Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающие среду

  • 28 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 17.05.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
6. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
7. ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
8. СООТНОШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА


Фрагмент для ознакомления

В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в РФ (1994) содержался конкретных перечень видов деятельности и объектов, по которым должна была проводиться оценка воздействия на окружающую среду.
Действующее Положение основывается на ином принципе: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ. Это – обширный руг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексный и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, проекты технико-экономического обоснования и строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов хозяйственной деятельности и др. В данном разделе они рассматриваются как объекты экологической экспертизы.
При проведении оценки воздействия на окружающую среду законодатель указывает на необходимость исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).
Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы). При этом, материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности).
Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы является неотъемлемой частью процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы). Также должно быть проведено обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, что осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).
Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).
Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

8. Соотношение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду
В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной или иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению.
Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то оценка воздействия на окружающую среду, как отмечается в литературе, есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйсвтенного решения.
Таким образом, внедрение в правовой механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам рассмотрения правовых основ экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду можно сделать следующие основные выводы:
экологическая экспертиза определяется в российском законодательстве как установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
видами экологической экспертизы в Российской Федерации являются: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза;
к принципам проведения экологической экспертизы в Российской Федерации относятся: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы;
порядок проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации установлен федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.1996 г. № 698;
общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Литература
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» от 03.08.1992 г. № 545.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.1996 г. № 698.
Постановление Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» от 19.12.1996 г. № 1504.
Постановление Правительства РФ «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциального опасных веществ» от 02.03.2000 г. № 182.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации» от 10.03.2000 г. № 208.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16.06.2000 г. № 461.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» от 24.07.2000 г. № 554.
Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 г. № 372.
Приказ Минприроды РФ «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» от 29.12.1995 г. № 539.
Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 670 с.
Храмова О. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы // Государство и право. – 2000. - № 8. – С. 11-17.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ. – ст. 1.
Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – с. 236.
Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – с. 237-238.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.1996 г. № 698. – п. 1.1.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ. – ст. 28.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ. – ст. 15.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ. – ст. 18.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ. – ст. 20.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ. – ст. 25.
Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – с. 227.
Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 г. № 372.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.1996 г. № 698. – п. 2.6.
Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 г. № 372. – п. 2.1.
Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – с. 228.












2

1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
2.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г.
№ 174-ФЗ.
3.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов за-грязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использова-ния природных ресурсов, размещения отходов» от 03.08.1992 г. № 545.
4.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.1996 г. № 698.
5.Постановление Правительства РФ «О порядке разработки и ут-верждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на вод-ные объекты» от 19.12.1996 г. № 1504.
6.Постановление Правительства РФ «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосфер-ного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняю-щих) веществ и потенциального опасных веществ» от 02.03.2000 г. № 182.
7.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил раз-работки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и террито-риального моря Российской Федерации» от 10.03.2000 г. № 208.
8.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил раз-работки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16.06.2000 г. № 461.
9.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»
от 24.07.2000 г. № 554.
10.Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ок-ружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 г. № 372.
11.Приказ Минприроды РФ «Об утверждении Инструкции по экологиче-скому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» от 29.12.1995 г. № 539.
12.Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 670 с.
13.Храмова О. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы // Государство и право. – 2000. - № 8. – С. 11-17.

Оценка воздействия нефтегазодобывающей промышленности тюменской области на окружающую среду

Оценка воздействия нефтегазодобывающей промышленности тюменской области на окружающую среду

Освоение месторождений углеводородов сопровождается геологоразведочными, буровыми и строительными работами, прокладкой трубопроводов, дорог, ростом городов и сел, развитие местной промышленности. Практически все технологические процессы нефтегазодобычи и сопутствующая ей деятельность являются потенциальными источниками загрязнения окружающей среды. Это связано с наличием в добываемом сырье и используемых материалов, которые должны быть выделены вод, выбросов, отходов, различных поллютантов. Масштабы воздействия нефтегазодобывающей промышленности на окружающую среду зависят как от типа месторождений, их стадии обустройства, применяемых технологий, так и характеристики окружающей среды, в исходное состояние. Северных регионах Тюменской области являются низкая замена емкости ландшафтов, малой мощностью и слабой устойчивостью к техногенным нарушениям. Дальнейшее развитие геологоразведочных и нефтегазодобывающих работ в Тюменской области, где площадь перспективных на нефть и газ территорий оценивается в 1 млн км2, неизбежно приведет к нарушению природной среды. Нужно определить источники загрязнения и изучить состояние и изменение окружающей среды. В то же время, фон экогеохимические параметры пейзажи указанных районах исследованы слабо, что затрудняет проведение адекватной оценки интенсивности и идентификации загрязнения окружающей среды, вызванных человеком. Изучение окружающей среды в Западной Сибири в значительной мере было сосредоточено на проблемах, связанных с загрязнением нефти, масла, углеводороды, некоторые макроэлементы, наиболее важные достижения в решении которых были изложены в работах. Г-Н. П. Солнцевой, М. 3. Гайнутдинова, О. А. Гусевой, Л. Н. Добрянского, В. М. Маковского и других исследователей. Поведение микроэлементов, тяжелых металлов, биогенных элементов, в местах влияния объектов нефтегазодобывающей промышленности и населенных пунктов, изучены слабо. Только в последние годы, были развернуты региональные экогеохимические исследования территории Тюменской области.

Основная цель исследований заключалась в установлении эколого-геохимических особенностей различных по степени и характеру экономического освоения нефтегазодобывающих районов Тюменской области. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Узнать стоимость работы