Неравенство доходов и проблема формирования среднего класса

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая теория
  • 2626 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 03.10.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:


Введение:
1. Структура доходов граждан
2. Дифференциация доходов населения по уровню доходов, ее следствие.
3. Проблема формирования среднего класса
Заключение:
Список используемой литературы:

Фрагмент для ознакомления

Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система, стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со стороны налогоплательщиков.
Структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних, можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.
Заключение:
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.
Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?
Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Список используемой литературы:
Государственные и муниципальные финансы. Мацкуляк И.Д. Рагс М.: 2006г, С. 144-150.
Сборник законов № 1023 С. 27-33.
Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению.// Экономист. – 1997. - №1. – с. 73-82.
Богатые и бедные // Экономика России: ХХI век. 2004. № 14.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Под ред. А. В. Сидоровича. – М., МГУ, ДИС, 1997.
Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: Соминтэк, 1996.
Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М. М., 2001, с. 368.
Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 2000, с. 640.
Маневич Е. Заработная плата в условиях рыночной экономики. // Вопросы экономики. М., 1991, №7. с. 13.
Вопросы теории и практики сокращения бедности в России. // Аналитический вестник. №20. М., 2003.
11. Роик В.Д. проблемы бедности в бюджетном процессе. // Аналитический вестник. №20. М., 2003.

Приложение 1
Среднедушевой денежный доход населения, среднемесячная заработная плата, средний размер пенсии.
Основные показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал год Среднедушевой денежный доход населения 2005 год 6396 7535 7863 9447 7938 2006 год 7827 9593 10016 10120 10243 Среднемесячная заработная плата 2005 год 7638 8234 8674 9651 8555 2006 год 9397 10401 10949 10950 10965 В промышленности 2006 год 7215 7803 8305 8947 8068 Добыча полезных ископаемых 20286 21382 24214 25415 25614 Обрабатывающее производство 9083 9910 10612 10854 11029 В здравоохранении 6742 8054 8260 82500 82780 В образовании 5964 7142 6667 7214 7300 Средний размер пенсий 2005 год 2125 2324 2467 2540 2364 2006 год 2539 2727 2800 2820 2900 Источники: Российский статистический ежегодник. М., 2007. С. 149; 2007. С. 149, 167; Россия в цифрах: Крат. стат. сб. М., 2007. С. 104; .


Приложение 2
Среднедушевой денежный доход и среднемесячная заработная плата по субъектам Российской Федерации в июле 2007 года

