Реализация элективного курса (использование межпредметной связи история-география) по войне 1941-1945 гг. для средней школы на основе HTML (сайт)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Информатика
  • 6969 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 09.07.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Межпредметные связи информатики, географии и истории
1.1.Понятие и классификация межпредметных связей
1.2. Межпредметные связи географии, истории, информатики
1.3.Реализация элективных курсов на основе межпредметных связей
1.4.Обзор электронных образовательных ресурсов с межпредметным содержанием географии и истории
Глава II. Методические рекомендации по проведению элективного курса «История Великой Отечественной войны» в IX классе
2.1.Тематическое и поурочное планирование
2.2.Структура электронного элективного курса «История Великой Отечественной войны»
2.3 Содержание курса
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Над войсками, оборонявшими Киев, нависла угроза окружения. 19 сентября по приказу Ставки советские войска оставили Киев.

Занятие 6. Оборона Одессы

(географические сведения об Одессе)
Более двух месяцев в глубоком тылу врага продолжалась оборона Одессы - важной базы Черноморского флота. На ее захват было брошено 18 румынских дивизий, что значительно превышало силы защитников. С 8 августа до 16 октября солдаты, матросы и жители города отбивали атаки противника. Только в связи с угрозой захвата Крыма, по приказу Ставки защитники организованно оставили город. Уходящие войска вывезли почти все военное имущество и тысячи тонн промышленного оборудования. Отдельная приморская армия (командующий генерал И.Е.Петров), защищавшая Одессу, была эвакуирована в Севастополь, где участвовала в героической обороне города.

7. Оборона Севастополя

Во второй половине октября 1941 г. гитлеровцы ворвались в Крым. их попытка с ходу овладеть Севастополем была сорвана защитниками города. Началась героическая оборона, продолжавшаяся 250 дней. Враг неоднократно пытался захватить город штурмом, вел интенсивные бомбардировки. Защитники Севастополя отбивали все атаки, сковывая крупные силы противника.

8. Сражение под Ленинградом

(географические сведения и иллюстративный материал)
На третьем стратегическом направлении своего наступления - ленинградском - фашистские захватчики также не смогли осуществить поставленные цели. Наступление германской армии было остановлено на дальних подступах к Ленинграду в середине июля 1941 г. Не достиг цели и удар финской армии с севера. Большую роль в борьбе за Ленинград сыграли упорные бои в Прибалтике и героическая защита полуострова Ханко.
В конце августа - начале сентября фашистская армия возобновила наступление на Ленинград. 8 сентября, захватив Шлиссельбург, она блокировала Ленинград с суши. Началась 900-дневная блокада города.
Не сумев захватить Ленинград, гитлеровцы начали варварское разрушение города. 611 дней город подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу. В октябре 1941 г. немецкой армии удалось выйти в район города Тихвина, что крайне затруднило снабжение Ленинграда. В ноябре 1941 г. суточная норма хлеба составляла 125 г на человека. Голод уносил ежедневно тысячи жизней.
В декабре 1941 г. советские войска нанесли противнику удар под Тихвином, освободили его и сохранили для Ленинграда единственную коммуникацию - через Ладожское озеро. По решению ЦК партии и Советского правительства здесь была проложена ледовая «дорога жизни». По ней в город доставлялись продовольствие и необходимые грузы. из осажденного Ленинграда было вывезено около 550 тыс. человек и оборудование для военной промышленности.
Оборона Киева, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Смоленское сражение имели большое значение для срыва плана «молниеносной войны». Ни на одном из трех главных стратегических направлений наступления немецко-фашистская армия не достигла поставленных целей.
В ходе оборонительных сражений летом и осенью 1941 г. Красная Армия нанесла немецко-фашистским захватчикам огромный урон в живой силе и технике, который в 3 раза превысил потери Германии во всех военных кампаниях второй мировой войны с 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г.

