Порядок устройства детей оставшихся без попечения родителей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Семейное право
  • 7070 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 13.10.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Общие положения
1.2. Защита органами опеки и попечительства прав ребенка
1.3. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Усыновление (удочерение)
2.1. Понятие и правовая природа усыновления
2.2. Порядок и правовые последствия усыновления
Глава 3. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
3.1.Опека (попечительство)
3.2. Приемная семья
2.4. Детский дом семейного типа
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Разница состоит лишь в том, что если родители разрешают все вопросы, возникающие при воспитании своих детей, исключительно самостоятельно (никто не имеет права вторгаться в эту область взаимоотношений родителей и детей, кроме случаев, когда родители своими действиями или бездействием наносят вред ребенку), то приемные родители в силу того, что они уполномочены государством на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны прислушиваться к рекомендациям органа опеки и попечительства. Данное утверждение справедливо и для опеки (попечительства). В связи с этим возникает вопрос: а обязательны ли подобные рекомендации для исполнения родителями-воспитателями? Представляется, что такие рекомендации не могут иметь решающего значения, а, соответственно, их неисполнение не может служить основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Орган опеки и попечительства, не зная индивидуальных особенностей личности, характера приемного ребенка, может дать лишь совет общего характера. Только родитель-воспитатель, ежедневно общаясь с ребенком, может найти особый подход к нему, выбрать оптимальный способ воспитания и общения, не соответствующий рекомендациям органа опеки и попечительства.
Действующее законодательство устанавливает общее правило, согласно которому после заключения договора о передаче ребенка в приемную семью родитель-воспитатель должен проживать вместе со своим воспитанником в принадлежащем ему жилом помещении.
Нелишне будет отметить, что вполне возможен вариант, когда приемный родитель и приемный ребенок могут проживать в квартире или жилом доме, принадлежащем последнему. В некоторых случаях это будет предпочтительным и более удобным вариантом, в частности, тогда, когда в квартире совместно с будущим родителем-воспитателем проживают также другие члены его семьи, например, мать и совершеннолетний ребенок. В подобной ситуации родитель-воспитатель и его воспитанник могли бы проживать на жилой площади ребенка при соблюдении некоторых условий. Во-первых, такой вариант должен быть согласован с органом опеки и попечительства и им одобрен, во-вторых, соответствовать требованиям п. 7 Положения о приемной семье, где говорится о наличии у кандидата в приемные родители собственного жилья.
Другим важным правом приемного родителя является право требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя, не имея на то законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ). Под лицами, удерживающими у себя ребенка без законных оснований, понимаются те, кто не имеет решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства), договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, решения суда об установлении усыновления. При этом ими могут быть не только чужие ребенку лица, но и близкие родственники - родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. В данном случае приемный родитель имеет преимущественное право на воспитание несовершеннолетнего, которое предоставлено ему законом и договором. Это объясняется тем, что с момента заключения договора о передаче ребенка в приемную семью и до момента прекращения его действия, приемный родитель обязан реализовывать предоставленные ему права и обязанности, нести ответственность за жизнь, здоровье, благополучие принятого на воспитание ребенка.
Передача ребенка в приемную семью не является основанием для прекращения правоотношений ребенка с его близкими родственниками. Сказанное означает, что родители-воспитатели должны предоставить возможность создать необходимые условия для встреч ребенка с его родственниками. Отказ возможен лишь в случае, когда такое общение не отвечает интересам ребенка или может причинить ему вред. Возникший в этом случае спор может быть передан на разрешение органа опеки и попечительства, который вправе обязать приемного родителя не препятствовать общению его воспитанника с заявителем. При неисполнении решения органа опеки и попечительства заинтересованное в общении с ребенком лицо вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.
Представляется, что еще до передачи ребенка в приемную семью, т.е. на стадии преддоговорных отношений, орган опеки и попечительства должен уведомить будущего приемного родителя о наличии у его воспитанника родственников, которые, несмотря на его устройство в другую семью, не хотят прерывать с ним родственных отношений. На этом же этапе должен быть разрешен вопрос о возможности их общения с ребенком. Если будет установлено, что их встречи, общение будут иметь исключительно позитивное значение, то орган опеки и попечительства должен разъяснить приемному родителю, что он обязан не препятствовать такому общению. Одновременно с заключением договора о передаче ребенка в приемную семью при посредничестве органа опеки и попечительства между приемным родителем и родственником ребенка, например бабушкой, имеет смысл заключить соглашение о порядке общения с ребенком, находящимся на воспитании в приемной семье. В соглашении стороны могут предусмотреть пункты, касающиеся способов общения, места и продолжительности встреч и т.д. Значение такого соглашения состоит в том, что его заключение еще на начальном этапе создания приемной семьи позволит избежать конфликтных ситуаций между всеми заинтересованными лицами, а нарушение его условий может стать предметом судебного разбирательства.
