Полномочия государственных учреждений

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
  • 1919 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 19.09.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Государственные учреждения: понятия, правоспособность, полномочия
2. Полномочия государственных учреждений как субъектов административного права
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Особенности административной ответственности юридических лиц устанавливаются ст. 2.10 КоАП РФ.
Важное значение для характеристики административно - правового статуса государственных учреждений имеет анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации весьма подробно определяет правовой статус учреждений. Однако, принимая во внимание, что отечественное гражданское законодательство не содержит понятия "публичное юридическое лицо", возникает значительное число коллизий норм гражданского, административного и административного процессуального законодательства при определении правового статуса именно государственных учреждений.
Анализ уставов и положений государственных учреждений показывает, что в ряде случаев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственным учреждениям делегируется осуществление определенных полномочий, например, ведение соответствующих реестров, проведение экспертиз, выдача каких-либо разрешительных документов и т.д. В этой связи возможно классифицировать государственные учреждения следующим образом: государственные учреждения, не осуществляющие управленческих функций; государственные учреждения, осуществляющие управленческие функции в соответствии с полномочиями, предоставленными законом, уставом (положением) или иным нормативным правовым актом; государственные учреждения, осуществляющие вспомогательные функции; экспертные государственные учреждения.
Классификация может осуществляться и в зависимости от сферы, в которой данные учреждения созданы: административно - политическая, социально - культурная и т.п.
В настоящее время не существует никакого общего критерия, указывающего, в каких случаях и когда следует создавать государственные учреждения.
Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением государственными учреждениями хозяйственных операций в настоящее время также отсутствует.
Примечательно, что некоторые положения о федеральных органах исполнительной власти предоставляют этим органам право выступать учредителями государственных учреждений, в то время как другие положения дают возможность ставить вопрос о создании государственных учреждений перед Правительством РФ. Представляется, что в данном вопросе необходима выработка единого подхода.
Практически не закреплен порядок осуществления контроля за созданием государственных учреждений федеральными органами исполнительной власти со стороны Правительства РФ.
В условиях проведения административной реформы весьма актуальными являются вопросы правового статуса федеральных органов исполнительной власти. В начале 90-х годов в силу различных объективных и субъективных причин в положениях о федеральных органах исполнительной власти появилось упоминание о том, что они являются юридическими лицами. Однако орган исполнительной власти, являясь институтом публичного права, в силу выполняемых им функций государственного управления не является юридическим лицом в частноправовом понимании этого термина. В связи с этим необходимо более четко в научном и практическом плане проанализировать проблему наделения министерств и ведомств правами юридических лиц. В гражданско - правовом понимании у данных органов отсутствует организационно - правовая форма. Анализ стоящих перед ними задач и осуществляемых ими функций показывает, что по своей правовой природе они близки к государственным учреждениям.
Учитывая специфику административно - правового статуса государственных учреждений, недостатки в их организации и деятельности, в целях устранения имеющихся коллизий целесообразно обсудить вопрос о необходимости разработки и принятия федерального закона о юридических лицах, подчиненных режиму публичного права, в котором установить единообразные правила создания и управления государственными учреждениями, осуществляющими управленческие функции.

Заключение
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); и характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяются учреждения: образования (школы, высшие учебные заведения и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.); социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
Учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п. 1 ст. 120 ГК РФ). Будучи несобственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество.

Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «Российская газета», № 245, 23.12.1997.
ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Российская газета, № 162, 31.07.2004.
ПП РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 27.09.1999, № 39, ст. 4626.
Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947. – 389 с.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М: Век. 2003. – 346 с.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под ред. Гусева А.Н.– М.: Феникс. 2002. – 422 с.
Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. – 362 с.
Постатейный комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях /Под. ред. Козлова М.Т. –М.: Проспект. 2002. – 385 с.
Кикотя В.Я. Административное право. Юнити. М.: Век. 2003. – 284 с.
Ковешников Е. М. Государственное и местное самоуправление в России: теоретико-правовые вопросы взаимодействия. М.: Феникс, 2001. – 364 с.
Н. М. Конин, В. В. Журик, М. П. Петров. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. – 241 с.
Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. С. 87.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
ПП РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 27.09.1999, № 39, ст. 4626.
Кикотя В.Я. Административное право. Юнити. М.: Век. 2003. С. 92.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Российская газета, № 162, 31.07.2004.
Н. М. Конин, В. В. Журик, М. П. Петров. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. С. 74.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М: Век. 2003. С. 173.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947.
Постатейный комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях /Под. ред. Козлова М.Т. –М.: Проспект. 2002. С. 138.