Занятие 9. Создание антифашистской коалиции

Готовясь к войне против СССР, гитлеровская Германия рассчитывала на международную изоляцию Советского Союза. Однако нападение Германии на СССР вызвало рост глубоких симпатий и сочувствие трудящихся и всех прогрессивных людей мира к Советской стране. Под давлением общественного мнения правительства западных стран пошли на сотрудничество с СССР. 12 июля 1941 г. в Москве по предложению советского Союза было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Оно явилось первым шагом на пути создания антигитлеровской коалиции. Летом и осенью 1941 г. Между СССР, США и Англией был заключен ряд соглашений. Одновременно Советское правительство установило дипломатические контакты с национальным комитетом «Свободная Франция», с правительствами Польши и Чехословакии, находившимися в эмиграции.
С 29 сентября по 1 октября 1941 г. в Москве состоялась встреча представителей СССР, США и Великобритании, на которой была достигнута договоренность об англо-американских поставках вооружения, военных материалов и продовольствия в Советский Союз. В обмен Советский Союз обязывался поставлять союзникам стратегическое сырье. Московская конференция явилась шагом на пути создания антифашистской коалиции.
Однако США и Англия затягивали выполнение взятых обязательств. Лишь после разгрома 7 декабря 1941 г. японской авиацией американского флота на военно-морской базе Пирл-Харбор (на Гавайских островах в Тихом океане) США объявили о вступлении в войну. К концу 1941 г. ложилась антигитлеровская коалиция. 1 января 1942 г. представители 26 государств подписали в Вашингтоне декларацию о совместной борьбе против агрессоров. Создание коалиции сыграло большую роль в разгроме фашистского блока. Однако в 1941-1942 гг. серьезных военных действий союзники не предпринимали. Советский народ, по существу, один сдерживал натиск огромной военной машины фашистской Германии и ее сателлитов.

2.3.3. Раздел III. РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК ПОД МОСКВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ 1942 ГОДА

Занятие 1. Оборона Москвы

(географические сведения о Москве)
В сентябре на московском направлении гитлеровское командование сосредоточило отборные части своей армии - 1800 тыс. человек, 1700 танков, 1390 самолетов, свыше 14 тыс. орудий и минометов. Им противостояли советские войска численностью в 1250 тыс. человек, 7600 орудий и минометов, 990 танков, 677 самолетов (с учетом резервных авиагрупп).
Наступление фашистской армии началось 30 сентября. Массированными танковыми ударами ей удалось прорвать оборону советских войск и к 6 октября выйти к Вязьме. Однако стойкость и мужество советских войск, сражавшихся в окружении под Вязьмой и Брянском, сковали крупные силы врага и затормозили его продвижение. Советское командование создало сплошной фронт. когда во второй половине октября враг, преодолев сопротивление окруженных у Вязьмы частей вновь перешел в наступление, он снова был вынужден прорывать линию обороны. Используя преимущество в технике, немецко-фашистские части захватили Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск.
19 октября в столице и пригородах было введено осадное положение. Командующим единым Западным фронтом, оборонявшим Москву, был назначен Г.К.Жуков. На защиту Москвы поднялась вся страна. С Урала и из Сибири, с Дальнего Востока и из Средней Азии шли эшелоны с пополнением, вооружением, боеприпасами. По призыву партийных организаций трудящимися столицы была сформирована почти 50-тысячная армия народного ополчения, выступившая на фронт.
Хотя враг находился вблизи столицы, 6 ноября в Москве, как всегда было проведено торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября по традиции на Красной площади состоялся военный парад. Празднование годовщины Великого Октября продемонстрировало перед всем миром уверенность Советского Союза в победе.
15 ноября началось новое наступление гитлеровцев на Москву. После ожесточенных боев им удалось захватить Клин, Солнечногорск, Крюково, Яхрому, Истру. Хотя на некоторых участках гитлеровцы подошли на 25-30 км к столице, дальше им продвинуться не удалось.



Занятие 2. Контрнаступление советских войск

В ходе тяжелых оборонительных боев Советское командование готовило силы для решительного удара по врагу под Москвой. К началу декабря соотношение сил под Москвой стало меняться. Хотя противник сохранял превосходство в численности войск, количеств артиллерии и танков, это превосходство уже не было подавляющим. Небольшое преимущество было на стороне советской авиации. В начале декабря немецкие войска предприняли еще одну попытку захватить Москву, но были сразу остановлены. В момент, когда наступательные возможности противника уже иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, по всему фронту от Калинина до Елца советские войска 5-6 декабря перешли в контрнаступление.
В результате успешного контрнаступления к началу января 1942 г. Красная Армия освободила Калинин, Калугу, сотни городов и сел. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Непосредственная угроза столице Советского государства была ликвидирована.
Победа под Москвой имела огромное военно-политическое значение. Гитлеровская армия, триумфально шествовавшая по Европе, потерпела первое крупное поражение. Под Москвой был окончательно сорван фашистский план «молниеносной войны». Поражение Германии под Москвой вызвало значительные трудности в самой Германии.

