Специфика форм обучения в средней общеобразовательной школе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 2424 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.03.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава I. Проблема обучения старших школьников
Глава II. Экспериментальная часть
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Для этого был проведён 3 этап эксперимента.
Просмотрены классные журналы и проанализирована успеваемость учащихся за I четверть 2007 – 2008 учебного года.
На «4» и «5» по всем предметам в группе 10 класса учатся 45,5% учащихся. В группе 9 класса – 36,6%.
С одной «3» по всем предметам в группе учащихся 9 класса - 18,1%. В группе есть один подросток, неуспевающий по русскому языку.
Таким образом, подростки, участвующие в эксперименте в группе 10 и 9 кл. имеют приблизительно одинаковый процент успеваемости по всем предметам вместе.
Для более глубокого анализа успеваемости был расчитан % качества и % успеваемости по каждому предмету за Iчетверть и обратили вниманиена СОГ (степень обученности группы) и составили сводную таблицу 5.















Таблица 5
Характеристика успеваемости за I четверть


Предметы % качества
% успеваемости СОГ (%) А В А В А В Русский язык 45,4 63,6 90,9 100 35 37,4 Литература 63,6 100 100 100 58,5 90,1 Математика 63,6 45,4 90,9 100 44,2 36,1 История 54,5 90,9 100 100 50,6 79 География 81,8 72,7 100 100 67,8 56 Биология 45,4 100 100 100 46 77 Физкультура 100 100 100 100 77 80,3 Труд 100 81,8 100 100 86,9 64,5 ИЗО 100 81,8 100 100 93 71 Музыка 100 100 100 100 93 93,4
Примечание: А – группа 9 класса;
В – группа 10 класса.
СОГ – степень обученности группы.


Проанализировав эту таблицу, выявили, что % успеваемости в каждой группе достаточно высок, следовательно, в четверти нет оценки «2», кроме двух предметов в группе 9 класса. Поэтому проанализировали % качества и % степени обученности группы.
После количественной обработки и анализа полученных данных выявлено, что подростки, называя любимыми какие-либо предметы, это не значит, что по этому предмету они имеют хорошие оценки.
Следовательно, можно предположить, что анализ успеваемости не может отражать ясную картину в мотивации учения.
На этом же этапе исследования были заданы вопросы учителям – классным руководителям по выявлению мотивов обучения каждого испытуемого.
Учителя отметили, что их учащиеся хотят учиться, даже если у кого-то что-то не получается. Подростки любят предметы, которые интересно преподаёт учитель, для них важно отношение взрослых к себе.
Учителя отметили, что мотивация обучения – задача взрослых. Многое зависит от того, как относятся к интеллектуальной деятельности в семье. Не что декларируют, а как живут: читают ли книги, изучают ли иностранные языки, овладевают ли новыми знаниями? Или ожидают это только от ребёнка?
Следовательно, точно так же учитель в школе не может вызвать интерес к своему предмету, если то, чему он учит детей, безразлично ему самому. Имитация невозможна: дети отлично чувствуют, действительно ли учитель считает важным то, о чём говорит, или просто «даёт урок».
Выводы по II главе.

Во время эксперимента было установлено, что данные анкет, тестирования по выявлению специфики обучения, мотивов отношения к школе, школьным дисциплинам совпадают с мнением учителей. Классные руководители считают, что дети хотят учиться, не смотря, что не у всех получается в силу индивидуальных особенностей. Желание учиться у слабых учащихся не угасает. В беседе учителя указали на то, что в подростковом возрасте дети ориентированы на социальные и материальные потребности.
Сам характер развития учебной мотивации, и отношение к предмету зависит от причин, которые руководят детьми в выборе любимых и нелюбимых предметов. Подростки и классные руководители отметили, что главные причины связаны с личностью учителя.
Заключение

Данная работа представляет собой анализ психологической и психолого-педагогической литературы, а также сравнительный анализ экспериментальных данных по теме.
Хорошо известно, что мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека. В то же время, в силу своей специфики мотивация наименее доступна для психодиагностического исследования.
В результате проведения эксперимента по всем этапам получен большой фактический материал, дающий возможность сделать обоснованные выводы:
1. Все подростки указывают мотивы, мотивации учения, которые определяются их возрастными особенностями в психолого-педагогической литературе.
2. При анализе мотивационной сферы можно обнаружить мотивы учения.
Выявление причин неуспеваемости подростков - прогноз успешной педагогической деятельности.
Данное исследование имеет практическую значимость для методической работы в целом, т.к. многие школы разрабатывают и работают по методическим темам, связанным с личностью ребёнка, о комфортности обучения и его адаптации к быстро меняющейся жизни.
Литература

Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. – СПб., 2000.
Мелибруда Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А. Бодалева, А.Б. Добровича. – М., 1986.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. – М., 1966.
Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
Приложение
Приложение 1.
АНКЕТА.

1. Любишь ли ты ходить в школу?
а) да
б) нет
в) иногда

Если да, то что тебя привлекает в школе?
а) общение с друзьями
б) интересные уроки
в) любимые учителя

Какой предмет больше нравится?

