Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 2727 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 13.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общие положения девиантного поведения как социально-педагогической проблемы
1.1. Понятие девиантного поведения
1.2. Субъекты девиантного поведения. Несовершеннолетние, как особый проблемный субъект девиантного поведения
1.3. Причины девиантного поведения как социально-педагогической проблемы
ГЛАВА 2. Виды девиантного поведения: их проблемы и особенности
2.1. Классификация девиатного поведения
2.2. Характеристика отдельных форм девиантного поведения
ГЛАВА 3. Проблемы профилактики девиантного поведения Отношение общества к проблеме девиации
3.1. Отношение общества к проблеме девиации
3.2. Меры профилактики девиантного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложение. Интерпретация ключевых понятий

Фрагмент для ознакомления

а. Безусловно, да
б. Возможно наличие одной из форм (например, алкоголизм) может привести к другой (суицид)
в. Нет, они разные
14. Как Вы считаете, государство принимает достаточные меря к борьбе с девиантным поведением?
а. Да, государство принимает все возможные меры к решению данной проблемы
б. Думаю не совсем достаточные меры
в. Нет, иначе это не было бы социальным бедствием
15. Каково Выше личное отношение к лицам, страдающим девиантым поведением. Готовы ли Вы им помочь?
а. Мне их жаль, я готова им помочь
б. Ситуации бывают разные, я могу помочь тому, кто действительно страдает
в. Они сами виноваты, путь сами и справляются
В результате обработки результатов, можно сделать вывод, что
61% опрошенных считают, что несовершеннолетние наиболее подвержены девиантному поведению
Из перечисленных форм девинатного поведения опрошенные выделили, что наиболее частыми являются (в порядке убывания):
Наркомания (1)
Преступность (часто как следствие наркозависимости) (2)
Алкоголизм (3)
Суицид (4)
Проституция (5)





Из 100% опрошенных лишь у 21% в окружении есть люди, страдающие девиантным поведением
90% опрошенных уверенны в том, что с распространением девиантного поведения нужно бороться
86% опрошенных полагают, что начинать бороться нужно с исследования причин, корней данного поведения
По причинам отдельных типов девиантного поведения результаты опроса показали:
наиболее распространенная причина проституции - отсутствие или недостаток личных денежных средств (71%)
наиболее распространенная причина преступности - подражание героям криминальных сериалов (желание утвердиться, завоевать авторитет….)- (55%)
наиболее распространенная причина наркомании попал в зависимость по причине самонадеянности (51%)
наиболее распространенная причина алкоголизма – чувства ненужности в жизни - (44%)
наиболее распространенная причина суицида - Чувства ненужности в жизни (проблемы в общении с противоположным полом, возможно расставание с любимым человеком, отдаленность родителей и общества) - (82%)
86% из 100% находят, что различные формы девиантного поведения взаимосвязаны
70% опрошенных считают, что мер, принимаемых государством в отношении устранения данной социальной проблемы, недостаточно
61% опрошенных считают, что лица, страдающие девиантным поведением сами в этом виноваты и не готовы им помочь

3.2. Меры профилактики девиантного поведения


Так, как было отмечено, основой профилактики девиантного поведения должна быть борьба с причинами этого поведения.
Первая причина девиантного поведения - желание изведать неизведанное, жажда новых ощущений.
Альтернатива: изведать новые области науки, принять участие в экстремальных видах спорта, совершить подвиг, который вызовет приток адреналина.
Вторая причина: бегство от проблем. Человек желает замкнуться в себе, уйти от внешнего мира, спрятаться.
Альтернатива: Сейчас много анонимных психологов, служб доверия, которые помогут решить любую безвыходную ситуацию, обрести веру в будущее, в себя самого и в людей.
Третья причина: желание самоутвердиться и доказать другим, что ты смелее, сильнее, лучше. Человек, которого никто не замечает, хочет хоть как –то привлечь к себе внимание. Некоторые не сознают, что внимание то они привлекут, а потом не выпутаются., а некоторые убеждены в том, что раз попробуют., желаемого добьются, а потом вернуться к обычному существованию…Но ловушка на таких и рассчитана.
Альтернатива: добиться уважения товарищей, коллег своей отзывчивостью, пониманием, знаниями.
Четвертая причина: схожа с предыдущей. Если в компании один товарищ употребляет наркотики, алкоголь и т.д. как правило остальные осведомлены об этом, и не хотят быть «хуже него». Здесь и жажда подражания, и боязнь насмешки, что «ты трус» и т.д.
Альтернатива: понять, что потом, вас будут больше уважать, если сейчас вы проявите характер и откажетесь от дурного влияния. Конечно, лучше постараться убедить в этом друзей, но если это не дает результатов, держитесь в стороне от подобных компаний.
Пятая причина: попадание в сети.
Альтернатива: переезд на другое место жительства вместе с семьей, обращение в органы внутренних дел.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В курсовой работе исследовалась тема: девиантное поведение как социально-педагогическая проблема.
На основании изложенного, можно прийти к следующим выводам:
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Субъектами девиантного поведения, а той или иной степени, можем оказаться мы все. Однако, есть субъекты, которые наиболее подвержены дивиации. Это лица, страдающие определенными формами психической патологией и несовершеннолетние.
Было бы неправильным считать, что девиатное поведение – это только социальное зло. Поступки, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе, не всегда сопряжены с наркоманией, алкоголизмом, проституцией и т.д. Они могут просто выходить за общепринятые рамки. Поэтому, вопрос о том, насколько вредны обществу девианты, риторичен.
Отклоняющееся поведение часто служит основным началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей.
Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны и самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически разрешен.
Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета и нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа.
Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.
Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играют деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.
Девиатное поведение, как было выявлено, является социально-педагогической проблемой и бороться с данной проблемой следует используя и социологические познания (например, данные опроса) и педагогические приемы. Для решения последней задачи необходимо проводить с детьми профилактические беседы, как со стороны родителей, так и со стороны школьных педагогов.