Занятие 3. Стратегическая оборона летом и осенью 1942 г.

(карта военных действий в 1942 г.)
Контрнаступление под Москвой в январе 1942 г. переросло в наступление по всему фронту, продолжавшееся до апреля 1942 г. Советские войска вели наступательные бои на северо-западе против вражеской группировки, блокировавшей Ленинград, в центре в направлении Ржева и вязьмя, на юго-западе - в направлении Орла, Харькова; на Южном фронте - на Керченском полуострове. Были полностью освобождены Московская и Тульская области, частично Калининская, Смоленская, Орловская, Курская и др.
К весне 1942 г. гитлеровской армии удалось закрепиться на новых рубежах. Ее войска все еще находились в 150 км от Москвы. Фашистская Германия не только восполнила понесенные потери, но и увеличила численность своих вооруженных сил. Гитлеровское руководство решило нанести основной удар на юге.
Советское командование, планируя боевые действия на лето 1942 г., считало, что главный удар будет нанесен на московском направлении, и сосредоточило здесь основные силы. Юго-Западному направлению было уделено меньше внимания, что отрицательно повлияло на ход военных действий летом 1942 г.
Наступление фашистских войск в мае 1942 г. началось в Крыму. Советские войска были вынуждены эвакуироваться на Таманский полуостров. Вслед за этим враг начал новый штурм Севастополя. 3 июля после 250 дней легендарной обороны советские войска оставили Севастополь. В районе Харькова успешно начатое в мае - июне войсками Юго-Западного фронта наступление закончилось неудачно, значительное количество советских войск попало в окружение.
Продолжая наступление, немецко-фашистские войска заняли Донбасс, захватили правобережье Дона и 24 июля овладели Ростовом. Гитлеровское командование решило вести одновременно наступление на Сталинград и на Кавказ.
Битва за Кавказ началась в конце июля 1942 г. и продолжалась пять месяцев. Захват значительной части Северного Кавказа отрезал Закавказье от центра страны и чрезвычайно затруднил снабжение войск Закавказского фронта. Под руководством компартий Азербайджана, Грузии и Армении были построены оборонительные рубежи, формировались национальные дивизии. Несмотря на яростный натиск, гитлеровцам не удалось добиться поставленных целей. Они были остановлены на подступах к Орджоникидзе, у перевалов Главного Кавказского хребта, на Черноморском побережье у Новороссийска. Враг не смог пробиться к грозненской и Бакинской нефти.

Занятие 4. Оборона Сталинграда

Особое значение германское командование придавало захвату Сталинграда, что позволило бы перерезать важную артерию, по которой в центральные районы страны доставлялись хлеб и нефть, и обеспечило успех наступления гитлеровцев на Кавказе.
Наступавшие части немецкой армии обладали подавляющим преимуществом в живой силе и технике. В кровопролитных боях они были остановлены на подступах к Сталинграду. 19 августа враг возобновил наступление и 23 августа северо-западнее города вышел к Волге. 25 августа в Сталинграде было введено осадное положение. Город стал фронтом. Почти три месяца ни днем, ни ночью не прекращалась битва на Волге. Фашистская армия непрерывно штурмовала город. В первых числах октября враг захватил значительную часть города. Бои носили кровопролитный характер. Неоднократно переходил из рук в руки Мамаев курган, территории Тракторного завода и заводских поселков «Баррикады» и «Красный Октябрь», многие дома и улицы. Защитники Сталинграда стояли насмерть.
Героическая оборона Сталинграда и Кавказа сорвала стратегические планы гитлеровской армии и позволяла Советскому командованию сосредоточить стратегические резервы для создания коренного перелома с ходе войны.



