Функции художественного творчества

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусство
  • 1919 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.12.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Содержание
Введение
1.Понятие творческой деятельности и художественного творчества
2. Психологические аспекты процесса художественного творчества
3. Функции художественного творчества
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Дело в том, что любое творчество отражает не только творца, но и стадию развития общества в целом, исторические события, противоречия в обществе, задачи человечества и многое другое. Творчество не только описывает общество в какой-то период, но и сохраняет и дает возможность понять его дух в определенный отрезок времени.
Общество отбирает и сохраняет только те творения, которые наиболее полно отражают определенного стадию развития общества. Поэтому чем качественнее и полнее творчество, тем оно важнее для общества и для будущих поколений. По этой причине многие творцы стараются обобщать, и чем выше мера обобщения, тем значимей человек для общества. Творцов, сумевших обобщить в достаточной мере, считают великими.
Стремление к большей мере общности – это естественное стремление человека и всего человечества. Единственная трудность достижения этого, что до этого надо дорасти, так как это высший этап творчества.
Творчество не только специфично для человека, но и для всей природы в целом. Иначе бы не появилась жизнь на Земле.
В итоге, творчество не просто необходимо для развития общества, но и одновременно выполняет функцию фиксации определенного этапа развития. Без него человек перестал бы просто существовать.1
С точки зрения психологии художественное творчество выполняет еще и так называемую «целительную» функцию. Творчество – есть некая способность избежать как невроза, так и других заболеваний психики. Так сказать – перенаправить симптоматику расстройства личности.
Как известно, психоанализ определяет под возможностью возникновения нарушений психического характера – конфликт между «Я» и «Оно». Между сознанием и бессознательным индивида.
Беря свое начало от Эдипова комплекса, в индивиде формируется своего рода душевная травма. Нереализованное либидо (желание), не находя реального воплощения посредством претворения в действительность, вытесняется в бессознательное. А значит налицо возможность формирования симптоматики заболевания – нарушения психики. От неврозов и истерии – и до тяжелых психических расстройств: шизофрении, паранойи, и т. п.
Творчество – великолепная возможность избежать этого. Вследствие сублимации (сублимация – проекция негатива бессознательного в общественно приемлемое деяние), индивид избегает дальнейшего развития заболевания. Превращения симптома болезни в реальную болезнь. Таким образом, мы вполне можем рассматривать роль сублимации как невероятно важную, полезную, и необходимую для психики, для нормализации состояния психики и предотвращения психических расстройств. И в данном случае подобное «целительное воздействие» относится к художественному творчеству, творчеству, берущему на себя функции контроля за гармонией, своего рода урегулирования отношений между «Я» и «Оно», между сознанием и бессознательным, между внутренним миром индивида и обществом, социумом, внешним миром. И в этом плане значение его поистине бесценно.
Причем, как можно заметить, художественное творчество не только предотвращает переход симптома в болезнь, но и помогает создавать произведения искусства. Ведь художественное творчество – это и литература, и живопись, и скульптура, и архитектура, и музыка, и театр, и кино – да и вообще все, где реализуются фантазии человека.1
Ю. Борев выделяет художественно-концептуальную функцию искусства. Однако эту функцию можно отнести и к самому процессу художественного творчества, как анализу состояния мира самим творцом. Художник перерабатывает собственные впечатления бытия, создавая уникальную художественную концепцию. Творчество несет художественную концепцию, оно стремится к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира. Художника интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносит содержание своего произведения. Художественная реальность концептуально нагружена.1
К функциям художественного творчества можно также отнести и функцию предвосхищения, о которой говорит Ю. Борев. Ведь предвосхищение, предугадывание происходит именно в момент создания художественного произведения. Интуиция позволяет осознать некоторые истины, в том числе и картины будущего, как самоочевидные. Художник способен ясно и достоверно предугадывать грядущее, что проявляется в фантастических, утопических, антиутопических, социально прогнозирующих произведениях искусства.2
Художественное творчество, безусловно, выполняет и гедонистическую функцию выполняет и гедонистическую функцию, так как творческий процесс доставляет наслаждение. В художественном творчестве есть игровой аспект (искусство моделирует деятельность человека в игровой форме); игра же свободных сил — еще одно проявление свободы в искусстве, доставляющее необычайную радость. «Настроение игры есть отрешенность и воодушевление — священное или просто праздничное, смотря по тому, является ли игра просвещением или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку. Сфере игры принадлежат все способы поэтического формообразования: метрическое и ритмическое подразделение произносимой или поющейся речи, точное использование рифмы и ассонанса, маскировка смысла, искусное построение фразы. И тот, кто вслед за Полем Валери называет поэзию игрой, игрой, в которой играют словами и речью, не прибегает к метафоре, а схватывает глубочайший смысл самого слова «поэзия».

Заключение

В результате исследования сущности творческой деятельности, художественного творчества и его функций нам удалось сделать некоторые выводы. Во-первых, художественное творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового: новых вещей или новых способов (программ, технологий) деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей. Из этого следует, что художественное творчество как процесс всегда оригинально, т. е. в процессе творческой деятельности всегда (по крайней мере, в одном ее звене) применяются либо новые средства, либо новые способы, либо новые программы деятельности. Таким образом, первая функция художественного творчества – общественно-историческая уникальность.
Во-вторых, художественное творчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования. Отражение – основа и база творчества. Раскрывая в процессе творчества возможности новых связей вещей действительности, их новых комбинаций, человек тем самым расширяет и углубляет свои знания действительности. Творчество, следовательно, выступает и как форма познания действительности. Преобразуя мир на основе познанных законов его, человек делает дальнейшие шаги в их познании. Каждый акт творчества в то же время является и актом дальнейшего познания мира. Познание, следовательно, осуществляется не только в процессе отражения действительности, но и в создании, изобретении новой действительности. То есть художественное творчество выполняет художественно-концептуальную функцию.
В-третьих, художественное творчество посредством процесса сублимации проецирует негатив бессознательного в общественно приемлемое деяние и, таким образом, выполняет «целительную» функцию.
В момент создания художественного произведения творец имеет возможность предугадывать некоторые события, интуиция позволяет ему осознать некоторые истины, в том числе и картины будущего. Таким образом, художественное творчество выполняет функцию предвосхищения.
Также творческий процесс доставляет наслаждение, поэтому художественное творчество выполняет и гедонистическую функцию.
Список литературы

