Проблемы становления российско-украинских отношений

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 7777 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 02.09.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Проблемы становления российско-украинских отношений


Оглавление

Введение
Глава 1. Характерные особенности формирования взаимоотношений России и Украины
1.1 Исторические предпосылки формирования российско-украинских отношений
1.2 Внешнеполитические и геополитические интересы России и Украины: роль и место двусторонних отношений в стратегиях обеих стран
Глава 2. Российско-украинские отношения: внутриполитические оценки
2.1 Российская элита
2.2 Украинская элита
Глава 3. Развитие отношений между Россией и Украиной на современном этапе
3.1 Характер взаимоотношений России и Украины после прихода к власти В. Януковича
3.2 Перспективы развития российско-украинских отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

По мнению депутатов, президент не имеет права ставить требования перед высшим законодательным органом Украины - он может лишь обратиться к нему с предложением или законодательной инициативой.
В середине января 2006 года руководители ряда крупных металлургических предприятий обратились к Виктору Ющенко с просьбой разрешить сложную ситуацию в газовой сфере.
По их мнению, реальная стоимость газа в первом полугодии 2006 года для промышленных потребителей составила около 150-195 долларов, что могло привести к значительному падению темпов роста экономики, остановке предприятий, потере внешних рынков, гиперинфляции, резкому обвалу национальной валюты.
Авторы обращения считают, что «команда Ющенко» за год работы не подготовила общество и промышленность к увеличению цен на газ. Они требуют прекратить все переговоры «Нафтогаза Украины» с «Газпромом» и отозвать у правительства полномочия на подписание межгосударственного соглашения, а вместо этого направить на переговоры новую группу квалифицированных депутатов Рады.
На заседании Совета безопасности президент Виктор Ющенко ставит Верховной раде ультимативные условия продолжения диалога между двумя ветвями власти — парламент должен принять присягу 14 судей Конституционного суда, назначенных по квоте президента и Съезда судей Украины, и отменить свое постановление об отставке правительства.
Парламент отвергает требования президента. Ющенко передает в Конституционный суд представление об отмене постановления Верховной рады об отставке правительства.
Виктор Янукович заявляет, что поддерживает идею Виктора Ющенко о проведении референдума по политической реформе власти. Правда, он считает необходимым дополнить предполагаемый вопросник пунктами о вступлении Украины в НАТО, о русском языке как государственном и о вступлении в ЕЭП.
Верховная рада принимает постановление «Об угрозе национальной безопасности Украины в связи с действиями органов исполнительной власти по обеспечению потребителей Украины природным газом», предложенный лидером фракции БЮТ Олегом Билорусом и членом фракции «Единая Украина» Петром Кузьменко. Этим документом парламент постановляет уволить Ивана Плачкова с должности министра топлива и энергетики и обязать правительство в течение трёх дней уволить Алексея Ивченко с должности руководителя НАК Нафтогаз Украины.
Соглашение, заключенное между «Нафтогазом» и «Газпромом», признается «противоречащим публичному порядку, юридически никчемным и не создающим правовых последствий». Верховная рада поручает Генеральной прокуратуре осуществить проверку и дать правовую оценку этому соглашению и действиям должностных лиц, принимавших участие в его подписании. Парламент предписывает правительству срочно утвердить новый состав наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины» с целью усилить контроль за ее деятельностью. Согласно постановлению, в дальнейшем все отношения с Россией, Туркменией, Узбекистаном и Казахстаном, касающиеся поставок газа на Украину, должны регулироваться лишь межправительственными соглашениями с последующей их обязательной ратификацией Верховной радой. Парламент также поручает Счетной палате провести проверку финансовой деятельности НАК за 2004-2006 годы.
Вскоре после этого ситуация постепенно успокаивается, хотя Верховная рада оказывается неспособной настоять на своих решениях, и до последнего часа своей работы отказывается принять присягу у судей Конституционного суда, а также именует членов правительства не иначе как «исполняющими обязанности министров». Фактически, политический кризис начала 2006 года можно считать всего лишь элементом политической борьбы в преддверии парламентских выборов.
25 мая 2006 года правительство Юрия Еханурова сложило полномочия по истечении двух месяцев после парламентских выборов. Этого времени, однако, не хватило для создания работоспособной парламентской коалиции. «Оранжевую коалицию» (БЮТ - СПУ - «Наша Украина») сменила «антикризисная коалиция» (Партия регионов - СПУ - КПУ), но и еще через два месяца новой правительственной команды у Украины так и не было.
В связи с этим 25 июля 2006 года, предвидя потенциальную угрозу роспуска парламента, депутаты, входящие в партии «антикризисной коалиции», проголосовали за отмену практически своего же постановления об отставке правительства Еханурова от 10 января 2006 года, лишив президента Ющенко формального повода разогнать Верховную раду, которая, согласно ст. 90 Конституции, в течение 60 дней после отставки правительства должна была сформировать новый состав Кабинета.
Очередные выборы в Верховную Раду состоялись 26 марта 2006 года. Избирательная кампания официально началась 7 июля 2005 года, а с 26 ноября по 31 декабря 2005 года проходило выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Оглашение официальных результатов состоялось 27 апреля 2006 года.
Результаты выборов стали следующими: Партия регионов (186 мандатов), Блок Юлии Тимошенко (129), Народный Союз «Наша Украина» (81), Социалистическая партия Украины (33) и Коммунистическая партия Украины (21).
Отличием от предыдущих парламентских выборов стало то, что в этот раз выборы проходили исключительно по партийным спискам (пропорциональная система) с 3-процентным барьером сроком на 5 лет.
Полномочия народных депутатов IV созыва истекут после того, как к присяге будут приведены кандидаты в депутаты, прошедшие по итогам выборов в парламент. Первая сессия Верховной рады V созыва должна состояться не позже чем через 30 дней после публикации официальных результатов парламентских выборов.
Исход выборов имеет большое значение для политической жизни Украины, поскольку в результате изменений в Конституцию, внесенных в ходе Оранжевой революции, с 2006 года существенная часть президентских полномочий переходит к парламенту. В частности, парламент получает право назначать премьер-министра, министров обороны и иностранных дел по представлению президента, а также по представлению премьер-министра - других членов правительства.