Список используемой литературы


Конституция Российской Федерации #G0от 12.12.93 #G0// #G0Российская газета. ––1993.–– №197.
Агорялова А.П. Будущее России // Комсомольская правда. - 2007.-10 февраля
Бушуева А.Д. Беспокойный подросток. – М., Психология для всех, 2007.- 440с.
Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении / Под ред. Невского И. А.- 1968.- 334с.
Веселкова А.Д. Борьба с наркоманией: шаги на месте // Домашний адвокат. – 2002. – № 4. – С. 21.
Воронцев А.Д. Отклоняющееся поведение // Антропология. – 2003. – № 4. – С. 19.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. - СПб: СПбФ РАН, 1993.
Гилинский Я.И Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. – М.: ИС РАН, 1996.
Гилинский Я.И Я.И. Девиантное поведение молодежи // Социология молодежи. - СПб: СПбГУ. – 1996.
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. – С.13.
Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков // НарКом.- 2007.- №4.
Иванов В.Н. Социально отклоняющееся поведение // Антропология. – 2002. – № 10. – С. 11.
Игнатов А.В. Социальные нормы и отклонения от них // Социальная антропология. – 2004. – № 2. – С. 11.
Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990.––№40.––С.18.
Кудрявцев В.Н., Бородин С.В,, Нерсеянец В.С. Социальные отклонения., – М.: 1989. – С. 211.
Капустин Д. Отклоняющееся сексуальное поведение.- Минск, 2001.- 203с.
Лавриненко В.Н. Основы социологических знаний. М.: 2004
Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для ВУЗов. – М., 2004.
Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.- С.14.
Материалы научно-практической конференции «Социальная дезадаптаци и нарушения поведения у детей и подростков» // Жизнь. – 2003. – № 112. – С. 8.-9.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 2000. — 449 с.
Мертон Р. Референтная группа и социальная структура. – М. Ин.–т. молодежи. – 1991. – С, 46.
Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - №9.
Проценко Е.Д., Ростов К.Т., Петрова Ф. Алкоголизм как социальная проблема // Жизнь.- 2007.- №33.- С.17.
Павленок П.Д. Основа социальной работы. – М: 1998 – С. 274.
Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 124–127.
Социология П.Д.Петерский, М., Союз, 2003
Стариков В. Маргиналы или размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. – 1989. –– № 10. – С. 5.
Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004
Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением / Основные направления современной психотерапии. - М., 2000.- 404с.
Приложение

Интерпретация ключевых понятий

Дивиантное поведение- — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе
Нормативная личность — личность, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций
Преступность- совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание, как массовое явление. Преступность – это не только сумма отдельных преступлений, это явление, обладающее определенными закономерностями.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.
Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству.
Проституция- продажа женщинами своего тела с целью добычи средств к существованию. Проституция- порождение антагонического классового общества.
Причина дивиантного поведения- явления, обуславливающие возникновение и формирование дивиантного поведения.








