Выявление предпосылок оптической дисграфии у дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 2222 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 24.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы выявления предпосылок оптической дисграфии у дошкольников
1.1. Современное представление по проблеме дисграфии в психолого-педагогической и специальной литературе
1.2. Характеристика оптической дисграфии
Глава 2. Методика исследование состояния зрительного гнозиса у детей
2.1. Методика исследования
2.2. Пути развитие зрительного гнозиса
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Возможно нарушение симметрии всей фразы, нарушение элементов всех букв, но при этом сохранено разделение на слова - 3 балла
написанное ребенком напоминает волнистую линию, отдаленно напоминающую фразу. В рисунке наблюдаются попытки рисования букв, но элементы букв не соответствуют образцу, фраза не делится на слова – 2 балла
каракули - 1 балл.
2.2. Пути развитие зрительного гнозиса
Многими авторами отмечается различная работа по выявлению предпосылок оптической дисграфии и коррекционная работа по устранению данного нарушения.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:
Назвать деревья, цветы, овощи, фрукты, мебель, одежду, изображенные на картинках.
Назвать контурное изображение предметов.
Назвать перечеркнутые контурные изображения.
Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Таким образом, предложенный материал постепенно усложняется.
При профилактики оптических дисграфии проводится и работа по уточнению представлений детей о форме, величине, цвете. Детям предлагаются фигуры, выполненные из разноцветного (желтого, красного, зеленого, синего) картона, различные по величине и форме (квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб, треугольник, полукруг). Нужно подобрать фигуры одного цвета, выбрать фигуры одинаковой формы; отобрать фигуры одинаковой величины и формы, подобрать фигуры одинаковой формы и одного цвета, найти 3—4 фигуры, различные по форме и цвету.
Все задания выполняются по предъявленному образцу.
Рекомендуются задания на соотнесение цвета фигур с цветом реальных предметов, игрушек, картинок, на соотнесение формы геометрической фигуры с формой реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треугольник — крыша дома, полукруг — месяц).
Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, синтезу элементов, по определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Предлагаются следующие задания.
1. Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.
2. Сложить из палочек, спичек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти).
3. Сконструировать буквы печатного шрифта из предъявленных элементов букв: В, Ы, П, Б, Г, Ш и т. д. Даются следующие элементы печатных букв, С ci. Задание предлагается в нескольких вариантах:
а) по образцу;
б) по представлению после кратковременного предъявления;

в) по речевой инструкции.

Каждая из этих фигур предъявляется или на все время выполнения задания, или на незначительное время (20—30 с) до начала выполнения задания.
4. Показать правильно изображенную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных:

Дополнить недостающий элемент фигуры при наличии образца.
Добавить недостающий элемент фигуры по представлению.
Определить различие сходных фигур, букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В и т. д.
Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р — Ь, Г — Т, И — П, П — Я.
Большое место при устранении оптической дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.
Для лучшего усвоения буква соотносится с каким-либо сходным изображением (предметом): о с обручем, з со змеей, ж с жуком, п с перекладиной, у с ушами.
Используются различные загадки о буквах, например:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)
Два колышка наискосок,
А между ними поясок. (А) (С. Маршак)
Рекомендуется ощупывать рельефные буквы и узнавать их на ощупь, конструировать буквы из элементов, реконструировать, срисовывать, вырезать, лепить из пластилина, обводить контуры в воздухе, сравнивать, определять сходства и различия смешиваемых букв.
Если ребенок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий:
Назвать буквы, сходные по начертанию


Назвать заштрихованные буквы


Назвать буквы, изображенные пунктиром



Назвать недописанные буквы


Назвать буквы, наложенные друг на друга



Назвать стилизованные буквы




Назвать необычно расположенные буквы
Определить, какие из букв написаны неправильно



Предлагаемое здесь узнавание букв в усложненных условиях проводится в виде игры, которая поможет ребенку создать в своем воображении устойчивые образы букв, сохраняющиеся несмотря ни на какие «помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии, суть которой состоит именно в неустойчивом представлении о буквах.
Заключение
Данная работа представляет собой анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме «Выявление предпосылок оптической дисграфии у дошкольников».
Тщательное и глубокое исследование зрительного гнозиса, позволяет сделать правильный выбор коррекционной работы, позволит предупредить развитие оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
Недостаточность зрительного восприятия детей дошкольного возраста приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте.
Профилактика оптической дисграфи будет наиболее успешна при раннем ее начале. Поэтому возникает необходимость в раннем выявлении предпосылок к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.
Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1998.
Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, 1997, № 3. - С. 38-42.
Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М., МПСИ, 2001. - С.7 – 20.
Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Знание, 1974. – 253 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.
Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстов. - М., 1987.
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.
Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Логопедия. Методическое наследие / Под ред Л.С. Волковой. – Кн. 4. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 187 – 208.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - С. 345 - 382.
Лалаева Р.И. Устранение оптической дисграфии // Логопедия. Методическое наследие / Под ред Л.С. Волковой. – Кн. 4. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С.274 – 289.
Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1959. - С. 207-252.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. Изд-во АПН РСФСР. - М.: Знание, 1950. – 84 с.
Нарушение письма у детей с недоразвитием речи // Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы // Под ред. проф. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965.
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ, 2002. – 333 с.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет (Методическое пособие и Дидактический материал). - М: Интор, 1997. - 50 с.
Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. - СПб., 1998.
Спирова Л. Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи. / Сб. Проблемы психического развития аномального ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1966.
Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма. Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. – 81 с.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина. 1969, - С. 190 - 212.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – С. 25 – 64.