2.3.4. Раздел IV. БИТВА ПОД КУРСКОМ ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ

(предусмотрено два занятия)
Для осуществления операции под Курском, получившей наименование «Цитадель», противником были сосредоточены огромные силы и назначены наиболее опытные военачальники: 50 дивизий, в т. ч. 16 танковых, группы армий «Центр» (командующий – генерал-фельдмаршал Г. Клюге) и группы армий «Юг « (командующий – генерал-фельдмаршал Э. Манштейн ). Всего, в составе ударных группировок противника находилось св. 900 тыс. человек, ок. 10 тыс. орудий и минометов , до 2700 танков и штурмовых орудий и более 2 тыс. самолетов. Важное место в замысле противника отводилось массированному применению новой боевой техники – танков «Тигр» и «Пантера», а также новых самолетов (истребителей «Фокке-Вульф-190А» и штурмовиков «Хеншель-129»).
Начавшемуся 5 июля 1943 г. наступлению немецко-фашистских войск против северного и южного фасов Курского выступа советское командование противопоставило прочную активную оборону. Противник, наносивший удар на Курск с севера, был остановлен через четыре дня. Ему удалось вклиниться в оборону советских войск на 10 – 12 км. Группировка, наступавшая на Курск с юга, продвинулась на 35 км, но цели не достигла.
12 июля советские войска, измотав противника, перешли в контрнаступление. В этот день в районе железнодорожной станции Прохоровка произошло крупнейшее встречное танковое сражение второй мировой войны (до 1200 танков и самоходных орудий с обеих сторон). Развивая наступление, советские сухопутные войска , поддержанные с воздуха массированными ударами сил 2-й и 17-й воздушных армий, а также авиации дальнего действия , к 23 августа отбросили противника на запад на 140 – 150 км, освободили Орел, Белгород и Харьков. Вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в т. ч. 7 танковых, св. 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий.
Соотношение сил резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления.
5 августа 1943 г, в честь освобождения Орла и Белгорода Москва салютовала доблестным войскам Брянского (командующий – генерал-полковник М. М. Попов), Западного (командующий – генерал-полковник В. Д. Соколовский), Центрального (командующий – генерал армии К. К. Рокоссовский) и Воронежского (командующий – генерал армии Н. Ф. Ватутин) фронтов 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. Это был первый салют Великой отечественной войны, рождение традиции, имеющей свое продолжение и в наши дни.
«Великое советское наступление, которое началось летом 1943 г. под Курском и Орлом,– говорилось в «Краткой истории второй мировой войны», изданной военным министерством США в 1945 г.,– продолжалось непрерывно до следующей весны, когда немецкие захватчики были полностью изгнаны из Южной России».
Победы под Курском и затем в битве за Днепр завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Изгнание итало-немецких войск из Северной Африки , высадка западных союзников в Италии , стабилизация обстановки на Атлантике , Тихом океане и в Юго-Восточной Азии, где японские войска были остановлены у границ Индии, свидетельствовали о том, что происходит коренной перелом и во второй мировой войне в целом. Определяющим фактором в этом процессе являлись события на советско-германском фронте – главном фронте вооруженной борьбы. Наступательная стратегия вермахта потерпела крах. Осенью 1943 г. возобновилось продвижение наших войск на Таманском п-ове, которое 9 октября завершилось его освобождением.
Враг перешел к жесткой позиционной обороне, и требовались еще огромные усилия и жертвы для его разгрома.
К началу 1944 г. перед Красной Армией стояла задача завершить изгнание фашистских оккупантов с советской земли, оказать помощь народам Европы в освобождении от фашистского ига и нанести окончательное поражение захватчикам. В результате наступления, развернувшегося в декабре 1943 г.– апреле 1944 г. на Правобережной Украине на фронте до 1300 – 1400 км, Красная Армия разгромила противостоящую группировку войск противника, достигла Государственной границы СССР – предгорья Карпат – и вступила на территорию Румынии.
Летом 1944 г. завершилась Ленинградская битва (10 июля 1941 г.– 9 августа 1944 г.) – самая длительная и наиболее тяжелая по потерям битва войны. От голода в результате 900-дневной вражеской блокады и бомбардировок только среди гражданского населения погибло не менее 800 тыс. человек. Самоотверженное сопротивление Красной Армии и населения сорвало планы врага захватить Ленинград. Войска Ленинградского (командующий – генерал армии Л. А. Говоров), Волховского (командующий – генерал армии К. А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (командующий – генерал армии М. М. Попов ) фронтов при участии военно-морских сил и партизан нанесли решительное поражение противнику, полностью ликвидировали блокаду Ленинграда, освободили почти всю Ленинградскую и частично Калининскую области.
Наступление советских войск в 1944 г. приобрело новые военно-политические черты. Во-первых, Красная Армия пересекла западную границу СССР (27 марта 1944 г.– с Румынией и 20 июля 1944 г.– с Польшей) и приступила к выполнению своей исторической миссии освобождения Европы от гитлеровской оккупации, содействия в восстановлении независимости стран и народов, порабощенных захватчиками . Во-вторых, операции Красной Армии начали координироваться с действиями западных союзников, готовившихся к открытию второго фронта в Европе. Мощные удары Красной Армии в зимне-весеннюю кампанию 1944 г. вынудили германское командование перебросить на восток 40 новых дивизий, где к 6 июня 1944 г.– дню высадки союзников в Нормандии (Верховный главнокомандующий – генерал Д. Эйзенхауэр) – находилось больше наиболее боеспособных дивизий вермахта.

