Экономический анализ и разработка управленческих решений на предприяпо производству плинтуса

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 5757 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.12.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет содержания
Фрагмент для ознакомления

Тем не менее мы можем говорить о сформировавшейся на сегодняшний день обобщенной модели системы менеджмента качества, которая и нашла отражение в серии международных стандартов ISO 9000.
Стереотип 6.
ISO 9000 — серия стандартов, применяемых к системам менеджмента качества, а не к продукции.
Международные стандарты семейства ISO 9000 описывают минимальную модель системы менеджмента качества, которая позволяет реализовать основные принципы TQM в практической деятельности предприятия. Они содержат универсальные требования и рекомендации в отношении основных элементов системы менеджмента качества. Эти требования могут быть в той или иной степени применены к деятельности любой организации. Они ни в кое мере не регламентируют свойств выпускаемой продукции, которые должны определяться на основе потребностей потребителей и соответствующих технических стандартов.
Система менеджмента качества может быть сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001:2000 в добровольном порядке. Независимые сертификационные проверки (аудиты) систем менеджмента качества и выпуск легитимных сертификатов осуществляют аккредитованные органы сертификации.
В России действует ряд национальных и международных органов сертификации. Российские органы, как правило, аккредитованы по Госстандарте России. Международные2 — в основном пользуются аккредитациями при системах стандартизации ведущих стран мира за исключением российской.
Признание или непризнание значимости добровольного сертификата целиком и полностью зависит от потребителей. Следует отметить, что если стандарты ISO 9001 являются международными, то сертификация по ним осуществляется в рамках национальных систем стандартизации. При этом российская организация не обязана выбирать именно российский орган сертификации. Выбор органа и аккредитационной системы зависит от целей сертификации. Скажем, если сертификацию проходит экспортер, то разумно выбрать орган, сертификаты которого признаются в странах, где расположены ее потребители. В этом случае, к сожалению, скорее всего, будет выбран не российский орган сертификации, так как в силу различных обстоятельств отечественная система стандартизации систем качества не пользуется абсолютным доверием за рубежом.
Если сертификат ISO 9000 необходим для работы на внутреннем рынке, то вполне достаточно будет обратиться в один из отечественных органов сертификации.
Врезка 2: Серия международных стандартов ISO 9000
Международные стандарты серии ISO 9000 были впервые приняты Международной Организацией по стандартизации в 1987 году. В 1994 году серия была пересмотрена и дополнена. На сегодняшний день действует уже третья версия ISO 9000:2000, принятая в декабре 2000 года.
...Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества.
ИСО 9000 обеспечивает введение в системы менеджмента качества и словарь менеджмента качества.
ИСО 9001 устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, в случае необходимости продемонстрировать способность организации, обеспечить соответствие продукции.
ИСО 9004 обеспечивает руководство по внедрению широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности.
ИСО 10011 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества.
Сообща они образуют комплект родственных стандартов системы менеджмента качества.
(источник: Международный стандарт ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основы и словарь)
Стереотип 7.
Внедрение системы менеджмента качества не обязательно подразумевает ее сертификацию по стандарту ISO 9001.
В обиходе понятие внедрения системы менеджмента качества часто смешивают с понятием сертификации по стандартам ISO 9000. Это — некорректно и попросту неверно.
Система менеджмента качества — часть системы внутрифирменного управления. Она позволяет контролировать и координировать процессы планирования, обеспечения и улучшения качества. Основной мотив для внедрения системы менеджмента качества — стремление повысить эффективность операций и добиться улучшения качества продукции.
Сертификация систем менеджмента качества — акция, направленная вовне организации. Она призвана продемонстрировать способность организации обеспечивать и непрерывно улучшать качество. Сертификат ISO 9001 выдается на основании заключения независимых компетентных экспертов-аудиторов по итогам проверки системы менеджмента качества. Если орган сертификации пользуется доверием и авторитетом среди потребителей, то выпущенный им сертификат может служить доказательством эффективности сертифицированной системы менеджмента качества поставщика.
Мотивы для прохождения добровольной сертификации по ISO 9001 российскими компаниями могут быть разными. Наиболее распространенные из них:
стремление получить дополнительные преимущества при работе с зарубежными потребителями (прежде всего корпоративными)
стремление повысить имидж компании на внутреннем рынке, продемонстрировать «современность подходов к менеджменту»
требование конкретного крупного заказчика (подобные условия, например, уже сейчас пытается выдвигать для своих поставщиков АвтоВАЗ)
стремление работать на зарубежных рынках в отраслях, в которых сертификация по ISO 9001 является обязательной для всех поставщиков
требование корпоративной политики в области качества по отношению к российскому филиалу, представительству или партнеру.
Другие.
Внедрение системы менеджмента качества совершенно не обязательно подразумевает ее сертификацию. Многие предприятия обращаются к концепции TQM или даже к модели, представленной семейством ISO 9000, для того, чтобы улучшить результаты своей деятельности. При этом они в силу тех или иных причин не нуждаются в получении сертификата, которое, помимо всего прочего влечет за собой дополнительные затраты, денег, времени и труда.


