Рыночная экономика. Условия и основные этапы ее развития

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая теория
  • 2626 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Условия и этапы развития рыночной экономики
1.1. Натуральная форма хозяйства
1.2. Товарное производство
2. Законы рыночной экономики
2.1. Понятие спроса и предложения
2.2. Функции спроса и предложения
2.3. Законы спроса и предложения
3. Механизмы рынка
3.1. Равновесие на рынке
3.2. Конкуренция: понятие и виды
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Так, М. Портер рассмотрел основные концепции конкуренции, ввел понятия «конкурентные силы», «конкурентные преимущества», рассмотрел конкурентоспособность регионов, страны. Согласно М. Портеру, конкуренция на рынке – результирующая пяти сил.
Э.Дж. Долан и Д. Линдсей под конкуренцией понимали соперничество предпринимателей, борьбу за лидерство.
И. Кирцнер доказывает, что движущей силой конкурентно - предпринимательского рыночного процесса является стремление предпринимателя получить прибыль (в противоположность ее максимизации).
Таким образом, к середине ХХ века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, которые выразились в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Четыре модели конкуренции – это четыре этапа развития экономической мысли. Условия хозяйствования усложнялись, следовательно, менялись условия конкуренции, соответственно появлялись ее новые виды. В настоящее время многими учеными признается существование четырех видов конкуренции. То есть пишут не о доминировании одного вида конкуренции на разных рынках, а о доминировании каждого вида конкуренции на том или ином рынке.
Нельзя не отметить, что несколько десятилетий в советской экономике постановка вопроса о конкуренции казалась невероятной. В массовом сознании конкуренция ассоциировалась с безработицей, инфляцией, кризисами, массовым банкротством честных тружеников, их разорением, гибелью и другими «язвами» загнивающего капиталистического строя.
Достаточно вспомнить явление экономического социалистического соревнования, которое имело моральную силу, но без экономической было лишь формальным. Многие экономисты той эпохи рассматривали понятие «социалистическое соревнование». Назовем лишь некоторые имена: И.И. Чангли, И.И. Белоносов, В.К. Звездин, М.И. Хлусов, В.А. Масол, А.Г. Корин, А.К. Кошкарев, В.М. Геец, Ю.Н. Пахомов, В.К. Черняк. Например, И.И. Чангли выразил общую для всех точку зрения: «соревнование – совокупность отношений между людьми по поводу их успехов в деятельности». Конкуренция, по мнению И.И. Чангли, – это «ностальгия» по соревнованию в современном капиталистическом мире. Коммунистические субботники, производственные смотры и конкурсы, соревнования по профессиям, стахановское движение, пятилетки – все это примеры, или, точнее, элементы социалистического соревнования.
К современным представителям теории конкурентной борьбы относят Г.Л. Азоева, А.Ю. Юданова, Р.А. Фатхутдинова.
А.Ю. Юданов считает, что конкуренция – это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей и служит основным препятствием на пути неблагоприятного развития событий в экономике.
Г.Л. Азоев полагает, что с помощью четырех моделей конкуренции нельзя описать все многообразие сложного и противоречивого состояния реальных рынков. Конкуренция, по мнению автора, - это соперничество. Целью соперничества с точки зрения предприятия является максимизация прибыли.
Конкуренция – очень сложное понятие, которое Р.А. Фатхутдинов рассматривает как «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию .
2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.
По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» - без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.






Заключение
Натуральная форма хозяйства - это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.
Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.
К законам рынка относят законы спроса и предложения.
Спрос - количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен
Величина (объем) предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях
Закон спроса: с ростом цены количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается.
Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данный период.
Механизм функционирования рынка зависит от рыночного равновесия, в основе которого лежит равновесная цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, а также от конкурентной структуры.
Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. совершенная конкуренция
2. монополистическая конкуренция
3. монопсония
4. двусторонняя монополия.

Список литературы
Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2005. – 397 с.
Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1999. – 854 с.
Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т.: Пер. с англ. Т.1. - М.: Прогресс, 2003. – 636 с.
Микроэкономика. Учебное пособие. Науч. ред. акад. В.Г. Тимирясов. М.: ИНФРА-М, 2004. – 472 с.
Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002. – 387 с.
Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 476 с.
Социалистическое соревнование. Вопросы теории и практики организации / Под ред. И.И.Чангли. - М.: Наука, 1999. – 297 с.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002. – 376 с.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Учебник: Пер. с англ. - М.: Инфра - М, 1999. – 396 с.


Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1999. С. 10.
Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru
Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru
Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002.
Микроэкономика. Учебное пособие. Науч. ред. акад. В.Г. Тимирясов. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 36.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1999. С. 94.
Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002.
Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2005. С. 25.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1999. С. 97.
Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. М.: БЕК, 2005. С. 46.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. С. 102.
Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т.: Пер. с англ. Т.1. - М.: Прогресс, 2003. С. 202.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Учебник: Пер. с англ. - М.: Инфра - М, 1999. С. 409.
Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. С. 112.
Социалистическое соревнование. Вопросы теории и практики организации / Под ред. И.И.Чангли. - М.: Наука, 1999. С. 67.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002. С. 576.












2

1.Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2005. – 397 с.
2.Ермишин П.Г. Основы экономической теории // http://www.aup.ru
3.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, мик-роэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1999. – 854 с.
4.Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т.: Пер. с англ. Т.1. - М.: Прогресс, 2003. – 636 с.
5.Микроэкономика. Учебное пособие. Науч. ред. акад. В.Г. Тимирясов. М.: ИНФРА-М, 2004. – 472 с.
6.Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002. – 387 с.
7.Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 476 с.
8.Социалистическое соревнование. Вопросы теории и практики организа-ции / Под ред. И.И.Чангли. - М.: Наука, 1999. – 297 с.
9.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризи-са: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002. – 376 с.
10.Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Учебник: Пер. с англ. - М.: Инфра - М, 1999. – 396 с.

Вопрос-ответ:

Какие условия и этапы развития рыночной экономики?

Условиями развития рыночной экономики являются постепенное формирование натуральной формы хозяйства и развитие товарного производства. Этапы развития рыночной экономики включают переход от натуральной экономики к товарно-денежной экономике и постепенное усиление роли рыночного механизма в распределении ресурсов и товаров.

Что такое понятие спроса и предложения в рыночной экономике?

Спрос в рыночной экономике означает готовность и способность потребителей приобрести определенный товар или услугу по определенной цене в определенный момент времени. Предложение же отражает готовность и способность производителей предоставить определенный товар или услугу на рынке по определенной цене и в определенный момент времени.

Какие функции выполняют спрос и предложение на рынке?

Функция спроса заключается в определении количества товара или услуги, которое потребители готовы приобрести при различных уровнях цены и дохода. Функция предложения заключается в определении количества товара или услуги, которое производители готовы предложить при различных уровнях цены и затрат.

Какие законы существуют в спросе и предложении на рынке?

Закон спроса утверждает, что при повышении цены на товар спрос на него снижается, а при снижении цены спрос увеличивается. Закон предложения утверждает, что при повышении цены на товар предложение этого товара увеличивается, а при снижении цены предложение снижается.

Что такое равновесие на рынке?

Равновесие на рынке достигается, когда спрос на товар или услугу равен предложению этого товара или услуги. В таком случае не возникает ни дефицита, ни избытка товара на рынке.

Какие условия необходимы для развития рыночной экономики?

Для развития рыночной экономики необходимы наличие частной собственности, свобода выбора и конкуренция между производителями и потребителями. Также важными условиями являются правовая система, защищающая права собственности и контрактные отношения, и наличие эффективных механизмов рынка, регулирующих спрос и предложение.

Какие основные этапы развития рыночной экономики можно выделить?

Основными этапами развития рыночной экономики являются натуральная форма хозяйства и товарное производство. В натуральной форме хозяйства обмен товаров и услуг осуществляется без использования денег, на основе обмена натуральными продуктами труда. Товарное производство предполагает производство товаров, нацеленных на обмен на рынке, и разделение труда.

Что такое спрос и предложение в рыночной экономике?

Спрос - это количество товара или услуги, которое покупатели готовы и могут приобрести по определенной цене. Предложение - это количество товара или услуги, которое производители готовы и могут предоставить на рынке по определенной цене. Спрос и предложение влияют на формирование цен и объемов продаж на рынке.

Какие функции выполняют спрос и предложение в рыночной экономике?

Спрос выполняет функцию показателя потребностей и предпочтений потребителей. Он также влияет на высоту и изменение цен на рынке. Предложение выполняет функцию показателя затрат и возможностей производителей. Оно также влияет на высоту и изменение цен на рынке.