Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности на предприятии(на примере АМО ЗИЛ)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 7777 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 21.11.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Теоретическая часть. Пути увеличения прибыли на предприятии
1.1 Прибыли, виды прибыли
1.2 Формирование и распределение прибыли
1.3 Факторы, влияющие на прибыль, рентабельность
1.4 Планирование и прогнозирование прибыли, рентабельности
Глава 2. Аналитическая часть. Анализ прибыли и рентабельности
АМО «ЗИЛ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Динамика трудовых показателей предприятия за 2004-2006 гг.
2.3 Анализ деятельности предприятия за 2006 год
Глава 3. Практическая часть. Разработка мероприятий по увеличению прибыли и повышения рентабельности предприятия
3.1 Программа реформирования производства
3.2 Организация управленческого учета с целью контроля над затратами
3.3 Процедура создания управленческого учета в на АМО ЗИЛ
Заключение
Список литературы
Приложения


Фрагмент для ознакомления

Действующие генерирующие мощности на АМО ЗИЛ составляют 85 Мвт., а уже существующая инфраструктура ТЭЦ позволяет путем реконструкции и модернизации довести ее мощности до 360 Мвт.
Загрузка КСД составляет 56,7 тыс. м3/сутки при проектной мощности 155 тыс. м3/сутки. Окончание незавершенного строительства позволит вывести этот объект на проектную мощность.
Реализация этих двух проектов может стать существенным вкладом в развитие энергетики и улучшение экологии г. Москвы. Кроме того, в юридические лица будут выделены вспомогательные производства и сфера обслуживания.
3) Осуществить поиск и реализацию проектов по дозагрузке существующих высокоэффективных производственных мощностей, в том числе для городских нужд. В частности, в стадии практической реализации находится проект ОАО «Автофрамос» по размещению в Прессово-сварочном корпусе АМО ЗИЛ производства штампованных деталей для легкового автомобиля фирмы РЕНО «Логан».
4) Провести привлечение заинтересованных инвесторов к разработке и реализации проектов создания новых высокотехнологических индустриальных производств на освобождаемой территории с перепланировкой ее инженерной и транспортной инфраструктуры.
5) Освобожденную территорию, примыкающую к третьему транспортному кольцу, подвергнуть расчистке и перепланировке в части архитектурной застройки, инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры под создание “коммерческой” зоны. Провести поиск и привлечение заинтересованных инвесторов к разработке и реализации проектов размещения в этой зоне различных коммерческих объектов, как автомобильного направления, так и непрофильные коммерческие объекты.

3.2 Организация управленческого учета с целью контроля над затратами

В условиях рыночной экономики эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. Первые высказывания о необходимости формирования самостоятельной информационной системы об издержках производства и о том, какой ей быть, появились еще в начале ХХ века в книге Г. Эмерсона «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». В данном сочинении впервые была предпринята попытка выделить учет издержек производства в самостоятельное направление учетной работы.
Другим важным обстоятельством, способствовавшим созданию управленческого учета как самостоятельной области бухгалтерского дела, было учреждение в США национальной ассоциации бухгалтеров-производственников, возникшей в октябре 1919 г. по инициативе Дж. Ли Никольсона – деятеля в области фабрично-заводского счетоводства. Эта ассоциация сыграла большую роль в развитии и переквалификации бухгалтеров США.
Практическим шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета было выделение из общей бухгалтерской службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий финансовой и калькуляционной связывалось прежде всего с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны.
Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Он охватывает все значимые участки деятельности организации, объединяя в единую систему планирование, учет и анализ затрат по видам, местам формирования и объектам калькулирования, нормативный учет на базе полной и сокращенной себестоимости, методы ее калькулирования, планирование, учет и анализ инвестиций. Каждая из составных частей системы должна предусматривать методику аналитической оценки полученной информации с точки зрения возможностей использования для управленческих целей.
Объекты управленческого учета находят свое отражение в информационной системе организации посредством определенных приемов и способов, которые вместе образуют метод управленческого учета.
К специфическим способам управленческого учета относят: планирование, нормирование, бюджетирование, анализ отклонений, систему контрольных счетов и некоторые другие.
Планирование — процесс принятия решений, в рамках которого анализируется информация о прошлой финансовой и производственной деятельности хозяйствующего субъекта, оцениваются потенциальные ресурсы и разрабатываются цели организации на перспективу, а также приоритетность решения задач для их достижения.
Нормирование — процесс научнообоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов.
Бюджетирование — процесс разработки и составления бюджетов в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации.
Анализ отклонений фактических размеров затрат и полученных финансовых результатов от запланированных показателей производится на основе выявления причин, вызвавших эти отклонения.
Контрольные счета — итоговые счета, выступающие связующим звеном между финансовым и управленческим учетом. Записи на этих счетах производятся по итоговым суммам операций за отчетный период, систематизированным по определенному признаку в накопительной ведомости.