2

1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
4.ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «Российская газета», № 245, 23.12.1997.
5.ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Российская газета, № 162, 31.07.2004.
6.ПП РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 27.09.1999, № 39, ст. 4626.
7.Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
8.Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947. – 389 с.
9.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М: Век. 2003. – 346 с.
10.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под ред. Гусева А.Н.– М.: Феникс. 2002. – 422 с.
11.Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. – 362 с.
12.Постатейный комментарий к Кодексу об Административных правонарушениях /Под. ред. Козлова М.Т. –М.: Проспект. 2002. – 385 с.
13.Кикотя В.Я. Административное право. Юнити. М.: Век. 2003. – 284 с.
14.Ковешников Е. М. Государственное и местное самоуправление в России: теоретико-правовые вопросы взаимодействия. М.: Феникс, 2001. – 364 с.
15.Н. М. Конин, В. В. Журик, М. П. Петров. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. – 241 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности административной ответственности юридических лиц устанавливает статья 2.10 КоАП РФ?

Статья 2.10 КоАП РФ устанавливает особенности административной ответственности юридических лиц. Согласно этой статье, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушение административного законодательства только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Административная ответственность юридических лиц может выражаться в наложении административного штрафа, прекращении деятельности юридического лица, лишении специальных разрешений и лицензий, конфискации имущества и других мерах.

Какие полномочия имеют государственные учреждения как субъекты административного права?

Государственные учреждения как субъекты административного права обладают определенными полномочиями. Они имеют право принимать решения по административным делам, осуществлять контроль и надзор за соблюдением административного законодательства, применять меры административного воздействия в отношении нарушителей. Кроме того, государственные учреждения имеют право проводить проверки и расследования, выдавать разрешительные документы, устанавливать административные пошлины и тарифы.

Какие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации имеют значение для характеристики административно-правового статуса государственных учреждений?

Для характеристики административно-правового статуса государственных учреждений имеет значение анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В каждом субъекте РФ действуют свои законы, уставы и постановления, которые определяют полномочия и функции государственных учреждений на территории данного субъекта.

Что понимается под понятием "государственные учреждения"?

Под понятием "государственные учреждения" понимаются органы исполнительной власти, созданные государством для осуществления определенных функций. Государственные учреждения являются юридическими лицами и обладают правоспособностью. Они занимаются реализацией политики государства в различных сферах, например, в образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите и других.

Каково понятие государственных учреждений?

Государственные учреждения - это правовые образования, которые создаются и действуют на основе законодательства для выполнения определенных функций и задач государства.

Какова правоспособность государственных учреждений?

Государственные учреждения обладают правоспособностью, то есть способностью вступать в правоотношения от своего имени, иметь имущество и осуществлять права и обязанности.

Какие полномочия имеют государственные учреждения как субъекты административного права?

Государственные учреждения, как субъекты административного права, имеют полномочия, которые определяются законодательством и позволяют им осуществлять свои функции и задачи, участвовать в правоотношениях, принимать решения и иные действия, предусмотренные законом.

Какие особенности административной ответственности юридических лиц имеют место?

Особенности административной ответственности юридических лиц устанавливаются статьей 2.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данные особенности могут включать штрафы, лишение лицензии или допуска к определенной деятельности, возможность привлечения руководителей юридических лиц к административной ответственности и т.д.

Какое значение имеет анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации для характеристики административно-правового статуса государственных учреждений?

Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации имеет важное значение для определения полномочий и особенностей деятельности государственных учреждений на территории данного субъекта. Такие акты могут содержать конкретные правила и требования, которые регулируют деятельность государственных учреждений.

Какие полномочия имеют государственные учреждения?

Государственные учреждения обладают определенными полномочиями, которые включают в себя выполнение функций, предоставление услуг и принятие решений в соответствии с законодательством. Полномочия могут варьироваться в зависимости от конкретного учреждения, его сферы деятельности и статуса. Например, некоторые государственные учреждения имеют полномочия в области образования, здравоохранения, юстиции и т.д. В целом, полномочия государственных учреждений ограничены и определяются нормативными актами, регулирующими их деятельность.

Каковы основные правоспособности государственных учреждений?

Государственные учреждения обладают правоспособностью, которая позволяет им заключать сделки, выступать в качестве стороны в судебных процессах, владеть имуществом и осуществлять иные юридически значимые действия. Однако следует отметить, что правоспособности государственных учреждений может быть ограничена на основании закона или по решению суда. Это может произойти, например, в случае нарушения законодательства или принятия незаконных решений. В целом, правоспособность государственных учреждений регулируется законодательством и может отличаться в зависимости от конкретного учреждения и его функций.