Развитие внимания к слову на уроках русского языка школьников в младших классах при изучении тематической группы "Искусство".

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 5858 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 15.12.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I. Основы методики работы со словом при обучении младших школьников русскому языку
1.1.Психолого-педагогические подходы к изучению лексики в младшем школьном возрасте
1.2.Организация работы, направленной на развитие лексического запаса младших школьников по тематической группе "искусство" в современных методических разработках.
1.3.Значение и место внеклассной работы со словами группы «искусство» в системе обучения русскому языку.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по развитию внимания к слову на уроках русского языка
2.1. Условия проведения и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Результаты диагностики формирования лексики тематической группы «искусство» у младших школьников
Глава III. Работа по развитию внимания к слову при изучении темы "Искусство"
3.1. Условия и методика использования внеклассных занятий при развитии лексики тематической группы «Искусство»
3.2. Ход, методика проведения и результаты контрольного эксперимента
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре).
Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Первая представляет из себя очное состязание команд, а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.
Что? Где? Когда?
Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время наиболее сложной и интересной из всех игр, превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников.
В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр ЧГК проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.
Основные правила игры:
1. В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).
2. Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.
3. Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.
4. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится «ключевое» слово.
5. В случае, если в ответе команды содержится более чем одна версия, – он не засчитывается.
6. Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а также от уровня подготовки команд).
7. Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов.
Вопросы к «Брейн-рингу» составлялись с учетом изучения и повторения многих тем предусмотренных учебной программой по русскому языку.
Можно сказать о прямой связи вопросов, использованных в викторине, практически со всеми темами программы изучения русского языка в 4 классе. Заранее разобранные вопросы и вопросы, направленные на повторение, облегчают задачу учащихся.

Фрагмент внеклассного мероприятия по русскому языку. Викторина «Как получать 5».
Тема мероприятия: Обобщение и углубление знаний по разделу «Лексика» тематической группы «Искусство»
Цель мероприятия: при помощи внеклассной работы привить детям интерес к изучению русского языка и развивать внимание к слову тематической группы «Искусство».
Задачи мероприятия: - при помощи викторины обобщить и углубить знания детей слов тематической группы «Искусство»;
способствовать развитию аналитических умений, развивать мышление, память, внимание;
воспитывать чувство гордости за богатство русского языка.
Викторина «Как получить пятерку».
Вопросы викторины подбирались с учетом повторения различных групп слов по теме «Искусство». Викторине предшествовала подготовка, которая включала в себя проведение различных тестов на определение уровня развития мышления учащихся, установление скорости совершения мыслительных операций и уровня познавательных потребностей, а также беседа, рассказ учителя об «Искусстве».
Вопрос отборочного тура:
Представление, которое показывают публику первый раз.
А) спектакль В) пьеса
С) премьера D) антракт
(Ответ: C)
Вопросы основного тура:
1. Что такое пейзаж?
А) картина природы В) охрана природы
С) раздел науки о языке D) улица города
(Ответ: А)
2. Палитра – это
А) раздел литературы В) слово для названия болезни
С) конструкция для творчества D) дощечка для смешивания красок.
(Ответ: D)
3. Укажите слово с орфографической ошибкой:
А) кортина В) рисунок
С) портрет D) карандаш.
(Ответ: А)
4. Где все слова являются однокоренными:
А) гармонь гармошка гонг В) творчество творение творец
С) кино концерт кинокартина D) мультфильм музыка мультипликация.
(Ответ: В)
5. Какое слово лишнее:
А) полька В) чечётка
С) арфа D) хоровод.
(Ответ: С)
6. Морской пейзаж – это:
А) словосочетание В) простое предложение
С) однородные члены предложения D) сложное предложение.
(Ответ: В)
7. Какое слово лишнее:
А) твист В) свирель
С) кларнет D) треугольник.
(Ответ: А)
8. С помощью чего в предложении выражается восторг и радость:
А) мимика В) интонация
С) жесты D) взгляд.
(Ответ: В)
9. Какое из словосочетаний неправильное:
А) художественные деревья В) художественная самодеятельность
С) живописная самодеятельность D) живописные деревья.
(Ответ: А, В)
10. Какие словосочетания можно отнести к теме «Искусство»:
А) представление артиста В) иметь представление
С) брат Роман D) читать роман
(Ответ: А, D)
11. Какое слово лишнее:
А) клавиша В) балет
С) баян D) картина.
(Ответ: А)

