Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Политическое сознание.

  • 31 страница
  • 10 источников
  • Добавлена 12.03.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и структура политического сознания.
1.1. Понятие политического сознания
1.2. Структура политического сознания
1.3. Ценности и установки как элементы политического сознания
Глава 2. Политическая идеология и политическая идентичность
2.1. Политическая идентичность и ее формирование
2.2. Политическая идеология как центральный элемент политического сознания
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Политическую идеологию можно определить как форму политического сознания, отличающуюся нормативностью и системностью, а также практической ориентацией и преобразовательным потенциалом. Любая идеология ориентирована на достижение определенных целей и связана с интересами конкретных групп, поэтому она неизбежно тенденциозна.
Многие исследователи демонстрировали неоднозначное отношение к идеологии. Например, в марксистской традиции идеология рассматривается как концентрированное выражение классовых интересов, поэтому данное понятие получило негативную окраску в связи с тем, что в капиталистическом обществе идеология выступает как средство закрепления господства буржуазии. К Мангейм рассматривал идеологию как разновидность мифологизированного «ложного сознания», которая выполняет охранительные функции.
Идеология представляет собой многоуровневое образование. Теоретико-концептуальный уровень - это уровень политической теории, связанный с обоснованием принципов той или иной идеологической системы. На данном уровне научные принципы используются для поддержания требований выдвигающей идеологию группы. Второй уровень можно определить как программно-политический. Он отражен в манифестах, программных документах, лозунгах и заявлениях партий и групп, ведущих борьбу за власть. Идеология приобретает форму пропаганды. Третий уровень - это актуализированная идеология. Он показывает, насколько идеология проникает в политическое сознание, становится частью политической культуры, определяет мотивацию политического поведения.
Мир политических идеологий многообразен, классическими же идеологиями, до сих пор остающимися основанием для политических ориентаций субъектов политики, считаются либерализм, консерватизм и социализм.
Либерализм начал формироваться как идеология нового буржуазного класса в раннее Новое время, под лозунгами либерализма велась борьба за утверждение основных прав и свобод человека и гражданина, создание национальных государств, реализацию основных принципов демократического политического устройства. Основные принципы классического либерализма — это приоритет прав и интересов индивида по отношению к правам и интересам государства и различных социальных структур, представление о договорной природе государства, произвол которого следует ограничивать, требование свободной конкуренции в экономике и аналогичной конкуренции в политике (политический плюрализм), реформизм, рационализм, вера в возможность преобразования общества на разумных началах. Среди теоретиков либерализма — Дж. Локк, А.Смит, Дж. С. Милль, А. де Токвиль, И. Бентам, Б. де Констан и др. Либерализм неоднороден, он пережил множество трансформаций, главная из которых, пожалуй, связана с принятием частью либералов идеи о необходимости регулирования рынка путем стимулирования платежеспособного спроса (кейнсианская модель). Практическим воплощением идеи стал «новый курс» президента США Рузвельта.
Что касается консерватизма, то, говоря о нем, многие авторы предлагают избегать понятия «идеология». Дело в том, что идеология должна содержать преобразовательный потенциал, а принцип консерватизма — в противодействии изменениям. Консерватизм сформировался как антитезис либерализму и Просвещению, породившему его. Основателем консерватизма считается Э.Берк, английский мыслитель, критиковавший Великую французскую революцию и идеи, которые привели к ней. Консерваторы начали с отрицания индивидуализма, доктрины естественных прав, рационализма, реформаторских устремлений. Классический консерватизм призывал вернуться в докризисный мир традиции, утверждая религиозные, монархические и феодальные ценности. Консерватизм не становится ни на сторону индивида, ни на сторону государства. Он защищает освященные традицией социальные институты (семью, церковь, сословие) с их нормами и от эмансипаторских устремлений индивида, и от контролирующего деспотизма государства. Современные варианты консервативной идеологии существенно отличаются от классического. Но, даже приняв ценности прав личности и свободного рынка, как традиционные для нашего времени, консерватизм сохраняет интерес к религиозным и моральным аспектам жизни общества. В конце XX века актуальность консервативной идеологии была продемонстрирована в рамках так называемой «консервативной волны», идеи которой прослеживаются в работах Ф.фон Хайека, М.Оукшота, З. Бжезинского, Д. Белла и др.
