Структурализм в "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 2424 страницы
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 03.07.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Исследование функций как метод анализа
Функции действующих лиц
Другие разряды элементов сказки
Сказка как целое
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
Приложение 2.

Фрагмент для ознакомления

1. Выделение волшебных сказок из ряда других. Волшебными можно назвать сказки, подчиненные семиперсонажной схеме. 2. Классификация волшебных сказок самих по себе. Эту классификацию можно вести только по разновидностям элемента А (нанесение вреда) или а (недостача), т.к. этот элемент является обязательным для всех сказок.
Особое внимание в своей работе Пропп уделяет искусственному созданию сказки, говоря о свободе или не свободе сказочника в определенных областях. Сказочник свободен в выборе и способе осуществления функций, в выборе атрибутов действующих лиц и, наконец, в выборе языковых средств. Так как мы анализировали литературную сказку, еще раз подчеркнем, что отступление автора в перечисленных рамках является нормой и особенностями творчества конкретного сказочника.
Таким образом, сказка представляет собой законченный целостный текст, в котором в независимости от конкретного места, времени и субъектов действия (король, рыцарь, кузнец и т.п.) разворачивается функциональный сюжет, в котором участвуют Герой, Даритель, Чудесный помощник, Антагонист (Вредитель), Ложный герой, Волшебное Средство, Искомый предмет (невеста, жених, богатство, царство, счастье и т.п.). И эта функциональная целостность позволяет говорить, что сказка существует как устойчивая, структурированная форма.
Проанализировав сказку-повесть А. Линдгрен «Мио, мой Мио», можно заявить, что мы имеем две полноценные сказки со сходными структурами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе, беря за основу учение В. Я. Проппа, мотивы сказки «Мио, мой Мио!» были разложены на составляющие элементы и выделены сюжетно необходимые действия персонажей – функции. Исследовав повесть-сказку, можно с уверенностью отметить, что это двухсказочная литературная волшебная сказка, обладающая сюжетами с общим, одинаковым набором и последовательностями функций.
Проведя анализ функций действующих лиц в сказке «Мио, мой Мио!» мы выделили 19 функций и привели схему последовательности (см. Приложение 2). Чаще всего эти функции логически вытекают одна из одной, но также есть случаи обращенной последовательности. Функции расположены как попарно, так и единично.
Отдельные сказки по отношению к основе дают ее неполную форму. Во всех сказках могут отсутствовать те или иные функции, что не влияет на строй сказки и остальные функции при этом сохраняют свои места.
Кроме функций действующих лиц, мы рассмотрели и другие составные элементы сказки такие как: 1) связующие элементы; 2) мотивировки; 3) формы появления действующих лиц и 4) атрибутивные элементы. Все эти элементы присутствуют в сказке «Мио, мой Мио!» и прослежены в Приложении 1. Подобные разряды элементов и функции действующих лиц определяют собой всю сказку в целом.
Сказка как целое представляет собой законченный целостный текст, в котором в независимости от конкретного места, времени и субъектов действия (король, рыцарь, кузнец и т.п.) разворачивается функциональный сюжет, в котором участвуют Герой, Даритель, Чудесный помощник, Антагонист (Вредитель), Ложный герой, Волшебное Средство, Искомый предмет (невеста, жених, богатство, царство, счастье и т.п.). И эта функциональная целостность прослеживается в повести-сказке А. Линдгрен и позволяет говорить о ней, как об устойчивой, структурированной форме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / пер. со шв. Л.Брауде, Е. Паклиной, Н. Беляковой. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 528 с. – ISBN 5-352-00056-7.
Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов. комм. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой; сост., научная ред., И. В. Пешкова. – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - 512 с. - ISBN 5-87604-065-7.
Приложение 1.
Анализ повести-сказки Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио!»