Президент Украины Виктор Ющенко, проведя консультации с руководителями парламентских партий, принимает решение поддержать создание так называемой «оранжевой» правительственной коалиции (БЮТ, Наша Украина) и СПУ). Первые три месяца после парламентских выборов уходят на улаживание разногласий между партнерами по коалиции. Быстрому достижению договоренности мешают претензии Юлии Тимошенко (БЮТ) на пост премьер-министра и Александра Мороза (СПУ) - на пост спикера Верховной рады.
22 июня 2006 года было официально объявлено о результатах переговоров трех политических сил, вошедших в коалицию, и распределении между ними ключевых постов:
Блок Юлии Тимошенко - премьер-министр Юлия Тимошенко, полный контроль над экономическим блоком правительства (министры экономики, финансов, топлива и энергетики, угольной промышленности, по вопросам чрезвычайных ситуаций, аграрной политики, по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и туризма), а также посты руководителей НАК «Нафтогаз Украины», Фонда государственного имущества и государственного комитета по теле- и радиовещанию, налоговой администрации, государственного казначейства.
Народный Союз «Наша Украина» - председатель Верховной Рады Петр Порошенко, контроль над силовым блоком (министры внутренних дел и юстиции), внешней и оборонной политикой (главы МИД и министерства обороны), должности вице-премьера по вопросам административно-территориальной реформы, министров промышленной политики, труда и социальной политики, по делам семьи, молодежи и спорта, руководителя антимонопольного комитета.
Социалистическая партия Украины - первый вице-премьер, министры транспорта и связи, экологии, образования.
Между членами коалиции были распределены и все руководящие посты в Верховной раде:
Блок Юлии Тимошенко - посты первого вице-спикера и глав двенадцати комитетов (в том числе по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи).
«Наша Украина» - посты спикера и глав шести комитетов (в том числе бюджетного, по вопросам национальной безопасности, аграрной политики, финансов и банковской деятельности).
Социалистическая партия Украины - посты глав трех комитетов (ТЭКа, иностранных дел и по вопросам экономической политики).
27 июня 2006 года Партия регионов и Коммунистическая партия Украины, не получившие ни одного руководящего поста, заявили об уходе в «жесткую оппозицию», а затем прибегли к блокированию зала заседаний Рады для того, чтобы не допустить «пакетного» голосования по кандидатурам премьер-министра и председателя Верховной рады (Юлия Тимошенко и Петр Порошенко), которое, по мнению «оранжевой коалиции», должно было закрепить достигнутые межпартийные договорённости.
Участники «оранжевой» коалиции через некоторое время, под давлением президента Виктора Ющенко, вынуждены пойти на переговоры с оппозицией для достижения некоего компромисса.
6 июля 2006 года объявляется о достигнутом компромиссном соглашении, однако в ходе выдвижения кандидатур на пост председателя Верховной рады Александр Мороз неожиданно выставляет свою кандидатуру против кандидатуры Петра Порошенко и одерживает победу, получив поддержку фракции Партии регионов, КПУ и большинства членов СПУ. Фракции «Нашей Украины» и Блока Юлии Тимошенко в выборах спикера участвовать отказались, обвинив Мороза в «предательстве» и развале коалиции. Часть членов фракции СПУ также не поддержали своего лидера.
7 июля было подписано соглашение о создании новой, «антикризисной», коалиции парламентского большинства, в которую вошли 238 депутатов.
Александр Мороз отзывает свою подпись под соглашением о создании «оранжевой» коалиции, которая, таким образом, прекратила своё существование, не продержавшись и двух недель. Первым же шагом нового блока стало выдвижение кандидатуры Виктора Януковича на пост премьер-министра. Юлия Тимошенко требует от президента Виктора Ющенко распустить Верховную раду. Ющенко же призывает после встречи с Александром Морозом к формированию так называемой широкой коалиции с участием «Нашей Украины».
8 июля 2006 года Виктор Ющенко в своем еженедельным радиообращении к нации дал понять, что может утвердить Виктора Януковича на посту премьер-министра, если парламент приведет к присяге судей Конституционного суда.
11 июля Виктор Янукович официально выдвинут кандидатом в премьер-министры Украины - соответствующий документ Александр Мороз направляет президенту Виктору Ющенко. «Наша Украина» и Блок Юлии Тимошенко считают это выдвижение незаконным и намерены обжаловать его в суде. Избран первый заместитель председателя Рады - Адам Мартынюк (КПУ). Второй пост заместителя предложен «оранжевой» оппозиции.
18 июля - «антикризисная коалиция» повторно выдвигает кандидатуру Виктора Януковича на пост премьер-министра.
В июле-августе 2006 года Виктор Ющенко долгое время (весь отпущенный ему по Конституции срок) отказывается вносить в парламент кандидатуру одного из своих главных политических оппонентов, Виктора Януковича, на пост премьер-министра, кроме того, Ющенко не устраивает то, что его партия «Наша Украина» таким образом не будет представлена в правительственной коалиции. Время от времени президент угрожает роспуском Верховной рады - но, по-видимому, его останавливает понимание того, что рейтинг «Нашей Украины» падает - согласно опросам, в случае проведения новых выборов Партия регионов может набрать больше голосов, чем объединённый блок «Нашей Украины» и БЮТ. Это же понимание позволяет Януковичу действовать с позиции силы и отказываться идти на какие бы то ни было уступки. Одновременно КПУ и СПУ заявляют, что будут всеми силами бороться против роспуска Рады, а Александр Мороз заявляет о своей готовности внести кандидатуру Януковича на утверждение парламентом, если президент откажется это сделать. В конце концов президент предлагает всем парламентским партиям подписать некий «Универсал национального единства», которым, по его мнению, были бы закреплены принципы деятельности нового правительства. Работа над этим документом длится еще неделю. Но и здесь Янукович фактически заставляет президента согласиться на все свои правки по принципиальным проблемам - интеграции Украины в НАТО, участию Украины в Едином экономическом пространстве, статусу русского языка и по вопросу церкви. Виктор Ющенко до последней минуты пытается вести самостоятельную политическую игру, поочередно принимая у себя двух своих главных политических противников - Виктора Януковича и Юлию Тимошенко и пытаясь оговорить для себя наиболее благоприятные условия возможного политического альянса. В конце концов он соглашается на условия Януковича. Тимошенко уходит в оппозицию.
3 августа 2006 года в секретариате президента Ющенко был торжественно подписан Универсал национального единства - документ, который, по мысли Ющенко, должен стать основой программы деятельности правительства, создаваемого «антикризисной коалицией».
В итоге кризиса 2006 года премьер-министром Украины становится В. Янукович, что стало основой для изменения характера российско-украинских отношений в сторону позитивного развития.

