Вам нужна курсовая работа?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Шагрелевая кожа - символ и аллегория Оноре де Бальзака

  • 30 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 30.05.2008
258 руб. 860 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Жизнь и творчество Бальзака
Новаторство творческого метода Бальзака
«Шагреневая кожа»
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

То, что судьба человека зависит от ничтожной случайности, которая может стать для него роковой, характеризует несовершенство общественной системы, скрывающей под внешней упорядоченностью анархию, хаос, гибельные конфликты. (Кучборская 1970: 28-29)
Следующим ключевым эпизодом после сцены в игорном доме становится приобретение шагрени. Рафаэль заходит в лавку антиквара, где видит шагреневую кожу (кожа особой выделки, напоминающая по рисунку ослиную) с надписью на санскрите: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне (…) Желай – и желания твои будут исполнены (…) При каждом желании я буду убывать, как твои дни…» Антиквар раскрывает пред Рафаэлем великую тайну жизни: «Человек истощает себя двумя действиями, совершаемыми им безотчетно, - из-за них-то и иссякают источники его бытия. Все формы этих двух причин смерти сводятся к двум глаголам – желать и мочь… Желать сжигает нас, а мочь – разрушает…» Сцена в антикварной лавке глубоко символична: важнейшие принципы жизни взяты только в их разрушающем смысле. По мнению Кучборской, Бальзак гениально постиг сущность буржуазного индивида, который захвачен идеей беспощадной борьбы за существование, погоней за наслаждениями. Желать и мочь – эти две практики жизни буржуазного общества реализуются, по мнению Бальзака, вне каких бы то ни было нравственных законов и общественных принципов. Они направляются только безудержным эгоизмом, одинаково опасным и разрушительным для личности и общества. Однако между этими двумя понятиями антиквар называет еще одну формулу, доступную только мудрецам – знать. (Кучборская 1970: 102)
Волшебная власть шагреневой кожи почти незаметна, она направляет случайности, повелевает ими, скрывается за ними, но не обнаруживает свою магическую силу непосредственно. Власть шагреневой кожи выступает как банальный случай, когда, например, Рафаэль сталкивается с друзьями. По мнению Зеявцер, реалист Бальзак обращается в романе к фантастике, только для того, чтобы лучше донести до читателя свою мысль. Роль талисмана не исчерпывается тем, что он наказывает человека за неумеренность его желаний, за жажду наживы. Роман дает очень много материала для понимания второй стороны темы шагреневой кожи. Волшебный талисман – это палач: он требует жизни, но человек не может поступиться ею даже в обмен на исполнение самых смелых желаний. В Рафаэле обнаружились бездонные инстинкты самосохранения, эгоизма, которые, по мнению Елизаровой, являются основными чертами данного социального типа. (Зеявцер 1990: 113)
Елизарова считает, что события революции 1830 года обострили внимание Бальзака к общественно-политической проблематике в романе намечены масштабы одной из главных тем «Человеческой комедии» - темы утраты иллюзий. Сам автор называл философскую повесть «Шагреневая кожа» «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма, все в ней миф и символ». (Резник 1971: 14) Именно поэтому первым приветствовать Рафаэля в романе приходит банкир Тайфер, разбогатевший незаконным способом: «Вы наш (...). Слова: «Французы равны перед законом» отныне для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчиняться законам, а законы ему». В этих словах действительно заключена «формула» жизни Франции XIX в.: «...правительство, то есть банкирская и адвокатская аристократия, сделав... родину своей специальностью, как некогда священники - монархию, почувствовало необходимость дурачить добрый французский народ новыми словами и старыми идеями, по образцу философов всех школ и ловкачей всех времен. Словом, речь идет о том, чтобы внедрять взгляды королевски-национальные, доказывать, что люди становятся гораздо счастливее, когда платят миллиард двести миллионов и тридцать три сантима родине, имеющей своими представителями господ таких-то и таких-то, чем тогда, когда платят они миллиард сто миллионов и девять сантимов королю, который вместо мы говорит я».
«Ах... мы на пути к тому, чтобы стать плутами большой руки!» -простодушно воскликнул Рафаэль. Затем следовало описание блестящей и циничной беседы:
«- Вы совершенно правы!.. Передайте-ка мне спаржу... Ибо в конце концов
