом, в основе качества заложен опыт потребителя, оно измеряется по отношению к его требованиям, обусловленным или необусловленным, сознательным или просто ощущаемым, объективным или субъективным, но всегда претерпевающим изменения.
Для регулирования различных аспектов качества Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала и выпустила серию стандартов на системы управления качеством.
Названная система состоит из пяти стандартов: МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003, МС ИСО 9004.
Эти стандарты не имеют обязательной юридической силы, а носят рекомендательный характер.
В настоящее время в России наличие сертифицированной системы управления качеством не является обязательным требованием для большинства предприятий. Исключение составляют предприятия оборонного комплекса, строительные организации, авиаперевозчики, для которых наличие сертифицированной системы управления качеством является обязательным условием осуществления деятельности. Однако наличие сертифицированной системы управления качеством зачастую является ключевым фактором успеха на многих рынках.

Список литературы

Басовский Л.Е. Управление качеством: Учеб. для вузов по экон. специальностям /Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: Инфра-М, 2003.- 211 с.
Басовский Л.Е. Управление качеством: Учебник:[По экон. специальностям] /Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 211 с.
Белобрагин В.Я. Качество: уроки прошлого и современность /В.Я. Белобрагин. - М.: АСМС, 2003.- 273, 90 с.
Дедков Н.П. Региональные социально-ориентированные программы качества: (На примере Мурм. обл.): Учеб. пособие /Н.П. Дедков. - М., 2003.- 259 с.
Дурнев В.Д. Экспертиза и управление качеством промышленных материалов /В. Д. Дурнев, С. В. Сапунов, В. К. Федюкин. - СПб. [и др.]: Питер, 2004.- 253 с.
Государственный контроль качества минеральной воды и напитков /Подгот. ЗАО "ОСТ-АКВА" и секретариатом ТК 343 "Качество воды". - М.: Изд-во стандартов, 2003.- 839 с.: ил.
Грифф М.И. Качество, эффективность и основы сертификации машин и услуг /М. И. Грифф. - М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2004.- 487 с.
Евстропов Н.А. Самооценка функционирования систем менеджмента качества на предприятии /Н. А. Евстропов, В. А. Менченя; Акад. стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. - М.: АСМС, 2004.- 54 с.
Евстропов Н.А. Оценка технического уровня и качества промышленной продукции: Учеб. пособие /Н. А. Евстропов; Акад. стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. - М.: АСМС, 2004.- 87 с.
Лонцих П.А. Обеспечение качества и управление динамическими процессами технологических систем /П.А. Лонцих. - Ростов н/Д: Рост. ун-т, 2003.- 234 с.
Липаев В.В. Функциональная безопасность программных средств /В. В. Липаев; Ин-т систем. программирования Рос. акад. наук. - М.: СИНТЕГ, 2004.- 340 с.
Литвинова А.В. Управление качеством продовольственных товаров: теория, методология, практика /А. В. Литвинова; под ред. Н. С. Яшина. - Саратов: СГСЭУ, 2004.- 162 с.
Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов по специальности "Упр. качеством" /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высш. шк., 2003.- 333 с.
Методы разработки, внедрения на предприятии и подготовки к сертификации Системы менеджмента качества на основе МС ИСО 9001:2000: Учеб. пособие /Учеб.-метод. центр "Регистр-консалтинг"; [Сост. и отв. ред. Шичков Н.А.]. - СПб., 2003.- 71 с.
Модели управления экономикой предприятия: Учеб. пособие /[Е.А. Горбашко, И.Г. Окрепилова, Е.М. Рогова и др.; Под ред. Е.А. Горбашко]; М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов", Каф. экономики и упр. качеством. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2004.- 67 с.
Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000: Политика. Оценка. Формирование /В. А. Никитин, В. В. Филончева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.- 126 с.
Шарипов С.В. Система менеджмента качества: разраб. и внедрение на основе междунар. стандарта ISO 9001:2000 /С. В. Шарипов, Ю. В. Толстова. - СПб.: Питер; Питер Принт, 2004.- 189 с.
Шадрин А.Д. Менеджмент качества: От основ к практике /А. Д. Шадрин. - М.: Трек, 2004.- 359 с.



