История Новосибирского Государственного Университета

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История современная
  • 2323 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 03.10.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Краткая история НГУ
Заключение
Литература:

Фрагмент для ознакомления

В декабре этого же года санаторий-профилакторий НГУ занял первое место в смотре-конкурсе между профилакториями Вузов РСФСР. За лучшие показатели в изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной деятельности НГУ присуждено второе место среди университетов России.
16 октября 1984г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Новосибирский государственный университет награжден Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в деле подготовки высоко квалифицированных специалистов для народного хозяйства и развития науки.
Многочисленны и личные достижения ученых НГУ. В Ноябре 1983 г. ректору НГУ члену-корреспонденту АН СССР В. Накорякову была присуждена Государственная Премия. Лауреатами Государственной премии Российской Федерации за 2006 г. стали ученые-археологи В. Молодин и Н. Полосьмак. Сейчас в университете работают 50 членов государственных академий:
академики РАН – 23 человека,
академики РАМН – 1 человек,
академики РАО – 1 человек,
члены-корреспонденты РАН – 23 человека,
члены-корреспонденты РАО – 2 человека и 58 членов общественных академий:
академики – 37 человек,
члены-корреспонденты – 21 человек.
11 выпускников НГУ являются академиками РАН и 25 – членами-корреспондентами РАН.
Новосибирский государственный университет всегда был вузом академическим и без преувеличения уникальным – работающим по индивидуальным учебным планам с 1959 года. Достоинства НГУ признаны мировым сообществом – он стал одним из двух российских вузов, вошедших в TOP-200 лучших университетов планеты (рейтинг журнала The Times Higher Education Supplement). Система образования подразумевала и реализуется до сих пор через участие в учебном процессе сотрудников академических институтов и использование научного оборудования Академии наук.
В НГУ систему непрерывного образования усовершенствовали. Ее «достроили» снизу: Физико-математической школой (ныне Специализированный учебно-научный центр) и Высшим колледжем информатики, олимпиадами по различным предметам, проводящимися на обширной территории Сибири и Дальнего Востока, зимними и летними школами для победителей олимпиад, способствующими ранней ориентации школьников в избранных специальностях. Это дает наиболее талантливым ребятам из самых отдаленных районов возможность стать учащимися Физматшколы или Высшего колледжа информатики, а потом и студентами университета.
Возвели и «надстройку»: магистратуру, аспирантуру и докторантуру, а также подразделения, реализующие программы второго высшего образования, дополнительного образования и повышения квалификации. Олимпиады, заочные школы по различным предметам, зимние и летние школы, Специализированный учебно-научный центр, Высший колледж информатики и, наконец, НГУ с аспирантурой и докторантурой – все это звенья единой системы отбора и подготовки научной смены, реализованной в Сибирском отделении Академии наук по инициативе его основателя академика Михаила Лаврентьева.
Не останавливается развитие НГУ и в наше время. Целью инновационной образовательной программы в НГУ является системная модернизация комплекса довузовского, базового, послевузовского и дополнительного образования в НГУ на основе современного методического, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности, внедрения новых форм интеграции образования и науки и отработки модели партнерства НГУ с бизнесом.
28 февраля 2007 г. в Москве были подведены итоги Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ, проходящего в рамках национального проекта «Образование». По итогам конкурса Новосибирский государственный университет получит 930 миллионов рублей на реализацию проекта «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства».
В проекте НГУ не последнее место уделяется развитию и распространению новых информационных технологий на всех ступенях образовательной, научной, инновационной и управленческой деятельности. Так, на полученные средства будет создано единое виртуальное учебное пространство классического университета, основу которого составят инструментальные порталы подготовки и доставки электронных средств обучения, сервера тестирования знаний, специализированные системы видеоконференций для дистанционного проведения лекций, библиотеки и хранилища учебных материалов, объединенных в единую интернет-ориентированную среду. На сегодняшний день в университете уже есть опыт реализации подобных проектов на примере открытой в сентябре 2005 года объединенной Европейско-Сибирской расширенной лаборатории научных медиа-ресурсов (JointLab).
Реформирование науки и образования в стране, создание инновационной системы, предстоящее строительство технопарка в Новосибирском академгородке не только открывают для НГУ новые перспективы, но и ставят очень непростые задачи.
Для того чтобы страна стала на инновационный путь развития, должны быть сделаны серьезные инвестиции в образование и науку. Прежде всего, в создание крупных университетов, точнее говоря, крупных научно-образовательных комплексов. Это правильный подход, что продемонстрировала вся история Сибирского отделения и НГУ, – интеграция науки и образования доказала свою эффективность и устойчивость, несмотря на все потрясения последних лет. Сохранились научные школы, дипломы не девальвировались – университет продолжает готовить специалистов высокого уровня. Словом, у НГУ есть необходимый опыт и достаточные конкурентные преимущества, чтобы стать одним из первых национальных исследовательских университетов.
Строительство в Новосибирском академгородке масштабного технопарка также ставит вопрос о дальнейшем развитии НГУ. Основными видами деятельности фирм, уже возникающих в связи с созданием технопарка, будут информатика, приборостроение, силовая электроника, биотехнологии – естественно-научные и технические направления. В технопарке предполагается организовать 10 тысяч рабочих мест. Университет сейчас выпускает лишь несколько сотен специалистов нужного профиля в год. Уже в ближайшее время придется удваивать набор.
Модель образования, реализованная во взаимодействии с институтами СО РАН, успешно переносится на высокотехнологичные компании, банковскую сферу. Партнерами НГУ являются не только 46 институтов СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН, ведущие российские и зарубежные вузы, но и зарубежные и отечественные компании: IBM, Microsoft, Samsung, Intel, LG, Schlumberger, ГНЦ «Вектор», НПО прикладной механики им. Н.Р.Решетнева, ФГУП ГНПП «Базальт», ФГУП «ЦКБ Точприбор», ОАО «Томскнефть», Сбербанк РФ, Сибакадембанк и многие другие.
Представители этих фирм преподают у нас, они заинтересованы в поиске будущих сотрудников среди талантливых студентов и при этом привносят в образовательный процесс самые новые технологические знания. Поэтому обновленная согласно требованиям времени миссия НГУ звучит следующим образом: «Получение фундаментальных знаний, разработка технологий, их накопление и систематизация, передача знаний новым поколениям, подготовка конкурентоспособных специалистов, генерация высокотехнологических компаний для инновационной экономики».
Но имеющаяся база едва позволяет обучать одновременно шесть с половиной тысяч студентов. Именно поэтому начато строительство нового главного корпуса НГУ. Предполагается возведение огромного современного здания, которое позволит удвоить численность студентов НГУ и Физико-математической школы. Руководство университета считает необходимым сохранить подготовку кадров для науки, улучшив качество обучения в русле современных требований. Также планируется и дальше расширять спектр факультетов и специальностей (сегодня в НГУ 13 факультетов, 9 направлений, 16 специальностей высшего профессионального образования и 2 специальности среднего), к чему есть все предпосылки. Университет в состоянии организовать подготовку кадров инженерно-технического, биохимико-технологического и других востребованных на рынке труда направлений.
Новосибирский университет представляет собой социальный комплекс, в котором студенты не только учатся, но и живут. В состав НГУ входит один из крупнейших в России студгородков – 11 рядом расположенных общежитий на 3,5 тысячи мест, столовая, медико-оздоровительный центр, спортивный комплекс. Инфраструктура университета активно включена в культурную жизнь Новосибирского академгородка. Важно, что от кампуса НГУ до любого научно-исследовательского института 15 минут ходьбы. Одновременно с новым главным корпусом будут построены два общежития нового типа на 900 мест каждое, чтобы обеспечить жильем будущих магистрантов и аспирантов. Таковы первоочередные задачи, стоящие перед университетом.
Заключение