свобода рождает анархию, анархия приводит к деспотизму, а деспотизм
возвращает к свободе...
- Э, милый мой. Наполеон по крайней мере оставил нам славу!
- Ах, слава - товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо...
- Вы карлист!
- А почему бы и нет? Я люблю деспотизм, он подразумевает известного
рода презрение к людям».
Елизарова считает, что эпизод со званым ужином также является неким символом в романе: он полон движения, развертывается в стремительном темпе. Гости Тайфера как бы представляют современное Бальзаку общество. При всем различии индивидуальностей, они единомышленники в смысле отсутствия принципов и идеалов. Удручающая картина духовной деградации блестящего, внешне полного жизни общества, охваченного жаждой золота и наслаждений, сделавшего главным принципом существования эгоизм – свидетельствует о том, что уже в «Шагреневой коже» Бальзак подходил к важнейшей своей задаче – «найти социальный двигатель», «охватить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей, событий». (Елизарова 1951: 24)
Фантастические мотивы в первой и третьей частях «Шагреневой кожи» выражают связь отношений буржуазного индивида с обществом. Система резких, ярких, эмоционально богатых и философски значимых контрастов, которые занимают большое место в композиции «Шагреневой кожи», обусловлена замыслом автора показать жизнь не копируя ее. По мнению Елизаровой, мрачная символика романа, философски обобщающего судьбу личности в капиталистическом обществе, говорит «о свирепом, жестоком характере борьбы за существование, которая изнашивает духовные способности человека, опустошает, истребляет его физически». (Елизарова 1951: 24) Человек, попавший в зависимость к шагреневой коже, своего рода жертва рокового условия. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, Бальзак, используя условность, допустимую в философском жанре, создает почти фантастическую картину существования своего героя, ставшего слугой своего богатства, превратившегося в автомат. (Резник 1971: 21)
Таким образом, роман «Шагреневая кожа» представляет собой историю жизни, борьбы и разочарований, страстей и непоправимых заблуждений. Французское слово сhаgrin имеет два значения: 1. шагрень (шагреневая кожа); 2. печаль, горе. Эта игра слов в проходит лейтмотивом всего романа – избавив героя от бедности, шагреневая кожа принесла ему только горе и смерть. Более того, она уничтожила способность молодого писателя к творческим экспериментам, лишила его чувства сострадания и желания наслаждаться жизнью. По сути, шагреневая кожа, дав Рафаэлю все, чего он желал, уничтожила его духовность. Физическая гибель главного героя наступает значительно позже духовной.
В «Шагреневой коже» Бальзак пытался показать эту духовную анархию. Его герой, в первый раз пожелав проверить могущество талисмана, требует оргии, пиршества, женщин. Желание Рафаэля исполняется самым естественным образом, и в этом проявилась гениальность писателя. Не успел Рафаэль сформулировать свое требование, как тут же, выйдя из лавки антиквара, столкнулся со своими приятелями Блонде и Растиньяком; молодые люди потащили его на роскошный обед, который давал удалившийся от дел банкир: не зная, куда девать золото, он решил променять его на духовные ценности - основать газету. В сцене, изображавшей пиршество у банкира, журналисты и художники высмеивали общепринятые представления и идеи: то был какой-то «шабаш умов»: «Молодые писатели без стиля стояли рядом с молодыми писателями без идей, прозаики, жадные до поэтических красот, — рядом с прозаичными поэтами (…) Здесь были два-три ученых, созданных для того, чтобы разбавлять атмосферу беседы азотом, и несколько водевилистов, готовых в любую минуту сверкнуть эфемерными блестками, которые, подобно искрам алмаза, не светят и не греют».
Все им казалось ложью. От дворца и парламента власть переходила к банкам, адвокатам, редакциям газет. Для столь безнравственного и жестокого мира нужна была сильная власть. Бальзак мечтал создать большой роман, который доказывал бы необходимость политики укрощения. (Резник 1971: 24)
Растиньяк, ловкий карьерист, подлинный гасконец, считает Рафаэля человеком гениальным и вместе с тем глупцом. По мнению Растиньяка, ключ к успеху отнюдь не труд, а интриги, эгоизм, рассеянная жизнь. Проматывая состояние, человек как бы вкладывает его в друзей, в удовольствия, в возможных покровителей. Если расточитель и потеряет свои капиталы, ему, может быть, представится случай выгодно жениться, получить теплое местечко при министре или посланнике. Надо только опираться на друзей.
