Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и способы их разрешения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 8585 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 15.09.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ литературы по теме конфликтов в образовательных учреждениях ……………………………………………………………………...9
1.1. Определение конфликта в рамках психологической науки ……………9
1.2. Стратегии и способы разрешения конфликта ………………………….16
1.3. Специфика конфликта в образовательном учреждении ………………31
Выводы …………………………………………………………………………..41
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на стиль поведения в конфликте. ………………………………………………….43
2.1 Программа исследования ………………………………………………...43
2.2. Методы исследования ……………………………………………………44
2.3 Анализ результатов исследования влияния личностных особенностей на стиль поведения в конфликте …………………………………………….46
Выводы …………………………………………………………………………..62
Рекомендации ……………………………………………………………………63
Заключение ………………………………………………………………………65
Список литературы ……………………………………………………………...69
Приложения ……………………………………………………………………..73

Фрагмент для ознакомления
Список литературы


1.Аллахвердова О. В. и др. Конфликтология — СПб.: Лань. 1999. – 670 с.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ, 1999– 491с.
3.Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. с. 28-31
4.Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвя¬зи школы и семьи // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации / Под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. С. 42-47.
5.Баныкина С. В. Российская модель конфликтологического образования // Сб.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выл. 14, 1999. С, 65-79.
6.Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: Наука о гармонии.-Екатиринбург: Глаголь, 1995. – 211с.
7.Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 49.
8.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт!-Новосибирск: Наука, 1989. – 118с.
9.Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. М:РГИУ, 2002. – 391с.
10.Воронин Г. Л. Конфликты в школе. Социологические исследования, 1994, № 3. С. 94.
11.Гришина Н. В. Психология конфликта, СПб., 2002– 710с.
12.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Социологические исследования. 1994. №5. с. 32-36
13.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.-СПб.: Питер, 2000. – 451с.
14. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед. агенство, 1995. – 423с.
15.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 270с.
16.Зиммель Г. Избранное в 2-х тт. Т.1. М. 1996. – 511с.
17.Козер Л.А. Функции социального конфликта. - М.: Идея-Пресс, 2000. – 295с.
18.Козырев Г.И. Введение в кофликтологию.-М.:Владос, 1999. – 251с.
19. Конфликтология. М., 2000. – 610с.
20.Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М., 1985. - 740 с.
21.Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. – 280с.
22.Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками. — Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 79-87
23.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, 2001- 116 с.
24.Мастенбрук У. Управление конфликтами ситуациями и развитие организаций.-М.: Инфра-М, 1996. – 289с.
25.Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения.-М.: Прогресс, 1986. – 190с.
26.Петровская Л. А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 1994. С. 52.
27.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель-Д.Я.Райгородский.-Самара: Бахрах, 1998. – 490с.
28.Психология и этика делового общения (Учебник для вузов). Под редакцией проф. В.Н.Лавришенко.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 441с.
29.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох¬мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
30.Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
31.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: /учебное пособие/. – М.: Владос, 1996. – 529 с.
32.Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления. - М., 1989. – 209с.
33.Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и К°, ЛТД, 1991– 241с.
34.Смирнова Е. Э. Социологический анализ тенденции гуманизации в школах // Гуманизация образования. Теория. Практика. СП6: СПГУПМ, 1994.С. 75-79.
35.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения.-М.: Наука, 1990. – 301с.
36.Хрестоматия по конфликтологии. Ред. Анцупова А. Я. СПб., 2000– 380 с.
37.Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения. — Вопросы психологии, 1986, № 6, с. 67-76
38.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.-Минск: Амалфея, 1997. – 198с.
39.Юри У. Преодолевая "нет". Или переговоры с "трудными" людьми. М.: Наука, 1993. – 115 с.
40.Яловецкая Л.Г. Источники истории педагогической конфликтологии / Материалы научных трудов «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы, решения». Часть I.- Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2005 (0,3 п.л.). с. 19-21

Вопрос-ответ:

Какие причины могут приводить к возникновению конфликтов в образовательных учреждениях?

Причины конфликтов в образовательных учреждениях могут быть различными и включать в себя разногласия между учениками и учителями, противостояние между администрацией и педагогическим коллективом, споры по поводу методик обучения и программ образования, а также непонимание между участниками образовательного процесса.

Как можно разрешить конфликты в образовательных учреждениях?

Существует несколько способов разрешения конфликтов в образовательных учреждениях. Один из них - это проведение медиации, когда независимый посредник помогает сторонам конфликта найти компромиссное решение. Также можно использовать методы психологической поддержки, тренинги по раскрытию эмоций и развитию навыков коммуникации, а также применить методики, направленные на улучшение общего климата в учебных заведениях.

В чем специфика конфликтов в образовательных учреждениях?

Специфика конфликтов в образовательных учреждениях заключается в том, что они могут иметь как личностный, так и профессиональный характер. Кроме того, в таких конфликтах могут участвовать различные стороны - учащиеся, учителя, администрация, родители, что усложняет их разрешение. Также стоит отметить, что конфликты в образовательных учреждениях могут оказывать негативное влияние на образовательный процесс и психологическое состояние участников.

Какие стратегии и способы разрешения конфликта существуют?

Существует несколько стратегий и способов разрешения конфликта. Одна из них - это совместное обсуждение и поиск компромиссного решения. Также можно применять активное слушание и понимание позиции другой стороны, использовать методы позитивного влияния, а также посредничество или арбитраж в случае непреодолимых разногласий. Важно помнить, что каждый конфликт требует индивидуального подхода и выбора подходящей стратегии разрешения.

Какие причины могут возникать конфликты в образовательных учреждениях?

Причины конфликтов в образовательных учреждениях могут быть разнообразными. Это: различия во взглядах и ценностях между участниками образовательного процесса, недостаточность общения и взаимодействия между участниками, проблемы в организации работы учебного заведения, несоответствие ожиданий и реальности, отсутствие ясных правил и норм поведения, разногласия между педагогами и родителями, недоверие и некомпетентность руководства и т.д.

Какие способы разрешения конфликтов существуют в образовательных учреждениях?

Существует несколько способов разрешения конфликтов в образовательных учреждениях. Это: медиация, когда стороны конфликта приходят к согласию с помощью третьего независимого лица, обученного в разрешении конфликтов; применение межличностных навыков, таких как эмпатия, умение слушать и выражать свои мысли и чувства; постановка общей цели и объединение усилий для ее достижения; и поиск компромиссного решения, когда каждая сторона отступает от своих исходных требований, чтобы найти баланс и удовлетворить обе стороны.

В чем специфика конфликта в образовательном учреждении?

Специфика конфликта в образовательном учреждении заключается в том, что в нем участвуют различные стороны - педагоги, ученики, родители, администрация. Конфликты могут возникать из-за разногласий в методиках преподавания, организации учебного процесса, организации внеучебной деятельности и т.д. Кроме того, в образовательных учреждениях часто существуют иерархические отношения и различные интересы, что также может способствовать возникновению конфликтов.

Какова тема статьи?

Тема статьи - "Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и способы их разрешения."

Что рассматривается в первой главе статьи?

В первой главе статьи анализируется литература по теме конфликтов в образовательных учреждениях. В ней рассматривается определение конфликта в рамках психологической науки, стратегии и способы разрешения конфликта, а также специфика конфликта в образовательном учреждении.