Влияние ислама на материальную и духовную культуру народов Поволжья и Приуралья

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: География
  • 2525 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 30.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Культура народов Поволжья и Приуралья до принятия ислама
1.1. Народы Поволжья и Приуралья, не принявшие влияние ислама
1.2. Башкиры и волжские булгары – народы мусульманского вероисповедания
1.2.1. Башкиры
1.2.2. Волжские булгары
1.3. Традиционные верования башкир и волжских булгар
ГЛАВА 2. Принятие ислама и его влияние на культуру народов Повольжья и Приуралья
2.1. Религия ислам
2.2. Основные этапы принятия религии
2.3. Симбиоз культур
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В течение нескольких десятилетий после завершения Батыем своих походов Батый и его преемники вывели улус на тот уровень урбанистики, которого требовали запросы глобального евразийского рынка. Десятки новых городов, возникших после завершения походов Батыя, реконструкция и расширение множества старых, высочайший уровень ремесла в них - достаточное основание для того предположения, что административно-хозяйственнная деятельность ханов была в первую очередь направлена на максимально выгодное использование преимуществ, получаемых от содействия международной торговле и участию в ней своих подданных.
Арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший этот город в первой пол. XIV века, писал: «Город Сарай - один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами, Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня...». Батута ничего не преувеличил: город занимал 48 кв. км. без учета территорий пригородов, которые тянулись вдоль Ахтубы на 100 км. Только соборных мечетей там насчитывалось тринадцать и «чрезвычайно много» обычных, квартальных. По численности населения в XIV веке Сарай-Берке был одним из самых крупных городов мира: под крышами его домов проживало не менее 75 тысяч человек. И старая, и новая столицы отличались не характерным для средневековья уровнем градостроительства. В обеих столицах действовали водопровод и канализация, Сарай-Берке был оснащен обширной и сложной сетью каналов, прудов, бассейнов, фонтанов. Дворцы, мечети, минареты и медресе, бани, караван-сараи, жилые кварталы и мавзолеи города, соединившие в своих архитектурных и инженерных решениях традиции исламского мира и Китая, производили своей красотой необычайное впечатление на современников. Блеск стен и колонн, повсеместно покрытых многоцветными изразцами, оттенялся прохладой садов и фонтанов, перспективы улиц пересекались устремленными ввысь вертикалями минаретов, там и тут парили в воздухе миндалевидные купола мечетей. Столицам подражали провинциальные города улуса, более всего - новые, основанные первыми ханами Орды.
Рассматривая роль ислама в жизни булгарского общества, необходимо обратить внимание на одно принципиальное методологическое положение: несмотря на преобладающее чувство духовного единства, мусульмане сохранили и интегрировали необычайно много разнообразных национальных и региональных элементов. Тем не менее, говоря о всевозможных «вариантах» ислама, в первую очередь, следует исходить из его универсального характера, отсутствия национальной замкнутости или жесткой привязанности к определенному периоду времени. Как отметил известный исламовед Г. Э. фон Грюнебаум, «…не физическое господство, а культурная мощь нового учения, не возникновение его в определенном географическом и интеллектуальном регионе, но имманентный ему универсализм были решающими факторами его развития». Этот универсализм обусловлен относительной терпимостью ислама, допускающего разные точки зрения, и на интеграции многих, необычайно разнообразных национальных и региональных элементов. Ислам формировался как система застывшего плюрализма, ограниченного широкими рамками признания Корана, общих элементов обрядности и прав, сохраняющая свое единство, не пренебрегая определенными различиями.
В Поволжье, в первую очередь среди татар, ислам, безусловно, имел свои особенности. Они формировались уже в процессе проникновения ислама и его утверждения и распространения среди татар.
Принятие ислама предками татар – волжскими булгарами включило татарскую культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, под влиянием которой происходило формирование и развитие ее духовно-эстетических ценностей. В национальном искусстве, наряду с этническими традициями, получили развитие традиции мусульманского искусства, оказавшего влияние на художественно-идейное содержание и стилевую направленность произведений.
Кроме булгар, ислам также оказал значительное влияние на материальную и духовную культуру башкир. Башкирский национальная культура – сложное взаимодействие и переплетение природных факторов, культурно-исторических заимствований, общечеловеческих и ментальных особенностей племен и народностей, принявших участие в формировании единого башкирского этноса. «Большое влияние на духогенезис башкир оказал ислам, который сыграл значительную роль в формировании и закреплении многих характеристик духовно-душевных ориентаций башкирского народа». В среду башкир ислам начинает проникать в X веке, а в конце XIV века уже становится господствующим религиозным сознанием.