3 августа 2006 президент Украины Виктор Ющенко внес на утверждение Верховной рады кандидатуру Виктора Януковича на пост премьер-министра. Это решение он принял в самый последний момент, объявив о нем журналистам в два часа ночи со 2 на 3 августа. При этом он заявил: «Я принял решение внести кандидатуру Януковича Виктора Федоровича на пост премьер-министра. Я понимаю всю сложность, которая возникает и на востоке, и на западе Украины по поводу любой кандидатуры, но обращаюсь к нации - с пониманием к этому отнестись. У нас есть уникальный шанс осуществить то, о чём мы мечтали на Майдане: свести оба берега Днепра к согласию».
Верховная рада Украины вечером 4 августа 2006 года утвердила Виктора Януковича на посту премьер-министра страны. Смещенный с поста главы кабинета министров в декабре 2004 года нынешним президентом Виктором Ющенко, Янукович возвращается в Дом правительства с представления Ющенко. Ющенко заявил: «Я призываю весь украинский парламент к взаимопониманию. Противоречия, которыми сегодня живет Украина, привнесены не простыми людьми, а парламентом, который теперь должен не порождать противоречия, а снимать их».
В соответствии с решением Верховной рады, Янукович вступает в должность немедленно. Ющенко подписал соответствующий указ непосредственно в зале заседаний Рады.
Перед голосованием по кандидатуре Януковича Верховная Рада полностью сформировала Конституционный суд, что было одним из условий Ющенко, который рассчитывал на то, что Суд отменит политическую реформу 2004 года, урезавшую полномочия президента в пользу премьер-министра. Александр Мороз и Виктор Янукович, однако, сделали все возможное, чтобы этого не допустить - заседание Верховной рады они начали с принятия специального закона о запрете пересмотра политической реформы. Исходя из этого документа, Конституционный суд не имеет права подвергать ревизии изменения, внесенные в Основной закон страны в 2004 году, в разгар «Оранжевой революции». Закон тут же был отправлен на подпись президенту Ющенко, который подписал его лишь после очередного скандала, длившегося несколько часов.
Парламент Украины освободил Юрия Еханурова от обязанностей премьер-министра в связи с избранием его депутатом Верховной рады и завершением полномочий Кабинета министров. За такое решение проголосовал 261 депутат.
За Януковича единогласно проголосовали члены фракции Партии регионов, практически полностью фракции КПУ и СПУ, лишь треть фракции пропрезидентской партии «Наша Украина». Фракция Блока Юлии Тимошенко проигнорировала голосование. Поддержали Януковича всего 6 депутатов, заявивших о своем выходе из фракции БЮТ.
В. Янукович рассматривается как пророссийский политик. Еще во время выборов в Украине в 2004 году, Россия активно оказывала ему поддержку. И его проигрыш в президентских выборах рассматривался как отказ Украины от развития отношений именно с Россией в противовес Западу.
Одним из вопросов, которым Янукович занялся с приходом к власти, стало решение проблемы статуса русского языка. Новый премьер дал четко понять, что считает целесообразным провести референдум о статусе русского языка и если большинство выскажется за его официальный статус, то он должен будет стать вторым государственным языком Украины.