Таблица 21
«Инструментарий»
Логика процесса внедрения системы менеджмента качества
  Этапы Концепция Мероприятия Показатели Определение понятия качества Очень важно выработать единое для компании представление о «качестве», его ключевых факторах, способах обеспечения и улучшения. Декларативное заявление руководства о намерениях в отношении создания системы менеджмента качества.
Формулирование политики Компании в области качества. Определение параметров качества Качество продукции и услуг с одной стороны определяют ожидания и запросы потребителей, а с другой — процессы, протекающие внутри компании.
Эти факторы можно разложить на составляющие и таким образом получить систему в той или иной степени измеримых параметров. Выделение показателей удовлетворенности потребителей.
Построение процессной модели услуг Компании.
Выделение значимых для качества параметров отдельных процессов. Нормативы Определение нормативов качества Каждому параметру можно сопоставить значение, которое можно считать удовлетворительным или целевым (норматив). Источниками этих значений могут быть:
Технические стандарты и технические условия.
Опыт накопленный в компании и в отрасли в целом.
Мнения и поведение потребителей
и т.д. Создание системы внутренних стандартов предприятия. Контроль Разработка и внедрение системы мониторинга качества На основе системы параметров и набора определенных нормативов можно осуществлять мониторинг качества. Роль контрольных показателей играют разрывы между нормативными и реальными значениями отдельных параметров (несоответствия). Создание системы записей по качеству
Разработка процедур регистрации данных о качестве и интеграция их в существующую процессную модель
Разработка и внедрение системы внутренних проверок (аудитов) качества
Разработка и внедрение процедуры управления несоответствиями Анализ Разработка и внедрение системы анализа качества Накопленные в процессе мониторинга (контроля) качества данные подвергаются анализу. Основные задачи анализа:
выявление коренных причин выявленных несоответствий и выработка мероприятий, направленных на устранение этих причин. (Корректирующие действия)
выявление неблагоприятных тенденций и угроз, которые могут привести к возникновению несоответствий в будущем; выявление коренных причин и выработка  мероприятий, направленных на устранение этих причин. (Предупреждающие действия) Разработка и внедрение процедур выработки и реализации корректирующих действий по выявленным несоответствиям
Разработка и внедрение процедур выработки и реализации предупреждающих действий по выявленным потенциальным несоответствиям Планирование и улучшение Разработка и внедрение системы планирования качества Современный рынок требует от успешной компании непрерывного совершенствования качества и повышения эффективности деятельности. Следовательно корпоративный стандарт качества должен систематически развиваться. Для этого в компании устанавливается система целей в области качества, как общекорпоративные, так и функциональные (по процессам, подразделениям и т.д.).
В основе системы целей в области качества лежит Политика Компании в области качества.
Цели в области качества должны регулярно пересматриваться и корректироваться по мере их реализации и в соответствии с изменениями во внутренней и внешней среде Компании Разработка системы целей в области качества
Внедрение процедуры регулярного пересмотра целей в области качества Организация Разработка и внедрение организационной структуры управления качеством Для достижения поставленных целей необходима систематическая работа с распределением ответственности и полномочий, установлением сроков, определением затрат и т.д.
Деятельность по совершенствованию качества имеет стратегическое значение для Компании, поэтому для обеспечения ее эффективности и последовательности должна существовать система стимулирования достижений в области совершенствования качества. Такая система должна способствовать инициативе сотрудников, обеспечивать их заинтересованность в качестве. Она должна основываться на выработанных для каждого процесса параметрах и нормативах качества. Распределение ответственности за обеспечение качества по процессам
Разработка и внедрение системы стимулирования достижений в области совершенствования качества
3.2. Категории управления качеством продукции.
Система качества - совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО 8402.
Иностранный клиент для заключения контракта на поставку продукции выдвигает требование о наличии у производителя системы качества и системы качества о наличии сертификата на систему качества, выданного авторитетным сертифицирующим органом.
Управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.
Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.
Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям.
Технические условия - это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества.
Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