Принятие ислама было цивилизационным выбором, изменившим не только область веры, но и всю духовную жизнь башкир. Ислам принес образование и письменность на основе арабской графики, стал «сунной» организации религиозно-нравственного, семейно-брачного и межличностного быта башкир. Шариат наложил табу на все, что могло угрожать физическому здоровью людей, их умственному и нравственному становлению: на алкоголь, наркотики, табак, азартные игры. Ислам категорически осудил самоубийство, прелюбодеяние, самоотречение и крайний аскетизм в «мире дольнем», приветствуя дух умеренности и правильное (в меру, без излишеств и крайностей) пользование всеми радостями жизни в проживании посюсторонней судьбы. Исламская этика выдвинула ряд норм: быть скромным, избегать осуждения в людях их недостатков, быть правдивым, почитая за свои идеалы справедливость, благородство, целомудрие, обуздание страстей и т.д. Ислам для башкир – не совокупность догматических формул и канонов, а прежде всего строй духовной жизни, состояние души. Новизна экзистенциальной ситуации «мусульманского человека», которая открылась башкиру в новой религии, оказалась во многом близка той онтологической реальности и духовным исканиям, в пределах которых организовывалось в то время бытие народа.
Влияние ислама на башкирский дух было противоречивым. С одной стороны, этика ислама, элементы социальных гарантий для правоверных, идеи солидарности и взаимопомощи, строгие нравственные требования и т.д. оказались по душе башкиру -язычнику, созвучны его смысложизненным ориентациям. С другой стороны, столкновение с достаточно развитой к IX—X векам башкирской политеистической системой верований существенно преобразовало ислам. Образовался некий синкретизм языческо-исламских верований и культа, который в религиозной и светской литературе обычно называют «двоеверием». У ислама было заимствовано то, в чем была потребность.
Ислам оказал также и влияние на религиозные воззрения мариццев. Собственно марийцы, или в устарелом наименовании черемисы, - это два очень близких финно-угорских народа, несколько разнящихся языком, культурой, но главное - религиозной самоидентификацией. Малочисленные горные марийцы живут в районе города Козьмодемьянска. Они давно и прочно приняли христианство, утратили языческую память и на сегодняшний день если и не практикуют активное православие, то, во всяком случае, являются носителями христианской культуры.
Надо сказать, что, несмотря на свое финно-угорское происхождение, марийцы испытывают сильное тяготение к Татарии. Как среди двоеверов, так и среди чимари (чистых марийцев) влияние ислама чрезвычайно велико. Многие религиозные термины и понятия были заимствованы из ислама. Слово «карт» тюркского происхождения, а чистые марийцы , проживающие в Башкирии, вообще своих жрецов называют муллами. Из ислама заимствованы понятия «рая» и «ада» («узьмак» и «тамак»), которых в более ранние периоды марийское язычество не знало.
Таким образом, оказавшись под воздействием ислама, многие народы значительно трансформировали свою культуру. Однако, любые новые верования, приходящие в культуру народа, имеют свойство не просто «оседать» в ней, но и вбирать ее в себя, что и произошло в ряде примеров, приведенных в данной работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблематика распространения ислама привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья и Приуралья. История этих народов - часть истории народов России, поэтому обобщение историко-мировоззренческого опыта позволяет не только определить корни, причины и первоосновы происходящих в настоящее время событий, но и по-новому осмыслить современную общественно-политическую ситуацию в поволжском регионе.
Ислам играет все более заметную роль в общественно-политической жизни современной России. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах, в особенности на Северном Кавказе, и поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное воздействие и на ход политических событий, включая и имеющие место в этом регионе конфликты. Одновременно нельзя не обратить внимание и на то, что в других регионах России, в первую очередь, в Среднем Поволжье , ислам в течение многих веков способствовал формированию принципов мирного сосуществования между представителями различных конфессий, стал теоретической основой формирования такого явления в общественно-политической жизни как джадидизм, не препятствовал проникновению в татарское общество общедемократических ценностей. Это свидетельствует об универсальности ислама как этноконфессионального фактора, который в различных ситуациях может проявить себя по-разному.
Эти проблемы стали актуальными и в условиях исламского возрождения, ставшего одним из проявлений духовного обновления страны в 1990-х годах. Спустя десять лет после начала мусульманского возрождения уже можно наметить некоторые тенденции, особенности и приоритеты этого явления в различных регионах, обозначить его плодотворные проявления, а также и негативные моменты, которые, абсолютизируя различные стороны этого процесса, способствуют формированию чуждых поликонфессиональному обществу мировоззренческих установок, что, в свою очередь, выступает основой для возникновения религиозных и этнических конфликтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балабанова М. А. Антропология древнего населения Южного Приуралья и Нижнего Поволжья. Ранний железный век. - М.: Наука. 2000г.
Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. – Казань: Мастер Лайн, 2002.
Исламское искусство в Волго-Уральском регионе. - Казань: Издательство «Фэн», 2002. - 188 с.
Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Татары. Серия «Народы и культуры». – М.: Наука, 2001.
Коран. Пер. Крачковского И. Ю. – М.: ИКПА, 1990.
Мавлютов Р. Р. Ислам. – М.: Издательство политической литературы, 1974.
Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). - Алма-Ата: Наука, 1969.
Народы мира. Историко-этнографический справочник. Под ред. Бромлей Ю. В. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
Народы Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1985.
Хайруллин Г. Т. История татар. – Алматы: Казинтерграф, 1998.
Халиков А. Х. Истоки формирования тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971.

