Любовь как ценность в сознании молодежи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 2323 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Любовь как основание для социального взаимодействия
1.1. Философский и социально-психологический смысл любви
1.2. Сексуальное поведение молодежи
1.3. Социально-психологическая готовность к браку
1.4. Гендерные различия в отношении к любви
2. Место любви в иерархии ценностей в молодежной среде
2.1. Влияние СМИ на ценностные ориентиры и мировоззрение молодежи
2.2. Данные социологических исследований на тему представлений молодых людей о любви и браке
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Материальные ценности предпочли 77,7%. Третье место в категории ценностей занимает здоровье (55%), четвертое – высокий уровень профессионализма (43,5%).(Результаты опросов 1997).
Ранее проведенные результаты 1977 (респонденты – студенты ЛИСИ), что шкала ценностей распределялась несколько по-другому: 1-е место занимала интересная работа, далее наличие хороших друзей; 3-е место – создание семьи, затем наличие хорошего коллектива, достижение высоких результатов в творчестве. Передовые позиции удерживало желание достичь высоких результатов в профессии в кругу специалистов, авторитет окружающих, повышение квалификации или карьерный рост и наличие высокого материального положения. Средние баллы получили стремление к славе и известности, желание большого количества свободного времени. Самые низкие оценки получала руководящая работа. (Возраст опрашиваемых – 20-21 год).
Ценность семьи, потеснившая аффилативные ценности (высокие результаты в творчестве, наличие друзей) проявлялась только в 30-летнем возрасте.
Опрос молодых людей (школьники, студенты, учащиеся техникумов), проведенный в 1992 году в Санкт-Петербурге и Лейпциге дал некоторую возрастную динамику ценностей. Лидирующие позиции занимают жизненные цели – интересная работа (91%), материальное благополучие (82%), далее семья (79%), обширные знания (65%).
Более старшая молодежь (учащиеся техникумов) распределяли основные ценности немного по-другому: интересная работа (85%), семья (75%), полезный вклад (71%), заработки (68%) и знания (67%). Опросы студентов выявили схожесть в распределении ценностей: 1-е место – работа; 2-е – семья; 3-е – заработки и далее знания и вклад в дело защиты природы и мира. (Лисовский В.Т., ред.,1996).
Индивидуализация ценностных ориентаций связана с уменьшением ориентации на человеческую общность и увеличением ценности индивидуального человеческого существования (Куницына В.Н., 1995, 2004).
Исследования 1995-2004 гг. обнаружили в ценностях-целях наличие существенных половых различий.
Девушки в гораздо большей степени ориентированы на семейные ценности, а для юношей эти ценности не являются определяющими. При этом они не отождествляют «любовь» и «счастливую семью».
Подобные результаты показали исследования (Лейбфрейд А.И.,2004), по методике М.Рокича. Опрашиваемые – студенты I – IV курсов также обнаруживали явные различия в предпочтении ценностей по полу. Счастливая семейная жизнь в иерархии ценностей занимала лидирующее место у 60% девушек и лишь у 8% юношей, но при этом 60% респондентов отдают предпочтение «любви».
Санкт-Петербургские исследования последних лет, студенток в возрасте 19-21 года показали ориентировку опрашиваемых на эгалитарную модель брака, где практически все хозяйственно-бытовые обязанности (стирка, уборка, готовка, покупка продуктов и т.д.), выполняются совместно.
(Для сравнения: исследования девушек-студенток более старшего возраста (25-35 лет), свидетельствуют об отнесении ими части бытовых забот к чисто женским обязанностям).
В целом у девушек картина семейной жизни предстает в виде семьи с эгалитарным устройством и значительной материальной базой, основанная на любви и доверии. Для юношей семейная жизнь является более отдаленной перспективой, но также основанная на любви, взаимоуважении, общности взглядов и интересов, с традиционным разделением обязанностей.