3.2 Перспективы развития российско-украинских отношений

Таким образом, на основе событий, произошедших в Украине в августе 2006 горда, а именно с приходом к власти В. Януковича, наблюдался сдвиг в сторону укрепления двусторонних российско-украинских взаимоотношений.
Однако в апреле-мае 2007 года в Украине произошел очередной политический кризис, который был вызван длительной борьбой за власть между президентом Виктором Ющенко и Верховной радой Украины пятого созыва, большинство в которой принадлежало так называемой «антикризисной» правительственной коалиции (Партия регионов, Социалистическая партия Украины, Коммунистическая партия Украины). Кульминации кризис достиг 2 апреля 2007 года, когда президент подписал указ «О досрочном прекращении полномочий Верховной рады» и назначил внеочередные выборы народных депутатов на 27 мая. Кабинету министров было поручено обеспечить финансирование выборов, а Центризбиркому - их проведение.
Верховная рада отказалась признать законность этого указа, а правительство - выделять средства на проведение досрочных выборов. 3 апреля представители коалиции оспорили указ президента в Конституционном суде. 5 апреля дело было принято к неотложному рассмотрению, однако слушания начались лишь 17 апреля.
На стороне президента выступила объединенная оппозиция, в которую вошли три основных политических силы (Блок Юлии Тимошенко, блок политических партий «Наша Украина» и общественное движение «Народная самооборона» Юрия Луценко). На этот раз, однако, парламентской коалиции удалось собрать в Киеве гораздо больше своих сторонников, чем «бело-синим» во время «Оранжевой революции».
Европейские организации, к которым апеллировали президент и премьер-министр, отказались от поддержки какой-либо из сторон, указывая на необходимость политического разрешения кризиса. Российское руководство подчеркнуто держалось в стороне от украинского политического процесса.
25 апреля 2007 года Виктор Ющенко, очевидно отказавшись от поиска копромиссных решений, подписал новый указ о роспуске Верховной рады, перенеся досрочные выборы на конец июня. В тот же день он сменил руководителя Генеральной прокуратуры, а в конце апреля отправил в отставку двух судей КС.
4 мая Виктор Янукович и Виктор Ющенко достигли договоренности о проведении перевыборов и пакетном соглашении по сопутствующим вопросам.
Если говорить о развитии отношений России и Украины сегодня, то последние события не оказали значительного влияния на ход решения вопросов связей двух стран.
Не только В. Янукович, но и президент Украины В. Ющенко высказываются за развитие дружеских связей со своим крупным соседом. В частности, подобные заявления Ющенко сделал в рамках встречи Российско-украинской межгосударственной Комиссии, которая состоялась 22 декабря 2006 года.
В. Ющенко заявил в своем выступлении: «Начало работы Комиссии свидетельствует о том, что обе стороны демонстрируют готовность существенно активизировать политический диалог. Я лично рассматриваю межгосударственную комиссию как ключевой инструмент укрепления украинско-российского стратегического сотрудничества. Она, безусловно, должна стать эффективным механизмом систематизации, структуризации диалога на высшем уровне. Сегодняшнее заседание свидетельствует о том, что развитие двусторонних отношений находится под личным контролем Президентов двух стран».
В. Путин в свою очередь отметил, что «мы дорожим добрым соседством с Украиной и рассчитываем, что деятельность межгоскомиссии будет способствовать конструктивному решению всех вопросов в интересах всемерного развития российско-украинских отношений, станет весомым вкладом в дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества между нашими государствами».
На повестке дня 2007-2008 годов стоят следующие вопросы:
вопросы, связанные с границей;
вопрос пребывания Черноморского флота Российской Федерации;
вопросы земельной собственности, недвижимости, радиочастот, навигации;
экономическое сотрудничество (сотрудничество в сфере авиации, топливно-энергетический комплекс);
транспортно-тарифная политика;
совместные проекты в сфере высоких технологий;
гуманитарные и социальные вопросы;
международные вопросы.
Решение этих вопросов и будет являться в краткосрочной перспективе основными целями во взаимоотношениях России и Украины.
Видится важным отметить, что российско-украинские связи должны развиваться в дружественной обстановке и признаваться стратегическими как в Москве, так и в Киеве несмотря на внутриполитическую обстановку в наших странах.