Подробнее остановимся на игре Брейн-ринг и осветим основные вопросы методики подготовки и проведения.
Правила игры:
1. В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).
2. Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.
3. Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних телевизионных «Брейн-рингах» введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков «второго плана», чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.
4. В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).
5. Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило «накопления очков», то есть неразыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.
6. Если все играющие команды не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение.
Турниры по Брейн-рингу проводятся в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по «олимпийской системе» (игра на «вылет»). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или 7) и может быть зафиксирована «ничья», при олимпийской системе игра ведется до победы - кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале - до 5 или 6)


Основные правила составления вопросов для “Брейн-ринга”
Дискуссии о том, «что такое хороший вопрос», очевидно, будут происходить в рядах членов движения интеллектуальных игр столько времени, сколько будет существовать это движение. Необходимо отметить, что и в литературе по педагогической психологии проблема постановки учебно- развивающих вопросов остается практически неразработанной. Поэтому указанные ниже правила составления вопросов (многие из которых основаны на известных общедидактических принципах), естественно, являются примерными:
1. Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения). В своей работе со школьниками мы ориентируемся, прежде всего, на объем знаний получаемых в рамках школьной программы. Кроме того, в каждом клубе должны иметься списки рекомендуемой литературы (а еще лучше – сама эта литература) для развития духовной культуры школьников.
2.Поскольку среди участников игры могут быть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).
3. В отличие от других видов игр, «Брейн-ринг» развивает в основном понятийное мышление. Фактически ответ на вопрос есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе, должен отвечать только один ответ. «Дуэль» является основанием для снятия вопроса.
4. В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.
5. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания или, как минимум, из разных разделов программы.
6. В тексте вопроса должны присутствовать как «подсказки», упрощающие поиск искомого ответа, так и «лишняя» информация, которая затрудняет или «затемняет» правильный ответ.
7.Хороший вопрос должен опираться на чувство юмора.
При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а также исходя из задач зрелищности, поддержания внимания как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр.
Творческие игры, в отличие от интеллектуальных игр, предполагают наличие заданий с «открытым ответом» (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр подростки самовыражаются средствами того или иного вида искусства, наконец, в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.
Главная задача, решаемая посредством творческих игр, состоит в том, чтобы, сохраняя игровой характер деятельности, привести личностные возможности подростков и юношей в соответствие с необходимостью эффективно действовать в высоко конкурентной обстановке соревнования, приобрести навыки самораскрытия, спонтанности, эмпатии в отношении других членов группы, а также непосредственно отработать усвоенный на уроках русского языка материал или приобрести дополнительные знания, даваемые вне основной программы.
Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и, прежде всего, театрального. В то же время, в отличие от этих видов педагогической деятельности, творческие игры не являются самостоятельным видом работы и не ставят прямо декларируемой цели преобразование личности подростка или юноши.
Викторина, как уже неоднократно указывалось в работе, может быть настолько же интересной, насколько позволит фантазия и профессионализм учителя и «степень увлеченности» учащихся.