Среднедушевой денежный доход (руб) Соотношение с РФ (%) Среднемесячная заработная плата (руб) Соотношение с РФ (%) Российская Федерация 11880,5 100,0 11318,9 100 Центральный Федеральный округ 16965,4 142,8 12780,1 112,9 Белгородская область 7552,1 63,6 8606,6 76,0 Брянская область 7408,7 62,4 6550,1 57,9 Владимирская область 6226,1 52,4 7161,3 63,3 Воронежская область 8018 67,15 7141,7 63,1 Ивановская область 5157,4 43,4 6841,2 60,4 Калужская область 8354,0 70,3 8959,5 79,2 Костромская область 6989,4 58,8 7327,3 64,7 Курская область 7019,6 59,1 7568,8 66,9 Липецкая область 8625,6 72,6 9709,8 85,8 Московская область 10705,2 90,1 12157,2 107,4 Орловская область 6562,6 55,2 6991,4 61,8 Рязанская область 7286,0 61,3 7889,6 69,7 Смоленская область 7444,0 62,7 7930,4 70,1 Тамбовская область 7758,7 65,3 6511,3 57,5 Тверская область 8100,7 68,2 8634,6 76,3 Тульская область 6708,3 56,5 7729,9 68,3 Ярославская область 8757,6 73,7 9278,9 82,0 Г. Москва 39763,9 334,7 19369,5 171,1 Северо-Западный федеральный округ 12688,5 106,8 12502,1 110,5 Республика Карелия 9550,0 80,4 10961,6 96,8 Республика Коми 14945,8 125,8 15555,1 137,4 Архангельская область 10840,8 91,2 12624,0 111,5 В т.ч. Ненецкий автономный округ 20886,0 175,8 34303,6 303,1 Вологодская область 11407,2 96,0 10548,0 93,2 Калининградская область 9680,9 81,5 9803,7 86,6 Ленинградская область 7033,1 59,2 10282,3 90,8 Мурманская область 14675 123,5 16301,7 144,0 Новгородская область 7236,7 60,9 8704,9 76,9 Псковская область 6849,2 57,7 7399,7 65,4 Г. Санкт-Петербург 17557,4 147,8 14024,3 123,9 Южный федеральный округ 7847,9 66,1 7614,7 67,3 Республика Адыгея 5809,9 48,9 6613,5 58,4 Республика Дагестан 7077,1 59,6 5184,0 45,8 Республика Ингушетия 5458,9 45,9 7104,2 62,8 Кабардино-Балкарская Республика 6408,4 53,9 6228,1 55,0 Республика Калмыкия 4291,0 36,1 6320,7 55,8 Карачаево-Черкесская Республика 6745,5 56,8 6433,9 56,8 Республика Северная Осетия - Алания 7997,6 67,3 6110,8 54,0 Чеченская Республика - - 8269,0 73,1 Краснодарский край 8062,4 67,9 8444,7 74,6 Ставропольский край 8027,5 67,6 7376,7 62,5 Астраханская область 8071,4 67,9 8395,2 74,2 Волгоградская область 7975,9 67,1 7990,0 70,6 Ростовская область 8916,6 75,4 7732,9 63,3 Приволжский федеральный округ 8995,5 75,7 8386,6 74,1 Республика Башкортостан 9879,6 83,2 8588,3 75,9 Республика Марий Эл 5215,4 43,9 6616,3 58,5 Республика Мордовия 5804,4 48,9 6593,5 58,3 Республика Татарстан 10626,2 89,4 8903,0 78,7 Удмуртская Республика 7004,8 59,0 8059,4 71,2 Чувашская Республика 5455,3 45,9 6549,2 57,9 Пермский край 11947,6 100,6 10270,7 90,7 Кировская область 6449,9 54,3 7083,3 62,6 Нижегородская область 8894,9 74,9 8425,5 74,4 Оренбургская область 7168,4 60,3 7933,0 70,1 Пензенская область 6430,1 54,1 6769,6 59,8 Самарская область 13294,8 111,9 10222,7 90,3 Саратовская область 7777,4 65,5 7287,6 64,4 Ульяновская область 6269,9 52,8 6632,7 58,6 Уральский федеральный округ 13941,8 117,2 16510,1 145,9 Курганская область 6739,1 56,7 7132,6 63,0 Свердловская область 12865,6 108,3 11123,6 98,3 Тюменская область 23405,7 197,0 30133,0 266,2 В т.ч. Ханты-Мансийский авт. Округ - Юрга 26700,6 224,7 37789,3 333,9 Ямало-Ненецкий авт. округ 38152,1 321,1 35785,5 316,2 Челябинская область 8482,0 71,4 9748,4 86,1 Сибирский федеральный округ 9917,3 83,5 10288,3 90,9 Республика Алтай 7188,0 60,5 7613,4 67,3 Республика Бурятия 8019,8 67,5 9559,2 84,5 Республика Тыва 6826,9 57,5 9121,2 80,6 Республика Хакасия 6551,2 55,1 9628,3 85,1 Алтайский край 7721,8 65,0 6091,6 53,8 Красноярский край 11742,7 98,8 13059,3 115,4 В т.ч. Таймырский (Долг.-Ненец.) авт. Окр. 16944,1 142,6 25227,6 222,9 Эвенкийский авт. округ 9337,3 78,6 19509,0 172,4 Иркутская область 10949,0 92,2 12007,6 106,1 В т.ч. Усть-Ордынский Бурят. Окр. 3395,0 28,6 5774,6 51,0 Кемеровская область 11267,2 94,8 10651,7 94,1 Новосибирская область 9595,4 80,8 9046,9 79,9 Омская область 9527,2 80,2 9601,3 84,8 Томская область 12344,5 1003,9 12623,0 111,5 Читинская область 8262,4 69,5 10017,588,5 В т.ч. Агинский Бурятский авт. Окр. 7133,3 60,0 7533,0 66,6 Дальневосточный автономный округ 13143,5 110,6 14925,3 131,9 Республика Саха (Якутия) 16967,8 142,8 18033,4 159,3 Приморский край 10680,1 89,9 10654,1 94,1 Хабаровский край 14447,9 121,6 14112,9 124,7 Амурская область 8996 75,7 12318,5 108,8 Камчатская область 13685 115,2 20584,1 181,9 В т.ч. Корякский авт. Окр. 14694,3 123,7 28471,9 251,5 Магаданская область 17872,7 150,4 20905,1 184,7 Сахалинская область 17612 148,2 20733,4 183,2 Еврейская авт. область 9585 80,7 10246,2 90,5 Чукотский авт. округ 22678,6 190,9 40618,2 358,9 Источники: Российский статистический ежегодник. М., 2007. С. 149; 2007. С. 149, 167; Россия в цифрах: Крат. стат. сб. М., 2007. С. 104; .