Необходимость поэтапного внедрения управленческого учета в первую очередь связана с недостаточной квалификацией в финансовых вопросах руководителей всех уровней в обычной российской компании. Если на человека обрушить сразу большое число не понятных ему задач, связанных с управленческим учетом, он скорее всего не только не сможет их выполнять вовремя, но еще и станет допускать недочеты по своим основным функциям.
Поэтому создание нормально функционирующей системы управленческого учета требует от года до полутора лет и должно проводиться в 4 этапа, перечень которых приведен в табл. 6.
Первый этап - это постановка системы сбора полной и достоверной финансовой информации по компании в целом.
Таблица 6
Этапы развития управленческого учета в организации
  I этап II этап III этап IV этап Учет и контроль Регулярно получать достоверную информацию о
остатках товара на складе,
дебиторской задолженности,
кредиторской задолженности,
размере основных статей затрат,
финансовом результате компании в целом,
движении денежных средств. Регулярно получать достоверную информацию о
финансовом результате компании в разрезе подразделений и групп товаров. Разработать систему ключевых финансовых нормативов,
Регулярно получать информацию о значениях внешних финансовых показателей. Регулярно получать достоверную информацию о:
величине отклонения фактических значений показателей от нормативов,
причинах отклонений, превышающих критические значения. Анализ  . Подготавливать по отчетному периоду оценку
динамики абсолютных показателей,
оборачиваемости запасов,
рентабельности оборота,
изменении структуры затрат. Подготавливать оценку
финансового состояния компании.
вариантов оперативных управленческих решений,
вариантов решений по краткосрочному инвестированию Подготавливать оценку
вариантов долгосрочных инвестиционных решений. Планирование . . Регулярно подготавливать Генеральный бюджет компании,
Внедрить систему бизнес-планирования. Разработать финансовую стратегию компании. На втором этапе надо продолжать совершенствовать сбор информации и подготовку отчетов. Теперь система управленческого учета должна уметь готовить отчет о финансовых результатах каждого отдела, определять, во сколько обходится содержание одного рабочего места, считать полную себестоимость по основным товарам.
Третий этап - это создание системы бюджетирования в компании. На этом этапе очень важно эффективно организовать подведение итогов исполнения бюджета. Оно не должно в качестве основной задачи иметь наказание не выполнивших установленные нормативы.
На третьем этапе продолжают развиваться подготовка отчетности и анализ. На этом этапе управленческий учет уже должен оперативно предоставлять всю информацию, необходимую для оценки основных решений, принимаемых менеджерами в повседневной работе: о ценах закупки и продажи, об ассортименте продаваемой продукции и услуг, о складских запасах, о рекламе и т.п.
В анализ включается не только внутренняя финансовая информация, но и внешние показатели: данные по основным конкурентам и в целом по отрасли, инфляция, прогноз курсов валют, банковские процентные ставки и т.п. Создается система внутренних финансовых нормативов:
- скорость оборота запасов на складе;
- средний период товарного кредитования клиентов;
- минимальная рентабельность;
- доходность активов и др.
Финансовое планирование строится так, чтобы соблюдались эти нормативы.
Четвертый этап – переход к оценке долгосрочных инвестиционных решений, бизнес-планированию.


