Административно-правовые отношения их признаки и элементы содержания и виды.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 2727 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 01.06.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА
1.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СТАТУСА ГРАЖДАНИНА
1.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН
2.1. ВИДЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН
2.2. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух категориях:
административная правоспособность – способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности,
административная дееспособность – способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил.
Административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения человека, а в отношении организации – с момента ее учреждения. Административная правоспособность и административная дееспособность юридического лица либо иной организации совпадают.
Что касается административной дееспособности гражданина, то ее развитие и полное осуществление закон связывает с достижением определенного возраста, а в ряде случаев – с состоянием здоровья.
Конституция РФ предоставляет гражданам РФ возможность осуществлять в полном объеме свои права и обязанности 18-летнего возраста. Однако это не исключает право законодателя устанавливать частичную административную дееспособность граждан до достижения им возраста совершеннолетия, в том числе путем установления обязанности отвечать за определенные противоправные деяния. Так, КоАП РФ предусматривает возможность применения мер административного наказания к гражданам, достигшим 16 лет.
Каждое административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию – субъективному праву одного субъекта – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).
Административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими соподчиненность воль. Воля всех участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах участвуют люди, наделенные волей и сознанием; именно они совершают определенные, предписанные административно-правовыми нормами действия или воздерживаются от них. Представляется, что здесь следует учитывать наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию, продукты духовного творчества.

2.2. Юридические факты в административном праве
Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. Например, порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
К числу неправомерных относится также бездействие. В частности, непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
События - явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

Заключение
В настоящей работе были подробно рассмотрены и изучены понятие и сущность административно-правовых отношений, их виды и особенности.
В связи с тем, что каждая отрасль права специфична, правоотношения каждой отрасли права имеют свои специфические особенности. Административно-правовые отношения не исключение, они также обладают рядом особенностей.
1). Административно-правовые отношения являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть — подчинение» и это связано с доминированием принципа юридического неравенства сторон.
2). Административно-правовое отношение имеет специфическое субъектное выражение, т.е. в нем есть субъект наделенным властными полномочиями и возможностями их практического использования, формулирующий соответствующие волеизъявления, адресуемые обязанной стороне.
3) Для возникновения административно-правовых отношений предусматриваются определенные условия (в связи с широтой государственного управления). Информация о них содержится в соответствующих административно-правовых нормах, регламентирующих деятельность тех или иных управленческих органов (должностных лиц), или порядок совершения определенных действий третьими лицами (например, гражданами).
Посредством административно-правовых отношений определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Административно-правовые отношения определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.
Таким образом, эффективность административно-правового регулирования в значительной степени зависит от совершенствования административно-правовых отношений посредством их государственного регулирования.
Однако, следует заметить, что административно-правовая наука отстает от требований перестройки общественной жизни, запросов современной управленческой практики, не оказывает еще действенного влияния на повышение человеческого фактора, качественное а изменение форм и методов хозяйствования и управления, процесс подготовки кадров, в том числе и в юридических вузах.
Предписания ряда законодательных актов и инструктивных документов, регулирующих управленческие отношения, во многом устарели, вошли в противоречие с жизнью. Однако такое положение зачастую не получало должной оценки со стороны административно-правовой науки. Предложения и рекомендации по совершенствованию административного законодательства и ведомственных актов рассматривались с запозданием, робко, без принципиальной оценки. Решительное преодоление пробелов в развитии науки административного права может быть достигнуто в процессе активизации комплексных исследований, укрепления их реальных связей с жизнью, практикой, существенной перестройки мышления, преодоления его инертности, использования новых подходов к управленческой деятельности как сложному и противоречивому социальному явлению. Необходимо проявлять больше смелости и гражданственности в обосновании и реализации предложений, направленных на улучшение административного законодательства, повышение эффективности исполнительно-распорядительной деятельности.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1995.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1,
ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 г.// Ведомости СНД и ВС РФ", 25.03.1993, N 12, ст. 425.
Закон РФ «Об образовании»//Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 150,
Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. –М.: Юрист. 2005. -697 с.
Административное право Российской Федерации/Под ред. Хаманевой Н. Ю. –М.: Юристъ. 2006. -553 с.
Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. -230 с.
Алехин А. П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. –М.: Зерцало. 2001. -592с.
Бахрах Д. Н. Административное право России. –М.: Зерцало. 1996. -355 с.
Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. –М.: Норма. 2007. -816 с.
Козлов Ю.М. Административные правоотношения - М.: Юрид. лит., 1976. - 184 c.
Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. -3-е изд., перер. И доп. –М.: Юрайт, 1997. – 416с.
Н.И. Матузов, А.В. Малько Теория государства и права. –М.: Юристъ, 2004. -570 с.
Овсянко Д. М. Административное право. –М.: Юристъ. 1995. -304 с.

Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. -3-е изд., перер. И доп. –М.: Юрайт, 1997. С. 290.
Бахрах Д. Н. Административное право Росси. –М.: Зерцало. 1996. С. 20
Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. –М.: Норма. 2007. С. 111
Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. –М.: Юрист. 2005. С. 34
Козлов Ю.М. Административные правоотношения - М.: Юридическая литература, 1976. С. 40
Закон РФ «Об образовании»//Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 150
Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138—139.
ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 г.// Ведомости СНД и ВС РФ", 25.03.1993, N 12, ст. 425.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.// Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
Там же.
Овсянко Д. М. Административное право. –М.: Юристъ. 1995. С. 12
СЗ РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Там же.
Бахрах Д.Н. Административное право. М. 1997. С.81












3

Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации//Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237,
2.Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)//Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 460 - 464.;
3.Конвенция о защите прав человека и основных свобод// Собрание законодательства РФ. 18 мая 1998 г. N 20. Ст. 2143.
4.ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.//Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031,
5.ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»//Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2485,
6.ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г.// Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063,
7.ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060,
8.Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. –М.: Юрист. 2005. -697 с.
9.Административное право Российской Федерации/Под ред. Хаманева Н. Ю. –М.: Юристъ. 2006. -553 с.
10.Алехин А. П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. –М.: Зерцало. 2001. -592с.
11.Бахрах Д. Н. Административное право Росси. –М.: Зерцало. 1996. -355 с.
12.Р.Ч. Бондарчук, Е.В. Прокопьев Комментарий к ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. –М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
13.Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов. 1976.
14.Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации / Акад. правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН. - М.: Ин-т государства и права РАН, 2000. - 109 с.
15.Алексеев С. С. Мое право – частное. Экономическая конституция глазами Председателя Совета исследовательского центра при Президенте России//Российская газета. 1994.
16.Князев С. Д. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования//Журнал российского права. 2004 №. 2.

Вопрос-ответ:

Каковы признаки административно-правовых отношений?

Административно-правовые отношения обладают следующими признаками: организационная взаимосвязь, односторонность, вытекание из административных правил и норм, принудительность и регулируемость.

Какие элементы содержания имеют административно-правовые отношения?

Элементы содержания административно-правовых отношений включают в себя: объектные исходные права, прямые права и обязанности, процессуальные права и обязанности, а также административные санкции.

Какие виды административно-правовых гарантий существуют для прав граждан?

Существуют различные виды административно-правовых гарантий для прав граждан, такие как: гарантии правосудия, гарантии права на обжалование, гарантии компетентности и независимости административных органов.

Какие права и обязанности граждан в сфере государственного управления?

В сфере государственного управления гражданам принадлежат права на участие в принятии решений, право на получение информации, право на обращение к административным органам, а также обязанности соблюдать законность и подчиняться административным органам.

Какие обращения граждан могут быть в административно-правовых отношениях?

В административно-правовых отношениях граждане имеют право на обращения, такие как: жалобы, заявления, обращения с просьбами, предложениями и требованиями, а также обращения в судебные или контролирующие органы.

Что такое административно-правовой статус гражданина?

Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей, которыми он обладает при осуществлении своей деятельности в сфере государственного управления.

Какие права и обязанности имеют граждане в сфере государственного управления?

Граждане имеют право на участие в принятии решений и осуществлении контроля за деятельностью органов государственной власти. Они также обязаны соблюдать законы и нормы, устанавливающие порядок регулирования административных отношений.

Какие виды гарантий прав граждан существуют?

Существует несколько видов гарантий прав граждан, таких как правовые гарантии, обеспечивающие судебную защиту прав и свобод граждан, административные гарантии, которые обеспечивают гражданам возможность обратиться к органам государственной власти с жалобами или предложениями, и социальные гарантии, обеспечивающие доступ граждан к социальным благам и услугам.