2

1.Басовский Л.Е. Управление качеством: Учеб. для вузов по экон. специальностям /Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: Инфра-М, 2003.- 211 с.
2.Басовский Л.Е. Управление качеством: Учебник:[По экон. специальностям] /Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 211 с.
3.Белобрагин В.Я. Качество: уроки прошлого и современность /В.Я. Белобрагин. - М.: АСМС, 2003.- 273, 90 с.
4.Дедков Н.П. Региональные социально-ориентированные программы качества: (На примере Мурм. обл.): Учеб. пособие /Н.П. Дедков. - М., 2003.- 259 с.
5.Дурнев В.Д. Экспертиза и управление качеством промышленных материалов /В. Д. Дурнев, С. В. Сапунов, В. К. Федюкин. - СПб. [и др.]: Питер, 2004.- 253 с.
6.Государственный контроль качества минеральной воды и напитков /Подгот. ЗАО "ОСТ-АКВА" и секретариатом ТК 343 "Качество воды". - М.: Изд-во стандартов, 2003.- 839 с.: ил.
7.Грифф М.И. Качество, эффективность и основы сертификации машин и услуг /М. И. Грифф. - М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2004.- 487 с.
8.Евстропов Н.А. Самооценка функционирования систем менеджмента качества на предприятии /Н. А. Евстропов, В. А. Менченя; Акад. стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. - М.: АСМС, 2004.- 54 с.
9.Евстропов Н.А. Оценка технического уровня и качества промышленной продукции: Учеб. пособие /Н. А. Евстропов; Акад. стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. - М.: АСМС, 2004.- 87 с.
10.Лонцих П.А. Обеспечение качества и управление динамическими процессами технологических систем /П.А. Лонцих. - Ростов н/Д: Рост. ун-т, 2003.- 234 с.
11.Липаев В.В. Функциональная безопасность программных средств /В. В. Липаев; Ин-т систем. программирования Рос. акад. наук. - М.: СИНТЕГ, 2004.- 340 с.
12.Литвинова А.В. Управление качеством продовольственных товаров: теория, методология, практика /А. В. Литвинова; под ред. Н. С. Яшина. - Саратов: СГСЭУ, 2004.- 162 с.
13.Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов по специальности "Упр. качеством" /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высш. шк., 2003.- 333 с.
14.Методы разработки, внедрения на предприятии и подготовки к сертификации Системы менеджмента качества на основе МС ИСО 9001:2000: Учеб. пособие /Учеб.-метод. центр "Регистр-консалтинг"; [Сост. и отв. ред. Шичков Н.А.]. - СПб., 2003.- 71 с.
15.Модели управления экономикой предприятия: Учеб. пособие /[Е.А. Горбашко, И.Г. Окрепилова, Е.М. Рогова и др.; Под ред. Е.А. Горбашко]; М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов", Каф. экономики и упр. качеством. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2004.- 67 с.
16.Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000: Политика. Оценка. Формирование /В. А. Никитин, В. В. Филончева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.- 126 с.
17.Шарипов С.В. Система менеджмента качества: разраб. и внедрение на основе междунар. стандарта ISO 9001:2000 /С. В. Шарипов, Ю. В. Толстова. - СПб.: Питер; Питер Принт, 2004.- 189 с.
18.Шадрин А.Д. Менеджмент качества: От основ к практике /А. Д. Шадрин. - М.: Трек, 2004.- 359 с.

Вопросы и ответы

Какова роль международных стандартов качества в управлении качеством?

Международные стандарты качества играют важную роль в управлении качеством, так как они устанавливают общепринятые требования и правила для создания и поддержания системы управления качеством. Эти стандарты позволяют предприятиям и организациям добиваться высокого качества своей продукции или услуг, что способствует повышению удовлетворенности клиентов и улучшению репутации бренда. Кроме того, международные стандарты качества способствуют унификации и совместимости систем управления качеством в разных странах, что упрощает взаимодействие и торговлю международным сообществом.