Приложение 3

Величина прожиточного минимума по Российской Федерации

рублей
Основные показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал год На душу населения 2005 год 2925 3067 3058 3074 3031 2006 год 3388 3457 3446 3452 3436 Трудоспособное население 2005 год 3150 3302 3299 3314 3266 2006 год 3651 3729 3721 3726 3707 пенсионеры 2005 год 2343 2461 2450 2461 2429 2006 год 2713 2759 2748 2751 2743 Дети 2005 год 2824 2958 2933 2955 2918 2006 год 3264 3324 3307 3316 3303 Источники: Российский статистический ежегодник. М., 2007. С. 149; 2007. С. 149, 167; Россия в цифрах: Крат. стат. сб. М., 2007. С. 104; Социально-экономическое положение России. М., 2007. № 12. С. 216, 231-232.












2

Список используемой литературы:
1.Государственные и муниципальные финансы. Мацкуляк И.Д. Рагс М.: 2006г, С. 144-150.
2.Сборник законов № 1023 С. 27-33.
3.Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению.// Экономист. – 1997. - №1. – с. 73-82.
4.Богатые и бедные // Экономика России: ХХI век. 2004. № 14.
5.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Под ред. А. В. Сидоровича. – М., МГУ, ДИС, 1997.
6.Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: Соминтэк, 1996.
7.Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М. М.,
2001, с. 368.
8.Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 2000, с. 640.
9.Маневич Е. Заработная плата в условиях рыночной экономики. // Вопросы
экономики. М., 1991, №7. с. 13.
10.Вопросы теории и практики сокращения бедности в России. // Аналитический вестник. №20. М., 2003.
11. Роик В.Д. проблемы бедности в бюджетном процессе. // Аналитический вестник. №20. М., 2003.

Вопросы и ответы

Какова структура доходов граждан?

Структура доходов граждан включает в себя различные источники доходов, такие как заработная плата, пенсии, пособия, дивиденды, сдача в аренду недвижимости и другие. Доля каждого из этих источников может различаться в зависимости от социально-экономического статуса и профессиональной деятельности человека.

Какая дифференциация доходов населения по уровню доходов возникает и что из этого следует?

Дифференциация доходов населения по уровню доходов возникает из-за неравенства в области заработной платы, доступа к образованию и возможностей для повышения доходов. Из этого следует, что некоторые люди имеют гораздо более высокий уровень доходов, чем другие, что приводит к усиленному неравенству и дальнейшему ухудшению социальных условий для тех, кто находится в нижней и средней частях доходной пирамиды.

Какова проблема формирования среднего класса?

Проблема формирования среднего класса заключается в том, что неравенство доходов и социальная мобильность создают преграды для людей, стремящихся подняться на социальной лестнице и стать частью среднего класса. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей являются факторами, которые делают представителей среднего класса уязвимыми перед угрозой потери добробити.

Какие последствия возникают из-за дифференциации доходов населения?

Дифференциация доходов населения ведет к увеличению социального неравенства и расширению разрыва между богатыми и бедными. Бедные слои населения испытывают трудности в получении достойного жизненного уровня, что может привести к ухудшению здоровья, образованию и возможностьм для социального развития. Это также может вызвать социальное напряжение и нестабильность в обществе.

Какие факторы делают представителей среднего класса уязвимыми перед потерей добробити?

Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций - все эти факторы делают представителей среднего класса уязвимыми перед угрозой потери достигнутого уровня жизни и стабильности.

Какова структура доходов граждан?

Структура доходов граждан включает в себя различные источники доходов, такие как зарплата, пенсия, дивиденды, арендные платежи и другие. В зависимости от типа занятости и социального статуса человека, его доходы могут варьироваться. Например, работники с высококвалифицированными профессиями часто имеют более высокие зарплаты, чем работники с низким уровнем квалификации. Также доходы могут различаться в зависимости от региона проживания и других факторов.

Как происходит дифференциация доходов населения по уровню доходов?

Дифференциация доходов населения происходит на основе различных факторов, таких как образование, профессиональные навыки, опыт работы и другие. Люди с высоким уровнем образования и специализированными навыками обычно имеют более высокие доходы, чем те, у кого образование и навыки ниже. Дифференциация также может быть связана с типом занятости: работники, занятые в секторе услуг, могут иметь более низкие доходы по сравнению с работниками в промышленности. Это приводит к различиям в уровне доходов между разными слоями населения.

Какая проблема связана с формированием среднего класса?

Проблема формирования среднего класса связана с неравенством доходов и отсутствием устойчивых условий для его развития. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, а также недостаточная поддержка авторитетных общественных организаций делают представителей среднего класса уязвимыми перед угрозой потери достигнутого уровня жизни. Это может привести к социальным и экономическим проблемам, таким как рост безработицы, снижение уровня потребления и нестабильность на финансовом рынке.