Принципы красноречия в трудах М. Ломоносова.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Риторика
  • 2222 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 19.07.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. М.В.Ломоносов – логик и ритор
Глава 2. Основные принципы красноречия в трудах Ломоносова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Так, в политической речи уместны примеры, факты, притчи, басни, исторические примеры. В судебной – энтимемы (сокращенные умозаключения), законы, свидетельские показания, клятвы и т.д. В торжественной – преувеличения, сравнения. Риторика рассматривает стиль и композицию речи, много внимания уделяет эмоциям (страстям).
Цель риторического высказывания - решение проблемы, значимой для аудитории. Ритор не выдумывает проблемы, но решает реальные задачи. Чтобы принятое решение было правильным и действенным, вносимые ритором предложения должны быть обоснованы, поняты, оценены и сознательно приняты аудиторией, а не навязаны ей. Поэтому положения, которые содержатся в риторическом высказывании, подлежат обсуждению. "Мы совещаемся, - указывает Аристотель, - относительно того, что, по-видимому, допускает возможность двоякого решения, потому что никто не совещается относительно тех вещей, которые не могут, не могли и в будущем не смогут быть иными, раз мы их понимаем как таковые, - не совещаемся потому, что это ни к чему не ведет".
Проблемная ситуация, с анализа которой начинается изобретение, включает: аудиторию; проблему и предмет речи, которые подлежат обсуждению; самого ритора с его знаниями, способностями, опытом и риторической подготовкой.
Целью риторических изысков для Ломоносова являлись правильно написанные, профессионально оформленные оды, Слова на торжественные даты и юбилеи, стихи.
Быть понятным и понятым, не мешать и не путать высокий и низкий стиль, обоснованно использовать правила стихосложения и стихотворные размеры – вот задача русского оратора эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины Великой.
. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: "Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве". Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.
"Слова" и "Речи" ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова "был великолепен, чист, тверд, громок и приятен", а "нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки".
В качестве иллюстраций ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять дотоле неизвестное рассмотрим два примера. Первый - "Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым". Начинается оно так:
"Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает".
Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.
"Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?"
Созданная Ломоносовым русская Торжественная ода восходит к французской и немецкой классицистической оде, заимствуя у нее форму (деление на строфы по 10 стихов, стабильную рифмовку), круг тем и мотивов. При этом рус. культурная и собственно панегирическая традиция,
продолженная Л., переживаемый в эпоху Елизаветы национальный подъем, сама личность поэта определили оригинальность и глубоко национальный характер ломоносовских од.
Главным героем поэзии Ломоносова становится Россия и русский народ, образцом для подражания, чуть ли не божеством провозглашается Петр I. В духе петровской политики Ломоносов считает необходимым полное включение России в европейскую цивилизацию; а историческую роль Отечества видит в распространении ее на Восток, Юг и Север.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1760-е, несмотря на оды Екатерине П (3 оды) и стихи Г. Г. Орлову, Ломоносов воспринимался как поэт прошлого царствования, «стихотворец веку <...> блаженныя памяти Елисаветы Петровны» (С. А. Порошин). Поэты следующего поколения, независимо от своей поэтической ориентации, были единодушны в оценке деятельности и творчества Ломоносова (М. И. Херасков, В. П. Петров, В. И. Майков и др.). Восхищение творчеством Ломоносова и его судьбой характеризует русскую мысль вплоть до А. С. Пушкина и П. А. Вяземского. Диссонансом прозвучал радищевский упрек Ломоносова в лести и предпочтение ему Сумарокова. На разборах произведений Ломоносова воспитывалась ранняя русская критика, на издании его сочинений — филология. В русской критике и общественном сознании Ломоносов надолго остался «Петром Великим русской литературы», как назвал его К. П. Батюшков, а затем В. Г. Белинский, подразумевавшие под этим, что им были осуществлены коренные реформы русского языка и стиха и открыт путь новой русской литературе.
Ломоносов создал строгую и стройную стилистическую теорию, которая сыграла выдающуюся роль в становлении и формировании новой системы русского национального литературного языка.
Стилистическая теория Ломоносова органически связана с важнейшими культурно-историческими потребностями русского общества XVIII века. Она носит глубоко национальный характер, так как выросла их практических задач решения проблемы 2-ия на русской почве.
Он определил закономерности в образовании новой стилистической системы русского литературного языка, систематизировал фонетику, грамматику и лексико-фразеологические различия между стилями.
Деятельность Ломоносова в формировании русского литературного языка огромна. Некоторые нормы Ломоносова естественно отжили, но основной костяк выдвинутых Ломоносовым норм языка определил эпоху творческой деятельности Пушкина и служит живой основой современного нашего языка.
Неиссякаемая энергия, которой хватало и на жизненную борьбу, и на плодотворную деятельность в различных областях знаний бралась из высокого, действенного патриотизма Ломоносова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннушкин В. И. Редакции «Риторики» начала XVII в.— В кн.: Древнерусская литература: Источниковедение. Л./Наука/ 1984.
Барулина Л. Г. Вопросы логики в трудах М. В. Ломоносова.— М./Ученые записки МГУ/. 1958. вып. 190 – 193с.
Большой Российский энциклопедический словарь. М./Дрофа/ 2003 -1868с
Волков А.А. Искусство ораторского мастерства. М./Эра/ 2003 -286с.
Зубов В. Я. Русский рукописный учебник по логике середины XVIII века.— Вопросы Философии. 1956 № 3.
Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л./Наука/ 1981-338с.
Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э. П. Карпеев. СПб./Эхо/1999- 391с.
Морозов А.А. М.В.Ломоносов: Путь к зрелости. М-Л/Политиздат/ 1962-319с.
Морозов А.А. М. В. Ломоносов.1711-1765. 5-е изд. М./Молодая гвардия/ 1965 -299с.
Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. /Пресс-инфо/2000- 312с.


