Государственное управление в области здравоохранения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 3030 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.08.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
1. Органы управления в сфере здравоохранения и социального развития
2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
2.1. Полномочия федеральных органов государственной власти
2.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
2.3. Компетенция органов местного самоуправления
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Указанное полномочие закреплено в статье 72 Конституции Российской Федерации и отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
10. Координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства.
11. Реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах.
12. Координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан.
13. Регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
14. Другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.
Представляется, что сюда можно отнести полномочия, которые не отнесены к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области охраны здоровья граждан, а также не отнесены к компетенции органов местного самоуправления в указанной сфере.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

2.3. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 8. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан посвящена полномочиям органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Решение этих вопросов независимо от органов государственной власти гарантируется наличием муниципальной собственности. Наиболее важные вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, закреплены в статье 132 Конституции Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления конкретизированы в специальных федеральных законах и иных актах в области здравоохранения. В соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований предоставляется скорая медицинская помощь, а также амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь.
Рассмотрим некоторые функции органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан, приведенные в указанной статье.
1. Контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан. Данная функция не подверглась изменению в Законе N 122-ФЗ и сохранилась как в первоначальной редакции настоящих Основ, однако при сопоставлении ее с аналогичными полномочиями субъекта Федерации ("принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением") она представляется более широкой. При закреплении полномочий за муниципальной властью по "контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи" обращают на себя внимание более широкие права муниципального уровня по сравнению с правами субъекта Федерации ("участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации"). По всей видимости, данные логические противоречия в ближайшее время законодателем будут устранены.
2. Организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях. Заложен ряд механизмов для реализации указанных полномочий: содержание на балансе муниципалитета медицинских учреждений, формирование муниципального заказа и размещение его на конкурсной основе, организация медицинских учреждений совместно с другими муниципальными образованиями. Выбор того или иного пути, а также их сочетание зависят от местных условий развития территории.
3. Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов. Появление специального указания на возможность предоставления данного вида медицинской помощи в муниципальных образованиях продиктовано тем, что предоставляется она в большом числе муниципальных образований в специализированных медицинских учреждениях, что согласно пункту 5 статьи 6 настоящих Основ должно осуществляться на базе специализированных медицинских учреждений субъекта Федерации. Поэтому для сохранения сложившейся практики оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов как на уровне субъекта Федерации, так и в муниципальных образованиях законодатель отдельно указал на возможность предоставления данного вида помощи в медицинских учреждениях муниципалитета.
Надо отметить, что развитие системы муниципального здравоохранения на сегодняшний день должно, на наш взгляд, опираться на сложившуюся структуру в каждом отдельно взятом муниципальном образовании и развиваться с использованием современных правовых механизмов.
Что касается природоохранительной функции и обеспечения экологической безопасности в соответствии с действующим российским законодательством, хотелось бы отметить, что в Федеральном законе от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" к полномочиям местного самоуправления отнесены: представление предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом, участие в освоении земель оздоровительного и рекреационного значения, развитие курортов и курортных регионов, контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов в пределах своей компетенции, участие во внешнеэкономической деятельности с целью развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Ведущаяся в настоящее время работа по совершенствованию деятельности всех уровней власти в Российской Федерации имеет одной из своих целей определение конституционно закрепленных социальных гарантий, в том числе и в сфере здравоохранения (бесплатная медицинская помощь), как государственных полномочий. При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, но лишь с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Заключение
Президент РФ определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.
Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения; принимает необходимые меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; определяет порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг; организует, направляет, координирует и контролирует деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к здравоохранению, и определяет их правовой статус; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные и региональные программы развития здравоохранения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в РФ. В систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ входят: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Российские вести, № 174, 09.09.1993.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Парламентская газета, № 186, 08.10.2003.
Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. – 412 с.
Алехин А.П. Административное право России Учебник для ВУЗов. М: Зерцало, 2006. – 487 с.
Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2007. – 389 с.
Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
Габричидзе Б.Н. Административное право России. Уч. 2- е изд. М.: Проспектъ, 2005. – 438 с.
Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. – 346 с.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М: Век. 2003. – 346 с.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. – 512 с.
Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. – 241 с.
Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. – 428 с.
Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. – 378 с.
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898.
Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. С.112.
СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 1999. N 51. Ст. 6287.
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2900; N 33. Ст. 3499.
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2901.
Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. С. 194.
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2902.
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4107.
СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5202.
СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4635.
СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 159.
Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. С. 289.
СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 162.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Российские вести, № 174, 09.09.1993.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. С. 172.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах:уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. С. 317.
Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2007. С. 137.
Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. С. 214.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах:уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. С. 317.












16

Библиография
1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
3.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Российские вести, № 174, 09.09.1993.
4.ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Парламентская газета, № 186, 08.10.2003.
5.Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. – 412 с.
6.Алехин А.П. Административное право России Учебник для ВУЗов. М: Зерцало, 2006. – 487 с.
7.Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2007. – 389 с.
8.Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
9.Габричидзе Б.Н. Административное право России. Уч. 2- е изд. М.: Проспектъ, 2005. – 438 с.
10.Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. – 346 с.
11.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М: Век. 2003. – 346 с.
12.Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. – 512 с.
13.Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. – 241 с.
14.Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. – 428 с.
15.Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. – 378 с.

Вопросы и ответы

Какие органы управления существуют в сфере здравоохранения и социального развития?

Органы управления в сфере здравоохранения и социального развития включают в себя федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Какие полномочия имеют федеральные органы государственной власти в области охраны здоровья?

Федеральные органы государственной власти имеют полномочия по разработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства в данной сфере, разрабатывают нормативные правовые акты, осуществляют финансовое обеспечение и контроль за использованием бюджетных средств в сфере здравоохранения, а также регулируют вопросы профилактики и лечения заболеваний.

Какие полномочия имеют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья?

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют полномочия по реализации государственной политики в области охраны здоровья на территории своего субъекта. Они осуществляют контроль за соблюдением нормативных правовых актов, разрабатывают региональные программы развития здравоохранения, а также решают вопросы организации и функционирования медицинских учреждений, финансирования и оплаты медицинских услуг.

Какие полномочия имеют органы местного самоуправления в области охраны здоровья?

Органы местного самоуправления имеют компетенцию по организации и совершенствованию системы здравоохранения на территории муниципалитета. Они обеспечивают доступность и качество медицинской помощи населению, организуют работу медицинских учреждений и при необходимости осуществляют финансовое обеспечение здравоохранения в своем муниципалитете.

Какие органы управления существуют в области здравоохранения и социального развития?

В области здравоохранения и социального развития существуют следующие органы управления: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Какие полномочия имеют федеральные органы государственной власти в области охраны здоровья?

Федеральные органы государственной власти в области охраны здоровья имеют полномочия по разработке и реализации государственной политики в сфере здравоохранения, стандартизации и контроля качества медицинской помощи, организации медицинского обеспечения, финансированию здравоохранения и др.

Какие полномочия имеют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья?

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья имеют полномочия по организации и развитию здравоохранения на территории своего субъекта, финансированию и контролю за качеством медицинской помощи, проведению мероприятий по профилактике и лечению заболеваний и т.д.

Какие полномочия имеют органы местного самоуправления в области охраны здоровья?

Органы местного самоуправления имеют полномочия по организации медицинской помощи на муниципальном уровне, финансированию и развитию медицинских учреждений, контролю за качеством медицинских услуг, осуществлению мероприятий по профилактике и пропаганде здорового образа жизни и т.д.