Графический дизайн и его место в художественном образовании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дизайн
  • 3333 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.10.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие графического дизайна
1.1.Дизайн в целом и графический дизайн
1.2.История дизайна и зарождение графического дизайна.
Глава 2. Сферы графического дизайна.
2.1. Фирменный стиль и графическая реклама
2.2. Шрифты
2.3. Плакат
2.4. Книжная, газетная и журнальная графика
Глава 3. Деятельность дизайнера-графика
2.1. Дизайн и художественное образование.
2.2. Компетенции, приобретаемые в ходе получения образования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В целом же предполагается, что студенты специальности, вне зависимости от вуза и региона обучения должны получить фундаментальную подготовку в области художественно-эстетических дисциплин, а также всесторонние навыки применения компьютерных инструментов информационных технологий. Что предполагает освоение следующих предметов (приблизительный список)
история культуры и искусства; история дизайна, науки и техники; история графического дизайна и рекламы; история орнамента;
рисунок и спецграфика, иллюстративная графика, графический дизайн, композиция, живопись, скульптура и пластическое моделирование, цветоведение и колористика;
организация проектной деятельности, техника графики, шрифт, типографика, фотографика, технологии полиграфии, креативный дизайн, проектирование в графическом дизайне, дизайн пространственной среды;
начертательная геометрия, дизайн и рекламные технологии, компьютерная графика, компьютерная живопись, аудиовизуальные технологии в дизайне, технологии трехмерного моделирования и анимации;
операционные системы, программирование, компьютерные сети и телекоммуникации, базы данных, Web-дизайн.
Лучшим примером успешного овладения знаниями и навыками, можно может быть образец студенческих работ:

Рис. 10.Студенческая работа. Образовательная программа «Графический дизайн» факультета филологии и искусств СПбГУ

2.2. Компетенции, приобретаемые в ходе получения образования
Учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в области дизайна разработан Государственный образовательный стандарт, который включает Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «дизайн». В частности, в этом документе говорится следующее.
Дизайнер должен знать: исторический опыт развития мирового искусства, основные факты и закономерности историко-художественного процесса, значение наследия прошлых веков для современности; основные направления и теории в истории искусств, специфику и сущность различных видов искусств; историю развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства; научные методы познания произведений искусства и художественной жизни общества; закономерности освоения человеком окружающей действительности «по законам красоты» направления и формы эстетической деятельности; произведения выдающихся художников в области рисунка, живописи, скульптуры и графики; основные категории и понятия знаковых систем; историю и теорию дизайна; основные этапы развития материальной культуры первобытного общества, Древнего мира, Возрождения, Нового времени и материальной культуры ХХ века; основы предпринимательской деятельности; основы менеджмента и маркетинга в сфере дизайн-проектирования и промышленного производства; современные технологии формообразования. Дизайнер должен владеть навыками: анализа произведений искусства и художественного процесса в целом; выполнения рисунков, скульптурных и живописных этюдов с использованием различных средств и техник; прогнозирования развития художественной культуры и дизайн-проектирования, использования компьютерной техники для решения композиционных и проектных задач.
Дизайн-подготовка предполагает развитие навыков комбинаторного мышления и творческих приемов.
Дизайнер по специальности 0524.00 в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: аналитическую; проектную; экспериментально-исследовательскую; производственно-управленческую. Иначе говоря, профессиональный дизайнер должен решить множество специальных задач и одновременно выступать в роли координатора усилий различных специалистов в создании промышленного изделия. В идеальном варианте этот дизайнер приступает к работе над проектом будущего изделия или проектом варианта существующего изделия с момента включения его в планы перспективной продукции. Дизайнер должен стремиться к тому, чтобы продукт массового потребления или специального потребления (например, электронно-счетное устройство) был максимальным образом приспособлен к нуждам потребителя. Это приспособление включает обеспечение максимальной безопасности пользования изделием, эксплуатационные удобства и общее повышение комфортности, расширение ассортимента однородной продукции для удовлетворения нюансных различий в использовании.
Одновременно идеальный дизайнер должен обеспечить высокие эстетические качества промышленной продукции.
Художественное образование должно планомерно и поэтапно следовать в процессе обучения и развивать личность, независимо от дальнейшего выбора профессии. В высших художественных учебных заведениях молодые люди в процессе получения образования приходят к полноценному пониманию и осознанию своей принадлежности к определенному культурному слою с его художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определённые приоритеты и в собственном художественном творчестве, независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Данный момент предполагает комплекс условий, в основе которых лежит: во-первых, формирование отношения к художественному образованию, как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества. Во-вторых, сохранение и развитие сети образовательных учреждений культуры и искусства.
Заключение
Целью данной работы являлось определение места графического дизайна в ряде специализаций, дающих образование дизайнера и в ряде всей системы художественного образования. Для чего в тексте курсовой работы было последовательно рассмотрено следующее:
Во-первых, в первой главе дано толкование понятия дизайна, и разъяснено место графического дизайна в общей системе художественно-конструкторских разработок. Особо было указано, что в настоящее время графический дизайн выходит из рамок полиграфии, и скорее можно будет говорить о медиадизайне или о дизайне визуальных коммуникаций. Чему способствует развитие электронных СМИ, рекламы и других нестандартных видов вербально-визуальных коммуникаций.
Во-вторых, были рассмотрены различные сферы применения графического дизайна. Реклама, фирменный стиль, логотипы, шрифтовые композиции, художественно-техническое оформление печатной продукции – все это дает представление о многообразии и актуальности графического дизайна в современной действительности.
Наконец, исследование вопроса о месте графического дизайна в ряду художественных дисциплин и специализаций, возможности и компетенции, которыми овладевают учащиеся по образовательным программам «графический дизайн» и, с другой стороны, освоение графического дизайна художниками-графиками дает представление о том, что дизайнер-график с необходимостью должен придерживаться высоких эстетических канонов и иметь широкий художественно-культурный кругозор, что может быть достигнуто путем наличия в образовательных стандартов достаточного количества дисциплин и часов по дисциплинам художественной специализации, истории искусств и т.п., а также квалифицированными преподавательскими кадрами.

