Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психологическая готовность к школе.

  • 26 страниц
  • 17 источников
  • Добавлена 07.03.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
Глава 1.Теоретические проблемы психологической готовности к школьному обучению
1.1.Понятие психологической готовности к школьному обучению и ее структура
1.2.Основные причины неподготовленности детей к школе
Глава 2. Проблемы диагностики и формирования психологической готовности к школе
2.1.Методы диагностики готовности детей к школе
2.2.Пути обеспечения психологической готовности к обучению в школе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Необходимо формировать у детей представления о моральных нормах и правилах поведения в коллективе и положительное отношение к школе (создание эмоционально привлекательного образа школы, класса, распорядка школьной жизни). Необходимо подталкивать к самостоятельному поиску знаний, подчеркивая «взрослость» и самостоятельность ребенка. Обязательно привлечение старших дошкольников к оценке своей работы. Данные приемы помогают сохранить мотивацию к учебной деятельности, формируют волевые качества личности, способности к адекватной самооценке.
Следует обратить внимание на выработку усидчивости и добросовестности, предлагая творческие задания по оригами, аппликации, собиранию пазлов, конструированию. Необходимо постоянное стимулирование самостоятельности, привлечение к самоанализу, подбадривание в процессе познавательной деятельности, привлечение к выполнению коллективных заданий[3,с.17].
Необходимо направить усилия на формирование следующих установок и ожиданий: - в школе можно узнать много нового и интересного, если захочешь сам;
- в школе можно найти много новых и хороших друзей;
- учитель поможет в решении всех вопросов и проблем, с ним всегда и обо всем можно договориться;
- чаще рассказывать детям о своих школьных друзьях, интересных событиях, первом сентября;
- учитель приходит в класс, чтобы учить детей, а дети приходят, чтобы учиться и школьные успехи будут зависеть от того, насколько ты сам настроишься на познание нового;
- появится много новых интересных обязанностей, потому что дети стали взрослее;
- оценка, полученная в школе, говорит не о том, какой ты сам, а о том, как ты потрудился и важно всегда стремиться сделать лучше;
Закреплению навыков настойчивости, старательности, самостоятельности, ответственности будут способствовать похвала, одобрение, поощрение. Следует неоднократно подчеркивать, что умение выполнять установленные правила помогут быстрее начать заниматься, справиться с заданием и получить лучший результат и обеспечит успешность обучения в школе.
Для формирования готовности к школе необходимым является следующее:
А) формирование у детей представлению об учебе как значимой деятельности;
Б) Уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, формирование дружеских отношений в коллективе;
В) Опора на уже имеющийся у детей опыт поведения;
Г) Постепенное повышение требований к детям;
Д) Разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.
Особое значение имеют доброжелательный характер общения с детьми, тон адресованных им замечаний, умение вводить то или иное правило ненавязчиво, но внушительно, проявляя при этом уважение к личности ребенка, чуткость и понимание его состояния[14,с.128].
Первостепенным в ряду условий формирования готовности к школе можно считать наличие психологической комфортности детей в образовательной среде и их адекватной самореализации, которые основываются на ощущениях эмоциональной безопасности и положительном эмоциональном фоне педагогического процесса в целом.
При формировании готовности к школе применяются индивидуальные и групповые формы работы с психологом: консультации, беседы, тренинги. Эта работа направлена на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка, снижение тревожности, развитие волевой регуляции и коммуникативных навыков.
На занятиях с детьми используются разнообразные виды психокоррекции: игровая терапия,  арттерапия, сказкотерапия, методы психодрамы, аутотренинга, релаксации, приёмы когнитивно-поведенческой психотерапии.
При необходимости практикуется семейное консультирование с целью коррекции и оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Коррекция и развитие внимания, памяти, восприятия, мышления ребёнка помогает в формировании психологической готовности к школьному обучению.
Проблемы в сформированности психологической готовности к школьному обучению помогают решать психокоррекционные занятия.
Их результатом является:
развитие основных операций мышления, способствующих успешности в школе;
формирование необходимых в школе учебных навыков и умений;
воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их;
формирование правильного отношения к деятельности других детей;
расширение навыков общения со сверстниками и взрослыми;
снятие излишнего напряжения у детей в школьных ситуациях и устранение школьных  и сопутствующих страхов;
повышение уверенности в себе, нормализация самооценки;
выработка адаптивных форм поведения[12,с.174].
Заключение
Данная работа была посвящена проблеме готовности детей к обучению в школе. Исследование было проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.
В первой главе изучено общее понятие «психологической готовности» к школьному обучению и аспекты школьной зрелости. Рассмотрены взгляды психологов на понятие «психологической готовности» детей к школе. Выявлено, что отличительной чертой подхода многих отечественных психологов к проблеме готовности к школьному обучению является выделением мотивационной и познавательной сфер личности в качестве ведущих, имеющих особо важное значение. Отмечено также, что в психологии пока нет единого понимания структуры психологической готовности к обучению в школе, так как она является многокомпонентным образованием. Сделан вывод о том, что готовность к школе, как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников, является сложным многокомпонентым образованием. В структуре школьной зрелости выделены психофизиологический, интеллектуальный и личностный аспекты. Психофизиологический аспект зрелости характеризуется состоянием основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Интеллектуальный аспект зрелости определяется уровнем развития когнитивных функций, определенной широтой представлений, речевым развитием и познавательной активностью. Личностный аспект школьной зрелости включает наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, совокупность определенных характеристик волевой, эмоциональной сфер и сферы самосознания ребенка, необходимых для успешного освоения учебной деятельности.
Теоретический анализ связи готовности к школе и адаптации к школьному обучению позволило рассматривать готовность к школьному обучению в виде достаточной сформированности различных аспектов школьной зрелости как один из факторов успешной адаптации детей к школе. Целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по формированию готовности к школьному обучению можно рассматривать как одно из направлений по профилактике школьной дезадаптации. Изучены основные причины неподготовленности детей к школе среди которых отмечены несформированность отдельных аспектов школьной зрелости, педагогическая запущенность, дефекты семейного воспитания, соматическая ослабленность, неучет индивидуальных особенностей личности ребенка.
Проанализировав причины неподготовленности к школьному обучению, мы сделали вывод о том, что психолого-педагогический подход к объяснению школьных трудностей исходит в целом из представления о поликаузальной обусловленности школьной дезадаптации и в качестве конкретных причин учебных трудностей рассматривает, в первую очередь, недостатки в когнитивно-личностном развитии учащихся. Данный подход системно объединяет два уровня существования любого психического явления: уровень его внешнего проявления (педагогический) и уровень внутренних психологических процессов (психологический).
Рассмотрены различные подходы к диагностике психологической готовности к школьному обучению и пути ее формирования. Сделан вывод о том, что для того, чтобы работа с неподготовленными к обучению младшими школьниками стала эффективной, необходимо прежде всего решение проблемы выявления конкретных психологических причин, мешающих полному усвоению знаний и успешной адаптации к школе каждого ученика.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Вместе с тем, хотелось бы отметить необходимость дальнейшего изучения различных аспектов проблемы психологической готовности к школьному обучению. В частности, актуальной нам представляется осуществление исследования семейных условий воспитания детей в дошкольном детстве, способствующие формированию различных вариантов психологической готовности к школьному обучению.

Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1. Активность личности способность действовать относительно независимо от ситуации, сознательно ставить перед собой цели и достигать их, производя значимые изменения в окружающем мире и в самом себе 2. Ведущая деятельность деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований 3. Внутренняя позиция школьника система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность 4. Познавательная деятельность деятельность, направленная на познавание окружающего мира, на получение знаний. 5. Произвольность способность подчинять собственное поведение собственной цели или принимаемому чужому требованию 6. Психологическая готовность к школьному обучению совокупность психологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению 7. Работоспособность способность выполнять деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени 8. Способности индивидуальные особенности, от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности 9. Учебная деятельность форма усвоения социального опыта; совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого 10. Школьная дезадаптация совокупность неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебной деятельности, поведенческих проблем, конфликтных отношений, психогенных расстройств и заболеваний, высокой тревожности, агрессивности и других искажений в личностном развитии Список использованных источников
Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. - 688 с.  Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. СПб.:Питер, 2008.- 400с. Борисова Е.Ю. Системный подход к профилактике школьной дезадаптации: Автореф. дис. канд.психол.наук. Казань, 2000.-23 с. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М..: Академический Проект, 2005. – 256с. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. – 270 с. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Т.Ф. и др. — М.: Социальное здоровье России, 2003. – 125с. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 362с. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.:ФОРУМ, 2005.- 223 с. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. – 375 с. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007. – 201 с. Кулагина И. Ю. Личность школьника. М.: Сфера, 2001. – 464с. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика. СПб.: Речь, 2009. – 194 с. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001. - 256 с. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2001. – 448 с. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. М.: Генезис, 2005.-192с. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия. 2007. - 384с. 17. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 2005. – 204 с. Приложения
А