3.3. Диаграмма «причины – следствие» (схема Ишикавы, или Исикавы)
Результат процесса управления качеством зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина-следствие. Проконтролировать все эти причинные факторы невозможно. Даже если бы это было возможным, такая работа была бы не рентабельной, Если следовать принципу Парето (диаграмма Парето), требуется стандартизировать два три наиболее важных фактора и управлять ими. Но сначала нужно выявить эти главные факторы это можно определить методом мозговой атаки, то есть когда собирается группа экспертов – людей, которые имеют отношения или знакомы с конкретным процессом и обсуждают сложившуюся ситуацию. Потом берется одна из наиболее важных причин и с помощью диаграммы Ишикавы определяется схема, которая представляет собой цепь причин и результатов.
В Японии для работников первой линии производства процесс представляют как взаимодействие 4 М: Material - (материал) + Mashine - (оборудование) + Man - (оператор) + Method - (метод).
Причинно-следственную диаграмму можно представить графически (рис.1). Такую диаграмму иногда называют "рыбья кость".
На рис.1 приведена схема причинно-следственной диаграммы. Из рис.1 характеристики качества, являющегося следствием, определяют различные причины - причину Строчные отверстия, Удлинения и т.д.


Рис. 3.1. Причины потери качества при производстве фольги
Эти причины являются, в свою очередь, следствием других причин: Фактор1, Фактор2 - для следствия Строчные отверстия и т.д.
При поиске причин важно помнить, что характеристики, являющиеся следствием, обязательно испытывают разброс. Поиск среди этих причин факторов, оказывающих особенно большое влияние на разброс характеристик (т.е. на результат), называют исследованием причин.
При составлении причинно-следственной диаграммы подбирают максимальное число факторов, имеющих отношение к характеристике, которая вышла за пределы допустимых значений.
При исследовании причин явления необходимо привлекать и третьих лиц, не имеющих непосредственного отношения к работе, так как у них, в отличие от лиц, привычных к данной рабочей обстановке, может возникнуть неожиданный подход к выявлениию причин недоброкачественности изделий.
Наиболее эффективным считается групповой метод анализа причин, называемый "мозговым штурмом". При использовании метода "мозгового штурма" для выявления причин возникновения проблемы необходимо:
- обеспечить атмосферу для свободного высказывания членами группы мнения по поводу причин возникновения проблемы.
- исключить бесплодные разговоры, ценя идеи и сознательное оперирование фактами.
- лицам руководящего состава никогда не высказываться первыми.
- при составлении причинно-следственной диаграммы последней стрелкой среди причин следует обозначить "и прочие неучтенные факторы".


3.4. Анализ первопричин – диаграмма Парето.