3.3 Процедура создания управленческого учета в на АМО ЗИЛ


Задачи управленческого учета предъявляют повышенные требования к квалификации и кругу должностных обязанностей специалиста по управленческому учету.
Как правило, к функциям специалиста по управленческому учету относят следующие обязанности:
- координация целей и планов подразделений и предприятия в целом;
- содействие руководству в достижении поставленных целей;
- организация работы по созданию и ведению системы управленческого учета;
- бесперебойное осуществление процессов планирования и контроля экономических результатов деятельности предприятия;
- обеспечение прозрачности в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;
- создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;
- разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству предприятия;
- консультирование руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, помощь в управлении затратами и результатами.
Эти функции показывают, какую важную роль играет специалист по управленческому учету в принятии управленческих решений.
Ответственная роль предполагает наделение специалиста по управленческому учету определенными специфическими правами, например:
- доступ ко всей информации, в том числе и к информации конфиденциального характера;
- право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;
- право отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки.
Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность предъявляются достаточно высокие требования к теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.
Одним из вариантов решения кадрового вопроса в деле организации управленческого учета может стать привлечение готовых специалистов извне. Преимущества такого подхода — не нужно думать о переподготовке этих специалистов, специалисты извне, как правило, обладают свежим взглядом на вещи. Это позволит им, оценив истинное положение дел на предприятии, внести предложения по улучшению его состояния.
К недостаткам такого подхода относится высокая зарплата готовых специалистов. Кроме того, специалисты, привлеченные извне, не знают всех тонкостей внутренней организации предприятия и им придется потратить какое-то время на ее изучение.
Поэтому альтернативным подходом к решению данного вопроса может быть переквалификация уже имеющихся на предприятии специалистов и возложение на них обязанностей по ведению управленческого учета. Наиболее подходящими для этой роли людьми представляются сотрудники планово-экономических, бюджетно-экономических или планово-аналитических отделов. При этом специалисты должны знать схему учета издержек, доходов и прибыли.
На промышленных предприятиях все затраты, произведенные в течение месяца, учитываются на счете 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы, 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Затраты группируются в разрезе этих счетов, экономических элементов, статей калькуляции, мест их возникновения и видов (групп) товаров.
Фактическая себестоимость произведенной продукции в разрезе статей калькуляции отражается на счете 20 «Основное производство». По дебету этого счета в течение месяца собираются все прямые и косвенные расходы, понесенные в процессе производственной деятельности. В первичных документах указываются места возникновения затрат, наименования, виды и группы товаров и соответствующие статьи затрат. По дебету данного счета фиксируются также резервы предстоящих расходов и соответствующая доля расходов будущих периодов.
Представленная схема учета затрат на предприятиях является традиционной для отечественной учетной практики. Вместе с тем новый План счетов бухгалтерского учета позволяет организациям применять методику учета затрат, ориентированную на систему учета «Директ-костинг».
Система неполного ограниченного включения затрат в себестоимость по признаку их зависимости от динамики объемов производства и разделения на постоянные и переменные величины называется системой direct costinq.
Переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции с изменением объема производства, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными (сдельная заработная плата рабочих, материалы, топливо, электроэнергия на технологические нужды).
Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении объема производства, но рассчитанные на единицу продукции зависят от изменения уровня производства – амортизационных отчислений, заработной платы руководителей и т.п.
Принципиальное отличие системы «директ–костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Они, как и общехозяйственные расходы, исключаются из издержек производства, что, в свою очередь, отражается на схеме построения финансового результата предприятия. В системе «директ– костинг» содержатся два показателя – маржинальный доход и операционная прибыль.
«Директ-костинг» заостряет внимание руководителей предприятия на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным видам изделий. При этой системе разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не затушевывается в результате списания доли постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий или всей суммы на общие издержки предприятия при тенденции роста удельного веса постоянных расходов.
«Директ-костинг» имеет несколько вариантов применения:
классический «директ-костинг» предполагает калькулирование по прямым (основным) затратам;
система переменных затрат – калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные;
система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, рассчитываемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.
Общим для этих вариантов является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость.
Использование системы «директ–костинг» на предприятии создает следующие преимущества:
выявляются изделия с большей рентабельностью для расширения их выпуска;
проводится эффективная политика цен, появляется возможность использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заниженным ценам, нижний предел которых не должен быть меньше общей суммы переменных затрат;
представляется возможным проконтролировать изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции;
создаются условия для оперативного контроля величины постоянных расходов, т.к. при учете полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, и поэтому контроль за ними ослабевает;
расширяются аналитические возможности учета, происходит процесс тесной интеграции учета и анализа.
Как известно, при управленческом учете затраты подразделяются на постоянные и переменные. Имея общую сумму затрат, условно установим, что постоянные затраты составляют 40% или 1994 млн.руб. (4986*0,4), соответственно, переменные – 60% или 2992 млн. руб. (4986*0,6) в общей сумме затрат. Классификация затрат на постоянные и переменные, в свою очередь, позволяет определить точку безубыточности деятельности предприятия. При этом под точкой безубыточности понимается уровень производства, когда величина выручки от реализации продукции равна понесенным затратам на ее изготовление.
Точку безубыточности можно определить различными методами, например по следующей формуле:
Б = П / (Ц – В)
где Б – объем производства, при котором достигается безубыточность;
П – условно-постоянные затраты;
Ц – цена единицы продукции;
В – переменные затраты в расчете на единицу продукции.
Но нам неизвестна в данной формуле цена единицы продукции. Поэтому лучше использовать расчет точки безубыточности через совокупный маржинальный доход на единицу продукции:
Точка безубыточности = Постоянные затраты / Маржинальный доход на единицу продукции