Адорно Т. Эстетическая теория. – М., 2001.
Борев Ю. Б. Эстетика. – М., 1988.
Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
Галин А. Л. Личность и творчество. – М.,1989.
Кривцун А. А. Эстетика: Учебник для студентов ВУЗов. – М., 1998.
Лук Н. Психология творчества. – М., 1978.
Пономарев Я. А. Психология творчества. – М., 1990.
Хизгияев С. В. Жизнь творческого человека. – М., 2004.
Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества: Моногр. – М.: Высш. шк., 1989. – 143 с.
Яковлев Е. Г. Эстетика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2000.

1 Адорно Т. Эстетическая теория. – М., 2001. – С. 41.

1 Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968. – С. 37.

1 Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1988. – С. 132.

1 Борев Ю.Б. Указ. соч. – С. 145.

1 Кривцун А.А. Эстетика: Учебник для студентов ВУЗов. – М., 1998. – С. 113.

1 Лук Н. Психология творчества. – М., 1978. – С. 68.

1 Пономарев Я. А. Психология творчества. – М., 1990.

1 Лук Н. Указ. соч. – С. 72.

1 Выготский Л. С. Указ. соч. – С. 52.
1 Хизгияев С. В. Жизнь творческого человека. – М., 2004. – С. 122.

1 Галин А.Л. Личность и творчество. – М.,1989. – С. 80.

1 Борев Ю.Б. Указ. соч. – С. 214.

2 Борев Ю.Б. Указ. соч. – С. 215.





19

Список литературы

1.Адорно Т. Эстетическая теория. – М., 2001.
2.Борев Ю. Б. Эстетика. – М., 1988.
3.Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
4.Галин А. Л. Личность и творчество. – М.,1989.
5.Кривцун А. А. Эстетика: Учебник для студентов ВУЗов. – М., 1998.
6.Лук Н. Психология творчества. – М., 1978.
7.Пономарев Я. А. Психология творчества. – М., 1990.
8.Хизгияев С. В. Жизнь творческого человека. – М., 2004.
9.Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества: Моногр. – М.: Высш. шк., 1989. – 143 с.
10. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2000.

Вопрос-ответ:

Какое понятие лежит в основе творческой деятельности и художественного творчества?

Творческая деятельность и художественное творчество основаны на способности человека творить и создавать новое, осознанно воздействуя на окружающую среду.

Какие психологические аспекты являются важными в процессе художественного творчества?

В процессе художественного творчества важную роль играют воображение, эмоции, интуиция, а также способность выразить свои мысли и чувства через создание произведения искусства.

Какие функции выполняет художественное творчество?

Художественное творчество выполняет множество функций: эстетическую, эмоционально-психологическую, социальную, культурологическую и другие. Оно способствует развитию восприятия и воображения, передаче идей и ценностей, пониманию истории и культуры.

Какое влияние оказывает художественное творчество на общество?

Художественное творчество оказывает значительное влияние на общество. Оно способно пробуждать эмоции, вызывать обсуждение, вдохновлять на изменения и привлекать внимание к важным проблемам. Кроме того, оно помогает формировать культурные ценности и социальные нормы.

В чем заключается значение художественного творчества для человечества?

Художественное творчество имеет огромное значение для человечества. Оно помогает нам лучше понять себя и окружающий мир, находить вдохновение и радость, осознавать красоту и глубину жизни. Оно является неотъемлемой частью культуры и самовыражения человека.

Что такое творческая деятельность и художественное творчество?

Творческая деятельность - это процесс создания новых и оригинальных идей, форм, образов и произведений. Художественное творчество - это одна из форм творческой деятельности, которая осуществляется в области искусства и выражается через создание художественных произведений, таких как картины, скульптуры, музыкальные композиции, литературные произведения и т.д.

Какие психологические аспекты присутствуют в процессе художественного творчества?

В процессе художественного творчества важную роль играют психологические аспекты, такие как воображение, интуиция, эмоции и подсознание. Воображение позволяет художнику создавать новые идеи и образы, интуиция помогает принимать неосознанные решения и выбирать правильные варианты, эмоции передаются и воспринимаются через художественное произведение, а подсознание может влиять на творческий процесс, предлагая неожиданные идеи и решения.

Какие функции выполняет художественное творчество?

Художественное творчество выполняет множество функций. Одна из основных функций - это эстетическая функция, которая заключается в создании красоты и эстетического наслаждения. Еще одна функция - это коммуникативная функция, которая позволяет художникам выражать свои мысли и чувства, а зрителям - воспринимать их и получать эмоциональный опыт. Также художественное творчество может иметь функцию социализации, формирования и поддержания общих ценностей и идентичности, а также функцию самовыражения и познания.

Какое влияние оказывает художественное творчество на общество?

Художественное творчество оказывает значительное влияние на общество. Оно может вдохновлять людей, вызывать эмоции и переосмысливать их взгляды на мир. Творчество также может служить средством для преодоления социальных проблем и вызывать общественное внимание к ним. Кроме того, художественные произведения могут сохранять и передавать историю и культуру народа, формировать общественное мнение и влиять на решение различных вопросов общественного значения.