Заключение

Российско-украинские отношения имеют долгую историю. Как два соседних государства они не могут абстрагироваться друг от друга, поэтому развитие связей друг с другом стоит в качестве приоритетных задач как Москвы, так и Киева.
По итогам проведенного анализа важно отметить, что большое влияние на российско-украинские отношения оказало историческое прошлое, а именно период существования Советского Союза, а также становление новых двусторонних отношений с 1991 года как двух суверенных государств.
Население Украины оказалось психологически не готово к крушению СССР, о чем свидетельствуют многочисленные опросы. До сегодняшнего дня в Украине присутствует большой процент населения, который ощущает себя больше в единстве с Россией, чем без. Этот факт существенно сказывается на современных тенденциях взаимодействия России и Украины. Правда оказывает влияние и позиция украинской элиты, большинство которой критически подходит в своих оценках к тесной кооперации со своим крупным соседом.
Итак, в 1991-1999 года основными проблемами, которые решались при становлении связей России и Украины, были вопросы статуса ядерного оружия, которое оказалось на территории Украины, военное сотрудничество (особенно аспекты, касающиеся раздела имущества Советской Армии), а также военно-промышленный комплекс.
Тогда же (еще в середине 1990-х годов) начало разрабатываться политическое соглашение между нашими странами, но оно было затянуто на время решения проблемы Черноморского флота, которая присутствует и в сегодняшние дни. Для российской стороны это был и остается принципиальный вопрос. И только когда в 1999 году Украина подписала соответствующие бумаги по Черноморскому флоту был ратифицирован Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, который сегодня и лежит в основе межгосударственных отношений двух государств.
В 1999-2004 года российско-украинские отношения развивались в кризисном направлении. В частности, именно в эти годы были заложены основные сложности по транспортировке природного газа и нефти. Это время, когда Украина активно участвует в становлении «антироссийской» организации ГУУАМ. Поэтому в целом, отношениях в этот период можно назвать натянутыми.
В последующие два года (до августа 2006 года) связи России и Украины также были осложнены внутриполитическими трудностями в Украине. В 2004 году состоялась «оранжевая революция», в результате которой к власти пришел президент В. Ющекно с прозападными ориентациями. Во время «оранжевых правительств» Ю. Тимошенко и Ю. Еханурова двусторонние отношения наших стран претерпели несколько кризисных моментов (в первую очередь это газовый конфликт).
И только с августа 2006 года с приходом на пост премьер-министра В. Януковича отношения с Россией начинали более или менее двигаться в направлении их укрепления. Янукович (известный как пророссийский политик) в первую очередь взялся за решение вопроса статуса русского языка, что было положительно оценено в Москве и стало хорошей основой для постепенного налаживания связей России и Украины.
Сегодня перед российским и украинским правительствами стоит целый ряд вопросов, который необходимо решить. Для этого уже на уровне президентов (Ющенко-Путин) начала формироваться дорожная карта на 2007-2008 года, что говорит об осознании необходимости формирования дружеских отношений двух соседних государств. На данный момент в связи с очередным политическим кризисом в Украине в апреле-мае 2007 года, украинские власти в большей степени заняты решением внутренних проблем, а не активным построением внешнеполитических контактов. Ющенко даже пришлось отменить свой визит в Россию, что в то же время никак не сказывается на российско-украинских отношениях. Спокойная (устраненная) позиция России от событий в Украине, должна положительно сказаться на контактах наших стран, пол крайней мере в краткосрочной перспективе. Российские власти предпочитают не вмешиваться во внутреннее дело своего соседа.


Список использованных источников и литературы

Документы и официальные источники
Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. // URL: http://www.worldcourts.com/eccis/rus/conventions/1991.12.21_Declaration_AlmaAta.htm
Вступительные слова Президентов Украины и России в начале заседания Украинско-Российской межгосударственной Комиссии // URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/data/print/12784.html
Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Парламентские выборы на Украине 2006 года // URL: http://www.kreml.org/topics/113726237
Президент має намір оскаржити відставку уряду в Конституційному Суді // URL: http://www.yuschenko.com.ua/ukr/present/News/3593
Україна дотримуватиметься всіх зобов’язань перед партнерами по газовому питанню – Віктор Ющенко // URL: http://www.yuschenko.com.ua/ukr/present/News/3600
Центральная избирательная комиссия Украины // URL: http://www.cvk.gov.ua

Статьи в научных изданиях
Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
Хакимов Б. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. 2001. №7. С. 17.
Цымбурский В.Л. Остров Россия // ПОЛИС. 1993. №3. С. 43.
Шкундин М. Рецензия на книгу «Украина – не Россия» // Россия в глобальной политике. 2004. // URL: http://www.globalaffairs.ru/books/0/2663.html

Периодика
Пашков М. Украина глазами российской элиты // Независимая газета // URL: http://www.ng.ru/cis/2000-06-28/5_ukrain.html
Российская элита поддерживает преемственность и устойчивость в украинской политике // Украинская газета. 2004. 31 Август // URL: http://www.ukr.ru/comments/64463291
Украинская правда: время проверки реальности // Украинская правда. 2006. 6 апреля // URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/digest.xml?lang=ru&nic=digest&pid=1054