Фрагмент внеклассного мероприятия по русскому языку.
«Брейн-ринг».
Тема мероприятия: «Русский язык – язык великого народа» - Брейн – Ринг.
Цель мероприятия: при помощи интеллектуальной игры обогатить лексику детей по тематической группе «Искусство» и привить интерес к русскому языку.
Задачи мероприятия: - обобщить и углубить знания детей по русскому языку;
способствовать развитию аналитических умений, развитию памяти, внимания, быстроты и правильности воспроизводства знаний;
воспитывать любовь к русскому языку.
«Брейн – Ринг»
Род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления, осуществляемого актёрами перед зрителями (театр)
Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок (живопись).
Искусство проектировать здания и сооружения (архитектура).
Вид искусства, в котором художественный образ создаётся средствами пластических и ритмических движений человеческого тела (танец).
Вид сценического искусства, основанного на танце (балет)
Художник – специалист по батальной живописи (баталист).
Современный бальный танец четырёхдольного такта, состоящий из произвольно чередующихся па (танго).
Небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски (палитра)
Человек, создающий произведения изобразительного искусства красками, карандашом и т.п. (художник).
Певческий коллектив, исполняющий вокальные произведения (хор).
Как называется разговор двух или более лиц? (диалог).
Искусство, воплощающаяся в звуковых художественных образах (музыка)
Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение памятники истории, искусства, культуры, науки, техники, других областей сферы деятельности общества (музей).
Певец, музыкант, танцор, исполняющий сольную партию, выступающий соло (солист)
Артист, показывающий фокусы (фокусник).
Словесно-музыкальное произведение для пения разных лицом, лиц (песня).
Жанр изобразительного искусства – изображение неодушевлённых предметов (натюрморт)
Вид изобразительного искусства, создание объёмных изображений путём лепки, высекания, резания или отливки (скульптура).
Человек, который профессионально занимается литературной деятельностью (писатель)
Музыкант, играющий на скрипке (скрипач).
Что такое русский язык? (наука).
Народный и бальный танец чешского происхождения, характеризующийся двудольным размером и состоящим в быстром движении с прыжками (полька)
Актёр, снимающийся в кинофильмах (киноактёр).
Определённая последовательность звуков, образующее известное музыкальное единство (мелодия)
Специальная площадка, на которой дают представление (сцена)
Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-либо определённого человека или группы людей (портрет).
Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта (антракт).
Жанр сатирической поэзии, короткий иносказательный рассказ нравоучительного характера (басня)
Жанр русского народа эпической песни, сказаний о богатырях (былина).
Помещение для публичной демонстрации кинофильмов (кинотеатр)
Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-нибудь лица или события (памятник)
Помещение в театре, кино для пребывания зрителей в ожидании представления или для отдыха во время антрактов (фойе).
Торжественное открытие художественной выставки (вернисаж)
Совокупность вещей, необходимых актёру по ходу представления или съёмки (реквизит)
Парный бальный танец, характеризующийся частой смене положения в паре, подвижностью бёдер танцующих, экспрессивным характером исполнения (самбо).
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях с участием волшебно-фантастических сил (сказка)
Изображение, сделанное карандашом, красками и т.п. (рисунок).
Художественные краски, разводимые водой (акварель).
Чуткий по ритму, быстрый танец, с частыми и дробным пристукиванием подошвы и каблука об пол (чечётка).

3.2. Ход, методика проведения и результаты контрольного эксперимента

После формирующего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент, аналогичный констатирующему эксперименту.
После анализа результатов оказалось, что уровень сформированности лексики тематической группы у младших школьников оказался выше.
Таблица 2
Уровень сформированности лексики по тематической группе «искусство»
Задание До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента Ср. балл Уровень Ср. балл Уровень 1.1. 2,3 средний 3,0 Выше среднего 1.2. 2,5 Средний 3,2 Выше среднего 2.1. 2,45 Средний 3,1 Выше среднего 2.2. 2,02 Средний 2,45 Средний 2.3. 3,0 Выше среднего 3,2 Выше среднего 2.4. 2,8 Средний 3,0 Выше среднего 3 2,9 Средний 3,45 Выше среднего Всего 2,57 Средний 3,05 Выше среднего % 64,2 % 76,25%
Таким образом, после проведённой работы младшие школьники экспериментальной группы показали более высокий уровень сформированности лексики по тематической группе «искусство». Большинство детей смогли показать уровень выше среднего.

Гистограмма 1
Динамика сформированности лексики тематической группы «Искусство»



Результаты, полученные в ходе коррекционной работы по русскому языку с детьми младшего школьного возраста, свидетельствуют о том, что использование внеклассной работы в сочетании с обучением на уроках русского языка — одно из эффективных средств в формировании внимания к слову тематической группы «Искусство».
Обобщение результатов контрольного эксперимента позволило выделить три группы детей на основании сформированности у них лексики тематической группы «Искусство»:
I группа - средний уровень сформированности лексики по тематической группе «искусство». Это оказалась самая многочисленная группа. К ней мы отнесли 25 учащихся экспериментальной группы.
II группа - высокий уровень сформированности лексики по тематической группе «искусство» показали 8 учащихся.
III группа - низкий уровень сформированности лексики по тематической группе «искусство» отмечался у 2 учащихся.
Проделанная коррекционная работа по формированию и развитию внимания к слову тематической группы «Искусство» у младших школьников показала положительные результаты.
Заключение