Зубов В. Я. Русский рукописный учебник по логике середины XVIII века.— Вопросы Философии. 1956 № 3. С. 154—156.
См. Древнерусская литература: Источниковедение. Л./ Наука/ 1984. С. 234—248.

Первые наставления Тредиаковского "Разговора об ортографии" См.Древнерусская литература: Источниковедение. Л./ Наука/ 1984. С. 234—248.

Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э. П. Карпеев. СПб./Эхо/1999

Морозов А.А. М. В. Ломоносов.1711-1765. 5-е изд. М./Молодая гвардия/ 1965 С.72-73
Барулина Л. Г. Вопросы логики в трудах М. В. Ломоносова.— М./Ученые записки МГУ/. 1958. вып. 190, С. 133—150.
Аннушкин В. И. Редакции «Риторики» начала XVII в.— В кн.: Древнерусская литература: Источниковедение. Л./Наука/ 1984. С. 234—248.
В частности даются предварительные сведения о силлогизме. Силлогизм – рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащие) и предикаты (сказуемые), объединены общим (средним) термином, обеспечивающим «замыкание» понятий (терминов) в заключении силлогизма. См. Большой Российский энциклопедический словарь. М./Дрофа/ 2003 С.1427
Здесь и далее цит. по Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. /Пресс-инфо/2000.

Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. /Пресс-инфо/2000.


Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л./Наука/ 1981
Аристотель. Риторика. Серия История античной эстетики под ред. А.Ф.Лосева. М/Искусство/1975.

Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л./Наука/ 1981
Аннушкин В. И. Редакции «Риторики» начала XVII в.— В кн.: Древнерусская литература: Источниковедение. Л./Наука/ 1984. С. 234—248.

Морозов А.А. М.В.Ломоносов: Путь к зрелости. М-Л/Политиздат/ 1962












2

1.Аннушкин В. И. Редакции «Риторики» начала XVII в.— В кн.: Древнерусская литература: Источниковедение. Л./Наука/ 1984.
2.Барулина Л. Г. Вопросы логики в трудах М. В. Ломоносова.— М./Ученые записки МГУ/. 1958. вып. 190 – 193с.
3.Большой Российский энциклопедический словарь. М./Дрофа/ 2003 -1868с
4.Волков А.А. Искусство ораторского мастерства. М./Эра/ 2003 -286с.
5.Зубов В. Я. Русский рукописный учебник по логике середины XVIII века.— Вопросы Философии. 1956 № 3.
6.Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л./Наука/ 1981-338с.
7.Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э. П. Карпеев. СПб./Эхо/1999- 391с.
8.Морозов А.А. М.В.Ломоносов: Путь к зрелости. М-Л/Политиздат/ 1962-319с.
9.Морозов А.А. М. В. Ломоносов.1711-1765. 5-е изд. М./Молодая гвардия/ 1965 -299с.
10.Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. /Пресс-инфо/2000- 312с.


Вопрос-ответ:

Какие принципы красноречия были использованы М. Ломоносовым в своих трудах?