Вторая выделенная группа прав и обязанностей приемного родителя непосредственно связана с осуществлением защиты прав и законных интересов воспитанника в качестве его законного представителя. Отказ от реализации данной обязанности можно рассматривать как грубое нарушение, способное повлечь негативные последствия для несовершеннолетнего воспитанника.
В самом общем виде представительство можно определить как совершение одним лицом от имени другого лица в силу имеющегося полномочия ряда юридически значимых действий, непосредственно создающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности у представляемого лица. Объем полномочий представителя ребенка зависит от возраста несовершеннолетнего. Приемный родитель в этом качестве наделяется либо правомочиями опекуна, либо попечителя. В отношении ребенка, не достигшего 14 лет, опекун (приемный родитель) совершает за него все необходимые действия, а попечитель (приемный родитель) лишь оказывает содействие ребенку в возрасте от 14 до 18 лет в осуществлении им своих прав и выполнении обязанностей.
Необходимость представительства интересов несовершеннолетнего может возникнуть в самых разнообразных сферах, а в защите могут нуждаться как имущественные, так и личные неимущественные права и интересы несовершеннолетнего ребенка. Можно выделить несколько видов правовых отношений, где представительство и защита прав и законных интересов приемного ребенка имеет принципиальное значение. Это гражданско-правовые, семейно-правовые, административные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные отношения, отношения в области медицинского обслуживания и образования и прочие правовые отношения. Представляется важным отметить, что многие федеральные законы, регулирующие те или иные правоотношения, не называют приемных родителей законными представителями своих несовершеннолетних воспитанников. Многие нормативные акты на этот счет были приняты или поправки в них были внесены уже после введения в действие института приемной семьи. Такое положение дел нельзя признать правильным, поскольку данный факт умаляет правовой статус приемного родителя.
Сказанное выше в полной мере можно отнести к Гражданскому кодексу РФ, в ряде статей которого нет упоминания о приемных родителях, призванных наравне с родителями, усыновителями, опекунами и попечителями представлять и защищать интересы детей, ставших участниками гражданских правоотношений. Так, в соответствии со ст. 26, 28 ГК РФ приемные родители вправе совершать все сделки от имени своих воспитанников, не достигших возраста четырнадцати лет, кроме тех, которые они вправе совершать самостоятельно, либо давать согласие на совершение сделок несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. В то же время Гражданский кодекс ограничивает полномочия приемного родителя. Так, он не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать либо давать согласие на совершение сделок, направленных на отчуждение имущества, принадлежащего подопечному, в том числе обмен или дарение имущества, сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей и иных сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ). Если малолетний воспитанник приемной семьи совершил сделку, совершение которой выходит за рамки его дееспособности, то приемному родителю, как и иным законным представителям, предоставлено право ходатайствовать перед судом о признании такой сделки действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (ст. 172 ГК РФ).
Немаловажное значение имеют полномочия родителя-воспитателя в области защиты наследственных прав воспитанника. Так, он вправе совершить действия, свидетельствующие о принятии наследства, наследником которого является ребенок, не достигший четырнадцати лет, либо дать письменное согласие несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет с тем, чтобы тот самостоятельно совершил определенные действия, направленные на принятие наследства, в порядке, предусмотренном ст. 1153 ГК РФ. Для принятия наследства приемным родителем и для дачи согласия на принятие наследства несовершеннолетним наследником не требуется получение предварительного согласия органа опеки и попечительства, поскольку совершаемые в данном случае действия имеют своей целью не уменьшение имущества приемного ребенка, а наоборот, его существенное увеличение (ст. 37 ГК РФ). Родитель-воспитатель вправе отказаться от наследства, но лишь с одобрения органа опеки и попечительства.
Необходимость защиты прав и законных интересов ребенка - воспитанника приемной семьи находит свое отражение и в семейном законодательстве. Так, родитель-воспитатель может возбудить в суде дело о лишении родительских прав ребенка, находящегося у него на воспитании (ст. 70 СК РФ). В области алиментных отношений приемные родители вправе предъявить в суд требование о взыскании алиментов. Они также вправе заключить соглашение об уплате алиментов от имени несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет или дать согласие на то, чтобы несовершеннолетний воспитанник в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет заключил такое соглашение самостоятельно. В полномочия родителя-воспитателя входит и право требовать признания соглашения об уплате алиментов недействительным по основаниям, предусмотренным в ст. 102 СК РФ.
