Конкуренция и предпринимательская тайна

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Предпринимательство
  • 2727 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 26.09.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Конкуренция и предпринимательская тайна.
Понятие конкуренции.
Положительные и отрицательные стороны конкуренции.
Положительные стороны конкуренции:
Отрицательные стороны конкуренции:
Ценовая и неценовая конкуренция.
Ценовая конкуренция
Неценовая конкуренция
Совершенная и несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополия
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Концепция пяти сил конкуренции.
Добросовестная и недобросовестная конкуренция
Добросовестная конкуренция.
Недобросовестная конкуренция
Предпринимательская тайна
Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне
Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны
Формы защиты коммерческой тайны
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить: специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм; специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности; специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров; специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее практикования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).
Итак, коммерческая тайна - это особая разновидность объектов интеллектуальной собственности. Под понятие коммерческой тайны могут подпадать самые разнообразные сведения и знания как технического характера, так и организационного или финансового. Законодательство любой страны предусматривает возможность государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности, в частности за полнотой и своевременностью уплаты налогов. Поэтому правовыми актами устанавливается объем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
В частности, не могут составлять коммерческую тайну предприятия: его учредительные документы; разрешительные документы на право осуществления предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и иные сведения о нем, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения.
Коммерческая тайна должна соответствовать установленным законом критериям охраноспособности. Законом установлены следующие критерии охраноспособности коммерческой тайны: эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации не должно быть свободного доступа на законном основании; требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности.
К объектам коммерческой тайны могут относиться такие достижения и информация, которые являются существенными факторами для экономики предприятия, оставаясь при этом неизвестными третьим лицам.
Примерный перечень объектов, которые представляют коммерческую ценность для достаточно большого числа предприятий, а именно:
Техническая сфера: результаты опытов и их протоколы; данные о качестве материалов; документация по изготовлению; чертежи; формулы и рецепты; статистические расчеты; конструкционные чертежи; список деталей; отчеты произведенной продукции;
Коммерческая сфера: картотека клиентов; картотека поставщиков; документация о программировании в коммерческой сфере; документация об организации сбыта и распространения; данные об организации производства; методы рекламы; данные о финансировании.
Вторым критерием охраноспособности является отсутствие свободного доступа к объектам коммерческой тайны на законном основании. Правообладатель должен принимать все меры, чтобы предотвратить раскрытие информации, представляющей важность с коммерческой точки зрения, при опубликовании различных материалов, экспонировании на выставках, при передаче для ознакомления возможным партнерам или при внедрении результатов интеллектуальной деятельности.
Третий и, пожалуй, самый значимый критерий: наличие доказательств, что обладатель коммерческой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности.
Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны
В зависимости от вида предпринимательской деятельности, размеров фирмы и других критериев функционирования фирмы набор элементов механизма защиты предпринимательской тайны может кардинально изменяться. Конечно, важную роль играют и финансово-материальные возможности, необходимые для организации защиты экономической безопасности.
Как правило, для комплексного решения всех вопросов, связанных с защитой предпринимательской тайны, на фирме создается собственная служба безопасности, начальник которой является и заместителем руководителя фирмы. Однако отдельными вопросами защиты экономической безопасности могут заниматься специализированные охранные предприятия, выполняющие свои функции по договору с фирмой. Служба безопасности выполняет следующие функции:
организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в зданиях и помещениях, несение их охраны;
контроль за соблюдением установленного режима на фирме сотрудниками, посетителями;
проведение мероприятий по правовому и организационному регулированию отношений на фирме по защите предпринимательской тайны и экономической безопасности;
участие в разработке основных нормативных документов (инструкций, положений), устанавливающих порядок и принципы защиты предпринимательской тайны;
участие в разработке должностных инструкций, обязанностей руководителей подразделений, специалистов, всех категорий работников;
обеспечение сохранности документов, содержащих сведения, являющиеся коммерческой тайной, прекращения их хищения или передачи сведений заинтересованным лицам иными способами;