Отмечается, что число существенных дефектов незначительно и вызываются они, как правило, небольшим количеством причин. Таким образом, выяснив причины появления немногочисленных существенно важных дефектов, можно устранить почти все потери.
Эта проблема может решаться с помощью диаграмм Парето.
Различают два вида диаграмм Парето:
1. По результатам деятельности. Они служат для выявления главной проблемы и отражают нежелательные результаты деятельности (дефекты, отказы и т. д.);
2. По причинам (факторам). Они отражают причины проблем, которые возникают в ходе производства.
Рекомендуется строить много диаграмм Парето, используя различные способы классификации как результатов, так и причин приводящим к этим результатам. Лучшей следует считать такую диаграмму, которая выявляет немногочисленные, существенно важные факторы, что и является целью анализа Парето.
Построение диаграмм Парето включает следующие этапы:
1. Выбор вида диаграммы (по результатам деятельности или по причинам (факторам).
2. Классификация результатов (причин). Разумеется, что любая классификация имеет элемент условности, однако, большинство наблюдаемых единиц какой-либо совокупности не должны попадать и строку "прочие".
3. Определение метода и периода сбора данных.
4. Разработка контрольного листка для регистрации данных с перечислением видов собираемой информации. В нем необходимо предусмотреть свободное место для графической регистрации данных.
5. Ранжирование данных, полученных по каждому проверяемому признаку в порядке значимости. Группу "прочие" следует приводить в последней строке вне зависимости от того, насколько большим получилось число.
6. Построение столбиковой диаграммы .
Значительный интерес представляет построение диаграмм ПАРЕТО в сочетании с диаграммой причин и следствий.
Выявление главных факторов, влияющих на качество продукции позволяет увязать показатели производственного качества с каким-либо показателем, характеризующим потребительское качество.
Для такой увязки возможно применение регрессионного анализа.
Например, в результате специально организованных наблюдений за результатами носки обуви и последующей статистической обработки полученных данных, было установлено, что срок службы обуви (у), зависит от двух переменных: плотности материала подошвы в г/см3 (х1) и предела прочности сцепления подошвы с верхом обуви в кг/см2 (х2). Вариация этих факторов на 84,6% объясняет вариацию результативного признака (множественный коэффициент коррекции R = 0,92), а уравнение регрессии имеет вид: у = 6,0 + 4,0 * х1 + 12 * х2
Таким образом, уже в процессе производства зная характеристики факторов х1 и х2 можно прогнозировать срок службы обуви. Улучшая вышеназванные параметры, можно увеличить срок носки обуви. Исходя из необходимого срока службы обуви, можно выбирать технологически допустимые и экономически оптимальные уровни признаков производственного качества.
Наибольшее практическое распространение имеет характеристика качества изучаемого процесса путем оценки качества результата этого процесса В этом случае речь о контроле качества изделий, деталей, получаемых на той или иной операции. Наибольшее распространение имеют несплошные методы контроля, а наиболее эффективны те из них, которые базируются на теории выборочного метода наблюдения.
Обычно при статистическом контроле качества допустимый уровень качества, который определяется количеством изделий, прошедших контроль и имевших качество ниже минимально приемлемого, колеблется от 0,5% до 1% изделий. Однако, для компаний, которые стремятся выпускать продукцию только высшего качества этот уровень может быть недостаточным. Например, "Toyota" стремится свести уровень брака к нулю, имея в виду, что хотя и выпускаются миллионы автомобилей, но каждый покупатель приобретает лишь один из них. Поэтому наряду со статистическими методами контроля качества на фирме разработаны простые средства контроля качества всех изготавливаемых деталей (TQM). Статистический контроль качества в первую очередь применяется в отделениях фирмы, где продукция изготавливается партиями. Например, в лоток высокоскоростного автоматического процесса после обработки поступает 50 или 100 деталей, из которых контроль проходят только первая и последняя. Если обе детали не имеют дефектов, то все детали считаются хорошими. Однако, если последняя деталь окажется бракованной, то будет найдена и первая дефектная деталь в партии, а весь брак будет изъят. Для того, чтобы ни одна партия не избежала контроля, пресс автоматически отключается после обработки очередной партии заготовок. Применение выборочного статистического контроля имеет эффект всеобъемлющего тогда, когда каждая производственная операция выполняется стабильно благодаря тщательной отладке оборудования, использованию качественного сырья и т. д.
Большую роль в обеспечении качества играет статистический приемочный контроль.



3.5. Матрица ответственности.

Сейчас необходимо осуществить последний этап системы менеджмента качества – построения матрицы ответственности, на основе которой в дальнейшем мы сможем при построении организационной структуры управления предприятием правильно делегировать полномочия и ответственность персонала. Матрица ответственности, приведенная дальше, касается лишь непосредственно производственного процесса.