Как создать систему управления качеством в России?

Для создания системы управления качеством в России необходимо следовать определенным шагам. Во-первых, руководство предприятия должно проявить заинтересованность и готовность внедрить систему управления качеством. Затем необходимо провести анализ текущей деятельности и выявить слабые места, которые требуют улучшения. Далее, следует разработать и внедрить положения и процедуры, соответствующие международным стандартам качества. Параллельно с этим необходимо провести обучение персонала и провести внутренние аудиты. Наконец, система управления качеством должна быть постоянно контролируема и совершенствуема.

Какие стандарты качества ИСО 9000 используются как основа для современных систем качества?

Стандарты качества ИСО 9000 являются основой для современных систем качества. Они включают в себя ряд международных стандартов, которые определяют требования к созданию и внедрению системы управления качеством. Главными элементами стандарта ИСО 9000 являются планирование, контроль, анализ и улучшение процессов в организации. Стандарты ИСО 9000 также подразделяются на несколько частей, каждая из которых определяет конкретные аспекты системы управления качеством, такие как управление документацией, контроль качества продукции и проведение внутренних аудитов.

Какова эволюция систем управления качеством в России и в мире?

Системы управления качеством в России и в мире прошли долгий путь развития. В мировой практике основной вехой стала принятие Международной организацией по стандартизации (ISO) серии стандартов ИСО 9000 в 1987 году. Это стало началом создания систем управления качеством по всему миру. В России процесс развития систем управления качеством начался позже, в 90-х годах. Начальной точкой было принятие национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-94 в 1996 году. С тех пор в России произошли значительные изменения, и сейчас предприятия все больше внедряют системы управления качеством.

Какую роль играют международные стандарты качества в управлении качеством?

Международные стандарты качества, такие как ИСО 9000, играют важную роль в управлении качеством. Они представляют собой набор требований и рекомендаций, которые помогают предприятиям организовать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечивать высокое качество продукции или услуг. Стандарты определяют основные принципы систем управления качеством, такие как фокус на клиенте, лидерство, вовлечение сотрудников и постоянное совершенствование. Они также предоставляют общие требования к процессам управления качеством, включая планирование, реализацию и контроль.

Как создается система управления качеством в России?

Создание системы управления качеством в России начинается с анализа текущего состояния организации и определения ее потребностей в управлении качеством. Затем проводится подготовительная работа, которая включает в себя обучение сотрудников, разработку документации и установление процедур. После этого происходит внедрение системы, включающее в себя проведение внутренних и внешних аудитов, а также анализ результатов и внесение необходимых корректировок.

Что такое системы качества и какова их сущность?

Системы качества - это организационные структуры, процессы, ресурсы и процедуры, которые используются для управления качеством продукции или услуг. Они представляют собой комплексный подход к обеспечению и улучшению качества, который включает в себя планирование, контроль, анализ и улучшение процессов.

Какие международные стандарты качества существуют и какую роль они играют в управлении качеством?

Существует ряд международных стандартов качества, таких как ISO 9000, ISO 14000, ISO 27001 и другие. Они играют важную роль в управлении качеством, поскольку предоставляют компаниям и организациям общий набор требований и руководств по внедрению и поддержанию системы управления качеством. Эти стандарты помогают снизить риски, повысить эффективность и надежность бизнес-процессов, а также создать устойчивое основание для достижения конкурентных преимуществ.

Как происходит создание системы управления качеством в России?

Создание системы управления качеством в России происходит на основе внедрения международных стандартов, таких как ISO 9000. Этот процесс включает в себя несколько этапов. Сначала компания или организация определяет свои цели и вектор развития. Далее проводится анализ текущей ситуации и разрабатывается план действий. Затем происходит внедрение и адаптация стандартов к конкретным потребностям организации. После успешной реализации системы управления качеством начинается процесс ее поддержания, анализа и постоянного совершенствования.