организация проведения служебных расследований по фактам разглашения сведений, составляющих предпринимательскую тайну, потерь документов и других нарушений безопасности фирмы, а также и другие функции, которые должны быть установлены в положении о службе безопасности, утвержденном руководителем фирмы.
В состав механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы входят следующие подсистемы: правовое обеспечение тайны, правоведение организационной защиты, осуществление инженерно-технической защиты, мотивация в первую очередь тех сотрудников, от поведения которых зависит утечка сведений, составляющих предпринимательскую тайну; усиление различных форм ответственности за разглашение сведений, наносящих экономический ущерб фирме и другие.
Охрана коммерческой тайны - это, не в последнюю очередь, обеспечение безопасности бизнеса. Для решения задачи ограждения информации от несанкционированного доступа посторонних лиц могут быть использованы самые разные меры технического, организационного и юридического характера.
С точки зрения доказательств лучше иметь ряд составленных на основании действующего законодательства документов. Если вы не имеете документов, подтверждающих охрану, - вы не охраняете ничего, и в случае возникновения претензий никто вам в суде не поверит.
Правообладателями коммерческой тайны могут выступать в гражданском обороте юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Юридические лица - некоммерческие организации - могут быть субъектами права на коммерческую тайну, если дело касается сведений, относящихся к разрешенной им предпринимательской деятельности. Иностранцы пользуются в России правом на охрану коммерческой тайны наравне с отечественными правообладателями.
Формы защиты коммерческой тайны
Основной формой защиты права на коммерческую тайну является обращение к компетентным государственным органам в административном или судебном порядке. Административный порядок защиты предусматривает возможность обращения с заявлением о допущенном нарушении права на коммерческую тайну в специально созданный государственный орган Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Использование судебного способа защиты подразумевается обращение с иском о защите нарушенных прав в суд. Поскольку вопрос о коммерческой тайне непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, данные иски в основном относятся к подведомственности арбитражных судов. В тех случаях, когда в качестве ответчика выступает работник, разгласивший коммерческую тайну вопреки условиям трудового договора, дело рассматривается в суде общей юрисдикции.
Одним из способов защиты права на коммерческую тайну является возмещение причиненных убытков. Убытки должны быть возмещены в полном объеме: компенсации подлежит как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
Помимо гражданско-правовых способов защиты закон предусматривает уголовно-правовые санкции за незаконное посягательство на коммерческую тайну. Незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну, заключаются в том, что данные, к которым нет свободного доступа, передаются конкурентам, причем делается это любыми незаконными способами, в том числе путем похищения документов, подкупа или угроз в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений. Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потерпевшими гражданско-правового требования о возмещении причиненного вреда. В частности, в тех случаях, когда сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашены или незаконно использованы работниками государственных или иных организаций, соответствующие требования о возмещении вреда могут быть адресованы либо непосредственно этим организациям в соответствии со ст. 402 ГК РФ, либо государству.
Заключение
В данной работе была предпринята попытка раскрыть такие понятия, как конкуренция и предпринимательская тайна. Итак, конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы
При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей.
Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.
Таким образом, конкуренция - это неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Деятельность предпринимателей предполагает получение, накопление, хранением, обработку и использование разнообразной информации. Если эта информация имеет потенциальную коммерческую ценность, то речь идет уже о так называемой предпринимательской тайне. В этом случае она должна быть недоступна третьим лицам и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Разглашение (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлияет на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов. Коммерческая тайна является одним из самых универсальных объектов интеллектуальной собственности.
Список литературы
Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. г.Киров «АСА», 2002г. – 475 стр.
Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М.: "Владос", 2006г. – 591 стр.
Экономика: учебник. /Под ред. Архипова А. И., Погосова И. А. - М: ТК Велби /Проспект 2007г.
Экономическая теория. Под ред. д.э.н. Николаевой Л.А., Черной И.П. - М.: «Проспект», 2005г. – 448 стр.
Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 2001г.
Казакевич О.Ю. и др. “Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов)”, Объединение УППИКС, М, 1998г.
“Гражданский кодекс Российской Федерации”, часть первая, “ИНФРА-М”, М, 1998г. – 416 стр.
Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – М., 2001
«Толковый словарь рыночной экономики». Москва. 1993.
Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 1992.
Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие Челябинск. Челябинский государственный университет, 2002г.
Абчук В.А., Курс предпринимательства, СПб «Альфа», 2001 год, 544 стр.