Монографии
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 11.
Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001. C. 12.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 397.
Дугин А.Г. Консервативная революция. М.. 1994. С. 67-68.
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 57.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 164.
Кучма Л. Украина – не Россия. М., 2003. 580 с.
Лосский Н.О. История русской философии. Кн. 2. С. 67.
Мошес А. Коктыш К. Между Востоком и Западом. Украина и Белоруссия на европейском пространстве. М., 2005.
Никитин А.И. Миротворческие операции в СНГ. М., 1998. C. 72.
Никитин А.И., Хлестов О.Н., Федоров Ю.Е. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М., 1998. С. 54.
Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 340.
Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Том 1. СПб., 1995. С. 21.
Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996. С. 157.

Интернет-источники
O’Loughlin J., Toal G., Kolossov V. Russian geopolitical culture and public opinion: the mask of proteus revisited // URL: http://www.colorado.edu/IBS/PEC/johno/pub/Proteus.pdf
Белковский С. Украина на кануне выборов // URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=579
Жарихин В. Отставка Еханурова - это признание поражения в газовой войне // URL: http://www.ukraine.ru/stories/06/01/10/3663/269986.html
Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики к парламентской // URL: http://politex.info/content/view/88/40
Карасев В.Ю., Кириенко У.В. Парламентские выборы 2006 в Украине: позиции на финишной прямой // URL: http://www.polit.ru/research/2006/03/22/ukselection.html
Колесников А. Досрочные выборы на Украине могут отсрочиться // URL: http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=760947
Мошес А. За развилшкой: сделала ли Украина политический выбор // URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=34&article=1399
Соловьев В. Западники и западничество // URL: http://www.magister.msk.ru/library/be/z/za0001.htm
Украина: В. Ющенко выбрал В. Януковича // URL: http://www.soyuz.by/second.aspx?document=20195&type=Qualifier&uid=4&page=18
Чалый В., Пашков М. Украино-российские отношения: взгляд из Украины // Український центр економічних і політичних досліджень імені Олександра Разумкова // URL: http://www.uceps.org/ua/show/520/
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 19.
Там же.
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 4.
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 4.
Хакимов Б. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. 2001. №7. С. 17.
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 9.
Там же. С. 10.
Никитин А.И., Хлестов О.Н., Федоров Ю.Е. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М., 1998. С. 54.
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 11.
Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. // URL: http://www.worldcourts.com/eccis/rus/conventions/1991.12.21_Declaration_AlmaAta.htm
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 11.
Там же.
Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
Там же.
Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
Там же.
Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 139.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 144.
Там же.
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 57.
Лосский Н.О. История русской философии. Кн. 2. С. 21.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 148.
Соловьев В. Западники и западничество // URL: http://www.magister.msk.ru/library/be/z/za0001.htm
Лосский Н.О. История русской философии. Кн. 2. С. 67.
O’Loughlin J., Toal G., Kolossov V. Russian geopolitical culture and public opinion: the mask of proteus revisited // URL: http://www.colorado.edu/IBS/PEC/johno/pub/Proteus.pdf
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 148.
Лосский Н.О. История русской философии. Кн. 2. С. 62.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 150.
Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Том 1. СПб., 1995. С. 21.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 397.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 153.
Там же.
Там же.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 156.
Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 332
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 159.
Там же.
Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 340.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 341.
Там же. С. 160.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 161.
Дугин А.Г. Консервативная революция. М.. 1994. С. 67-68.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 164.
Цымбурский В.Л. Остров Россия // ПОЛИС. 1993. №3. С. 43.
Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001. C. 12.
Никитин А.И. Миротворческие операции в СНГ. М., 1998. C. 72.
Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996. С. 157.
Пашков М. Украина глазами российской элиты // Независимая газета // URL: http://www.ng.ru/cis/2000-06-28/5_ukrain.html
Пашков М. Украина глазами российской элиты // Независимая газета // URL: http://www.ng.ru/cis/2000-06-28/5_ukrain.html
Российская элита поддерживает преемственность и устойчивость в украинской политике // Украинская газета. 2004. 31 Август // URL: http://www.ukr.ru/comments/64463291
Пашков М. Украина глазами российской элиты // Независимая газета // URL: http://www.ng.ru/cis/2000-06-28/5_ukrain.html
Там же.
Пашков М. Украина глазами российской элиты // Независимая газета // URL: http://www.ng.ru/cis/2000-06-28/5_ukrain.html
Российская элита поддерживает преемственность и устойчивость в украинской политике // Украинская газета. 2004. 31 Август // URL: http://www.ukr.ru/comments/64463291
Кучма Л. Украина – не Россия. М., 2003.
Там же. С. 95.
Шкундин М. Рецензия на книгу «Украина – не Россия» // Россия в глобальной политике. 2004. // URL: http://www.globalaffairs.ru/books/0/2663.html
Чалый В., Пашков М. Украино-российские отношения: взгляд из Украины // Український центр економічних і політичних досліджень імені Олександра Разумкова // URL: http://www.uceps.org/ua/show/520/
Белковский С. Украина на кануне выборов // URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=579
Украинская правда: время проверки реальности // Украинская правда. 2006. 6 апреля // URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/digest.xml?lang=ru&nic=digest&pid=1054
Там же.
Колесников А. Досрочные выборы на Украине могут отсрочиться // URL: http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=760947
Там же.
Україна дотримуватиметься всіх зобов’язань перед партнерами по газовому питанню – Віктор Ющенко // URL: http://www.yuschenko.com.ua/ukr/present/News/3600
Президент має намір оскаржити відставку уряду в Конституційному Суді // URL: http://www.yuschenko.com.ua/ukr/present/News/3593
Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики к парламентской // URL: http://politex.info/content/view/88/40
Жарихин В. Отставка Еханурова - это признание поражения в газовой войне // URL: http://www.ukraine.ru/stories/06/01/10/3663/269986.html
Центральная избирательная комиссия Украины // URL: http://www.cvk.gov.ua
Парламентские выборы на Украине 2006 года // URL: http://www.kreml.org/topics/113726237
Парламентские выборы на Украине 2006 года // URL: http://www.kreml.org/topics/113726237
Там же.
Парламентские выборы на Украине 2006 года // URL: http://www.kreml.org/topics/113726237
Карасев В.Ю., Кириенко У.В. Парламентские выборы 2006 в Украине: позиции на финишной прямой // URL: http://www.polit.ru/research/2006/03/22/ukselection.html
Украина: В. Ющенко выбрал В. Януковича // URL: http://www.soyuz.by/second.aspx?document=20195&type=Qualifier&uid=4&page=18
Украина: В. Ющенко выбрал В. Януковича // URL: http://www.soyuz.by/second.aspx?document=20195&type=Qualifier&uid=4&page=18
Вступительные слова Президентов Украины и России в начале заседания Украинско-Российской межгосударственной Комиссии // URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/data/print/12784.html
Там же.
Там же.