Совокупный маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль от продаж
В нашем случае совокупный маржинальный доход составит:
1994 + (-1480) = 514 млн.руб.
Нам неизвестно, сколько единиц продукции произведено в 2006 г., поэтому, можно задать желаемую величину маржинальной прибыли на единицу продукции, к примеру, 0,5 млн. руб. на ед. продукции
Точка безубыточности в натуральных единицах = 1994/0,5 = 3988 ед.
Средняя цена единицы продукции нам также неизвестна, поэтому примем цену условно в 1,2 млн. руб.
Точка безубыточности в стоимостном выражении = 1,2*3988 = 4786 млн. руб. (рис. 9).

Руб.
4986 Зона прибыли
Точка безубыточности


2992 Зона убытков
Переменные
затраты
1994
Постоянные
затраты


3988 ед.
Рис. 9 Расчет точки безубыточности АМО ЗИЛ

Таким образом, внедрение управленческого учета на АМО ЗИЛ позволит осуществлять жесткий контроль над затратами по центрам ответственности, выявить и исключить из производства нерентабельные виды продукции, тем самым снизив расходы на производство продукции и повысив рентабельность финансово-хозяйственной деятельности.
Заключение


Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать ниже следующие выводы.
Эффективная коммерческая деятельность предприятия зависит, прежде всего, от финансов предприятия, основным источником которых выступает прибыль. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности. Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере товарного обращения представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения.
Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.
Для того, чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.
Поэтому, актуальным вопросом является анализ финансовых результатов (прибыли или убытка) деятельности предприятия, так как именно в системе показателей финансовых результатов получают свою законченную денежную оценку различные стороны финансово-хозяйственной деятельности коммерческой фирмы.
Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:
- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности АМО ЗИЛ, проведенный в рамках данной работы, показал убыточную и низко рентабельную деятельность предприятия вследствие высоких затрат, размер которых превышает выручку от реализации продукции. В связи с этим, чтобы выйти из убыточности, предприятию необходимо ввести жесткий контроль над затратами с целью их снижения.
Серьезные изменения, происходящие в нашей стране в последнее десятилетие, требуют пересмотра многих принципов, и прежде всего принципов управления экономическими субъектами. Задачи управления требуют новых видов информации, которую генерирует учетно-финансовая подсистема каждой организации. От того, насколько действенна эта система, насколько квалифицированно построен информационный обмен, зависит качество аналитической обработки исходных данных, а, следовательно, качество принятых на их основе конкретных управленческих решений, успешность функционирования экономического субъекта в целом, а в конечном итоге - степень достижения целей, поставленных перед ним его собственниками. Поэтому предлагается ввести на предприятии управление затратами по центрам ответственности, т.е. управленческий учет.
Задачей управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия, где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), то есть для внутренних пользователей бухгалтерской информации. К таким отчетам относятся, в том числе, отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности.
Объектами управленческого учета являются:
затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности;
результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности (сегментов предприятия);
внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;
бюджетирование и внутренняя отчетность.
Управленческий учет, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета, а также о его конфиденциальности
Управленческий учет представляет собой систему сбора и анализа информации об издержках, затратах предприятия и себестоимости продукции, систему управления бюджетами, а также систему оценки деятельности подразделений.
В отличие от бухгалтерского учета, требования, предъявляемые к управленческому учету, определяются, исходя из внутренних задач, стоящих перед каждым предприятием, без решения которых невозможно эффективное управление.
Хотелось бы отметить, что для того, чтобы организовать работающую систему управленческого учета, необходимо в первую очередь желание и понимание целей и результатов внедрения системы руководителями и специалистами предприятия.
В заключении можно отметить, что поскольку главной целью предприятия является – получение прибыли, то оно должно стремиться налаживать свою работу наиболее эффективно, чтобы создать все возможные условия для работников предприятия, увеличивая тем самым производительность труда, а значит и финансовый результат своей деятельности. При этом необходимо использовать современные управленческие технологии, к которым можно отнести управленческий учет и системный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности, при помощи которого можно выявить проблемные места в деятельности предприятия.