2



1

2

3

4

5

Список используемой литературы


1.Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. ––1993.–– №197.
2.Агорялова А.П. Будущее России // Комсомольская правда. - 2007.-10 февраля
3.Бушуева А.Д. Беспокойный подросток. – М., Психология для всех, 2007.- 440с.
4.Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении / Под ред. Невского И. А.- 1968.- 334с.
5.Веселкова А.Д. Борьба с наркоманией: шаги на месте // Домашний адвокат. – 2002. – № 4. – С. 21.
6.Воронцев А.Д. Отклоняющееся поведение // Антропология. – 2003. – № 4. – С. 19.
7.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. - СПб: СПбФ РАН, 1993.
8. Гилинский Я.И Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. – М.: ИС РАН, 1996.
9. Гилинский Я.И Я.И. Девиантное поведение молодежи // Социология молодежи. - СПб: СПбГУ. – 1996.
10.Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. – С.13.
11.Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков // НарКом.- 2007.- №4.
12.Иванов В.Н. Социально отклоняющееся поведение // Антропология. – 2002. – № 10. – С. 11.
13.Игнатов А.В. Социальные нормы и отклонения от них // Социальная антропология. – 2004. – № 2. – С. 11.
14.Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990.––№40.––С.18.
15.Кудрявцев В.Н., Бородин С.В,, Нерсеянец В.С. Социальные отклонения., – М.: 1989. – С. 211.
16.Капустин Д. Отклоняющееся сексуальное поведение.- Минск, 2001.- 203с.
17.Лавриненко В.Н. Основы социологических знаний. М.: 2004
18.Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для ВУЗов. – М., 2004.
19.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.- С.14.
20.Материалы научно-практической конференции «Социальная дезадаптаци и нарушения поведения у детей и подростков» // Жизнь. – 2003. – № 112. – С. 8.-9.
21.Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 2000. — 449 с.
22.Мертон Р. Референтная группа и социальная структура. – М. Ин.–т. молодежи. – 1991. – С, 46.
23.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - №9.
24.Проценко Е.Д., Ростов К.Т., Петрова Ф. Алкоголизм как социальная проблема // Жизнь.- 2007.- №33.- С.17.
25. Павленок П.Д. Основа социальной работы. – М: 1998 – С. 274.
26.Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 124–127.
27.Социология П.Д.Петерский, М., Союз, 2003
28.Стариков В. Маргиналы или размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. – 1989. –– № 10. – С. 5.
29.Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004
30.Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением / Основные направления современной психотерапии. - М., 2000.- 404с.

Вопрос-ответ:

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых социальных норм и правил. Оно может выражаться в различных формах, таких как преступления, нарушения правил общения, агрессивное поведение и т.д.

Кто является субъектом девиантного поведения?

Субъектами девиантного поведения могут быть различные категории людей, но особую проблему представляют несовершеннолетние, которые находятся в периоде формирования личности и часто подвержены различным негативным влияниям.

Какие причины лежат в основе девиантного поведения?

Причины девиантного поведения могут быть разнообразными и зависят от множества факторов, таких как семейная среда, образование, генетическая предрасположенность, социальная среда и т.д. Важно помнить, что девиантное поведение не всегда связано с негативными намерениями, оно может быть результатом отсутствия адекватных возможностей или незнания социальных норм и правил.

Какие виды девиантного поведения существуют?

Существует множество видов девиантного поведения, которые можно классифицировать. Это, например, преступления, наркомания, алкоголизм, нарушение правил общения, агрессия и т.д. Каждый вид девиантного поведения имеет свои особенности и проблемы.

Зачем изучать девиантное поведение как социально-педагогическую проблему?

Изучение девиантного поведения как социально-педагогической проблемы имеет большое значение, так как позволяет разрабатывать и внедрять эффективные методы и программы в работе с девиантными субъектами. Это помогает предотвратить и снизить уровень девиантного поведения, способствует социализации и интеграции этих людей в общество.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение – это такое поведение, которое отличается от принятых в определенном обществе норм и стандартов. Оно может проявляться в различных формах, таких как агрессия, нарушение правил, употребление наркотиков и др.

Кто является субъектами девиантного поведения?

Субъектами девиантного поведения могут быть различные категории людей, включая несовершеннолетних. Несовершеннолетние являются особым проблемным субъектом девиантного поведения, так как их поведение часто связано с недостаточной социализацией, негативными влияниями окружающей среды и другими факторами.

Какие причины лежат в основе девиантного поведения?

Причины девиантного поведения как социально-педагогической проблемы могут быть разнообразными. Они могут включать неблагоприятные условия семьи, недостаток внимания и заботы, негативное воздействие окружающей среды, образовательные и воспитательные проблемы и т.д. Все эти факторы могут влиять на формирование девиантного поведения.

Как классифицируется девиантное поведение?

Девиантное поведение может быть классифицировано по различным признакам. В зависимости от вида нарушения, оно может быть поделено на агрессивное, асоциальное, преступное поведение и др. Также оно может быть классифицировано по возрастным показателям, полу, социальному статусу и т.д.

Какие особенности характерны для отдельных форм девиантного поведения?

Отдельные формы девиантного поведения могут иметь свои особенности. Например, при наркомании характерно употребление наркотиков, при агрессивном поведении – использование физической и вербальной агрессии. Эти особенности зависят от конкретного вида девиантного поведения и его причин.

Какие общие положения можно выделить в понятии девиантного поведения?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от установленных социальных норм и стандартов. Оно нарушает общепринятые правила и вызывает негативные реакции в обществе. Девиантное поведение может проявляться различными способами и иметь разные причины. Оно является социально-педагогической проблемой, так как требует вмешательства педагогов и специалистов для предотвращения и коррекции.