73

Список использованных источников и литературы

Документы и официальные источники
1.Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. // URL: http://www.worldcourts.com/eccis/rus/conventions/1991.12.21_Declaration_AlmaAta.htm
2.Блок Юлії Тимошенко. Официальный сайт // URL: http://www.byut.com.ua/ukr/publications/documents
3.Вступительные слова Президентов Украины и России в начале заседания Украинско-Российской межгосударственной Комиссии // URL: http://www.president.gov.ua/ru/news/data/print/12784.html
4.Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
5.Парламентские выборы на Украине 2006 года // URL: http://www.kreml.org/topics/113726237
6.Партия регионов. Официальный информационный сервер // URL: http://www.partyofregions.org.ua/
7.Президент має намір оскаржити відставку уряду в Конституційному Суді // URL: http://www.yuschenko.com.ua/ukr/present/News/3593
8.Україна дотримуватиметься всіх зобов’язань перед партнерами по газовому питанню – Віктор Ющенко // URL: http://www.yuschenko.com.ua/ukr/present/News/3600
9.Центральная избирательная комиссия Украины // URL: http://www.cvk.gov.ua




Статьи в научных изданиях
1.Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
2.Петров Н. Чем ответит Россия на изменение концепции внешней политики Украины? // Московский центр Карнеги // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/72284.htm
3.Хакимов Б. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. 2001. №7. С. 17.
4.Цымбурский В.Л. Остров Россия // ПОЛИС. 1993. №3. С. 43.
5.Шкундин М. Рецензия на книгу «Украина – не Россия» // Россия в глобальной политике. 2004. // URL: http://www.globalaffairs.ru/books/0/2663.html

Периодика
1.Марчуков А. Нерв украинского «разлома» // URL: http://stoletie.ru/pole/070517133854.html
2.Мережко А. Сон разума: украинский национализм как идеология // URL: http://politics.in.ua
3.Пашков М. Украина глазами российской элиты // Независимая газета // URL: http://www.ng.ru/cis/2000-06-28/5_ukrain.html
4.Российская элита поддерживает преемственность и устойчивость в украинской политике // Украинская газета. 2004. 31 Август // URL: http://www.ukr.ru/comments/64463291
5.Украинская правда: время проверки реальности // Украинская правда. 2006. 6 апреля // URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/digest.xml?lang=ru&nic=digest&pid=1054

Монографии
1.Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1997. С. 112.
2.Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995. С. 11.
3.Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001. C. 12.
4.Грушевский М.С. История украинского народа. М., 2002. 414 с.
5.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 397.
6.Дугин А.Г. Консервативная революция. М.. 1994. С. 67-68.
7.Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 57.
8.Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 298.
9.Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С. 164.
10.Кучма Л. Украина – не Россия. М., 2003. 580 с.
11.Лосский Н.О. История русской философии. Кн. 2. С. 67.
12.Мошес А. Коктыш К. Между Востоком и Западом. Украина и Белоруссия на европейском пространстве. М., 2005.
13.Никитин А.И. Миротворческие операции в СНГ. М., 1998. C. 72.
14.Никитин А.И., Хлестов О.Н., Федоров Ю.Е. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М., 1998. С. 54.
15.Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее / Под ред. Шмелева Н.П., Фурмана Д.Е., Федорова В.П. М., 2003. 511 с.
16.Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 340.
17.Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М., 2007. 292 с.
18.Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Том 1. СПб., 1995. С. 21.
19.Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996. С. 157.