Через портрет Растиньяка Бальзак показывает пороки современного ему общества, где не ценятся настоящие чувства: «Ах, да здравствует любовь в шелках и кашемире, окруженная чудесами роскоши, которые потому так чудесно украшают ее, что и сама она, может быть, роскошь! Мне нравится комкать в порыве страсти изысканные туалеты, мять цветы, заносить дерзновенную руку над красивым сооружением благоуханной прически. Горящие глаза, которые пронизывают скрывающую их кружевную вуаль, подобно тому как пламя прорывается сквозь пушечный дым, фантастически привлекательны для меня».
По словам Елизаровой, создавая «формулу века», писатель обязан хранить в себе «некое собирающее зеркало, где, следуя за его фантазией, отражается мир; в противном случае поэт или даже просто наблюдатель бессилен, ибо дело не только в том, чтобы видеть… нужно выразить свои впечатления». В первом предисловии Бальзак дает понять, что для воплощения замысла он не мог удовлетвориться так называемым бытовым реализмом. Его обобщения, восходящие от отдельной личности к социальному типу и далее – к обществу в целом, требовали иных художественных средств, которые смогли бы выразить процессы, совершающиеся вне сознания, независимо от желания и воли человека. Неуловимые, неотвратимые и безразличные законы, порабощающие свободу индивида, воплотились в фантастическом образе шагреневой кожи.
Бальзак в своем произведении, полностью посвященном проблеме смерти и бессмертия, пишет о том, что продолжительность человеческой жизни зависит от желаний, каждое из которых представляет определенную ценность. «Желай – и желания твои будут исполнены. Но соразмеряй свои желания со своей жизнью». Человек истощает себя безотчетными поступками, из-за них иссякают источники его бытия. Продление жизни возможно, но только в случае полного контроля над своими желаниями и поступками. Всю свою жизнь следует сосредоточить в мозгу, а не в сердце и не в ощущениях.
Что ожидало молодого человека, вырвавшегося такой ценой из бедности? Бальзак показывает: смерть в рассрочку, полное перерождение личности. Вскоре, заглянув в глубь собственной души, Рафаэль «увидел, что она поражена гангреной, что она гниет...» Так своеобразно Бальзак впервые рассказал, чем кончаются попытки людей продать себя, приспособиться к жизни общества, одержимого жаждой наживы и паразитического существования. Таким образом, за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяют не только содержание, но и композицию произведений Бальзака.
Но слишком сложно постоянно держать под контролем все свои эмоции, растягивая жизнь, как резинку, которая вот-вот лопнет при малейшем прикосновении. Через призму этих идей смерть представляется как благо, освобождение от мучивших при жизни нерешаемых вопросов. Когда боль, страдания, болезни как-то намекают на необходимость остановки; смерть же – радикальный предел.
Через весь роман проходят контрасты богатства и нищеты, весь он проникнут чувством глубокой ненависти к финансовым воротилам, правившим в тогдашней Франции, - таким, как банкир Тайфер – убийца, ускользнувший от правосудия ценой жизни друга. В то же время неподдельна симпатия автора к простым людям, таким как Полина, полюбившая Рафаэля, и ее мать – к людям, которые способны на самопожертвование даже ради чужого человека. Все это делает достаточно ясной социальную позицию писателя.
Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И. К. Лафатера, френологии Ф. Й. Галля, магнетизма Ф. А. Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был ( Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика «Шагреневой кожи». (Резник 1960: 31)
С точки зрения достижения какого-то успеха жизнь абсурдна, потому как и для преуспевших в ней, и для отверженных ею все закончится одинаково трагично. Славу, материальные ценности с собой не унесешь, чтобы ими наслаждаться за роковой чертой. В строгом обозначении слова у жизни нет смысла, он есть только у смерти. Смысл жизни возникает благодаря тому, что есть смерть. А в отсутствие смерти жизнь оборачивается бессмыслицей. Фантастика в романе «Шагреневая кожа» искусно переплеталась с реальностью, и в этом было новаторство автора.