Список литературы

Бархатова Е.В. Конструктивизм в советском плакате. – М.: Контакт-культура, 2005.
Васильева Ю. История дизайнерского искусства // http://www.i2r.ru/static/255/out_22151.shtml
Волкова В.В. Дизайн рекламы. Учебное пособие. – Екатеринбург, Книжный дом «Университет», 1999.
Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.
Гордон Ю. книга про буквы от Аа до Яя. – м. изд-во Артемия Лебедева, 2006.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура-С, 2004.
Дизайнерское образование. История. Теория. Практика. / Под общей редакцией В.Р. Аронова, В.Ф. Сидоренко. – М.: Изд-во ВНИИТЭ, 2007.
Михайлов С., Кулеева Л.. Основы дизайна. – Казань: Новое знание, 1999.
Михайлов С.М. История дизайна. Учебник для вузов. Том 1. – М.: Союз дизайнеров России, 2002.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М: Молодая гвардия, 1994.
Победин В. А. Знаки в графическом дизайне. – Харьков. Изд-во «Ранов Веста», 2001.
Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. – СПб, Питер, 2004.
Рунге В.Ф. , Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. – М. : МЗ-Пресс, 2003.
Русский графический дизайн. Сост. Аникст М., Бабурина Н. – М.: Внешсигма, 1990.
С.И. Ожегов, Ю.Н. Шведова. Толковый словарь русского языка– М., 2003.
Сидоренко В. Ф., Устинов. А.Г. Дизайн в общеобразовательной системе // http://www.sreda.boom.ru/libr.htm
Сокольников Ю. Упаковка. Все об упаковке. – М.: Тигра, 2001.
Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Тоотс В. Современный шрифт. – М.: Изд-во «Книга», 1966.
Plakat Polski. Wydawnictwo Artystyczno-Graficzne. – Warszawa, 1972.
С.И. Ожегов, Ю.Н. Шведова. Толковый словарь русского языка – М., 2003.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура-С, 2004. – С.94.
Там же. – С.13.
Там же.. – С.15.
Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.
Васильева Ю. История дизайнерского искусства // http://www.i2r.ru/static/255/out_22151.shtml
Волкова В.В. Дизайн рекламы. Учебное пособие. – Екатеринбург, Книжный дом «Университет», 1999.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура-С, 2004. – С.68.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М: Молодая гвардия, 1994. – С. 129.
Тоотс В. Современный шрифт. – М.: Изд-во «Книга», 1966.
Русский графический дизайн. Сост. Аникст М., Бабурина Н. – М.: Внешсигма, 1990.
Бархатова Е.В. Конструктивизм в советском плакате. – М.: Контакт-культура, 2005.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура-С, 2004. – С.109.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М: Молодая гвардия, 1994.
Приказ от 28 декабря 2001 г. N 1403 О концепции художественного образования в Российской Федерации // http://www.gnesin.ru/normativy/concept_of_art_education.html
Сидоренко В. Ф., Устинов. А.Г. Дизайн в общеобразовательной системе // http://www.sreda.boom.ru/libr.htm
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0524.00 – «Дизайн» . Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Учебно-методическое объединение по образованию в области дизайна // http://www.rosdesign.com/design/dobrofdesign.htm