Проведённое исследование завершилось, доказав свою теоретическую и практическую значимость. На уровне практической значимости исследования в I главе диплома были определены: понятие внеклассной работы, особенности внеклассной работы для учащихся младших классов, определены психолого-педагогические подходы к изучению лексики в младшем школьном возрасте. Между тем, анализ и обобщение психолого – педагогической и методической литературы по данной проблеме, связанной с формирование и развитием лексики тематической группы «Искусство», показал недостаточную практикоориентированность исследований и методов, которые не до конца используют потенциал внеклассных занятий по русскому языку для формирования и развития лексики тематической группы «Искусство» у младших школьников.
В методике русского языка М.Р. Львовым утверждается культуроведческий подход к его преподаванию, под которым понимается изучение лингвистических тем курса русского языка на специальном материале, включающем сведения об искусстве и культуре. Развитие и формирования словаря у детей младшего школьного возраста, развития внимания к слову на уроках русского языка рассматривается как актуальный вопрос в методике русского языка начальной школы
Обобщение результатов контрольного эксперимента позволило выделить три группы детей на основании сформированности у них лексики тематической группы «Искусство»:
I и II группы – младшие школьники со средним и низким уровнем сформированности лексики по тематической группе «искусство». Это оказалась самая многочисленная группа. К ней мы отнесли 27 учащихся экспериментальной группы (71,4% и 5,7% соответственно).
II группа – младшие школьники с высоким уровенем сформированности лексики по тематической группе «искусство» (22,85%).
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования с детьми младшего школьного возраста, свидетельствуют о том, что использование внеклассных занятий в сочетании с обучением на уроках русского языка — одно из эффективных средств.
Литература

Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1996. № 4.
Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1996. № 4.
Галкин – Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Ч. 1 // Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – Изд-во Московского Университета, 1962.
Григорян Л.Т. Язык мой. – М.: Просвещение, 1988.
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1960.
Журавлева Т Л.. Совершенствование содержания и методики преподавания русского языка в начальной школе. - М., 1990.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1/Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2006.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2006.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1/Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2007.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2007.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2005.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2005.
Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? — М., 2003.
Козак О.Н. Литературные викторины. - СПб.: Союз, 1998.
Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990.
Львов М.Р. Родной язык – «величайший наставник»//Начальная школа. – 1994. - №6.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2004.
Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Барнова. – М.: Просвещение, 1990.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4-8 классов. – Калинин, 1973.
Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.
Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова. -–Издательство Казанского университета, 1985.
Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1966.
Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А. Вохмянина.- М., 2001.
Пузанкова Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. . наук. — М., 1997.
Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 1 / С.В. Иванов и др. – М., 2005.
Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2 / С.В. Иванов и др. – М., 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2001.
Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. – Воронеж, 1979.
Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1979.
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1973.
Хрестоматия по методике преподавания русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя/Авт. сост. Б.Т. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991.
Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2004.
Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Просвещение, 1977.
Шушарина Г.А. Языковая картина мира как форма целостного представления о мире // Гуманитарные науки: научно-теоретические и логико-методологические аспекты. — Комсомольск-на-Амуре, 2002.