1. Русский язык _________________
2. Литература _________________
3. Математика __________________
4. История __________________
5. География __________________
6. Труд ___________________
7. Рисование ___________________
8. Музыка ___________________
9. Физкультура ___________________
10. Биология ___________________

Есть ли у тебя друзья в школе?
а) один, два
б) дружу со всеми
в) нет

Скучаешь ли летом по школе?
а) да
б) нет

Если скучаешь, то
а) по друзьям
б) по учителям
в) по урокам




Приложение 2.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам».
1) Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые ___________________________________________________________
б) нелюбимые _________________________________________________________
2) Подчеркни причины, характеризующие твоё отношение к предмету.
Допиши недостающие.
№п/п Люблю предмет, потому что: Не люблю предмет, потому что
данный предмет интересен данный предмет не интересен
нравится, как преподаёт учитель не нравится как преподаёт учитель
предмет нужно знать всем предмет не нужно знать всем
предмет нужен для будущей предмет не нужен для будущей работы
работы
предмет легко усваивается предмет трудно усваивается
предмет заставляет думать предмет не заставляет думать
предмет считается выгодным предмет считается не выгодным
требует наблюдательности, не требует наблюдательности, сообразительности сообразительности
предмет требует терпения предмет не требует терпения
предмет занимательный предмет не занимательный
товарищи интересуются этим товарищи не интересуются этим
предметом предметом
интересны отдельные факты интересны только отдельные факты
родители считают этот предмет родители считают этот предмет
важным не важным
у меня хорошие отношения с у меня плохие отношения с учителем
учителем
учитель часто хвалит учитель редко хвалит
учитель интересно объясняет учитель неинтересно объясняет
получаю удовольствие при его не получаю удовольствия при его
изучении изучении
знания по предмету необходимы знания по предмету не играют су-
для поступления в институт щественной роли при поступлении
предмет способствует развитию предмет не способствует развитию
общей культуры общей культуры
20. предмет влияет на изменение знаний предмет не влияет на изменение знаний об об окружающем мире окружающем мире
21. просто интересно просто неинтересно
3) Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.
Это мой долг.
Хочу быть грамотным.
Хочу быть полезным гражданином.
Не хочу подводить свой класс.
Хочу быть умным и эрудированным.
Хочу добиться полных и глубоких знаний.
Хочу научиться самостоятельно работать.
Все учатся, и я – тоже.
Родители заставляют.
Нравится получать хорошие оценки.
Чтобы похвалил учитель.
Чтобы товарищи со мной дружили.
Для расширения умственного кругозора.
Классный руководитель заставляет.
Хочу учиться.

Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983. – С. 88.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996
Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – С. 39
Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. – М., 1966
Мелибруда Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А. Бодалева, А.Б. Добровича. – М., 1986












24

Литература

1.Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.
2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
3.Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. – СПб., 2000.
4.Мелибруда Е. Я –Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения // Пер. с польского Е.Н. Новиковой; Вступ. Ст. и общ. Ред. А.А. Бодалева, А.Б. Добровича. – М., 1986.
5.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
6.Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
7.Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. – М., 1966.
8.Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

Вопросы и ответы

Какие проблемы встречаются при обучении старшеклассников в средней школе?

В статье указывается, что проблемой обучения старшеклассников является низкая успеваемость. Это подтверждается данными анализа классных журналов за I четверть 2007-2008 учебного года, где только 45,5% учащихся получили оценки "4" и "5" по всем предметам.

Как организован и проведен констатирующий эксперимент?

Организация и методика констатирующего эксперимента включали анализ успеваемости учащихся 10 класса за I четверть 2007-2008 учебного года. Для этого были просмотрены классные журналы, где была зафиксирована оценка каждого ученика по всем предметам.

Какие результаты были получены в ходе констатирующего эксперимента?

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что только 45,5% учащихся 10 класса имеют оценки "4" и "5" по всем предметам в I четверти 2007-2008 учебного года.

Сколько учащихся получили оценки "4" и "5" по всем предметам в 10 классе?

По результатам констатирующего эксперимента, 45,5% учащихся 10 класса имеют оценки "4" и "5" по всем предметам в I четверти 2007-2008 учебного года.

Какая была успеваемость учащихся 10 класса в I четверти 2007-2008 учебного года?

Проанализировав классные журналы, было выявлено, что только 45,5% учащихся 10 класса имеют оценки "4" и "5" по всем предметам в I четверти 2007-2008 учебного года.

Какие проблемы возникают при обучении старших школьников в средней общеобразовательной школе?

Проблемы обучения старших школьников включают недостаточное мотивирование, низкую успеваемость, отсутствие интереса к учебному процессу, слабые навыки самоорганизации и самодисциплины.

Как был организован и проведен констатирующий эксперимент?

Для проведения констатирующего эксперимента были просмотрены классные журналы и проанализирована успеваемость учащихся 10 класса за I четверть 2007-2008 учебного года.

Какие результаты были получены в результате констатирующего эксперимента?

В группе 10 класса учатся 45,5% учащихся, получивших оценки «4» и «5» по всем предметам.

Какие проблемы обнаружены во время проведения эксперимента?

Неуспеваемость учащихся и низкий уровень мотивации к учебному процессу являются основными проблемами, выявленными во время проведения эксперимента.

Какие методы и подходы были использованы в констатирующем эксперименте?

В констатирующем эксперименте использовался анализ классных журналов и успеваемости учащихся, что позволило получить данные о их оценках по всем предметам.

Какие проблемы возникают при обучении старших школьников?

Проблемы обучения старших школьников включают пониженную мотивацию к учебе, повышенную подверженность влиянию сверстников, сложности в организации своего времени и недостаточную саморегуляцию.