Сочетание философской фантастики и изображения действительности в формах самой жизни составляет художественную специфику повести. В «Шагреневой коже» Бальзак представляет фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью основной социальный двигатель общества - денежный интерес, разрушающий личность. Этой цели служит и антитеза двух женских образов: Полины, которая была воплощением чувства доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в которой сгущены присущие обществу бездушие, самолюбование, честолюбие, суетность и мертвящая скука, создаваемые миром денег, которые могут дать все, кроме жизни и любящего человеческого сердца. (Елизарова 1951: 127)
Заключение
Целью данной курсовой работы являлось рассмотрение своеобразного творческого метода Оноре де Бальзака, а также анализ одного из его наиболее известных романов «Шагреневая кожа».
Рождению писателя предшествовала Французская буржуазная революция, во многом определившая не только политический климат страны, но и состояние литературы того времени. Актуален стал возврат в прошлое и идеализация феодальных отношение, предпринимались попытки восстановить классицизм. Особняком стояла группа романтиков во главе с Виктором Гюго. Однако творческий метод Бальзака во многом стал новаторским для своего времени. Взяв многое от классиков и романтиков, Бальзак заложил основы французского критического реализма, помещая вымышленных им персонажей в реальные исторические события, точности описания которых он уделял особое внимание.
Другим новаторским шагом стало объединение 96 романов и новел в сборник «Человеческая комедия», которая как никакой исторический документ смогла отразить быт и нравы бальзаковской Франции. Проблематика «Человеческой комедии» богата и разнообразна – она охватывает всю действительность Франции и благодаря этому представляет собой незаменимый источник для изучения психологии французского общества времен Реставрации и Луи-Филиппа.
Сюжетную основу наиболее значительных произведений Бальзака составляет борьба личности с обстоятельствами. Например, «Шагреневая кожа» (1831) – это роман о том, как эгоистическая воля человека (материализованная в куске кожи, уменьшающемся от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь. «Поиски Абсолюта» (1834) — роман о поисках философского камня, в жертву которым естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. «Отец Горио» (1835) – роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) – о любви к золоту, «Кузина Бетта» (1846) – о силе мести, уничтожающей все вокруг.
«Шагреневая кожа» - роман открывающий «Человеческую комедию» Бальзака, являющийся как бы прелюдией к ней. Данное произведение уникально во многих смыслах: оно сочетает в себе и острую критику в адрес современного писателю общества, и глубокий психологизм в изображении персонажей, и символизм, и философский смысл, и фантастические события, которые не могли происходить на самом деле.
В главном герое романа Рафаэле много автобиографичного: он также как и автор в свое время живет в бедной гостинице на жалкие гроши, пытаясь заработать на жизнь своими произведениями. Он хочет всего и сразу: богатства, славы, любви женщин.
Реалист Бальзак обращается в романе к фантастике, но только для того, чтобы лучше донести до читателя свою мысль. Сам автор называл философскую повесть «Шагреневая кожа» «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма, все в ней миф и символ».
Не добившись успеха в жизни честным трудом, бальзаковский герой ставит на кон собственную жизнь, чтобы достичь богатства и положения в обществе, однако талисман подчиняет себе не только желания и привычки, но саму жизнь главного героя. Кажется, что причиной смерти Рафаэля является не шагрень – его пожирают собственный эгоизм и алчность. В образе Рафаэля воплотились пороки современного Бальзаку общества, которое готово пожертвовать собственной жизнью ради денег.
Бальзак прожил относительно недолгую жизнь, но след, который он оставил во французской и мировой литературе, заставляет ученых разных стран и по сей день, спустя более полутора века после его смерти обращаться к изучению его творчества, как неисчерпаемого кладезя сведений об истории современной ему Франции, быте и нравах людей его времени.
У могилы Бальзака Виктор Гюго произнес замечательные слова: «Сам того не зная, хотел он этого или не хотел, согласился бы он с этим или нет, - творец «Человеческой комедии» был из крепкой породы писателей революционных!» Великий поэт был прав – об этом свидетельствует все творчество Бальзака, творчество художника-реалиста, видевшего и описавшего все пороки современного ему общества и нашедшего положительного героя среди тех, кто вступил с этим обществом в беспощадную борьбу.

