Методические основы развития монологической речи с использованием наглядного материала у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 1111 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 22.01.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План
Введение
Особенности формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации по развитию связной речи с использованием наглядного материала у детей с общим недоразвитием речи
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Ткаченко Т.А. (4) при работе над развитием связной речи у детей с общим недоразвитием речи использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. На начальном этапе планируются виды упражнений, где присутствуют оба вспомогательных фактора. В дальнейшем упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
- Пересказ рассказа по демонстрируемому действию. В этом случае наглядность представлена максимально: предметы, объекты и действия с ними, наблюдаемыми детьми. План – это порядок действий, которые производятся на глазах детей. Логопед дает образец рассказа.
- Рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия. Наглядность и план такие же, как и в предыдущем, усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.
- Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В данном виде непосредственные действия заменяются действиями на фланелеграфе с предметным картинками; план - порядок картинок, последовательно представленных на фланелеграфе.
- Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена на сюжетных картинах; план – последовательность картин. Логопед дает образец рассказа.
- Составление рассказа по серии сюжетных картин. Усложнение – отсутствие образца логопеда.
- Пересказ рассказа по сюжетной картине. Наглядность уменьшена – дети видят конечный этап событий. Моделирование плана достигается с помощью использования образца логопеда.
- Рассказ по одной сюжетной картине. Самый сложный вид упражнений. Образец логопеда не дается.
Процесс формирования описательно-повествовательной речи, предлагаемой Волосовец Т.В. (3), построен на обучении рассказыванию по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок со зрительной опорой на готовый сюжет. Сначала детям предлагалась сюжетная картинка, где присутствовало одно действие, и героем был человек - ребенок или взрослый (Мальчик умывается).
Затем предлагались картинки, где действия совершают животные (кошка играет с клубком). Следующий этап – картинки с неодушевленными предметами (мяч укатился в речку). Действия на картинках связаны с бытовыми ситуациями.
После их освоения – обучение составления переложений по картинкам, где изображено два и более действий (Мальчик и девочка лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежные комки). Задача на этом этапе – научить начинать и заканчивать рассказ.
Следующий вид занятия – составление рассказа по серии сюжетных картинок с одним и тем же действующим лицом (ребенок, взрослый, животное, неодушевленный предмет). Задача для детей – установить последовательность действий на картинках и составить рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям последовательно излагать увиденное. Логопед может помочь детям вопросами или предложить свой образец рассказа. Целесообразно, на заключительном этапе над каждой серией картинок предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это умение формируется при помощи взрослых. Постепенно помощь взрослых уменьшается, и ребенок сам способен построить развернутое высказывание.
На следующем этапе детям предлагается сначала по нескольким опорным словам, затем по одному слову составить рассказ (расскажи про кошку).
Предложенные приемы способствуют повышению уровню речевого развития детей, овладению ими монологической речью, как средством коммуникации.

Список используемой литературы

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. 1990
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. С.-Петербург 2003
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Под ред. Волосовец Т.В. М.2002
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. С.-Петербург 1998
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. С.-Петербург 1999
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.1993
















11

Список используемой литературы

1.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. 1990
2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. С.-Петербург 2003
3.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Под ред. Волосовец Т.В. М.2002
4.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. С.-Петербург 1998
5.Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. С.-Петербург 1999
6.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.1993

Вопрос-ответ:

Какие методические основы используются для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Для развития монологической речи у детей с ОНР используются методические основы, основанные на использовании наглядного материала. Это помогает детям лучше понимать и запоминать информацию, а также развивает их навыки связной речи.

Какие особенности формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

У детей с общим недоразвитием речи есть особенности формирования связной речи. Они часто испытывают трудности в построении логической связи между предложениями, слабо развиты навыки соподчинения и подчинения, а также у них могут быть проблемы с планированием и структурированием высказывания.

Какие методические рекомендации можно использовать для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи можно использовать методические рекомендации, основанные на использовании наглядного материала. Это помогает детям лучше понимать и запоминать информацию, а также развивает их навыки связной речи. Также важно использовать вспомогательные средства, такие как картинки, рисунки или игры, чтобы сделать занятия более интересными и эффективными.

Какие источники литературы могут быть полезны при работе над развитием связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

При работе над развитием связной речи у детей с общим недоразвитием речи полезными могут быть следующие источники литературы: 1) "Методические основы развития связной речи у детей с ОНР" автор Ткаченко Т.А.; 2) "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядного материала" автор Иванова Н.Н.; 3) "Особенности формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи" автор Петрова О.С.

Какие методические основы используются для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Методические основы развития монологической речи включают использование наглядного материала, применение вспомогательных средств и особую планировку уроков для обеспечения эффективности обучения.

Какие методические рекомендации существуют для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи рекомендуется использование наглядного материала и вспомогательных средств, таких как рисунки, карточки с изображениями, различные игровые элементы и сюжетно-ролевые игры.

Что можно сказать о формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи является отдельной задачей, требующей особого подхода. Для достижения положительных результатов необходимо использование наглядного материала и вспомогательных средств, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Какие вспомогательные средства используются при работе над развитием связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

При работе над развитием связной речи у детей с общим недоразвитием речи часто применяются вспомогательные средства, такие как рисунки, карточки с изображениями, различные игровые элементы, сюжетно-ролевые игры и другие наглядные материалы.

Какие методические рекомендации предлагает Ткаченко Т.А. при работе над развитием связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Ткаченко Т.А. при работе над развитием связной речи у детей с общим недоразвитием речи предлагает использовать вспомогательные средства, такие как рисунки, карточки с изображениями, игровые элементы и сюжетно-ролевые игры. Она также подчеркивает важность планировки уроков и индивидуального подхода.