Идеи социализма, возникшего как идеология, обосновывающая притязания на власть класса наемных работников, получили очень широкое распространение. Социализм отрицает экономическую свободу индивидов, а вместе с ней — принципы конкуренции и неизбежности экономического неравенства. В отношениях между индивидом, обществом и государством социализм отдает предпочтение последнему. Признавая, что в будущем необходимость в государстве отпадет, на современном этапе социализм придает этому институту большое значение в качестве инструмента перераспределения доходов с целью достижения социального равенства и социальной справедливости. Еще в начале своего существования социализм раскололся на два направления. Радикальное направление главным инструментом преобразования избрало революцию, социал-демократия же пошла по пути реформизма. Впоследствии отказавшись от задачи построения коммунистического общества, она эволюционировала, сближаясь с неолиберализмом. Сочетание идей справедливости и равенства с идеей свободы сделало это направление весьма влиятельным.
Существует несколько подходов к классификации идеологии. Достаточно продуктивным является использование с этой целью право-левой шкалы (где слева — ценности социальной справедливости, равенства, государственного регулирования, а справа — ценности индивидуальной свободы, конкуренции, свободного рынка). Для определения характера идеологии можно также использовать оценку ее умеренности/радикализма.
Периодом классических идеологий стал XIX век. Но уже тогда был выдвинут тезис о «конце идеологии» (Ф.Энгельс). Предполагалось, что в будущем идеологии исчезнут вместе с породившими их классовыми противоречиями. Об упадке идеологии писали М.Вебер и К.Мангейм, связавшие его с преобладанием более современных принципов «функциональной рациональности». После Второй мировой войны теории деидеологизации развивались в связи с теорией конвергенции, утверждавшей, что в процессе своего развития капиталистические и социалистические системы приобретают сходные характеристики, сближаются. Однако идеологическое пространство современного общества представляется скорее фрагментарным. Классические идеологии видоизменяются и распадаются, появляются новые идеологические течения, ни одно из которых не претендует на глобальность идеологий индустриального периода. Поэтому возникает вопрос о функциях идеологии на современном этапе. Рассмотрим их трансформацию на примере ориентационной функции, связанной с тем, что идеологии облегчают электоральный выбор, способствуя идентификации избирателя с определенной партией.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что традиционные идеологии не отражают реалий современного мира. Классовые противоречия стираются, «конфликт между трудом и капиталом» если и не разрешен, то существенно трансформирован. На первый план в системе ценностей выходят так называемые постматериалистические ценности, которые подчас с равным успехом используют как «правые», консервативные, так и «левые» политические силы. Например, экологические мотивы, ценности защиты окружающей среды не являются монополией «левых» партий, они могут использоваться даже ультраправыми («экофашизм»).
Как показывают многочисленные электоральные исследования, среди факторов, влияющих на партийные предпочтения избирателей, на первый план все еще выходит идеология. Партийные предпочтения в значительной степени обусловлены идеологической дистанцией между избирателем и партией, которую можно изобразить на классической право-левой шкале. Таким образом, идеология продолжает оставаться универсальным ориентиром в мире политики. При этом связь между индивидуальной идеологической ориентацией и выбором между левыми и правыми партиями является более тесной, если число партий в данной системе выше. Право-левая метафора не только выживает в новых условиях, но и оказывается способной к включению новых, постматериалистических ценностей. Так или иначе, она создает своеобразные рамки для коммуникации между элитами и рядовыми гражданами.
Заключение