Список литературы

Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета. – СПб: Питер, 2005
Алибеков Ш. Аудит затрат на производство. – СПб: Питер, 2003.
Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ – М.: ДИС, 2006.
Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. – М.: Омега-Л, 2005.
Бланк В.Р., Бланк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Велби, 2005.
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Эльга Ника-Центр, 2007.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005.
Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности :Учебное пособие. - М.: Инфра-М,2004.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М.: Финансы и статистика, 2005.
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2006
Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник. – М.: Проспект, 2005.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой устойчивости: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2006.
Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2006
Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2007.
Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием.- М.: Финансы и статистика, 2004.
Ковалева А.М. Финансовый менеджмент – М.:ИНФРА-М, 2004
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2006.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия – М.: ЮНИТИ, 2005. – 467 с.
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – СПб: Питер, 2003.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2006.
Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006
Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Финансы, денежное обращение, кредит: Конспект лекций / Авт.сост. В.И. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2003.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: Проспект, 2004.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
Финансы: Учебник / Под ред. Проф. В.В.Ковалева. – М.: Проспект. – 2007.
Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2006.
Чуев И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2006 г.
Чернышева Ю.Г., Гузей В.А Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2006.
Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2006.


Приложение 2
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Коды Форма № 1 по ОКУД 0710001 на 31 декабря 2006 г. Дата (год, месяц, число) Организация: Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" по ОКПО 00231395 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 7725043886 Вид деятельности: промышленность по ОКВЭД 3410 Организационно-правовая форма / форма собственности: Открытое акционерное общество по ОКОПФ/ОКФС 47/42 Единица измерения: млн. руб. по ОКЕИ 384/385
АКТИВ Код стр. На начало отчетного периода На конец отчетного периода 1 2 3 4 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 110 66 - Основные средства 120 2569 2431 Незавершенное строительство 130 127 121 Доходные вложения в материальные ценности 135 - - Долгосрочные финансовые вложения 140 4636 5106 Отложенные налоговые активы 145 345 347 Прочие внеоборотные активы 150 - - ИТОГО по разделу I 190 7684 8005 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 956 909 сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 422 463 животные на выращивании и откорме 212 затраты в незавершенном производстве 213 410 322 готовая продукция и товары для перепродажи 214 117 116 товары отгруженные 215 расходы будущих периодов 216 7 8 прочие запасы и затраты 217 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 В т.ч. покупатели и заказчики 231 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 1592 1267 В т.ч. покупатели и заказчики 241 921 896 Краткосрочные финансовые вложения 250 169 832 Денежные средства 260 8 15 Прочие оборотные активы 270 5 5 ИТОГО по разделу II 290 3191 3182 БАЛАНС 300 10875 11187
ПАССИВ Код стр. На начало отчетного года На конец отчетного периода 1 2 3 4 III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал 410 3392 3392 Собственные акции, выкупленные у акционеров Добавочный капитал 420 4539 4200 Резервный капитал 430 1 1 резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 -13257 -12285 ИТОГО по разделу III 490 -5326 -4693 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 510 1823 1946 Отложенные налоговые обязательства 515 80 154 Прочие долгосрочные обязательства 520 ИТОГО по разделу IV 590 1903 2100 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610 4922 5016 Кредиторская задолженность 620 9182 8541 В т.ч. поставщики и подрядчики 621 2844 2371 Задолженность перед персоналом организации 622 108 90 задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 1916 1964 задолженность по налогам и сборам 624 3429 3497 прочие кредиторы 625 885 620 Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 630 Доходы будущих периодов 640 119 65 Резервы предстоящих расходов 650 76 158 Прочие краткосрочные обязательства 660 ИТОГО по разделу V 690 14298 13779 БАЛАНС 700 10875 11187

