Сензитивный возраст и его значение для коррекционной работы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 1111 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 15.10.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие сензитивного возраста
2. Значение сензитивного возраста для коррекционной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Фрагмент для ознакомления

Нейропсихологическая коррекция эффективна при неврозоподобных нарушениях: тиках, энурезе, энкопрезе, гиперактивности и дефиците внимания, когда вышеописанные нарушения обусловлены незрелостью определенных структур головного мозга, либо повреждением их во время беременности и родов (ПЭП), черепно-мозговыми травмами. Нейропсихологическая коррекция необходима, когда у ребенка есть проблемы формирования школьных навыков: письма, чтения, счета, а также при задержке психического развития.
Нейропсихологическая коррекция наиболее эффективна в сензитивный возраст, а именно в возрасте от 4-5 до 9 лет. Головной мозг ребенка к моменту родов имеет в наличии все необходимые анатомические структуры. Однако функциональное созревание головного мозга происходит в процессе роста и развития. Мозговая организация психических процессов (речь, эмоции, мышление, поведение и др.) формируется и протекает по определенным законам. В обеспечении здоровой психической деятельности ребенка участвуют не только кора больших полушарий и подкорковые структуры. Это еще и нейрофизиологические, нейрохимические процессы, а также социальная востребованность, т.е. участие внешнего мира, семьи, близкого окружения. Поэтому коррекционное вмешательство должно происходить в определенные периоды развития [1].
Таким образом, сензитивный возраст является периодом наиболее оптимальных формирований высших психических функций, личностных особенностей, поведения. Данное обстоятельство учитывается в процессе обучения, воспитания, развития ребенка. Взаимосвязь мозговых структур и развития ВПФ является основой для построения нейропсихологической коррекции недостатков в обучении ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сензитивный возраст — это возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти и др.), обучения и воспитания. Выготский указывал, что слишком раннее обучение не дает педагогического эффекта, но, с другой стороны, и слишком позднее обучение не играет той роли в развитии, которую оно играет тогда, когда оно происходит в оптимальные сроки.
На каждом возрастном этапе имеется свой сензитивный возраст: ранний возраст оптимален для развития речи, дошкольный - личности, младший школьный – обучения, подростковый – общения и профессионального определения.
Нейропсихологический синдромный анализ развития психической сферы ребенка дает возможность изучить психику на разных уровнях ее функционирования, позволяет устанавливать адекватные связи между особенностями формирования психических функций и развитием мозга ребенка. В частности особенности сензитивных периодов учитываются при построении системы коррекционной работы. Учитывая то, что сензитивный возраст – наиболее благоприятный период к коррекционным воздействиям, обучение и коррекцию важно строить именно в данный период для получения максимально эффективного результата. Такой подход особенно эффективен к детям, имеющим трудности в обучении, отклонения от нормального психического развития.
Анализ источников показал, что сензитивный период является важным условием развития психики ребенка. Использование закона сензитивного периода позволяет правильно организовать процесс обучения и коррекции имеющихся в развитии недостатков.
ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. /Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Изд-во Московского психолого – социального института., 2006. – 296 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983 - 368 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Автореф. дис…д.п.н. – М.: МГУ, 1999. – 46 с.











11

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. /Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Изд-во Московского психолого – социального института., 2006. – 296 с.
2.Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983 - 368 с.
3.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
4.Микадзе Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Автореф. дис…д.п.н. – М.: МГУ, 1999. – 46 с.

Направления психотерапевтической и коррекционной работы при неврозах у подростков













диссертация на тему:

"Направления психотерапевтической и коррекционной работы при неврозах у подростков"

Введение

Цель работы

1) понять причины и особенности нарушений в состоянии и поведении детей и подростков

2) выявить главные психотравмирующие ситуации у детей и подростков

3) профессионально определять необходимые методы психотерапии

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части рассмотрен опыт разных психотерапевтов и психологических школ, направлений психотерапевтической и коррекционной работы. На практике провели психодиагностическое исследование по выявлению подростков с проявлениями различных неврозов. Использована методика "Детский опросник неврозов". Текст методики представлен в приложении.


1. краткая История

Термин невроз был введен во второй половине XVIII века для обозначения ряда заболеваний нервной системы. Со временем изменилась точка зрения на сущность невроза. Со второй половины XIX века закрепилась точка зрения, что невроз-это психогенное заболевание не сопровождается органическим поражением головного мозга. Это заболевание предела между нормой и патологией. Она характеризуется нерезко выраженными нарушениями психической деятельности.

В XX веке, в частности, в конечном итоге, наблюдается увеличение неврозов в связи с ускорением темпа и ритма жизни, информационными и эмоциональными перегрузками, шквалистым усилением социальных изменений и других факторов. Не каждый человек может своевременно адаптироваться, перестроиться, возникают нарушения типа психогений.

Научные достижения в области неврозов, принадлежат ряду отечественных ученых. I. P. Павлов и его школа изучали психофизические механизмы неврозов. Большой вклад в разработку проблемы неврозов у взрослых Av Мясищев, Av Карвасарский и их школы. Исследованиям неврозов у детей посвящены работы A. I. Захарова (1988, 1998), Ad Исаева, A. E. Личко, A. I. Селецкого, D. D. Еникеевой (1997, 1998 и др.).

Остановимся на более полном определении невроз.

Невроз-это психогенное болезнь, причиной которой является действие психотравмирующих раздражителей и ситуаций, психических травм.