Мавлютов Р. Р. Ислам. – М.: Издательство политической литературы, 1974. С. 37.
Мавлютов Р. Р. Ислам. – М.: Издательство политической литературы, 1974. С. 24.
Коран. Пер. Крачковского И. Ю. – М.: ИКПА, 1990. С. 282.
Народы Поволжья и Приуралья. – М.: Наука, 1985. С. 148.
Халиков А. Х. Истоки формирования тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971. С. 87.
См.: Мавлютов Р. Р. Ислам. – М.: Издательство политической литературы, 1974. С. 44.
Цит. по: Народы Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1985. С. 63.
Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. – Казань: Мастер Лайн, 2002. С. 392.
Хайруллин Г. Т. История татар. – Алматы: Казинтерграф, 1998. С. 133.
Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). - Алма-Ата: Наука, 1969. С. 226.












2

1.Балабанова М. А. Антропология древнего населения Южного Приуралья и Нижнего Поволжья. Ранний железный век. - М.: Наука. 2000г.
2.Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. – Казань: Мастер Лайн, 2002.
3.Исламское искусство в Волго-Уральском регионе. - Казань: Издательство «Фэн», 2002. - 188 с.
4.Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Татары. Серия «Народы и культуры». – М.: Наука, 2001.
5.Коран. Пер. Крачковского И. Ю. – М.: ИКПА, 1990.
6.Мавлютов Р. Р. Ислам. – М.: Издательство политической литературы, 1974.
7.Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). - Алма-Ата: Наука, 1969.
8.Народы мира. Историко-этнографический справочник. Под ред. Бромлей Ю. В. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
9.Народы Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1985.
10.Хайруллин Г. Т. История татар. – Алматы: Казинтерграф, 1998.
11.Халиков А. Х. Истоки формирования тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. - Казань, 1971.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказал ислам на материальную культуру народов Поволжья и Приуралья?

Принятие ислама привнесло новые элементы в материальную культуру этих народов. В архитектуре появились мечети, мавзолеи, мадрасы. Также ислам повлиял на музыку, литературу и ремесла, внес свои особенности в обычаи и традиции.

Как духовная культура народов Поволжья и Приуралья изменилась после принятия ислама?

Принятие ислама было переломным моментом для духовной культуры этих народов. Они стали исповедовать новую религию, в которой нашли новые ценности, обряды и обязанности. Ислам также повлиял на их мировоззрение, отношение к жизни и смерти, к обществу и природе.

Какие народы Поволжья и Приуралья не приняли влияние ислама?

Некоторые народы Поволжья и Приуралья, такие как марийцы, мордва, удмурты и другие финно-угорские племена, не приняли влияние ислама и остались верными своим традиционным верованиям.

Как ислам повлиял на культуру башкиров и волжских булгар?

Принятие ислама стало важным этапом в истории башкиров и волжских булгар. Ислам оказал значительное влияние на их культуру, включая архитектуру мечетей и мавзолеев, музыку, литературу и искусство. Он также повлиял на обычаи, традиции и образ жизни этих народов.

Какие традиционные верования существовали у башкиров и волжских булгар до принятия ислама?

До принятия ислама башкиры и волжские булгары исповедовали традиционные языческие верования. Они поклонялись различным божествам, таким как Тангра, Идель, Бай-Терек и другим. У них были свои обряды, жертвоприношения и обычаи, связанные с религиозными верованиями.

Какое влияние оказал ислам на материальную культуру народов Поволжья и Приуралья?

Ислам сыграл важную роль в формировании материальной культуры народов Поволжья и Приуралья. Введение ислама привело к изменениям в архитектуре, изобразительном искусстве, керамике, ковроткачестве, мастерстве ювелиров и т.д. Были созданы новые архитектурные сооружения, такие как мечети и медресе. Ислам также повлиял на оформление интерьеров жилищ и утворил новые предметы декора и быта.

Какое влияние оказал ислам на духовную культуру народов Поволжья и Приуралья?

Принятие ислама привело к глубоким изменениям в духовной культуре народов Поволжья и Приуралья. Ислам стал основой мировоззрения мусульман, повлиял на формирование их нравственных принципов и обрядов. Он также привнес новые элементы в фольклор и литературу этих народов, а также в музыku, танцы и театральные представления.

Кто из народов Поволжья и Приуралья не принял влияние ислама?

Среди народов Поволжья и Приуралья, некоторые не приняли влияние ислама. Это, например, мари, мордва, удмурты, пермские коми. У них сохранялись свои традиционные верования и обычаи, которые не были затронуты исламской религией.

Какие народы Поволжья и Приуралья приняли ислам?

Башкиры и волжские булгары - народы Поволжья и Приуралья, приняли ислам. Башкиры приняли ислам еще в IX-X веках, когда территория их обитания находилась под властью арабских халифов. Волжские булгары, которые населяли Златоустовскую культурную область, также приняли ислам в те времена.

Какое влияние оказал ислам на материальную и духовную культуру народов Поволжья и Приуралья?

Ислам оказал значительное влияние на материальную и духовную культуру народов Поволжья и Приуралья. Он привнес новые обычаи, традиции, архитектуру, искусство, а также изменил религиозную практику и мировоззрение местных жителей.