1

Литература

1.Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
2.Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1996. № 4.
3.Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1996. № 4.
4.Галкин – Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Ч. 1 // Под ред. Е.М. Галкиной – Федорук. – Изд-во Московского Университета, 1962.
5.Григорян Л.Т. Язык мой. – М.: Просвещение, 1988.
6.Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1960.
7.Журавлева Т Л.. Совершенствование содержания и методики преподавания русского языка в начальной школе. - М., 1990.
8.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1/Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2006.
9.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2006.
10.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1/Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2007.
11.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2007.
12.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2005.
13.Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2005.
14.Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? — М., 2003.
15.Козак О.Н. Литературные викторины. - СПб.: Союз, 1998.
16.Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
17.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
18.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990.
19.Львов М.Р. Родной язык – «величайший наставник»//Начальная школа. – 1994. - №6.
20.Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2004.
21.Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература»/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Барнова. – М.: Просвещение, 1990.
22.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
23.Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
24.Пастушенкова Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 4-8 классов. – Калинин, 1973.
25.Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.
26.Педагогика высшей школы: Учебное пособие/Под ред. Н.М. Пейсакова. -–Издательство Казанского университета, 1985.
27.Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.
28.Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1966.
29.Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А. Вохмянина.- М., 2001.
30.Пузанкова Е.Н. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. . наук. — М., 1997.
31.Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 1 / С.В. Иванов и др. – М., 2005.
32.Русский язык: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2 / С.В. Иванов и др. – М., 2005.
33.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2001.
34.Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. – Воронеж, 1979.
35.Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1979.
36.Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
37.Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1973.
38.Хрестоматия по методике преподавания русского языка: организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя/Авт. сост. Б.Т. Яковлева. – М.: Просвещение, 1991.
39.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2004.
40.Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Просвещение, 1977.
41.Шушарина Г.А. Языковая картина мира как форма целостного представления о мире // Гуманитарные науки: научно-теоретические и логико-методологические аспекты. — Комсомольск-на-Амуре, 2002.



Вопросы и ответы

Какие психолого-педагогические подходы применяются при изучении лексики в младшем школьном возрасте?

Одним из подходов является игровой подход, который основан на активной деятельности и включении ребенка в игровой процесс. Также применяется коммуникативный подход, который направлен на развитие учебной речи школьников и умений общения.

Как организована работа по развитию лексического запаса у младших школьников по тематической группе "искусство" в современных методических разработках?

Работа организована на основе интерактивных методов, включающих игры, ролевые игры, театрализованные представления и другие активные формы деятельности. Важным элементом работы является создание атмосферы творчества и самовыражения.

Какое значение имеет внеклассное обучение для развития внимания к слову на уроках русского языка в младших классах?

Внеклассное обучение позволяет расширить знания учеников, не только в контексте учебного материала, но и в повседневной жизни. Оно способствует развитию внимания к слову, укреплению психических процессов и развитию социальных навыков.

Какие методические разработки широко применяются для работы по развитию внимания к слову на уроках русского языка в младших классах при изучении тематической группы "искусство"?

Одной из таких разработок является использование ассоциативных картинок, которые помогают связывать слова с изображениями и легко запоминать лексику. Также используются различные игры, конкурсы, задачи, ориентированные на развитие словарного запаса и внимания к слову.

Какие цели преследуются при работе по развитию внимания к слову на уроках русского языка в младших классах при изучении тематической группы "искусство"?

Основная цель - развить у учеников интерес к изучению языка, расширить и углубить их знания о мире искусства. Также важной целью является развитие коммуникативных навыков, творческого мышления и умения выражать свои мысли.

Какие подходы используются при изучении лексики в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте применяются психолого-педагогические подходы, которые учитывают особенности развития детей. Например, используется игровая форма обучения, интерактивные упражнения, ассоциативные связи и т.д.

Как организована работа над развитием лексического запаса младших школьников по теме "искусство"?

В современных методических разработках используются различные приемы и упражнения, направленные на развитие лексики по тематической группе "искусство". Дети знакомятся с основными понятиями и терминами, изучают художественные произведения, проводятся творческие задания и т.д.

Какое значение и место занимает внеклассная работа при изучении внимания к слову на уроках русского языка?

Внеклассная работа играет важную роль в развитии внимания к слову на уроках русского языка. Она позволяет ученикам более полно погрузиться в тему искусства, провести практические задания, посетить музеи и выставки, общаться с художниками и др. Такие занятия помогают ученикам лучше усвоить и запомнить новую лексику и понятия.

Какими методиками можно разработать работу со словом на уроках русского языка в младших классах?

Для разработки работы со словом на уроках русского языка в младших классах можно использовать различные методики, такие как игровые упражнения, работа с карточками, ролевые игры, творческие задания и т.д. Главное — создать интересную и познавательную обстановку, чтобы дети с удовольствием учились новым словам и понятиям по теме "искусство".