Итак, политическое сознание является одной из форм общественного сознания. Будучи неинституциональным элементом политики, оно объединяет когнитивные, аксиологические и аффективные ориентации индивидов, направленные на политическую систему, политические процессы и участвующих в них субъектов.
Политическое сознание позволяет осуществлять ориентацию в мире политики, познавать ее. Оно способствует выработке отношения к отдельным ее элементам. Кроме того, политическое сознание, имея двойственную социально-индивидуальную природу, позволяет людям объединяться в разные группы и общности, поддерживает их целостность.
Способствуя формированию политических установок, политическое сознание является предпосылкой политического поведения, определяет его мотивацию, виды и формы. Именно от политического сознания зависит характер политических процессов. И в современном мире происходит усиление влияния политического сознания на практическую политику, что объясняется глубокими качественными изменениями в самом ее характере.
В связи с этим задача изучения политического сознания, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне представляется достаточно актуальной, и в особенности это касается переходных и трансформирующихся обществ.

Список использованной литературы

Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т Открытое обществово. - М.: Высш. шк., 1998. - 239 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Институт «Открытое общество», 1994. - 304 с.
Идентичность как предмет политического анализа: Сб. статей / под ред. И.С. Семененко. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 299с. (http://www.imemo.ru/ru/publ/2011/11002.pdf 5.12.2011)
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. - 1997, №4 (http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/I/1997-4-2-Ingleheart_Postmodern.pdf 5.12.2011)
Липсет С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей. Предварительные замечания: (перевод) // Политическая наука. - 2004., № 4. - С. 204-234
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под ред. Е. Ю. Мелешкиной. – М.: Весь мир, 2001. - 304 с.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2003. - 559 с.
Теория политики: Уч. пособие / под ред. Б.А. Исаева. - СПб: Питер, 2008. – 464 с.
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии - М.: РОССПЭН, 2000. - 431 с.
Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально – гуманитарные знания. - 2000., № 4. - С.290-294.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под ред. Е. Ю. Мелешкиной. – М.: Весь мир, 2001. – С.130
Чилкот Р. Теории сравнительной политологии. - М., 2001. - С. 254
Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т Открытое обществово. - М.: Высш. шк., 1998. - С. 95-96.
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии - М.: РОССПЭН, 2000. -С. 157.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Институт «Открытое общество», 1994. - С.11
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2003. – С.298
Соловьев А.И. Указ. соч. – С.298
Там же. – С.299
Теория политики: Уч. пособие / под ред. Б.А. Исаева. - СПб: Питер, 2008. – С. 332-333
Соловьев А.И. Указ. соч. – С.300
Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально – гуманитарные знания. - 2000., № 4. - С.290-294.
Соловьев А.И. Указ. соч. – С.300-301
Теория политики…- С. 336-337
Там же. – С. 336
Теория политики…. – С.336
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С. 134
Шестопал Е.Б. Указ.соч. - С. 160.
Шестопал Е.Б. Указ.соч. - С.160.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С. 135
Дилигенский Г.Г. Указ. соч. - С.135.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С. 136
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С. 136
Липсет С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей. Предварительные замечания: (перевод) // Политическая наука. - 2004. – № 4. - С. 204-234
Сравнительная политология: микроповеденческий аспект // Политическая наука: новые направления. — М.1999. - С.335 – 336.
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. - 1997, №4 (http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/I/1997-4-2-Ingleheart_Postmodern.pdf (5.12.2011)
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С.141
Дилигенский Г.Г. Указ.соч. - С.282.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С. 143
Идентичность как предмет политического анализа: Сб. статей / под ред. И.С. Семененко. – М.: ИМЭМО РАН, 2011. (http://www.imemo.ru/ru/publ/2011/11002.pdf 5.12.2011)– С.10 (http://www.imemo.ru/ru/publ/2011/11002.pdf 5.12.2011)
Там же
См. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С. 144
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа… - С. 145
Соловьев А.И. Указ. соч. – С.301
Там же. – С.303
Соловьев А.И. Указ. соч. – С.307-308
Соловьев А.И. Указ. соч. – С. 308












30

Список использованной литературы

1.Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т Открытое обществово. - М.: Высш. шк., 1998. - 239 с.
2.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Институт «Открытое общество», 1994. - 304 с.
3.Идентичность как предмет политического анализа: Сб. статей / под ред. И.С. Семененко. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 299с. (http://www.imemo.ru/ru/publ/2011/11002.pdf 5.12.2011)
4.Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. - 1997, №4 (http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/I/1997-4-2-Ingleheart_Postmodern.pdf 5.12.2011)
5.Липсет С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей. Предварительные замечания: (перевод) // Политическая наука. - 2004., № 4. - С. 204-234
6.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под ред. Е. Ю. Мелешкиной. – М.: Весь мир, 2001. - 304 с.
7.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2003. - 559 с.
8.Теория политики: Уч. пособие / под ред. Б.А. Исаева. - СПб: Питер, 2008. – 464 с.
9.Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии - М.: РОССПЭН, 2000. - 431 с.
10.Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально – гуманитарные знания. - 2000., № 4. - С.290-294.

Содержание

Введение

Раздел 1. Понятие и сущность политического сознания

Раздел 2. Особенности политического сознания молодежи

Вывод

Список литературы

Приложение

Введение

Политическая жизнь представляет собой блок переплетение определенных форм практики и разнообразных форм проявления политического сознания. Политическая деятельность людей - эта деятельность практическая и духовная. Любой акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводятся определенные умонастроения и идеи, связанные с властью и политические отношения. В политике, в сознании формируются регуляторы политического поведения, и построена мотивационная база властных отношений и действий. Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, большей частью политических отношений. В диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением отношений, которые развиваются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, сохранения и использования власти, то есть политические отношения. Политическое сознание-это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политические события. Такой предмет может выступать молодежь.

Все это объясняет необходимость решения проблемы политического сознания молодежи в этом поменять работу. Изучение данной проблематики в России активно проходил в рамках научных дисциплин, таких как социология, психология, политология. Известны труды Зубок Ю. А. "Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи" Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М., 2007., Ильинского И. М. "Молодежь планеты" Ильинский И. М. Молодежь планеты. М., 1999., Ольшанского Д. В. "Психология масс" Ольшанский Д. В. Психология масс. Спб., 2002. , врач-педиатр О.-М "Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи"Сорокин О. В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // Власть. - 2007. № 8. С. 48 -49.

Узнать стоимость работы