2.3.5. Раздел V. ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ОПЕРАЦИИ КРАСНОЙ АРМИИ

(карта военных действий)
Большое значение для успеха высадки союзников в Нормандии и их последующих боевых действий имели проведенные Красной Армией летом и осенью 1944 г. Львовско-Сандомирская, Ясско-Кишиневская и Прибалтийская операции. Фронт стратегического наступления советских войск расширился от Балтики до Карпат. Осенью 1944 г. враг был почти полностью изгнан с нашей земли, советские войска вступили на территорию Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и Норвегии.
Зимой 1944/45 г. возросла эффективность координации ударов по Германии, зажатой в тисках двух фронтов. Когда в результате наступления немецко-фашистских войск в Арденнах союзники оказались в трудном положении, Красная Армия по просьбе У. Черчилля, обращенной к И. В. Сталину, перешла в январе 1945 г. в наступление по всему фронту ранее намеченного срока, что способствовало срыву англо-американскими войсками наступления вермахта. Война против Германии и ее союзников в Европе вступила в завершающий этап. К середине апреля 1945 г, на советско-германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша , Венгрия, восточная часть Чехословакии и Австрии с ее столицей Веной. Предстояла последняя решающая битва – за Берлин. Фашистский рейх находился в полной международной изоляции. Единственный выход из создавшегося положения Гитлер и его клика все еще видели в заключении сепаратного мира с США и Англией. Выдвинув провокационный лозунг «лучше сдать Берлин англосаксам, чем пустить в него русских», они решили любой ценой удержать на какое-то время оборону на Восточном фронте и попытаться внести раскол в антигитлеровскую коалицию, надежды на который в Берлине возросли в связи с безвременной кончиной Ф. Рузвельта (12 апреля).
Германское командование сосредоточило на берлинском направлении 1 млн человек, 10,4 тыс. орудий и минометов , 1500 танков и штурмовых орудий, 3300 боевых самолетов. Организационно они входили в группы армий «Висла» (командующий – генерал-полковник Г. Хейнрици) и «Центрз (командующий – генерал-фельдмаршал Ф. Шернер).
Ставка ВГК привлекла для проведения операции по взятию Берлина войска трех фронтов: 1-го Белорусского (командующий – Маршал Советского Союза Г. К. Жуков), 1-го Украинского (командующий – Маршал Советского Союза И. С. Конев) и 2-го Белорусского (командующий – Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский), четыре воздушные армии, часть сил Балтийского флота, дальней авиации, войск ПВО, Днепровскую военную флотилию. В операции также участвовали 1-я (командующий – генерал 3. Берлин) и 2-я (командующий – генерал К. Сверчевский) армии Войска Польского. 25 апреля войска советских фронтов соединились в районе Потсдама и окружили группировку противника (ок. 300 тыс. человек), укрепившуюся в самом Берлине. Создав внешнее кольцо окружения Берлина, советские войска частью сил продвинулись к Эльбе. В районе Торгау войска 5-й гвардейской армии генерала А. С. Жадова встретились с 1-й американской армией генерала К. Ходжеса. Остатки гитлеровских армий в Северной и Южной Германии были рассечены и изолированы.