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Коды Форма № 2 по ОКУД 0710002 за 2006 год Дата (год, месяц, число) Организация: Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" по ОКПО 00231395 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 7725043886 Вид деятельности: промышленность по ОКВЭД 3410 Организационно-правовая форма / форма собственности: Открытое акционерное общество по ОКОПФ/ОКФС 47/42 Единица измерения: млн. руб. по ОКЕИ 384/385
Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период предыдущего года 1 2 3 4 Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)


010


3534


3318 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 ( 4986) (4852) Валовая прибыль 029 (1452) (1534) Коммерческие расходы 030 (28) (48) Управленческие расходы 040 - - Прибыль (убыток) от продаж 050 (1480) (1582) Прочие доходы и расходы Проценты к получению 060 Проценты к уплате 070 (28) (56) Доходы от участия в других организациях 080 0 0 Прочие операционные доходы 090 4026 1397 Прочие операционные расходы 100 (2900) (1282) Внереализационные доходы 120 72 244 Внереализационные расходы 130 (398) (70) Прибыль (убыток) до налогообложения 140 (708) (1349) Отложенные налоговые активы 141 69 143 Отложенные налоговые обязательства 142 (1) (9) Текущий налог на прибыль 150 - - Иные обязательные платежи 160 (156) (144) Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 (796) (1359) СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства (активы) 200
(17)
(28) Базовая прибыль (убыток) на акцию (-0,1133) (-0,2572) Разводненная прибыль (убыток) на акцию (-0,0889) (-0,2017)
РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период предыдущего года прибыль убыток прибыль убыток 1 2 3 4 5 6 Штрафы, пени и неустойки признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании 0 10 Прибыль (убыток) прошлых лет 3 3 12 3 Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте 24 17 98 3 Отчисления в оценочные резервы Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности 0 103
Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 33
То же, с. 47
Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 133
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003 . – с. 262
Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2007. с. 371
Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2006. - с. 99
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 94
Ковалева А.М. Финансовый менеджмент – М.:ИНФРА-М, 2004. - с. 45.
Там же. - с. 49.
Ковалева А.М. Финансовый менеджмент – М.:ИНФРА-М, 2004. - с. 55.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 111
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 29
Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2006. – с. 99
Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. М.: ОМЕГА-Л, 2007, стр. 4.












10



1) Главная цель предпринимательской деятельности

7) Основной защитный механизм от угрозы банкротства

2) База экономического развития государства

Прибыль предприятия в условиях рыночной экономики

6) Важнейший источник удовлетворения социальных потребностей

3) Критерий эффективности конкретной производственной деятельности

5) Главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия

4) Основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия






















Повышение качества продукции

Поиск более выгодных рынков сбыта

Реализация продукции в более оптимальные сроки

Увеличение объема реализации продукции

Повышение цен

Снижение себестоимости продукции

Резервы увеличения суммы прибыли

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

Переменные расходы или себестоимость реализованной продукции (не включая финансовые расходы

Затраты труда Переменные накладные

Затраты сырья и материалов

Переменные накладные расходы

Валовая (маржинальная) прибыль)

Условно-постоянные накладные расходы

Коммерческие расходы

Прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль)

Финансовые расходы (% к уплате, расходы по финансовой аренде)

Финансовые доходы (% к получению)