Приемный родитель как представитель ребенка вправе давать согласие на перемену им имени. Вместе с тем п. 3 ст. 58 ФЗ РФ "Об актах гражданского состояния", как и ГК РФ, не упоминает о родителях-воспитателях.
Таким образом, можно заключить, что правовой статус приемного родителя тождествен правовому статусу опекуна (попечителя), т.е. они наделены одинаковым набором прав и обязанностей в отношении своих воспитанников. В сравнении же с правовым положением родителя (усыновителя) данное утверждение справедливо, но лишь отчасти, поскольку имеют место и такие права и обязанности, которые индивидуализируют правовой статус родителя-воспитателя.
Так, приемные родители не вправе изменить фамилию, имя, отчество своего воспитанника. Они не связаны между собой алиментными и наследственными правоотношениями.
Что же касается алиментных обязательств, то Т.И. Дружинина предлагает законодательно обязать бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь. Данное предложение представляется нам необоснованным. Приемный родитель не обязан содержать несовершеннолетнего ребенка, проживающего в его семье, поскольку государство выплачивает денежные средства, предназначенные для приобретения одежды, обуви, продуктов питания и т.д. (п. 29 Положения о приемной семье). В связи с этим непонятно, почему необходимо обязывать бывших приемных детей содержать своих родителей-воспитателей за счет личных средств. Если между ними в процессе совместной жизни сложатся близкие отношения, то бывший воспитанник будет оказывать помощь приемному родителю и без соответствующего законодательного принуждения. Что же касается вопросов наследования, то здесь мы имеем похожую картину. Приемные родители и приемные дети могут быть наследниками друг друга только по завещанию.
За защитой прав и законных интересов своего подопечного приемный родитель может обращаться:
- в суды общей юрисдикции с жалобами на любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающих права и интересы несовершеннолетнего воспитанника. Подобные жалобы подаются по месту жительства ребенка либо по месту нахождения государственного органа или должностного лица;
- в органы прокуратуры, осуществляющие досудебную защиту прав граждан, включая и несовершеннолетних детей;
- в любые другие государственные органы и органы местного самоуправления, на которые возлагается обязанность решать проблемы детей (в органы опеки и попечительства, к уполномоченному по правам человека в РФ, уполномоченному по правам ребенка субъекта РФ и т.д.).
Третья группа прав и обязанностей приемного родителя, составляющих его статус, - это права и обязанности в отношении органа опеки и попечительства.
Родители-воспитатели обязаны представлять органам опеки и попечительства письменный ежегодный отчет по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на удовлетворение материальных потребностей приемного ребенка.
Они обязаны информировать орган опеки и попечительства о положении дел в приемной семье, о проблемах в воспитании, материальном обеспечении приемного ребенка, а также обо всех изменениях семейно-бытового характера, имевших место в приемной семье, в том числе о перемене места жительства.
В случае необходимости приемный родитель не обязан разглашать информацию о своем воспитаннике.
При досрочном расторжении договора о передаче ребенка в приемную семью родитель-воспитатель обязан вернуть ребенка.
Среди прав приемного родителя, не предусмотренных законом, можно выделить право на получение психологической помощи, а также консультаций по вопросам медицинского, педагогического и иного характера.
Важным особым правом родителя-воспитателя, отличающего его от опекунов, попечителей, является право на получение заработной платы (п. 1 ст. 152 СК РФ), которая является источником его существования.
Еще одно специальное право, которое, на наш взгляд, должно найти отражение в соответствующих законодательных актах о приемной семье, - право иметь помощника. Помощник приемного родителя сможет его заменить в тех случаях, когда сам родитель-воспитатель временно отсутствует по уважительным причинам. Например, приемный родитель, как, впрочем, и обычный родитель, может поехать в санаторий или дом отдыха или находиться в лечебном учреждении на излечении. Эти и другие ситуации исключают нахождение приемного родителя в течение определенного промежутка времени рядом с приемным ребенком (детьми), что может быть расценено органом опеки и попечительства как оставление его (их) без присмотра и, соответственно, стать основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Таким образом, институт помощника приемного родителя сможет сохранить приемную семью во всех подобных случаях. Помощником может быть любой из совершеннолетних членов семьи приемного родителя, с которым орган опеки и попечительства должен заключить договор о выполнении обязанностей временно отсутствующего приемного родителя. Введение института помощника нисколько не умаляет принцип фидуциарности, т.е. личного выполнения обязанностей по воспитанию приемного ребенка. В данном случае речь идет не о переложении воспитательных функций на другое лицо, а о сохранении приемной семьи.