2.3.6.Раздел VI. ПОБЕДА НАД ГЕРМАНИЕЙ. КАПИТУЛЯЦИЯ

Ранним утром 1 мая над поверженным рейхстагом взметнулось Красное знамя, водруженное разведчиками 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоровым и М. В. Кантария, действовавшими совместно с политработником лейтенантом А. П. Берестом. 2 мая фашистский гарнизон Берлина капитулировал . 9 мая советские войска освободили восставшую против оккупантов Прагу – столицу Чехословакии. Война в Европе закончилась.
Поздним вечером 8 мая в специально подготовленном зале военно-инженерного училища в Карлсхорсте, украшенном государственными флагами Советского Союза, США, Великобритании и Франции, собрались представители верховных командований союзных стран, советские маршалы, войска которых штурмовали Берлин, журналисты. За столом заняли места заместитель Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, заместитель Главнокомандующего экспедиционными силами союзников Главный маршал авиации Великобритании А. Теддер, командующий стратегическими воздушными силами США генерал К. Спаатс, главнокомандующий французской армией генерал Ж.-М. Г. де Латтр де Тассиньи.
Вскоре в зал были доставлены представители германского Верховного командования. Первый пункт подписанного ими «Акта о военной капитуляции» гласил: «Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, – Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспедиционных сил».
Преступный фашистский режим и созданное им нацистское государство были окончательно повержены. В День Победы 9 мая 1945 г. Москва от имени Родины 30 артиллерийскими залпами из тысячи орудий салютовала войскам Красной Армии, частям и кораблям Военно-Морского Флота в честь события, которое навеки останется в памяти советского народа и всего человечества. В тот день газета «Правда» писала: «Девятое мая! Никогда не забудет этого дня советский человек. Как не забудет он 22 июня 1941 года. Между этими датами прошло как бы столетие. И как бывает в народном эпосе, за это время сказочно вырос советский человек. Он вырос так, что красноармеец , стоящий у развевающегося знамени в Берлине, виден всему миру. Мы не ждали двадцать второго июня. Но мы жаждали, чтобы наступил день, когда последний удар свалит с ног черное чудовище, оскорблявшее жизнь. И мы нанесли этот удар... Невероятно радостно на душе сегодня. И ночное небо над Москвой, кажется, излучает отражение той радости, какой полна советская земля. Мы были свидетелями событий, о которых можно писать тома. Но мы сегодня вмещаем их все в одно слово: победа! ..»

Рекомендуемая литература для элективного курса «История Великой Отечественной войны»
Вторая мировая война /под ред. С. П. Платонова. М. Воениздат, 1988 – 932 с.
История внешней политики СССР: 1917 – 1945 гг /под ред. А.А.Громыко и Б. Н. Пономарёва. М. Политиздат, 1986 – 536 с.
История второй мировой войны.12 тт., Т.10 .М.: Воениздат, 1982 -495 с.
История Отечества /под ред. И. Я. Фроянова. М. Центр, 2004 – 446 с.
Новая и новейшая история / под ред. Е.И. Поповой. М.: Инфра-М, 2001 – 326 с.








Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:
1.Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
2.Элективные курсы реализуются, как правило, на основе межпредметных связей. Реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания предполагают наличие синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Примером, приводимым в работе, выступают межпредметные связи истории и географии в рамках элективного курса «История Великой Отечественной войны»
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
3. Элективные курсы могут быть (и по возможности должны быть) реализованы на базе новых информационных технологий. Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию НИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В общеобразовательных школах НИТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях: в информатизации управления школой; в образовательном процессе (для обучения учащихся основам компьютерной грамоты, информатике и программированию; для диагностики качества образования; как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски); для проведения практических занятий и др.)
Информатизация в сфере образования предполагает расширение применения НИТ в обучении. Сформированное информационное пространство школы – это довольно сложная система, и в она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур школы с целью повышения качества образовательного процесса. Использование НИТ в образовательной сфере должно преследовать не только образовательные, но и воспитательные цели, в частности, формирование информационной культуры.
Список использованной литературы

Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. – М.: Высшая школа, 2003. – 431 с.
Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб, Питер 2002- 464 с.
Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2003 – 288 с.
Веретенникова Е. Г., Патрушина С. М., Савельева Н. Г. Информатика: – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 416 с.
Вторая мировая война /под ред. С. П. Платонова. М. Воениздат, 1988 – 932 с.
Гоголашвили О.В. Психолого-педагогические аспекты реализации межпредметных связей /Актуальные проблемы естественно-математического образования. Сборник материалов VIII региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛИРО, 2006, с. 100 – 101.
Информатика для юристов и экономистов /под редакцией С.В.Симоновича. СПб, Питер 2001- 400 с.
История внешней политики СССР: 1917 – 1945 гг /под ред. А.А.Громыко и Б. Н. Пономарёва. М. Политиздат, 1986 – 536 с.
История второй мировой войны.12 тт., Т.10 .М.: Воениздат, 1982 -495 с.
История Отечества /под ред. И. Я. Фроянова. М. Центр, 2004 – 446 с.
Калацкая Л. В. Дидактические свойства сети Интернет в гуманитарном образовании школьников – М.Норма, 2003 – 192 с.
Калацкая Л.В. Дидактические свойства Интернет, используемые в сетевых курсах. М.: Норма, 2004 – 208 с.
Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 – 443 с.
Кондрашов В. Элективные курсы. www.penza.ifo.ru
Кошкина О. Н., Лямина Г. В. Элективные курсы. www.to.edu.ru
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983 – 323 с.
Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под общей редакцией М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 624 с.
Мэтьюз Дж. Web – сервер. СПб.: Символ, 1998 – 356 с.
Новая и новейшая история / под ред. Е.И. Поповой. М.: Инфра-М, 2001 – 326 с.
О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо.
Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. www.eidos.ru
Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика СПб.: Питер, 2002 – 432 с.
Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.
Синько Т. П. Элективные курсы и их виды. www.to.edu.ru
Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.: Просвещение, 1972 – 279 с.
Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения //Народное образование, 1985, № 4
Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения //Народное образование, 1979, №5.
Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток: Издательский дом «ДВР», 2004 – 154 с.
Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989. – С.23
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983 – С.131
Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения //Народное образование, 1985, № 4
Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения //Народное образование, 1979, №5.

Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. www.eidos.ru

Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. www.eidos.ru

Гоголашвили О.В. Психолого-педагогические аспекты реализации межпредметных связей /Актуальные проблемы естественно-математического образования. Сборник материалов VIII региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛИРО, 2006, с. 100 – 101.
О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо.
О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо.
Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток: Издательский дом «ДВР», 2004 – С.57
Калацкая Л. В. Дидактические свойства сети Интернет в гуманитарном образовании школьников – М.Норма, 2003 – С.78; Калацкая Л.В. Дидактические свойства Интернет, используемые в сетевых курсах. М.: Норма, 2004 – С.60-61
Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб, Питер 2002- С.146; Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2003 – С.205
Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 – С.182
Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. www.eidos.ru
Кондрашов В. Элективные курсы. www.penza.ifo.ru
Кошкина О. Н., Лямина Г. В. Элективные курсы. www.to.edu.ru
Синько Т. П. Элективные курсы и их виды. www.to.edu.ru
Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 – С.149
Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.: Просвещение, 1972 – С.127
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 – С.116
Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. – М.: Высшая школа, 2003. – С.109












35

1.Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. – М.: Высшая школа, 2003. – 431 с.
2.Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. СПб, Питер 2002- 464 с.
3.Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2003 – 288 с.
4.Веретенникова Е. Г., Патрушина С. М., Савельева Н. Г. Информатика: – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 416 с.
5.Вторая мировая война /под ред. С. П. Платонова. М. Воениздат, 1988 – 932 с.
6. Гоголашвили О.В. Психолого-педагогические аспекты реализации межпредметных связей /Актуальные проблемы естественно-математического образования. Сборник материалов VIII региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛИРО, 2006, с. 100 – 101.
7.Информатика для юристов и экономистов /под редакцией С.В.Симоновича. СПб, Питер 2001- 400 с.
8.История внешней политики СССР: 1917 – 1945 гг /под ред. А.А.Громыко и Б. Н. Пономарёва. М. Политиздат, 1986 – 536 с.
9.История второй мировой войны.12 тт., Т.10 .М.: Воениздат, 1982 -495 с.
10.История Отечества /под ред. И. Я. Фроянова. М. Центр, 2004 – 446 с.
11.Калацкая Л. В. Дидактические свойства сети Интернет в гуманитарном образовании школьников – М.Норма, 2003 – 192 с.
12.Калацкая Л.В. Дидактические свойства Интернет, используемые в сетевых курсах. М.: Норма, 2004 – 208 с.
13.Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 – 443 с.
14.Кондрашов В. Элективные курсы. www.penza.ifo.ru
15.Кошкина О. Н., Лямина Г. В. Элективные курсы. www.to.edu.ru
16.Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983 – 323 с.
17.Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под общей редакцией М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 624 с.
18.Мэтьюз Дж. Web – сервер. СПб.: Символ, 1998 – 356 с.
19.Новая и новейшая история / под ред. Е.И. Поповой. М.: Инфра-М, 2001 – 326 с.
20.О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения
федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо.
21. Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. www.eidos.ru
22.Реан А.А., Розум С.И., Бордовская Н. В. Психология и педагогика СПб.: Питер, 2002 – 432 с.
23.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.
24.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.
25.Синько Т. П. Элективные курсы и их виды. www.to.edu.ru
26.Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний. - / Под ред. Менчинской Н. А. И др. – М.: Просвещение, 1972 – 279 с.
27.Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения //Народное образование, 1985, № 4
28.Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения //Народное образование, 1979, №5.
29.Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
30.Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток: Издательский дом «ДВР», 2004 – 154 с.