Операции Вспомогательные рабочие* сборщик контролер( Техник Контролер-наладчик Заведующий Складом Менеджер производства отдела 1. Сборочные операции У О У У И У И 2. Контрольные операции О И У И 3. Работа оборудования У У О И 4. Контрольные испытания У О И 5. Поставка комплектующих деталей У О И 6. Хранение комплектующих У О И 7. Контроль брака У У О И 8. Организация поставок комплектующих У О 9. Проверка комплектующих деталей перед сборкой И/О У / О 10. Оформление контрольных листков У У О 11. Упаковка готового изделия У О У/ О И
Некоторые примечания к матрице ответственности:
У- персонал, принимающий непосредственное участие в выполнении данной операции.
О- работник, несущий ответственность за результат
И- руководитель, получающий информацию об исполнителях и ответственных. 3.6. Методы повышения качества.
В настоящее время ситуацию в области обеспечения качества производимой и реализуемой продукции нельзя оценить однозначно. Несмотря на то, что существуют позитивные тенденции, остается достаточно много проблем. Решение этих проблем требует реализации комплексных мер организационного, правового, экономического характера, которой невозможно добиться без тесной координации всех вовлеченных в этот процесс сторон. Проблема повышения качества продукции разделяется на 2 основные составляющие: проблема повышения контроля за качеством и проблема внедрения различных экономических механизмов, способных стимулировать процесс повышения качества производимой и реализуемой продукции. При этом меры, направленные на повышение качества производимой и реализуемой продукции, должны содержать также информационную поддержку уполномоченных органов и предпринимателей и кадровое обеспечение субъектов предпринимательства.
Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.
Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции - свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.
По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Так, при снижении надежности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Если это касается бытовой техники, то возрастают потери рабочего и свободного времени, возникающие из-за необходимости ее ремонта.
Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий и фирм - изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что фирмы могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли. Анализ показал, что увеличение вложений в повышение качества продукции на 2% на стадии ее проектирования дает прирост прибыли на 20%. Окупаемость вложений в повышение качества продукции составляет около 900%.
Конечно, затраты на обеспечение и повышение качества продукции на различных фирмах различных стран могут значительно отличаться. В США затраты на повышение качества продукции в среднем составляют 3-5% от реализации продукции, в Западной Европе - 6-8%, в Японии - 3%.
Два аспекта продукции - качество и количество в определенных пределах взаимозаменяемы в удовлетворении общественных потребностей. Отдельная единица продукции с данным уровнем качества способна удовлетворить единичную потребность. Весь объем удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением ее количества на уровень ее качества. Таким образом, заданный объем потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве.
В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.
Существует ошибочное мнение, что при дефиците продукции ее качество отходит на второй план, т.к. покупается все, что производится. Но продукция низкого качества не может уменьшить дефицит, т.к. способна удовлетворить конкретную потребность далеко не полностью по всей совокупности потребительских свойств и на короткий срок, если снижаются такие показатели качества, как сохраняемость и долговечность. При этом возрастает потребная масса товаров.
Более того, низкое качество данного вида продукции может вызвать дефицит других видов. Так, дефицит легковых автомобилей может являться следствием не только ограниченных мощностей по их производству, но и низкого качества металла; дефицит автомобильного топлива - следствие его больших удельных расходов из-за некачественности двигателей; дефицит обуви из натуральной кожи - во многом результат низкого качества сырья из-за плохого ухода за скотом и т.д.
Повышение качества эквивалентно росту объема выпускаемой продукции без дополнительных затрат ресурсов. Расчеты показали, что эффективность вложений, направленных на повышение качества продукции, примерно в 2 раза выше эффективности затрат на увеличение объема ее производства.
Самый надежный путь удовлетворения потребностей в товарах - повышение качества.
Развитый товарный рынок решает проблему качества просто: товар низкого качества не находит потребителя. В этих условиях качество продукции - главный показатель ее конкурентоспособности.
Устойчивое положение фирм на рынке в условиях конкуренции обеспечивается стабильным поддержанием уровня качества выпускаемой продукции. Постоянный выпуск высококачественной продукции дает возможность крупным корпорациям получать правительственный заказы, участвовать в общегосударственных программах и проектах, что обеспечивает гарантированный рынок сбыта.