3

1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М., 1998.
2.Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, 1997, № 3. - С. 38-42.
3.Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М., МПСИ, 2001. - С.7 – 20.
4.Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Знание, 1974. – 253 с.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.
6.Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
7.Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстов. - М., 1987.
8.Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.
9.Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Логопедия. Методическое наследие / Под ред Л.С. Волковой. – Кн. 4. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 187 – 208.
10.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.
11.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
12.Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи // Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - С. 345 - 382.
13.Лалаева Р.И. Устранение оптической дисграфии // Логопедия. Методическое наследие / Под ред Л.С. Волковой. – Кн. 4. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С.274 – 289.
14.Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1959. - С. 207-252.
15.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. Изд-во АПН РСФСР. - М.: Знание, 1950. – 84 с.
16.Нарушение письма у детей с недоразвитием речи // Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
17.Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы // Под ред. проф. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965.
18.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ, 2002. – 333 с.
19.Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет (Методическое пособие и Дидактический материал). - М: Интор, 1997. - 50 с.
20.Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. - СПб., 1998.
21.Спирова Л. Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи. / Сб. Проблемы психического развития аномального ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1966.
22.Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма. Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. – 81 с.
23.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина. 1969, - С. 190 - 212.
24.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.
25.Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – С. 25 – 64.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки оптической дисграфии могут быть выявлены у дошкольников?

У дошкольников могут быть выявлены следующие предпосылки оптической дисграфии: нарушение симметрии всей фразы, нарушение элементов фразы, нарушение электрических компонентов.

Какие теоретические основы лежат в основе проблемы выявления предпосылок оптической дисграфии у дошкольников?

В современной психолого-педагогической и специальной литературе проблема дисграфии рассматривается с разных точек зрения. Одна из теоретических основ - это исследование зрительного гнозиса у детей и выявление возможных нарушений.

Какова характеристика оптической дисграфии?

Оптическая дисграфия характеризуется нарушением зрительного гнозиса у дошкольников, что приводит к трудностям в усвоении письма и чтения. Дети с оптической дисграфией могут испытывать трудности с различением и узнаванием букв, слов и фраз, а также с формированием письма при письме.

Как проводится методика исследования состояния зрительного гнозиса у детей?

Методика исследования состояния зрительного гнозиса у детей включает ряд заданий, направленных на проверку способности различать и узнавать буквы, слова и фразы. Детям предлагаются задачи на сортировку и классификацию, задания на определение сходств и различий, а также задания на составление простых предложений.

Какими путями можно развивать зрительный гнозис?

Зрительный гнозис может быть развит путем проведения специальных занятий и тренировок, направленных на улучшение способности детей различать и узнавать буквы, слова и фразы. Также важным фактором является игровой подход и использование различных визуальных материалов.

Что такое оптическая дисграфия?

Оптическая дисграфия - это нарушение письма, вызванное неполноценной работой зрительного анализатора.

Какая связь между зрительным гнозисом и оптической дисграфией?

Зрительный гнозис - это способность анализировать и интерпретировать визуальную информацию, поэтому его недоразвитие может быть предпосылкой для возникновения оптической дисграфии.

Какие методики используются для исследования зрительного гнозиса у детей?

Для исследования зрительного гнозиса у детей применяются различные методики, например, тестирование на распознавание образов, сравнение и классификацию изображений.

Какие пути развития зрительного гнозиса существуют?

Существуют различные подходы к развитию зрительного гнозиса, такие как тренировка восприятия и анализа визуальных образов, игровые упражнения, работа с пазлами, конструкторами и другими развивающими игрушками.

Как выявить предпосылки оптической дисграфии у дошкольников?

Для выявления предпосылок оптической дисграфии у дошкольников можно использовать методику исследования зрительного гнозиса, а также обращать внимание на особенности письма и визуальную ориентацию ребенка.

Какова современная концепция дисграфии в психолого-педагогической и специальной литературе?

Современная концепция дисграфии в психолого-педагогической и специальной литературе подразумевает, что это нарушение письменного процесса, которое проявляется в трудностях с формированием букв, слов и текстов. Оно может быть вызвано различными причинами, такими как нарушения зрительного гнозиса, моторики или познавательных функций.

Каковы характеристики оптической дисграфии?

Оптическая дисграфия характеризуется трудностями распознавания и воспроизведения букв, цифр и символов, нарушением пространственного восприятия и ориентации на странице, а также сниженной читаемостью и разборчивостью письма. Дети с оптической дисграфией могут испытывать затруднения в написании и чтении письменных текстов, что может сказываться на их успеваемости и самооценке.