3.3. Детский дом семейного типа
Наряду с приемной семьей перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Правила организации детского дома семейного типа утверждены постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа".
Основной целью организации детского дома семейного типа является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.
Условия создания такого дома: желание обоих супругов, находящихся в зарегистрированном браке, взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей; учет мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе детей, а с 10-летнего возраста требуется их согласие. Общее количество детей, включая родных и усыновленных (удочеренных), не должно превышать 12 человек.
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:
-находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
-имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
-лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
-признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
-отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
-являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.
Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей супруги подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:
-заверенные в установленном порядке копии документов об образовании и свидетельства о браке;
-медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения (поликлиники и т.п.) о состоянии здоровья;
-выписку из трудовой книжки;
-паспорт.
Семейный детский дом финансируется учредителем, исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот.
На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.
На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.
На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:
а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;
б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;
в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
г) выписка из истории развития ребенка;
д) страховой полис обязательного медицинского страхования;
е) документ об образовании (для детей школьного возраста);
ж) акт обследования условий жизни ребенка;
з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;
к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);
м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
н) заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в развитии).
Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:
а) средства учредителя (учредителей);
б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.


Заключение
Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства.
Особая защита прав ребенка непосредственно закреплена в Семейном кодексе РФ, в котором целый раздел посвящен формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа.
Кроме того, законодательно закреплено право субъектов РФ устанавливать иные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ законодательства субъектов РФ позволил выявить следующие факты: многие субъекты РФ в своих законодательных и иных актах употребляют термины "патронат", "патронатная семья", "патронажная семья", "семья патронатных воспитателей". Как правило, употребление названных понятий имеет место в законодательных актах, посвященных деятельности органов опеки и попечительства.
Сравнительный анализ существующих в России форм устройства детей позволяет высказать мнение по поводу содержания ст. 123 СК РФ. Усыновление, опека и попечительство, приемная семья рассматриваются законодателем как формы индивидуального устройства детей, а передача в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов - это формы неиндивидуального устройства. К тому же иные формы устройства детей могут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ.
В качестве первоочередных мер по государственной поддержке устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены:
Во-первых, установление с 1 января 2007 года единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8000 рублей с финансированием его выплаты из федерального бюджета.
Во-вторых, повышение уровня материальной обеспеченности семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
В-третьих, проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях всех ведомств (домах ребенка, детских домах и др.).
В ходе диспансеризации будет проведено обследование детей-сирот, установлено состояние их здоровья, выявлены болезни и патологии. По итогам диспансеризации будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Нуждающимся детям будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь.
Учитывая то, что в настоящее время решение вопросов социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семей, имеющих детей, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, мероприятия по устройству на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводимые на федеральном уровне, должны быть дополнены мерами, принимаемыми в субъектах Российской Федерации.

Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые материалы и другие официальные документы
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16,
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301,
Гражданский Кодекс РФ Ч. 3 от 26.11.2001 г.//Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552,
ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния» от 24.11.1997 г. № 5340//Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880,
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"//Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст. 1643,
Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 11 июля 1992 г., N 23, ст. 1276,
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 31, ст. 3721,
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 марта 2001 г., N 13, ст. 1251,

2. Акты судебных органов
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»// Бюллетень Верховного Суда РФ", N 7, 1998,
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»//Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, 2006,
3. Литература

Белянинова Ю. В. Родители и дети: юридические вопросы: подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2005. -260с.
Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. -М., 2004. -440с.
Гражданское право. Том 3/Под ред. Сергеева А. П. –М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 2000. -632с.
Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей //Защита прав ребенка в современной России /Отв. ред. А.М. Нечаева. -М., 2004. -245с.
Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: Юридический Дом "Юстицинформ. 2003. -540 с.
Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. –М.: Волтерс Клувер. 2006. -210с.
Мирошникова В. А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –М.: АКАЛИС. 1997. -177с.
Л.Ю. Михеева. Опека и попечительство: Теория и практика. - "Волтерс Клувер", 2004г. -450с.
Нагаев В. В. Охрана материнства и детства: социально-правовые комментарии. –М.: ЮРКНИГА. 2006. -368 с.
Нечаева А. М. Семейное право. –М.: Прогресс. 1998 -480 с.
Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. ред. Г.И. Гусаровой. Самара, 1998. -310с.
Пчелинцева Л. М. Семейное право России. –М.: НОРМА. 2002. -688с.
Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. -640 с.
Дзугаева А.З. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей//Юридический мир. 1997. N 8.
Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. N 3(196).
О.В. Фетисова. Правовой статус приемных родителей//Право и политика. 2005, N 3,
Л.Н. Шохина Правовые основы государственной поддержки детей-сирот//Гражданин и право. 2002. № 1.

Приложение 1.

Количество детей, оставшихся без попечения родителей

В 2005 году выявлено и учтено 133 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 0,5 тыс. больше, чем в 2004 г. Кроме этого, за 2004 год выявлено, но не устроено осталось 13,4 тыс. детей (в 2003 г. 12,9 тыс. детей).
Наличие выявленных, но не устроенных детей, объясняется необходимостью определенного временного интервала на их устройство, в то время как данные статистики собираются на определенный момент времени. Этот контингент состоит из детей, которые не изъяты из семьи после лишения родительских прав, находятся в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях Министерства внутренних дел и т. д., дальнейшее устройство которых находится в стадии решения.
Таким образом, в 2005 году нуждались в устройстве 146,4 тыс. детей (при 145,4 тыс. в 2003 г.).
На диаграмме отображено количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 1993 г.

Гражданское право. Том 3/Под ред. Сергеева А. П. –М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 2000. С. 436
Нечаева А. М. Семейное право. –М.: Прогресс. 1998 С. 244
ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880,
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"//Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст. 1643
Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: Юридический Дом "Юстицинформ. 2003. С. 310
Нагаев В. В. Охрана материнства и детства: социально-правовые комментарии. –М.: ЮРКНИГА. 2006. С. 275
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Мирошникова В. А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –М.: АКАЛИС. 1997. С, 17
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1.//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
Михеева Л. Ю. Указ. Соч. С.37
Пчелинцева Л. М. Семейное право России. –М.: НОРМА. 2002. С.466
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Там же
Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 11 июля 1992 г., N 23, ст. 1276
Л.Н. Шохина Правовые основы государственной поддержки детей-сирот//Гражданин и право. 2002. № 1
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. –М.: Волтерс Клувер. 2006. С. 29
Князьков А.С. Общая теория права. Курс лекций. Томск, 2001. С. 111
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
Там же
Дзугаева А.З. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей // Юридический мир. 1997. N 8. С. 16 - 17
Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. N 3(196). С. 13
Белянинова Ю. В. Родители и дети: юридические вопросы: подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2005
Михеева Л. Ю. Опека и попечительство на несовершеннолетними по российскому законодательству. Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2002
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»// Бюллетень Верховного Суда РФ", N 7, 1998
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 31, ст. 3721
О.В. Фетисова. Правовой статус приемных родителей//Право и политика. 2005, N 3
Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. ред. Г.И. Гусаровой. Самара, 1998. С. 97
Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. -М., 2004. С. 95.
Фетисова О. В. Правовой статус приемных родителей//Право и политика. 2005. № 3. С. 34
Гражданский Кодекс РФ Ч. 3 от 26.11.2001 г.//Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552
ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния» от 24.11.1997 г. № 5340//Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей //Защита прав ребенка в современной России /Отв. ред. А.М. Нечаева. -М., 2004. С. 162
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 марта 2001 г., N 13, ст. 1251
Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
Л.Ю. Михеева. Опека и попечительство: Теория и практика (под ред. д.ю.н., профессора Р.П. Мананковой). - "Волтерс Клувер", 2004 г












2

Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые материалы и другие официальные документы
1.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16,
2.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
3.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301,
4.Гражданский Кодекс РФ Ч. 3 от 26.11.2001 г.//Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552,
5.ФЗ РФ «Об актах гражданского состояния» от 24.11.1997 г. № 5340//Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
6.ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880,
7.Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"//Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст. 1643,
8.Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 11 июля 1992 г., N 23, ст. 1276,
9.Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 31, ст. 3721,
10.Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 "О детском доме семейного типа"//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 марта 2001 г., N 13, ст. 1251,