33

1.Бархатова Е.В. Конструктивизм в советском плакате. – М.: Контакт-культура, 2005.
2.Васильева Ю. История дизайнерского искусства // http://www.i2r.ru/static/255/out_22151.shtml
3.Волкова В.В. Дизайн рекламы. Учебное пособие. – Екатеринбург, Книжный дом «Университет», 1999.
4.Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970.
5.Гордон Ю. книга про буквы от Аа до Яя. – м. изд-во Артемия Лебедева, 2006.
6.Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М.: Архитектура-С, 2004.
7.Дизайнерское образование. История. Теория. Практика. / Под общей редакцией В.Р. Аронова, В.Ф. Сидоренко. – М.: Изд-во ВНИИТЭ, 2007.
8.Михайлов С., Кулеева Л.. Основы дизайна. – Казань: Новое знание, 1999.
9.Михайлов С.М. История дизайна. Учебник для вузов. Том 1. – М.: Союз дизайнеров России, 2002.
10.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М: Молодая гвардия, 1994.
11.Победин В. А. Знаки в графическом дизайне. – Харьков. Изд-во «Ранов Веста», 2001.
12.Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. – СПб, Питер, 2004.
13.Рунге В.Ф. , Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. – М. : МЗ-Пресс, 2003.
14.Русский графический дизайн. Сост. Аникст М., Бабурина Н. – М.: Внешсигма, 1990.
15.С.И. Ожегов, Ю.Н. Шведова. Толковый словарь русского языка– М., 2003.
16.Сидоренко В. Ф., Устинов. А.Г. Дизайн в общеобразовательной системе // http://www.sreda.boom.ru/libr.htm
17.Сокольников Ю. Упаковка. Все об упаковке. – М.: Тигра, 2001.
18.Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
19.Тоотс В. Современный шрифт. – М.: Изд-во «Книга», 1966.
20.Plakat Polski. Wydawnictwo Artystyczno-Graficzne. – Warszawa, 1972.

Вопрос-ответ:

Что такое графический дизайн?

Графический дизайн - это область творческой деятельности, которая использует графические элементы, типографику и изображения для создания визуальных коммуникаций.

Каково место графического дизайна в художественном образовании?

Графический дизайн занимает значимое место в художественном образовании, так как он пересекается с такими областями, как изобразительное искусство, дизайн и коммуникации.

Какова история зарождения графического дизайна?

История графического дизайна начинается с появления письменности и развития печатного дела, а затем претерпевает значительное развитие вместе с развитием технологий и изменением культурного контекста.

В каких сферах применяется графический дизайн?

Графический дизайн применяется в различных сферах, таких как фирменный стиль и графическая реклама, создание шрифтов, визуальный дизайн плакатов, книжная, газетная и журнальная графика.

Какие компетенции можно приобрести в ходе образования в области графического дизайна?

Получение образования в области графического дизайна позволяет развить компетенции в создании оригинальных дизайн-концепций, работе с графическими программами, понимании принципов визуальной коммуникации и эффективного использования графических элементов.

Что такое графический дизайн?

Графический дизайн - это область художественного творчества, которая занимается разработкой визуальных решений и созданием графических образов для различных целей: рекламы, дизайна интерфейсов, упаковки товаров и так далее.

Каково место графического дизайна в художественном образовании?

Графический дизайн занимает важное место в художественном образовании, поскольку он является частью дисциплины "дизайн" и включает в себя различные аспекты художественного творчества, такие как композиция, цветовая гамма, шрифты и т. д.

Каковы основные характеристики графического дизайна?

Основными характеристиками графического дизайна являются его функциональность, эстетическая привлекательность и эффективность в передаче определенного сообщения. Кроме того, графический дизайн должен быть оригинальным и соответствовать заданным требованиям заказчика.

Какие сферы применения есть в графическом дизайне?

В графическом дизайне существует множество сфер применения. Некоторые из них включают разработку фирменного стиля и графической рекламы, создание и выбор шрифтов, разработку плакатов, а также создание графического дизайна для книг, газет и журналов.

Какие компетенции приобретаются в ходе образования по графическому дизайну?

В ходе образования по графическому дизайну приобретаются различные компетенции, такие как владение программами графического дизайна, умение создавать эффективные визуальные решения, знание принципов композиции и цвета, а также умение работать в команде и соблюдать сроки.

Какое место занимает графический дизайн в художественном образовании?

Графический дизайн занимает важное место в художественном образовании, так как он является одной из востребованных и перспективных профессий. Он объединяет в себе творческие и коммерческие аспекты, что позволяет дизайнеру-графику воплощать свои идеи и при этом быть востребованным на рынке труда.