Заключение
Как много в современной жизни ведется разговоров и поднимается тем для обсуждения вопросов о подготовке детей к супружеской жизни, но как мало для этого делается. Введение предмета «Этика и психология семейной жизни» в школьную программу обучения не дало особых результатов. И это понятно, ведь нельзя ребенку привить правила чести на одном уроке, научить достоинству – на другом и, преподав краткий курс семейной жизни на третьем, быть уверенным, что прослушавшие к вступлению в брак готовы. Речь идет о списке того необходимого, что требуется привить или передать молодежи для обретения ими в будущем счастья семейной жизни. По мнению многих специалистов (психологов, социологов, педагогов), в этот «список» необходимого входит: повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; усиление пропаганды «антизависимости» (алкоголь, наркотики и т.д.). Ну и конечно этот список не может обойтись без таких вопросов как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективная и экономная организация бюджета семьи.
В идеальном варианте – решение всех этих задач в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Безусловно, их педагогическая реализация невозможна в условиях одной лишь школы.
Для непосредственно школьной педагогики можно отметить некоторые основные направления подготовки старшеклассников к браку:
Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих из этого последствий для личной жизни;
Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств;
Формирование адекватных брачно-семейных представлений;
Усвоение определенного количества знаний по психологии и социологии брака и семьи.
Социальная сущность семьи заключается в том, что, будучи общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. К.Маркс очень четко выразился на этот счет: «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он в него вступил. Брак не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака».
Исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных хлопот и ограничение личной свободы. Но это понимание не всегда свойственно юношам и девушкам, особенно в раннем возрасте, отчего зачастую переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего, чисто психологическими, трудностями – мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.
Исходным в этой связи можно считать то, что молодые люди должны понимать – семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Историческая же конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (при этом являясь одним из наиболее устойчивых общественных институтов). Социальная необходимость в семье обусловлена существованием человечества, при отсутствии которой может оказаться под угрозой.
Разъясняя социальную сущность семьи молодым людям необходимо обращать их внимание на непреходящее общественное значение двух основных функций семьи – репродуктивной и воспитательной (т.е. духовного и физического воспроизводства населения), отмечая тот факт, что лишь в семье они способны выполняться полноценно и естественно.
Список литературы:
В.В.Александрова. Совет да любовь. – Лениздат,1988. С.350;
В.В.Александрова. Книга молодой семьи. – Лениздат, 1990. С.254;
В.В,Александрова. Мир молодой семьи. – Лениздат, 1992. С.253;
Т.В.Андреева. Психология современной семьи. Монография. – Спб.: «Речь», 2005. – С.436
К.Аронс. Развод: Крах или новая жизнь. – М.: «Мирт»,1995. С.448;
Л.Антипина. Ты и я. – М.: «Молодая гвардия». /Библиотека молодой семьи., 1988. С.367;
И.В. Бестужев-Лада. Ступени к семейному счастью. – М.: «Мысль», 1988. С.301;
Л.А.Богданович. Супружеская жизнь: Гармония и конфликты. – М.: «ПрофИздат», 1990. С.176;
В.Н.Дружинин. Психология семьи. Екатеринбург, 2000. С.208;
В.И.Зацепин, В.Д.Цимбалюк. Мы и наша семья. /Книга для молодых супругов. 5-е изд. – Улан-Удэ. Бурят.кн.изд-во., 1991. С.368
А.А.Ивин. Философия любви. Ч.2 /Антология любви. – М.: «Политиздат», 1990. С.605
С.В.Ковалев. Психология современной семьи. – М.: «Просвещение», 1988. С.208;
В.Т.Лисовский. Молодежь: любовь, брак, семья. – СПб.: Наука, 2003. – С.368;
В.А.Поликарпов. Психология первой любви. – Минск. «Экономпресс», 2002. С.208;
В.М.Целуйко. Психология неблагополучной семьи. – М.: «Владос», 2004. С.272;

В.Н.Дружинин. Психология семьи. Екатеринбург, 2000. С.56;
С.В.Ковалев. Психология современной семьи. – М.: «Просвещение», 1988. С.28;
В.Т.Лисовский. Молодежь: любовь, брак, семья. – СПб: «Наука», 2003. – С.39
Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. – М., 1983. – С.168
В.Т.Лисовский. Смысл и «свобода» любви //Молодежь: Тенденции социальных изменений /Науч. ред.-сост. В.Т.Лисовский. СПб., 2000. – С.253-274
С.И.Голод. Личная жизнь: любовь, отношение полов. – Л., 1990. – С.8
Платон. Пир. Соч. – М., 1970. Т.2. С. – 107
А.Лосев. Эрос у Платона. – М., 1916
В.Т.Лисовский. Молодежь: любовь, брак, семья. – СПб: «Наука», 2003. – С.19

В.Т.Лисовский. Молодежь: любовь, брак, семья. – СПб: «Наука», 2003. – С.29
С.И.Голод. Сексуальная эмансипация женщин //Журнал социологии и социальной антропологии., 1999. №2. – С.105
Адлер А. Наука жить. / Перев. с англ.и нем. К.: Port-Royal, 1997. С.163.
Т.В.Андреева. Психология современной семьи. Монография. – Спб.: «Речь», 2005. – С.41
Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: «Смысл», 2002. С.340-341
А.И.Антонов, С.А.Сорокин. Судьба семьи в России ХХI века. – М., 2000. – С.381
В.Т.Лисовский. Молодежь: любовь, брак, семья. – СПб: «Наука», 2003. – С.196
Л.А.Богданович. Супружеская жизнь: Гармония и конфликты. М.: «ПрофИздат», 1990. С.45
С.В.Ковалев. Психология современной семьи. – М.: «Просвещение», 1988. С.45;
В.А.Поликарпов. Психология первой любви. Минск. «Экономпресс», 2002. С.28;