Сальдо прочих доходов и расходов

Прибыль до вычета налогов и обязательных платежей

Налог на прибыль и прочие обязательные платежи

Чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников

Дивиденды по привилегированным акциям

Прибыль, доступная к распределению среди владельцев обыкновенных акций

Реинвестированная прибыль

Дивиденды по обыкновенным акциям

Рис.2 Схема распределения доходов коммерческой организации

Список литературы

1.Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета. – СПб: Питер, 2005
2.Алибеков Ш. Аудит затрат на производство. – СПб: Питер, 2003.
3.Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ – М.: ДИС, 2006.
4.Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. – М.: Омега-Л, 2005.
5.Бланк В.Р., Бланк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Велби, 2005.
6.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Эльга Ника-Центр, 2007.
7.Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005.
8.Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности :Учебное пособие. - М.: Инфра-М,2004.
9.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М.: Финансы и статистика, 2005.
10.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. - М.: ОМЕГА-Л, 2006
11.Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник. – М.: Проспект, 2005.
12.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой устойчивости: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2006.
13.Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2006
14.Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2007.
15.Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием.- М.: Финансы и статистика, 2004.
16.Ковалева А.М. Финансовый менеджмент – М.:ИНФРА-М, 2004
17.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2006.
18.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия – М.: ЮНИТИ, 2005. – 467 с.
19.Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2005.
20.Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – СПб: Питер, 2003.
21.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003
22.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2006.
23.Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006
24.Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2003.
25.Финансы, денежное обращение, кредит: Конспект лекций / Авт.сост. В.И. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
26.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: Инфра-М, 2003.
27.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: Проспект, 2004.
28.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
29.Финансы: Учебник / Под ред. Проф. В.В.Ковалева. – М.: Проспект. – 2007.
30. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2006.
31.Чуев И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2006 г.
32.Чернышева Ю.Г., Гузей В.А Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
33.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2004.
34.Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2006.
35. Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2006.



Вопросы и ответы

Какие существуют пути увеличения прибыли на предприятии?

Пути увеличения прибыли на предприятии могут быть разные и зависят от конкретной ситуации. Некоторые из них включают сокращение издержек, повышение продаж, улучшение управления финансами, разработку новых товаров или услуг, расширение рынков сбыта и другие.

Какие виды прибыли существуют?

Существует несколько видов прибыли, включая чистую прибыль, операционную прибыль, финансовую прибыль, налоговую прибыль и т.д. Каждый вид прибыли имеет свои особенности и рассчитывается по разным формулам.

Как формируется и распределяется прибыль на предприятии?

Прибыль на предприятии формируется путем вычета всех расходов, включая зарплаты, арендную плату, налоги и другие из доходов. После формирования прибыль может быть распределена на выплату дивидендов акционерам или реинвестирована в развитие предприятия.

Какие факторы могут влиять на прибыль и рентабельность предприятия?

Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность предприятия, могут быть разными и зависят от отрасли и конкретной ситуации. Некоторые из них включают конкуренцию, изменения в законодательстве, экономическую ситуацию, качество и цену товаров или услуг, эффективность производства и другие.

Зачем нужно планирование и прогнозирование прибыли и рентабельности?

Планирование и прогнозирование прибыли и рентабельности позволяют предприятию иметь ясное представление о своих финансовых показателях и разработать стратегию для их улучшения. Они помогают определить цели и задачи, выявить проблемные места в бизнесе и принять меры для их решения.

Какие пути увеличения прибыли на предприятии можно использовать?

На предприятии можно использовать различные пути для увеличения прибыли. Некоторые из них включают развитие новых продуктов или услуг, расширение рынка сбыта, снижение издержек производства, повышение эффективности работы сотрудников, улучшение процессов управления и многие другие.

Какие виды прибыли существуют?

Существуют различные виды прибыли, включая брутто-прибыль, операционную прибыль, чистую прибыль и др. Брутто-прибыль вычисляется путем вычитания прямых издержек от выручки от продаж. Операционная прибыль представляет собой разницу между выручкой и операционными расходами. Чистая прибыль — это итоговая прибыль после вычета всех расходов и налогов.

Как формируется и распределяется прибыль на предприятии?

Прибыль на предприятии формируется путем вычета из общего дохода всех расходов, включая затраты на производство, услуги и управление. После формирования прибыль может быть распределена на различные цели, включая выплату дивидендов акционерам, инвестиции в развитие предприятия, резервирование средств и т. д.