В реферате была кратко рассмотрена история возникновения НГУ и его основных структур. Были проанализированы аспекты становления учебной базы НГУ, особенностей его функционирования в непосредственной связи с СО АН СССР (ныне – СО РАН).
Были отмечены также и особенности внеучебной деятельности НГУ: работа студенческих клубов, строительных отрядов, интернациональные традиции студентов университета.
Невзирая на приближающийся полувековой юбилей, Новосибирский государственный университет по-прежнему молод, откликается на все прогрессивные тенденции, открывает новые факультеты и специальности, создает научно-образовательные, учебно-научные и инновационные центры, ориентированные на подготовку востребованных на рынке специалистов. Создание на основе НГУ и Новосибирского научного, инновационного и технологического центров национального исследовательского университета позволит совершить прорыв сразу по нескольким направлениям науки, образования, технологий. Как уверены в университете, если этот замысел будет поддержан и распространен, шансы на выдвижение нашей экономики на передовые места в мире значительно возрастут
Новосибирский Государственный Университет - один из лучших в России. По-прежнему едут ребята в физматшколу… Новое поколение выбирает не только «пепси». Математика, физика, химия, информационные технологии привлекают абитуриентов, аспирантов, молодых учёных. Открываются новые факультеты, которые готовят специалистов не только в естественнонаучных направлениях деятельности. Получают развитие направления, с которых, собственно, и начиналось формирование системы университетского образования в Европе: философия, юриспруденция, менеджмент, языкознание ...
Литература:

Постановление Совета Министров СССР от 18.05.1957 г. «О создании СО АН СССР»
Постановление Совета Министров СССР от 09.01.1958 г. «Об организации Новосибирского государственного университета»
Воспоминания С.Т.Беляева // Университетская жизнь. – 1984. - № 25.
Воспоминания С.Л.Соболева // Университетская жизнь. – 1984.- № 25.
Доклад Н.Л.Добрецова на собрании, посвященном 50-летию СО РАН.











4

Литература:

1.Постановление Совета Министров СССР от 18.05.1957 г. «О создании СО АН СССР»
2.Постановление Совета Министров СССР от 09.01.1958 г. «Об организации Новосибирского государственного университета»
3.Воспоминания С.Т.Беляева // Университетская жизнь. – 1984. - № 25.
4.Воспоминания С.Л.Соболева // Университетская жизнь. – 1984.- № 25.
5.Доклад Н.Л.Добрецова на собрании, посвященном 50-летию СО РАН.

История Нежинского государственного Университета.- Н.В. Гоголя

Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя.

Мысль об открытии на левобережье высшего учебного заведения давно ее передовых людей Украины. Это то, что делает и Иван Мазепа и Кирилл Разумовский. Был разработан проект строительства университета в Батурине. Но смерть императрицы Елизаветы не дал реализовать эти планы. Только в начале XlX века в Украине были открыты в университете Харькова, Высшая Волынская гимназия, в, Киеве, гимназия, Ришельевский лицей в Одессе. В этом ряду стоит Нежинская гимназия высших наук.

Истории Нежинской гимназии связана с именем князя Александра Безбородко, канцлер Екатерины ll , и его брат, граф Илья Безбородко. Именно племянник братьев Безбородко Виктор Кочубей, который был весьма влиятельной фигурой при дворе Александра л, рекомендуется для построить университет в. "Малороссия университетов не имеет, а Нежин - место довольно хорошо для этой благородной цели". Братьев Безбородко пожертвовали на строительство этого учебного заведения более 600 тысяч рублей – огромную по тем временам сумму. Открылась Нежинская гимназия высших наук 4 сентября 1820 года, а первым директором стал известный ученый Василий Кукольник.

Нежинский юридический лицей.

Нежинский юридический лицей князя А. А. Безбородко, высшее учебное заведение в городе Нежине, открытое в память канцлера российской империи светлейшего князя А. А. Безбородко. Существовали под различными названиями, в 1820 – 1875 годы. Позже – Нежинский историко-филологический институт князя А. А. Безбородко, ныне Нежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя.

Гимназия высших наук (1820 – 1832).

высочайший рескрипт на базе гимназии был подписан, император Александр 19 апреля(1 мая), 1820.

Срок обучения в гимназии было 9 лет и был разбит на разряды по три класса в каждой. Выпускники гимназии в зависимости от успехов в учебе имели право на чин 12-14 градусов в "табели о рангах".

В гимназии высших наук узнал:. Г-Н. В. Гоголя (1821 – 1828), Н. В. Кукольник (1821 – 1829), Н. Я. Прокопович, А. С. Данилевский, Е. П. Гребенка (1825 – 1831), А. С. Афанасьев – Чужбинский (1829 – 1835), Н. И. Миклуха.

Нежинский физико-математический лицей (1832 – 1840).

Согласно новому уставу, утвержденному 7 (19) октября 1832 года, гимназия была переименована в физико-математический лицей. В этот баскин были закрыты и оставлены только три учреждения. Штат школы состоял из 6 учителей, преподававших математику и прикладная математика, физика, химия, технологии, русский словесность, естественная история, история россии, статистика, двух преподавателей французской и немецкой литературе и законоучителя, преподававшего Закон Божий.