М. Ломоносов использовал различные принципы красноречия в своих трудах, в зависимости от цели и характера речи. Например, в политической речи он использовал примеры, факты, притчи, басни и исторические примеры. В судебной речи он применял энтимемы (сокращенные умозаключения), законы, свидетельские показания и клятвы. В торжественной речи Ломоносов использовал преувеличения и сравнения. Он также уделял внимание стилю и композиции речи, а также эмоциям и страстям.

Какие принципы красноречия были использованы М. Ломоносовым в политической речи?

В политической речи М. Ломоносов использовал примеры, факты, притчи, басни и исторические примеры. Это позволяло ему убедительно аргументировать свои идеи и увлечь аудиторию. Примеры и исторические примеры помогали иллюстрировать свои мысли и донести их до слушателей. Применение таких приемов делало политическую речь Ломоносова более интересной и понятной.

Какие принципы красноречия были использованы М. Ломоносовым в судебной речи?

В судебной речи М. Ломоносов использовал энтимемы (сокращенные умозаключения), законы, свидетельские показания и клятвы. При использовании энтимем Ломоносов мог кратко и лаконично подать свои доказательства и аргументы, что делало его речь более убедительной. Приведение законов и свидетельских показаний также добавляло авторитетности его высказываниям.

Какие принципы красноречия были использованы М. Ломоносовым в торжественной речи?

В торжественной речи М. Ломоносов использовал преувеличения и сравнения. Он стремился усилить эффект своих слов и вызвать у слушателей сильные эмоции. Использование преувеличений позволяло Ломоносову привлечь внимание аудитории и сделать свою речь запоминающейся. Сравнения помогали ему более наглядно и ясно выразить свои мысли и идеи.

Какие принципы красноречия проявляются в трудах М. Ломоносова?

В трудах М. Ломоносова прослеживаются принципы красноречия, связанные с использованием примеров, фактов, притч, басен и исторических примеров в политической речи, а также применение энтимем (сокращенных умозаключений), законов, свидетельских показаний и клятв в судебной речи. В торжественной речи Ломоносов использовал преувеличения и сравнения. Также риторика Ломоносова уделяет внимание стилю и композиции речи, а также эмоциям и страстям.

В чем состоят основные принципы красноречия по трудам М. Ломоносова?

Основные принципы красноречия, выделяемые по трудам М. Ломоносова, заключаются в использовании различных методов и средств в зависимости от цели речи. В политической речи важными являются примеры, факты, притчи, басни и исторические примеры. В судебной речи применяются энтимемы, законы, свидетельские показания и клятвы. В торжественной речи применяются преувеличения и сравнения. Кроме того, риторика Ломоносова уделяет значительное внимание стилю и композиции речи, а также эмоциям и страстям.

Какие примеры использовал М. Ломоносов в своих политических речах?

В своих политических речах М. Ломоносов использовал различные примеры, факты, притчи, басни и исторические примеры. Этот принцип красноречия помогал ему убедительно аргументировать свои политические позиции и подтверждать свою точку зрения на основе реальных событий и ситуаций. Использование примеров делало его речь более конкретной и понятной для слушателей.

Какие принципы красноречия применял М. Ломоносов в своих трудах?

М. Ломоносов применял различные принципы красноречия в своих работах. Он использовал примеры, факты, притчи, басни и исторические примеры в политической речи, энтимемы, законы, свидетельские показания и клятвы в судебной речи, а в торжественной речи применял преувеличения и сравнения. Он также уделял внимание стилю и композиции речи, а также эмоциям и страстям.

Какие элементы входят в политическую речь согласно М. Ломоносову?

Согласно М. Ломоносову, в политической речи уместны примеры, факты, притчи, басни и исторические примеры. Они используются для иллюстрации и подтверждения аргументов и убеждения аудитории. Такие элементы помогают привлечь внимание слушателей и усилить эффект речи.

Какие принципы красноречия применяются в судебной речи по М. Ломоносову?

М. Ломоносов считал, что в судебной речи уместно использовать энтимемы, то есть сокращенные умозаключения, которые помогают представить логическую цепочку аргументов в краткой и лаконичной форме. Он также указывал на важность использования законов, свидетельских показаний и клятв, чтобы убедительно подтвердить свою точку зрения в суде.

Какое внимание уделяет М. Ломоносов эмоциям в риторике?

В риторике М. Ломоносов уделяет много внимания эмоциям и страстям. Он понимал, что эмоциональное воздействие на аудиторию может быть более эффективным, чем просто логические аргументы. Он признавал важность эмоциональной составляющей в высказываниях и использовал различные приемы, чтобы вызывать определенные эмоции у слушателей.