2. Акты судебных органов
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»// Бюллетень Верховного Суда РФ", N 7, 1998,
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»//Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, 2006,
3. Литература

1.Белянинова Ю. В. Родители и дети: юридические вопросы: подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2005. -260с.
2.Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. -М., 2004. -440с.
3.Гражданское право. Том 3/Под ред. Сергеева А. П. –М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников. 2000. -632с.
4.Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей //Защита прав ребенка в современной России /Отв. ред. А.М. Нечаева. -М., 2004. -245с.
5.Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: Юридический Дом "Юстицинформ. 2003. -540 с.
6.Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. –М.: Волтерс Клувер. 2006. -210с.
7.Мирошникова В. А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. –М.: АКАЛИС. 1997. -177с.
8.Л.Ю. Михеева. Опека и попечительство: Теория и практика. - "Волтерс Клувер", 2004г. -450с.
9.Нагаев В. В. Охрана материнства и детства: социально-правовые комментарии. –М.: ЮРКНИГА. 2006. -368 с.
10. Нечаева А. М. Семейное право. –М.: Прогресс. 1998 -480 с.
11.Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. ред. Г.И. Гусаровой. Самара, 1998. -310с.
12.Пчелинцева Л. М. Семейное право России. –М.: НОРМА. 2002. -688с.
13.Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. -640 с.
14.Дзугаева А.З. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей//Юридический мир. 1997. N 8.
15.Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. N 3(196).
16.О.В. Фетисова. Правовой статус приемных родителей//Право и политика. 2005, N 3,
17.Л.Н. Шохина Правовые основы государственной поддержки детей-сирот//Гражданин и право. 2002. № 1.

Вопрос-ответ:

Какие существуют формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей?

Существуют различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включая усыновление, опеку, приемную семью, воспитательные учреждения и т.д.

Что такое усыновление и каков его порядок?

Усыновление - это юридический акт, посредством которого человек принимает в свою семью ребенка, не являющегося его биологическим потомком. Порядок усыновления определяется законодательством и включает в себя соблюдение определенных процедур и требований.

Какие права ребенка защищаются органами опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства защищают права ребенка, включая его право на жизнь, здоровье, образование, свободное развитие личности, семейное и личное счастье. Они также обеспечивают контроль за условиями устройства ребенка и его социальной адаптацией.

Что такое опека (попечительство) и как она осуществляется для детей, оставшихся без попечения родителей?

Опека (попечительство) - это форма защиты и обеспечения прав ребенка, который остался без попечения родителей. Опекуном может быть назначен близкий родственник, учреждение или другое физическое или юридическое лицо. Опека осуществляется с согласия или по решению суда.

Какую правовую природу имеет усыновление?

Усыновление имеет юридическую природу и приравнивается к биологическому родству. Усыновленный ребенок получает все права и обязанности, которые есть у биологического ребенка, в том числе право на наследство.

Какие положения регламентируют устройство детей, оставшихся без попечения родителей?

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется в главе 1.1 статьи и включает общие положения о процедуре выявления и устройства таких детей.

Какими правами обладает ребенок, находящийся под опекой органов опеки и попечительства?

Органы опеки и попечительства защищают права ребенка, который оказался без попечения родителей, и обеспечивают его благосостояние в соответствии с законодательством. Ребенок имеет право на полноценное развитие, защиту от насилия и эксплуатации, получение образования и медицинской помощи.

Какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют?

Формы устройства таких детей могут быть разными и определяются в каждом конкретном случае. Они могут включать усыновление (удочерение), опеку (попечительство), прием на воспитание в семью, а также размещение в детский дом или приют.

Что означает понятие усыновления (удочерения) и каков порядок его осуществления?

Усыновление (удочерение) - это процесс юридического установления отношений родительства между усыновителями и усыновленным ребенком, прекращение родительских прав родителей-биологических. Порядок усыновления регламентируется в главе 2.2 статьи и включает определенные юридические последствия для всех сторон.

Какие еще формы воспитания существуют для детей, оставшихся без попечения родителей?

Помимо усыновления (удочерения) и опеки (попечительства), для детей, оставшихся без попечения родителей, существуют такие формы воспитания, как прием на воспитание в семью, размещение в детский дом или приют. Конкретная форма воспитания выбирается в зависимости от возможностей и потребностей ребенка, а также с учетом решения опеки и попечительства и суда.