Вопрос-ответ:

Какие предметы включаются в межпредметные связи при реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг.?

При реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг. в рамках межпредметных связей используются предметы история, география и информатика.

Какие виды межпредметных связей существуют?

Существуют различные виды межпредметных связей, включая вертикальные (между уровнями образования), горизонтальные (между предметами одного уровня), профильные (между предметами профильных направлений) и интегративные (связь предметов при изучении общих проблем).

Какие межпредметные связи можно выделить между географией и историей?

Межпредметные связи между географией и историей могут включать изучение географического положения территорий, их влияние на историческое развитие, изучение карт и атласов для анализа исторических событий и т.д.

Как можно реализовать элективные курсы на основе межпредметных связей?

Реализация элективных курсов на основе межпредметных связей может осуществляться через организацию совместных уроков, проектных работ, использование общих тем для разных предметов и т.д.

Какие электронные образовательные ресурсы с межпредметным содержанием географии и истории существуют?

Существует много электронных образовательных ресурсов с межпредметным содержанием географии и истории, таких как интерактивные карты, образовательные сайты, электронные учебники и т.д.

Какие примеры межпредметных связей можно использовать для реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг.?

Для реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг. можно использовать межпредметные связи с географией и информатикой. Например, в рамках изучения исторических событий можно проводить географический анализ территории и проанализировать влияние географических особенностей на ход военных действий. Также можно использовать информатические инструменты для создания мультимедийных презентаций или визуализации информации о войне.

Какие примеры межпредметных связей между географией, историей и информатикой можно выделить?

Примеры межпредметных связей между географией, историей и информатикой включают в себя использование географических карт и атласов для визуализации исторических событий, использование информатических инструментов для анализа и обработки географических данных и исторической информации, а также использование информационных технологий для создания электронных учебных материалов по географии и истории.

Как можно реализовать элективный курс по войне 1941-1945 гг. с использованием межпредметных связей?

Для реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг. с использованием межпредметных связей можно разработать уроки, на которых будут взаимодействовать история, география и информатика. Например, можно провести урок, на котором будет изучаться география территорий, на которых проходили военные действия, история событий и использовать информатику для создания презентаций или визуализации данных. Такой подход позволит учащимся получить более глубокое и комплексное понимание войны.

Какие электронные образовательные ресурсы с межпредметным содержанием географии и истории можно использовать для реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг.?

Для реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг. с использованием межпредметных связей можно использовать различные электронные образовательные ресурсы. Например, можно использовать интерактивные карты, на которых будут отображаться географические данные и исторические события, или онлайн-учебники, содержащие материалы по истории и географии. Такие ресурсы помогут учащимся получить доступ к разнообразной информации и облегчить изучение курса.

Как можно реализовать элективный курс по войне 1941-1945 гг. для средней школы с использованием межпредметной связи информатики, географии и истории?

Один из вариантов реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг. для средней школы с использованием межпредметной связи информатики, географии и истории может быть следующим. В истории учитель проводит уроки по данной теме, рассказывает о периоде Великой Отечественной войны, битвах, событиях и личностях. Затем учитель географии объясняет, каким образом географические факторы повлияли на ход войны. Далее, на уроках информатики учитель обучает учащихся созданию презентаций, электронных отчетов или сайтов о Великой Отечественной войне, используя полученные знания из истории и географии.

Какие межпредметные связи можно установить между географией, историей и информатикой при реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг. для средней школы?

При реализации элективного курса по войне 1941-1945 гг. для средней школы можно установить следующие межпредметные связи: в истории можно рассмотреть военные стратегии и тактики, роли военачальников и политических лидеров, а также анализировать причины и последствия событий. География может помочь понять влияние географического положения, рельефа, климата на ход войны, а также изучить топографию боевых действий. Информатика позволяет учащимся создавать электронные презентации, отчеты или сайты о войне, используя полученные знания из истории и географии.