В условиях острой конкурентной борьбы положение на рынке мелких и средних фирм целиком зависит от качества выпускаемой ими продукции. Если положение крупных компаний представляется практически незыблемым, ибо, потерпев неудачу в производстве одного вида продукции, они могут компенсировать ее успехом в производстве другого вида, то выпуск некачественной продукции мелкими фирмами, у которых номенклатура чаще всего ограничена, может привести к полному банкротству. Кроме того, мелкие и средние фирмы часто являются поставщиками крупных корпораций, которые предъявляют им жесткие требования в отношении качества поставляемой продукции. Контракт заключается лишь с фирмами, доказавшими свою способность производить высококачественную продукцию.
Определяющее значение качества в конкурентоспособности продукции подтверждается следующим фактом. При исследовании 200 крупных фирм США 80% опрошенных ответили, что качество продукции является основным фактором для ее реализации. Ни одна фирма не поставила цену на первое место.
В последние годы проблема качества в развитых странах перестает быть заботой отдельных фирм, а рассматривается как общенациональная проблема. Так, проблема управления качеством продукции рассматривается как важнейшая национальная задача в Японии, в США организуются ежегодные "месячники качества", в Швеции по решению правительства проводятся общенациональные кампании борьбы за качество, в Голландии разрабатывается общенациональный пятилетний план повышения качества продукции.
Такое пристальное внимание в развитых странах к качеству продукции объясняется действием объективных причин, названных ранее, а также изменением условий, форм и методов обострившейся конкурентной борьбы за рынки сбыта между ведущими фирмами разных стран. Катализатором является "японский феномен" в области качества изделий. Японские фирмы практически вытеснили конкурентов на мировом рынке аудио- и видеоаппаратуры, часов, фотоаппаратов, теснят ведущие американские и европейские фирмы на рынке автомобилей и ряда других товаров.
Большинство стран прилагают огромные усилия, чтобы повысить качество своих товаров и тем самым отстоять свой престиж и положение на мировом рынке в ожесточенной борьбе против конкурентов из Японии. Промышленные фирмы различных стран перенимают японский опыт организации производства и управления качеством.
Особенно остро проблема качества стоит и требует своего решения в нашей стране. Эта проблема для нас застарелая, она возникла еще в условиях директивной экономики, когда все работы по обеспечению и улучшению качества продукции планировались и контролировались сверху. Однако при этом слабо учитывались требования потребителей и качество продукции оценивалось по ее соответствию требованиям нормативных документов, которые чаще всего отставали от запросов потребителей. При монопольном положении производителей и отсутствии мощного рыночного стимула качественного роста - конкуренции - они не были заинтересованы в повышении качества продукции, в расходовании дополнительных финансовых ресурсов на эти цели. Положение с качеством продукции затем усугубилось нарастанием товарного дефицита, когда спрос все больше превышал предложение, и лишенный выбора потребитель был готов купить товар любого качества и по диктуемой цене (правда, цены были доступными).
Определим понятие социально необходимого качества. Важно не просто качество основной массы данной продукции, не любой уровень ее общественной полезности, а такой уровень, который необходим для общества на данном этапе его развития с учетом реально имеющихся потребностей. Мерой общественной полезности продукта является социально необходимое качество. Под социально необходимым качеством понимают такой уровень потребительских свойств продукции, который обеспечивает удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.
Каковы границы социально-необходимого качества? Нижней границей можно считать техническое качество, т.е. такой его уровень, при котором продукт еще является потребительной стоимостью, а ниже этого уровня он становится вещью, которая не может удовлетворить ни одну потребность индивида и общества. Верхней границей социально-необходимого качества может быть максимальная величина общественной потребности, при которой качество продукции полностью выступает как общественная полезность.
В настоящее время всё большее значение приобретает социальный аспект качества, когда качество рассматривается в широком смысле - качество жизни, жизнедеятельности. Под этим понимается совокупность объектов качества: качество окружающей среды, охраны здоровья, образования и развития личности, товаров и услуг, коммуникаций и т. д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Качество продукции тогда будет социально необходимым, когда его уровень будет находиться в пределах реализуемой общественной полезности, а затраты труда на производство продукта будут регулироваться средним соотношением общественных затрат на единицу потребительной стоимости. Повышение качества продукции в рамках общественно необходимого уровня должно сопровождаться снижением затрат в расчете на единицу полезности.
Так как наши производители практически не выходили на внешний рынок (за небольшим исключением), то отсутствовала и внешняя конкуренция и не было необходимости сопоставлять качество наших товаров с товарами других стран.
Сейчас же, когда рынок насыщен импортными товарами, проблема качества встала перед нашими товаропроизводителями в полный рост. Без ее решения наша продукция не будет иметь сбыта ни внутри страны, ни на мировом рынке.