Интернет-источники
1.O’Loughlin J., Toal G., Kolossov V. Russian geopolitical culture and public opinion: the mask of proteus revisited // URL: http://www.colorado.edu/IBS/PEC/johno/pub/Proteus.pdf
2.Белковский С. Украина на кануне выборов // URL: http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xml?lang=ru&nic=expert&pid=579
3.Жарихин В. Отставка Еханурова - это признание поражения в газовой войне // URL: http://www.ukraine.ru/stories/06/01/10/3663/269986.html
4.Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики к парламентской // URL: http://politex.info/content/view/88/40
5.Карасев В.Ю., Кириенко У.В. Парламентские выборы 2006 в Украине: позиции на финишной прямой // URL: http://www.polit.ru/research/2006/03/22/ukselection.html
6.Колесников А. Досрочные выборы на Украине могут отсрочиться // URL: http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=760947
7.Мошес А. За развилшкой: сделала ли Украина политический выбор // URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=34&article=1399
8.Соловьев В. Западники и западничество // URL: http://www.magister.msk.ru/library/be/z/za0001.htm
9.Украина: В. Ющенко выбрал В. Януковича // URL: http://www.soyuz.by/second.aspx?document=20195&type=Qualifier&uid=4&page=18
10.Чалый В., Пашков М. Украино-российские отношения: взгляд из Украины // Український центр економічних і політичних досліджень імені Олександра Разумкова // URL: http://www.uceps.org/ua/show/520/

Вопрос-ответ:

Какие были исторические предпосылки для формирования российско-украинских отношений?

Исторические предпосылки формирования российско-украинских отношений включают в себя общую историческую связь двух народов, которая началась еще в древности. Оба народа имеют общие корни, их истории переплетаются на протяжении многих веков. Это создает основу для развития взаимоотношений и влияет на их характер и динамику.

Какие внешнеполитические и геополитические интересы у России и Украины?

У России и Украины есть собственные внешнеполитические и геополитические интересы, которые влияют на формирование их отношений. Россия стремится сохранить свою влияние на Украину и контролировать ее геополитическое положение, так как Украина имеет стратегическое значение для России. Украина, с другой стороны, стремится укрепить свою независимость и развиваться как самостоятельное государство.

Какие оценки дает российская элита российско-украинским отношениям?

Оценки российской элиты по российско-украинским отношениям часто зависят от конкретного политического контекста и интересов элиты. Некоторые члены российской элиты поддерживают близкое сотрудничество с Украиной, в то время как другие выражают более скептическую позицию и стремятся к укреплению российского влияния на Украину.

Какую роль и место двусторонние отношения занимают в стратегиях России и Украины?

Двусторонние отношения между Россией и Украиной имеют важное значение в стратегиях обеих стран. Для России Украина является одним из ключевых партнеров, прежде всего в экономической сфере, и влияет на реализацию внешнеполитических целей. Для Украины Россия имеет большое влияние на ее политическую и экономическую ситуацию, и развитие отношений с Россией является одной из приоритетных задач.

Какие исторические предпосылки существуют для формирования российско-украинских отношений?

Исторические предпосылки формирования российско-украинских отношений включают различные факторы, такие как схожая культура, языковое сходство, историческая общность, а также совместное прошлое, включающее период СССР и общую историю до этого времени.

Какова роль и место двусторонних отношений России и Украины в стратегиях обеих стран?

Внешнеполитические и геополитические интересы России и Украины оказывают влияние на роль и место двусторонних отношений в их стратегиях. Обе страны стремятся следовать своим интересам и оказывать влияние на друг друга в различных сферах, таких как экономика, политика, культура, безопасность и др. Россия и Украина также стремятся налаживать сотрудничество и устанавливать партнерские отношения в определенных областях, но также характеризуются периодами напряженности и конфликтов.

Каково внутриполитическое мнение российской элиты о российско-украинских отношениях?

Внутриполитические оценки российской элиты по поводу российско-украинских отношений могут быть разнообразными. Некоторые представители российской элиты поддерживают близкое сотрудничество с Украиной, рассматривая ее как стратегического партнера и соседа. Другие, напротив, могут придерживаться жесткой линии и подчеркивать роль России как главного игрока в украинском политическом и экономическом пространстве.

Какова внутриполитическая позиция украинской элиты в отношении России?

Внутриполитическая позиция украинской элиты по отношению к России тоже может быть разнообразной. Некоторые представители украинской элиты стремятся развивать отношения с Россией, укреплять контакты и сотрудничество. Другие же относятся к России с определенным недоверием или критически и поддерживают укрепление украинской независимости и западную ориентацию внешнеполитических связей.