Психологическая сущность игры дошкольника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2828 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 27.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста
1.1. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста
1.2. История развития игры детей дошкольного возраста
Глава 2. Психологическая сущность игры детей дошкольного возраста
2.1. Взгляд зарубежных исследователей на психологическую сущность игры дошкольников
2.2. Взгляд отечественных исследователей на психологическую сущность игры дошкольников
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

И это действительно так. Игра не есть ирреальность. Поэтому в ней, как это будет показано в экспериментальной части нашего исследования, есть жесткость, свойственная реальности. Ребенок действует в игре с предметами, относящимися к реальной жизни.
2.2. Взгляд отечественных исследователей на психологическую сущность игры дошкольников
В отечественной психологии впервые с совершенно новых позиций рассмотрел проблему психологической сущности игры М.Я.Басов. Анализируя объективные условия существования, присущие детству и приводящие к игре с ее особыми структурными особенностями, М.Я.Басов указывает, что для них наиболее характерным является отсутствие у ребенка каких-либо определенных обязательств, так как его существование обеспечивается родителями, а общественных обязанностей на нем еще никаких нет.
Особую точку зрения на игру развивал видный советский психолог П.П.Блонский. По мнению П.П.Блонского, удовлетворительной теории пока нет и не может быть потому, что термин «игра» прилагается к самым разнообразным видам деятельностей [20, с.155].
Существенный вклад в разработку теории игры внес Л.С.Выготский. Его интерес к психологической сущности игры возник, с одной стороны, в связи с исследованиями по психологии искусства и, с другой — в ходе разработки проблемы развития высших психических функций.
Очень сжатый и предварительный набросок своих взглядов на значение игры Л.С.Выготский дал в работе по психологии подростка. «Если мы обратимся к примитивному человеку, — писал Л.С.Выготский, — мы увидим, что в играх детей происходит действительная их профессиональная подготовка к будущей деятельности — к охоте, к распознаванию следов зверей, к войне. Игра человеческого ребенка так же направлена на будущую деятельность, но главным образом на деятельность социального характера. Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития»,
В связи с работой над созданием системы детской психологии Л.С.Выготский вновь обращается к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста и разрабатывает гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры.
Основные положения этой гипотезы следующие: [5, с. 67]
1. Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных аффектов. Эти обобщенные аффекты могут ребенком не осознаваться. Их основным содержанием является система отношений со взрослыми.
2. Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке. Для «мнимой» ситуации характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком роли взрослого. Это становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте.
3. Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией. Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения.
4. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Главное генетическое противоречие игры заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии.
5. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
6. Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера.
Отметим, что в качестве исходной особенности, определяющей сущность игры, С.Л.Рубинштейн выделяет особенности ее мотивов. Основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности [16, с.158].
На наш взгляд, из отечественных психологов ближе всего к раскрытию психологической природы игры подошел Л.С.Выготский.

Заключение
Итак, психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям. В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, следует развивать игровую деятельность у детей, т.к. она связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».
Мы считаем, что данная работа актуальна, раскрывает психологическую сущность игровой деятельности дошкольников и может быть полезной для воспитателей ДОУ при работе с дошкольниками.
Список литературы
Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. – М., 2001. – 213 с.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания./ Под редакцией А.А.Бодалева. – М. – Воронеж, 2003. – 384 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. – 527 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М., 2004. – 213 с.
Выготский Л.С. Психология. — М., 2000. —1008 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1999.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 2002. № 2. с. 114 — 123.
Гуревич П.С. Психология. М.: ЮНИТИ, 2005. – 379 с.
Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 2004, №6, стр.27-31.
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М., 2000. - 367 с.
Запорожец А. В. Психология. М., 2001. – 245 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
Мухина В.С. Детская психология «Экспо-пресс», М., 1999г. с 170-175.
Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. – М., 1998. – 384 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999. – 234 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998. – 290 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1999. – 365 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 210 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1998. – 230 с.