26

Список использованных источников
1.Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
2.Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. СПб.:Питер, 2008.- 400с.
3.Борисова Е.Ю. Системный подход к профилактике школьной дезадаптации: Автореф. дис. канд.психол.наук. Казань, 2000.-23 с.
4.Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М..: Академический Проект, 2005. – 256с.
5.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
6.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Т.Ф. и др. — М.: Социальное здоровье России, 2003. – 125с.
7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 362с.

8.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.:ФОРУМ, 2005.- 223 с.
9.Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. – 375 с.
10.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007. – 201 с.
11.Кулагина И. Ю. Личность школьника. М.: Сфера, 2001. – 464с.
12.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика. СПб.: Речь, 2009. – 194 с.
13.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001. - 256 с.
14.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2001. – 448 с.
15.Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. М.: Генезис, 2005.-192с.
16.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия. 2007. - 384с.
17.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 2005. – 204 с.

министерство образования российской федерации

Федерального государственного образовательного

образования

"Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ")

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и психологии начального образования

Курсы

по дисциплине "Педагогика"

направление 050100 "Педагогика"

Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет

Исполнитель

Кутняшенко Лина g. надежда

III курс гр.ПБZ-32

Научный руководитель

Бобрышева Vi-го Века, когда. пед.

Волгоград 2014

Введение

Наша диссертация посвящена одной из актуальнейших более современной детской психологии и педагогики, поиску эффективных путей формирования компонентов к школе. Этой проблеме посвящено большое количество книг, статей, сборников, требует горомное количество методик исследования уровня готовности ребенка для обучения в школе. Изучение проблемы формирования готовности к школе занимались и занимаются такие ученые, как Л. Выготский, Ж. Пиаже, д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцова, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев и др. Проблемы психологической готовности к школе для психологов не новая. Иностранных исследований отражена в работах учащихся школы зрелости детей. (А. Керн 1951; С. Штребел 1957; Ya Йирасел 1970; А. Анастази 2001; Й.Шванцара 1978 и др.)

Однако, несмотря на обилие существующих в этой проблеме материал, есть укоренившееся ошибочное мнение, что подготовка к школе это багаж знаний и умений, которые ребенок успел приобрести за годы дошкольного детства, в том числе умения читать и считать. В формировании такого подхода будущих студентов приняли участие сами школы, организации тестирования детей, прежде чем войти в первый класс. И родители, вместо того, чтобы своевременно дать ребенку необходимые для его возраста знания, для того, чтобы ознакомиться с особенностями мира, закрепляя полученную информацию в ходе игры, просто натаскивают детей на заполнение всевозможных тестов. Родители воспринимают ребенка, как кувшин, который наполняется знаниями и основной задачей которого является, чтобы заботиться, чтобы не потерять эти знания.

Узнать стоимость работы