21

1.В.В.Александрова. Совет да любовь. – Лениздат,1988. С.350;
2.В.В.Александрова. Книга молодой семьи. – Лениздат, 1990. С.254;
3.В.В,Александрова. Мир молодой семьи. – Лениздат, 1992. С.253;
4.Т.В.Андреева. Психология современной семьи. Монография. – Спб.: «Речь», 2005. – С.436
5.К.Аронс. Развод: Крах или новая жизнь. – М.: «Мирт»,1995. С.448;
6.Л.Антипина. Ты и я. – М.: «Молодая гвардия». /Библиотека молодой семьи., 1988. С.367;
7.И.В. Бестужев-Лада. Ступени к семейному счастью. – М.: «Мысль», 1988. С.301;
8.Л.А.Богданович. Супружеская жизнь: Гармония и конфликты. – М.: «ПрофИздат», 1990. С.176;
9.В.Н.Дружинин. Психология семьи. Екатеринбург, 2000. С.208;
10.В.И.Зацепин, В.Д.Цимбалюк. Мы и наша семья. /Книга для молодых супругов. 5-е изд. – Улан-Удэ. Бурят.кн.изд-во., 1991. С.368
11.А.А.Ивин. Философия любви. Ч.2 /Антология любви. – М.: «Политиздат», 1990. С.605
12.С.В.Ковалев. Психология современной семьи. – М.: «Просвещение», 1988. С.208;
13.В.Т.Лисовский. Молодежь: любовь, брак, семья. – СПб.: Наука, 2003. – С.368;
14.В.А.Поликарпов. Психология первой любви. – Минск. «Экономпресс», 2002. С.208;
15.В.М.Целуйко. Психология неблагополучной семьи. – М.: «Владос», 2004. С.272;

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет любовь в сознании молодежи?

Любовь имеет огромное значение в сознании молодежи, она является основой для социального взаимодействия. Через любовь молодые люди находят смысл и цель в своей жизни, они стремятся находить свою вторую половинку и создавать с ней семью.

Каков философский и социально-психологический смысл любви?

Философский смысл любви заключается в ее высокой ценности как состояния, в котором проявляются наши самые глубокие чувства и эмоции. Социально-психологический смысл любви состоит в том, что она способствует формированию и развитию личности, укреплению межличностных связей и созданию семьи.

Какой характер имеет сексуальное поведение молодежи?

Сексуальное поведение молодежи может иметь различные характеристики – от консервативного до более свободного. Однако, современная молодежь обычно выражает свою сексуальность более открыто и свободно, чем предыдущие поколения. Сексуальные отношения становятся все более важной частью индивидуальной и социальной жизни молодежи.

Какова социально-психологическая готовность молодежи к браку?

Социально-психологическая готовность молодежи к браку может быть разной. Некоторые молодые люди стремятся создать семью в раннем возрасте и имеют ясные представления о своих ролях и обязанностях в браке. Другие молодые люди могут быть менее готовыми к браку из-за неопределенности в своих ценностях и целях, а также из-за недостатка опыта и стабильности в своей жизни.

Какие гендерные различия существуют в отношении к любви?

В отношении к любви существуют различия между мужчинами и женщинами. Например, исследования показывают, что женщины чаще обращают внимание на эмоциональную близость и поддержку в отношениях, в то время как для мужчин важнее сексуальное притяжение и статусность партнера. Кроме того, мужчины и женщины могут иметь разные представления о том, что они ищут в партнере и какие качества должны быть у идеального партнера.

Какое значение имеет любовь в сознании молодежи?

Любовь имеет огромное значение в сознании молодежи, она является основанием для социального взаимодействия, формирует ценностные ориентиры и мировоззрение молодых людей. Без любви, молодежь часто чувствует пустоту и недостаток смысла в своей жизни.

Что подразумевается под философским и социально-психологическим смыслом любви?

Философский смысл любви заключается в понимании ее как высшей ценности, объединяющей людей и придавающей смысл жизни. Социально-психологический смысл любви связан с ее ролью в формировании эмоциональных связей, установлении близких отношений, эмпатии и уважения к другим людям.

Каково сексуальное поведение молодежи в контексте любви?

Сексуальное поведение молодежи в контексте любви может быть разнообразным. Некоторые молодые люди стремятся сохранить свою первую сексуальную связь для особенно значимого отношения, в котором присутствует любовь и доверие. Другие молодые люди могут испытывать более свободное отношение к сексу и включать его в свою жизнь без привязки к чувствам.