28

Список литературы
1.Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. – М., 2001. – 213 с.
2.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания./ Под редакцией А.А.Бодалева. – М. – Воронеж, 2003. – 384 с.
3.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
4.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. – 527 с.
5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М., 2004. – 213 с.
6.Выготский Л.С. Психология. — М., 2000. —1008 с.
7.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 5 т.Т.5.-М., 1999.
8.Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 2002. № 2. с. 114 — 123.
9.Гуревич П.С. Психология. М.: ЮНИТИ, 2005. – 379 с.
10.Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 2004, №6, стр.27-31.
11.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М., 2000. - 367 с.
12.Запорожец А. В. Психология. М., 2001. – 245 с.
13.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1988. – 689 с.
14.Мухина В.С. Детская психология «Экспо-пресс», М., 1999г. с 170-175.
15.Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. – М., 1998. – 384 с.
16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999. – 234 с.
17.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998. – 290 с.
18.Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1999. – 365 с.
19.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – 210 с.
20.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.:

Вопрос-ответ:

Какая роль игры в развитии детей дошкольного возраста?

Игра играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Она помогает детям развивать свои когнитивные, эмоциональные, социальные и физические навыки. Через игру дети учатся решать проблемы, развивать воображение, учатся сотрудничать и взаимодействовать с другими детьми. Также они учатся контролировать свои эмоции и адаптироваться к новым ситуациям.

Какие исследователи рассматривают психологическую сущность игры дошкольников?

Зарубежные исследователи рассматривают игру дошкольников как средство самовыражения и саморегулирования эмоций. Они подчеркивают роль игры в развитии креативности и воображения, а также в формировании социальных навыков и самооценки. Отечественные исследователи акцентируют внимание на роли игры в формировании познавательных процессов и развитии интеллекта, а также на значении игры для развития личности ребенка.

Какова история развития игры у детей дошкольного возраста?

Игра является врожденной потребностью любого ребенка. Уже древние культуры придавали большое значение игре в развитии детей. Однако, разное отношение к игре в различные исторические периоды влияло на то, как игра развивалась у детей дошкольного возраста. Сейчас игра является неотъемлемой частью ребячества и способом обучения и развития ребенка.

Что представляет собой психологическая сущность игры детей дошкольного возраста?

Психологическая сущность игры детей дошкольного возраста представляет собой комплексные процессы и явления, которые происходят во время игры. Это включает в себя развитие когнитивных навыков, эмоциональное самовыражение, формирование социальных навыков, а также развитие физических способностей. Игра позволяет детям учиться и развиваться во всех аспектах своей жизни.

Какова роль игры в развитии детей дошкольного возраста?

Игра играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Она способствует формированию психических, эмоциональных и физических навыков, развивает воображение и творческое мышление, улучшает социальные навыки и способности к общению. Игра помогает детям узнавать мир, экспериментировать с разными ролями и ситуациями, а также осваивать навыки самостоятельности и решения проблем.

Как развивается игра детей дошкольного возраста на протяжении истории?

Развитие игры детей дошкольного возраста менялось на протяжении истории. В прошлом игра часто сводилась к имитации взрослых деятельности, но с развитием педагогики и психологии в игровой процесс стало включаться больше элементов творчества и самостоятельности. Сегодня игра детей дошкольного возраста стала более разнообразной и комплексной, включая элементы ролевой игры, конструкторской деятельности, творчества и многого другого.

Как зарубежные исследователи видят психологическую сущность игры дошкольников?

Зарубежные исследователи видят психологическую сущность игры дошкольников как способ развития различных аспектов детской личности. Они считают, что игра способствует развитию представлений о себе и других людях, улучшает социальные навыки, развивает креативное и абстрактное мышление, способности к проблемному решению. Игра также помогает детям выражать свои эмоции и устанавливать эмоциональные связи с окружающими.

Как отечественные исследователи видят психологическую сущность игры дошкольников?

Отечественные исследователи видят психологическую сущность игры дошкольников также как способ развития различных аспектов детской личности. Они придают особое значение ролевой игре, считая, что она позволяет детям осваивать социальные роли и нормы, развивать воображение и эмпатию. Отечественные исследователи также отмечают, что игра является способом самовыражения и саморазвития детей дошкольного возраста.