( Должности необходимые ввести









1


7


1


18





56







37 413

FC

TC

TR

Критический V пр-ва
(530 шт)

400 620

106 164

Выручка,
затраты, $

План выпуска
(2000 плинтусов)

Количество плинтусов, шт.







Отдел разработок

Отдел сбыта

Экономический отдел

Производство (цеха)

Бухгалтерия

Общее собрание акционеров

Генеральный директор

нет источников

Вопросы и ответы

Что такое экономический анализ и как он связан с разработкой управленческих решений на предприятии по производству плинтуса?

Экономический анализ - это процесс изучения экономических данных и использования их для принятия управленческих решений на предприятии. В контексте производства плинтуса, экономический анализ помогает оценить эффективность производства, анализировать затраты и выручку, определять оптимальные стратегии развития предприятия и т. д. Результаты экономического анализа могут быть использованы при принятии управленческих решений, например, о расширении производства, внедрении новых технологий или оптимизации производственных процессов.

Какие международные стандарты относятся к системам менеджмента качества?

Международные стандарты семейства ISO 9000 относятся к системам менеджмента качества. Они описывают минимальную модель системы менеджмента качества и применяются к различным сферам и отраслям. Основной стандарт из этой серии - ISO 9001, который устанавливает требования к системе менеджмента качества в организации и оценивается при сертификации. Другие стандарты, такие как ISO 9000, ISO 9004 и т. д., предоставляют руководство по применению системы менеджмента качества и дополнительные рекомендации.

Почему система менеджмента качества описывается как "минимальная модель"?

Система менеджмента качества, описываемая в международных стандартах ISO 9000, является минимальной моделью, потому что она устанавливает основные требования и принципы, которые должны быть включены в систему. Это позволяет организациям развивать и дорабатывать свою собственную систему менеджмента качества в соответствии с их специфическими потребностями и особенностями. Такая гибкость позволяет учесть различные факторы, такие как размер предприятия, отраслевые особенности, региональные требования и т. д.

Какие модели системы менеджмента качества применяются на предприятиях?

На сегодняшний день применяется обобщенная модель системы менеджмента качества, которая нашла отражение в серии международных стандартов ISO 9000. В этих стандартах описывается минимальная модель системы менеджмента качества.

Что представляют из себя международные стандарты ISO 9000?

Международные стандарты ISO 9000 – это серия стандартов, которая применяется к системам менеджмента качества, а не к продукции. Они описывают основные требования к системе менеджмента качества и помогают организации в достижении и поддержании уровня качества продукции и услуг.

Какие преимущества экономического анализа и разработки управленческих решений на предприятиях по производству плинтуса?

Экономический анализ и разработка управленческих решений на предприятии по производству плинтуса позволяют оптимизировать процессы производства, ресурсное использование и распределение финансовых средств. Это помогает повысить эффективность предприятия, улучшить качество продукции и обеспечить конкурентоспособность на рынке.

Какие стандарты описывают модель системы менеджмента качества?

Минимальная модель системы менеджмента качества описывается в серии международных стандартов ISO 9000.

Для чего применяются международные стандарты ISO 9000?

Международные стандарты ISO 9000 применяются для описания минимальной модели системы менеджмента качества. Они помогают организациям достигать и поддерживать высокий уровень качества продукции и услуг, а также улучшать процессы управления качеством.