Список литературы
Балашова Т. В. Активность реализма. М., 1982. – 360 с.
Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественного творчества. Баку, 1972. – 397 с.
Гербстман, Он. Бальзак. Биография писателя: пособие для учащихся. Л.: Просвещение, 1972. – 120 с.
Елизарова М. Е. Бальзак. Очерк творчества. М.: Гос. мат. издат., 1951. – 344 с.
Зарубежная литература. Мн, Изд. БГУ, 1973. – 464 с.
Зеявцер Л. З. Символ – инструмент анализа художественного произведения. Воронеж, 1990. – 277 с.
История зарубежной литературы XIX в. Учеб. пособ. для студентов пед. ВУЗов. Под ред. Засурского Я. Н., Тураева С. В. М.: Просвещение, 1982. – 320 с.
Кучборская Е. Б. Творчество Бальзака. М.: Высшая школа, 1970. – 255 с.
Миловидова К. Р. Борьба Бальзака за реалистическое искусство. автореф. дисс. М., 1956.
Резцов Б. Т. Бальзак. Сборник статей. М., 1960. – 418 с.
Резник Р. А. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1971. – 136 с.











30

1.Балашова Т. В. Активность реализма. М., 1982. – 360 с.
2.Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественного творчества. Баку, 1972. – 397 с.
3.Гербстман, Он. Бальзак. Биография писателя: пособие для учащихся. Л.: Просвещение, 1972. – 120 с.
4.Елизарова М. Е. Бальзак. Очерк творчества. М.: Гос. мат. издат., 1951. – 344 с.
5.Зарубежная литература. Мн, Изд. БГУ, 1973. – 464 с.
6.Зеявцер Л. З. Символ – инструмент анализа художественного произведения. Воронеж, 1990. – 277 с.
7.История зарубежной литературы XIX в. Учеб. пособ. для студентов пед. ВУЗов. Под ред. Засурского Я. Н., Тураева С. В. М.: Просвещение, 1982. – 320 с.
8.Кучборская Е. Б. Творчество Бальзака. М.: Высшая школа, 1970. – 255 с.
9.Миловидова К. Р. Борьба Бальзака за реалистическое искусство. автореф. дисс. М., 1956.
10.Резцов Б. Т. Бальзак. Сборник статей. М., 1960. – 418 с.
11.Резник Р. А. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1971. – 136 с.

Роман Оноре де Бальзака "Шагреневая кожа"

Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на покупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее стал помощником мэра города Тура. Поступив на службу в ведомство военного снабжения и оказавшись в среди чиновников, он изменил "родную" фамилию, считая ее плебейской. На рубеже 1830-х гг. Оноре, в свою очередь, так же видоизменил фамилию, самовольно прибавив к ней дворянскую частичку "де", оправдывая это выдумкой о благородном происхождении из рода Бальзак д'Антрег.

В 1807-1813 годах Оноре учился в колледже города Вандом; в 1816-1819 - в Париж, на факультет права, служа одновременно клерком в нотариальной конторе. Отец стремился подготовить сына к адвокатской деятельности, но Оноре решил стать поэтом. На совете семьи было решено дать ему два года для осуществления мечты. Оноре де Бальзак пишет драму "Кромвель", но вновь созванный семейный совет признает произведение никудышным и молодой человек отказывается от материальной помощи. Затем полоса материальных невзгод. Литературная карьера Бальзака началась приблизительно с 1820 года, когда он под разными псевдонимами стал печатать остросюжетные романы и сочинял нравоописательные "кодексы" светского поведения. Позже, некоторые из первых романов вышли под псевдонимом Ораса де Сент-Обена. Период анонимного творчества закончился в 1829 году после публикации романа "Шуаны, или Бретань в 1799 году". "Точкой начала" творчества Оноре де Бальзак называл роман "Шагреневая кожа" (1830). В 1830 году под общим названием "Сцены частной жизни" были написаны новелл современной французской жизни. Своих главных литературных учителей Оноре де Бальзак считал, Мольера, Франсуа Рабле, и сэр Вальтер Скотт. Дважды писатель-романист пытался сделать политическую карьеру, выдвигая в 1832 и 1848 году свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза не прошел. В январе 1849 года, он не удалось, и на выборах в академию-Французски.

творчество Бальзака -- "Человеческая комедия". Она объединяет все произведения зрелого этапа его творчества, все, написанное им после 1830 года. Идея объединить отдельно опубликованы романы, повести, новеллы в единый цикл произведений впервые возник у Бальзака в 1833 году, и первоначально он планировал назвать произведение "Социальные исследования" -- название, подчеркивая сходство принципов Бальзака-художника с методологией науки его времени. Однако, в 1839 году, он остановился на другом заглавии -- "Человеческая комедия", которая выражает и отношение автора к нравам своего века, и карьера смело Бальзака, мечтавшего, что продукт станет для современности, то, что "Божественная комедия" Данте была для средневековья. В 1842 году было написано "Предисловие к "Человеческой комедии", в котором Бальзак изложил свои творческие принципы, охарактеризовал идеи, лежащие в основе композиционной структуры и образной типизации "Человеческой комедии". К 1844 году относится автор, директор и окончательный план, в котором фигурирует имя 144 произведения; из которых Бальзак успел написать 96. Это самое большое произведение литературы XIX века, для того времени, в частности, в марксистской критике, которая стала эталоном литературного творчества. Цементируют здание "Человеческой комедии" личность автора и обусловленное ею единство стиля, изобретенная Бальзаком системы проходят символы и единство проблематики его произведений.

Узнать стоимость работы