Сказка I. он исчез из дома на улице Уппландсгатан, тринадцать Отлучка младшего героя из дома (e3)) Я был приемышем у тети Эдлы и дяди Сикстена Начальная ситуация (ί) я знал: мой отец не проходимец…я украдкой плакал о нем Недостача (a1) она велела мне сбегать в булочную на улице Дроттнинггатан Обращенная форма запрета в виде приказания (б1) я выбежал на улицу Нарушение запрета в виде исполнения приказания (b↑) тетушка Лундин стояла в дверях Появление помощника И она дала мне красивое спелое яблоко Героя метят (К3) на земле что-то блеснуло. … в этой бутылке кто-то был Появление испытателя (встречен случайно) Дух показывал на деревяшку, закупорившую бутылку, и умоляюще смотрел на меня Герой испытывается (пленный просит об освобождении – (Д4)) Наконец я все же решился – дух вылетел из бутылки Герой реагирует на действия дарителя (Г4) Ты освободил меня из заточения. Проси чего хочешь! В распоряжение героя попадает волшебное средство (зд. качество, услуга) (Z9= R1) - Дух откуда ты? Диалог (связующий элемент - ) - В твоей руке волшебный знак! Ты тот, кого так долго разыскивает наш король. Героя узнают (У) и мы полетели ввысь Герой переносится (R1) стоило мне взглянуть на него, как я понял, что это мой отец-король Начальная недостача ликвидируется (Л5) Моя мать умерла когда я родился…он разыскивал меня целых 9 лет… Связка. Даются сведения о ранее произошедшем. () Сказка II. Теперь я уже давно живу в Стране Дальней. Все дни напролет я веселюсь… Начальная ситуация (ί) Передо мной на дорожке стоял мальчик… Самостоятельное появление помощника (рудиментарная форма) - Кто ты? Диалог (связующий элемент - ) Мио, - сказал отец. – Это твоя лошадь, и зовут ее Мирамис. В распоряжение героя попадает волшебное средство (Z1) Королевство моего отца велико… Связка. Даются сведения о королевстве. () пастушонок наигрывал на флейте что-то красивое Самостоятельное появление дарителя (рудиментарная форма) Нонно мастерил нам флейты В распоряжение героя попадает волшебное средство (изготавливается - Z3) Антагонист наносит вред задолго до появления героя (без мотивировки) (А111) Жестокий рыцарь Като захватил их в плен. Беда сообщается (В4) Йри живет совсем рядом Появление дарителя Возьми себе ложечку нашей сестренки В распоряжение героя попадает волшебное средство (изготавливается – Z1) лошади радуются…Мирамис вернулась домой Мотивируется необычное поведение лошади у Мио (Мот.) За ткацким станком сидела женщина Появление дарителя Птица Горюн поет о моей маленькой дочке, которую похитил разбойник Беда сообщается (В4) Я отправляюсь в страну Чужедальнюю. Искатель решается на противодействие (С) Свое лучшее полотно я отдаю тому, кто спасет мою дочку….А еще ты получишь хлеб насущный. В распоряжение героя попадает волшебное средство (изготавливается – Z1) мы едем в страну, где нет цветов… Герой покидает дом ↑ мы мчались во мраке…Мирамис остановилась Герой доставляется к месту поисков (R1) идти на голос опасно …но, кто бы ни был этот человек надо узнать, может и вправду ему нужна помощь Герой испытывается (Д7) Разломив каравай, я протянул кусок старику Герой реагирует на действия будущего дарителя (Г7) Пойдешь к Кующему мечи и передашь привет от Эно… В распоряжение героя попадает волшебное средство (указывается – Z2) Кто-то нарушил границу, - сказал один из стражников. Если враг в Мертвом Лесу, мы скоро схватим его. Герой подвергается преследованию (Пр.) Дерево спасло нас…Пещера спасла нас… Герой спасается от преследования (герой прячется - Сп.4) Рядом с огромной наковальней стоял человек Появление дарителя - Кто это играет?...Зачем тебе меч? Герой выспрашивается (Д2) - Я должен сразиться с рыцарем Като Герой отвечает (Г2) - Я дам тебе меч, мой огненный меч… В распоряжение героя попадает волшебное средство (изготавливается – Z3) его страшное лицо, страшные глаза Облик антагониста Но то была не рука человека, то был железный коготь Атрибут антагониста – железный коготь страшный замок…воздух в нем насыщен злобой… Жилище антагониста - Обернись, рыцарь Като! …Настал час твоей последней битвы! Герой и антагонист вступают в борьбу (Б) Я поднял свой меч и пронзил каменное сердце рыцаря Като. Антагонист побеждается (П) Нет больше заколдованных птиц!...у самого подножия скалы собралась стайка малышей
Милимани открыла глаза… Начальная беда ликвидируется (заколдованный-расколдовывается - Л8)
(убитый оживляется - Л9) Дорога была не близкой, но возвращаться всегда легко… Герой возвращается ↓
Приложение 2.
Схема разбора повести-сказки Линдгрен «Мио, мой Мио!»
для первой сказки - e3 ί a1 б1 b↑ К3 Д4 Г4 Z9= R1 У R1 Л5
для второй сказки - ί Z1 Z3 А111 В4 Z1 В4 С Z1 ↑R1 Д7 Г 7Z2 Пр. Сп.4 Д2 Г2 Z3 Б-П Л89 ↓

Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 20.

Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 19.
Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.19.

Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.21.
Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.21.
Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.23.
Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.61.

Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 42.

Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.126.
Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 103.
Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 97.
Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 94.
Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 96.
Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - с. 97.
Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.114.
Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / – СПб.: Азбука-классика, 2003. – с.99.
Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов / – М: Издательство "Лабиринт", 1998. – Глава IX. Сказка как целое.












2


1.Линдгрен, А. Собрание сочинений: в 10 т. / Астрид Линдгрен. Мио, мой Мио! / пер. со шв. Л.Брауде, Е. Паклиной, Н. Беляковой. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 528 с. – ISBN 5-352-00056-7.
2.Пропп, В.Я. Морфология “волшебной” сказки. / В. Я. Пропп. Собрание трудов. комм. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой; сост., научная ред., И. В. Пешкова. – М: Издательство "Лабиринт", 1998. - 512 с. - ISBN 5-87604-065-7.

Вопрос-ответ:

Какова структурализм в "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен?

Структурализм в "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен представлен исследованием функций как метода анализа. Автор исследует функции действующих лиц, разряды элементов сказки и сказку как целое.

Какие функции рассматриваются в "Мио, мой Мио"?

В "Мио, мой Мио" рассматриваются функции действующих лиц, включая функции А, а и другие разряды элементов сказки. Автор исследует их роль и значение в повествовании.

Что такое волшебные сказки?

Волшебными сказками называют сказки, которые подчиняются семиперсонажной схеме. Они отличаются особым структурным построением и наличием магических элементов.

Как можно классифицировать волшебные сказки?

Волшебные сказки могут быть классифицированы по разновидностям элемента А (нанесение вреда) или а (недостача). Именно эти элементы являются основными в волшебных сказках.

Какие исследования представлены в работе "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен?

В работе "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен представлено исследование функций как метода анализа. В нем исследуются функции действующих лиц, другие разряды элементов сказки, а также сказка как целое.

Какие функции структурализма в романе "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен?

Структурализм в романе выполняет функцию анализа и изучения структуры сказки. Он позволяет выделить ключевые элементы и отношения между ними, а также исследовать функции и роли действующих лиц.

Какие функции выполняют действующие лица в романе "Мио, мой Мио"?

Действующие лица в романе выполняют функции развития сюжета и передачи определенных идей и концепций. Они являются главными героями и строительными элементами сказки.

Какие другие разряды элементов использованы в сказке "Мио, мой Мио"?

В сказке "Мио, мой Мио" использованы такие разряды элементов, как магия, приключения, дружба, семейные ценности, справедливость. Они помогают создать особую атмосферу и передать основные идеи сказки.

Как сказка "Мио, мой Мио" воспринимается как целое?

Сказка "Мио, мой Мио" воспринимается как целое произведение литературы, которое сочетает в себе элементы фэнтези, приключений и моральных уроков. Она имеет свою структуру, основную идею и глубокий смысл, который передается через действующих лиц и ход сюжета.

Какие источники литературы использовались в исследовании структурализма в романе "Мио, мой Мио"?

В исследовании структурализма в романе "Мио, мой Мио" использовался ряд источников литературы, включая работы по теории сказки, структурного анализа и исследования функций действующих лиц.

Какие функции выполняет структурализм в "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен?

Структурализм в "Мио, мой Мио" Астрид Линдгрен выполняет функцию анализа и разбора текста на основе его структуры и элементов.