2

1.Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. г.Киров «АСА», 2002г. – 475 стр.
2.Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М.: "Владос", 2006г. – 591 стр.
3.Экономика: учебник. /Под ред. Архипова А. И., Погосова И. А. - М: ТК Велби /Проспект 2007г.
4.Экономическая теория. Под ред. д.э.н. Николаевой Л.А., Черной И.П. - М.: «Проспект», 2005г. – 448 стр.
5.Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 2001г.
6.Казакевич О.Ю. и др. “Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов)”, Объединение УППИКС, М, 1998г.
7.“Гражданский кодекс Российской Федерации”, часть первая, “ИНФРА-М”, М, 1998г. – 416 стр.
8.Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – М., 2001
9.«Толковый словарь рыночной экономики». Москва. 1993.
10.Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 1992.
11.Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие Челябинск. Челябинский государственный университет, 2002г.
12.Абчук В.А., Курс предпринимательства, СПб «Альфа», 2001 год, 544 стр.

Вопрос-ответ:

Что такое конкуренция?

Конкуренция - это взаимодействие субъектов рынка, которое проявляется в борьбе за клиентов и долю рынка.

Какие положительные стороны конкуренции?

Положительные стороны конкуренции: стимулирование качества товаров и услуг, снижение цен, научно-технический прогресс, повышение эффективности производства.

Какие отрицательные стороны конкуренции?

Отрицательные стороны конкуренции: возможность ложной рекламы и обмана потребителей, давление на цены до уровня неоплачиваемости затрат, снижение качества товаров и услуг в поиске более низких затрат.

Чем отличается ценовая и неценовая конкуренция?

Ценовая конкуренция основана на использовании различных ценовых стратегий для привлечения клиентов, а неценовая конкуренция включает в себя другие факторы, такие как качество товара, инновации, уровень обслуживания и др.

Что такое совершенная и несовершенная конкуренция?

Совершенная конкуренция - это идеальная форма конкуренции, при которой на рынке действует большое количество продавцов и покупателей, несовершенная конкуренция - это форма конкуренции, при которой на рынке присутствуют монополисты или олигополисты.

Что такое конкуренция?

Конкуренция - это процесс соперничества между исполнителями, стремящимися достичь определенных целей, таких как продажи, прибыль или привлечение клиентов. В бизнесе конкуренция играет важную роль, поскольку она стимулирует предприятия их лучшим образом выполнять свою работу и предлагать потребителям более выгодные условия.

Какие положительные стороны конкуренции?

Конкуренция имеет несколько положительных сторон. Во-первых, она способствует повышению качества товаров и услуг. Когда компании конкурируют за клиентов, они стараются предлагать лучшие продукты и услуги, улучшать свои технологии и инновации. Во-вторых, конкуренция приводит к снижению цен. Благодаря конкуренции компании вынуждены бороться за клиентов, предлагая им лучшие цены и акции. Наконец, конкуренция стимулирует предпринимательскую активность и инновации, что способствует развитию экономики в целом.

Какие отрицательные стороны конкуренции?

У конкуренции есть и отрицательные стороны. Во-первых, она может привести к вытеснению малых и новых компаний с рынка. Большие и уже установленные компании часто имеют больше ресурсов и масштабов, чтобы справиться с конкуренцией. Во-вторых, конкуренция может привести к недобросовестным практикам, таким как демпинговые цены или фальшивая реклама. Наконец, конкуренция может создать стресс и давление на предпринимателей, особенно если они не могут удовлетворить требования конкурентов или потребителей.