Товароведная характеристика и ассортимент ликероводочных изделий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Товароведение
  • 3939 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Классификация ликероводочных изделий
2. Факторы, формирующие качество
3. Экспертиза и фальсификация
4. Упаковка, маркировка, хранение
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Если бутылка прошла промышленный конвейер, то на ее дне обязательно останутся следы и на своей руке вы непременно обнаружите черную полосу от смазочных материалов. Если водка изготовлена в домашних условиях, такой полосы не будет.
Пятый способ. На бутылке должно быть три этикетки: первая - у горлышка, и еще две на самой бутылке - друг против друга.
Количественная фальсификация ликеро-водочных изделий (недолив, обмер) - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (объема), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно объем поверенными измерительными мерами объема.
Информационная фальсификация ликеро-водочных напитков - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.
При фальсификации информации об алкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:
наименование товара;
фирма-изготовитель товара;
количество товара;
вводимые пищевые добавки.
Фальсифицированная водочная продукция имеет несколько внешних отличий от настоящей. В первую очередь, следует обратить внимание на этикетку. Кроме наименования водки, ее крепости и вместимости на ней должны быть наименование предприятия-изготовителя, его адрес, а также знак соответствия и товарного знака. Этикетка должна быть приклеена к бутылке аккуратно. Клей на ее обратной стороне должен быть нанесен ровными полосками (должны быть от 5 до 9 клеевых полос одинаковой толщины), отсутствие или нечеткие символы даты изготовления на обороте этикетки, цифровой код на настоящей этикетке должны быть, как минимум, из 7 цифр. Колпачки на бутылке должны быть с перфорированным венчиком горловины, плотными, не прокручивающимися, с гладкими нижними краями. Это свидетельствует о заводской упаковке и маркировке, которая отличается от ручной, произведенной на подпольном предприятии.
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
каким способом изготовлены печатные документы;
имеются ли подчистки, исправления в документе;
является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.
4. Упаковка, маркировка, хранение
Маркировка – это любые слова, обозначения, торговые марки, фирменные знаки, иллюстрированный материал или символы, относящиеся к товару и размещенные на упаковке, документах, уведомлениях, этикетках, кольеретках или кольцевых ярлыках, сопровождающих данный товар.
В соответствии с требованиями закона РФ «О защите прав потребителей» и стандартов любая пищевая продукция должна иметь информацию для потребителей на этикетках и таре.
Маркировка и этикетка - лицо товара. Они должны содержать не только необходимую информацию о пищевом продукте, но и иметь красочное оформление.
Недостоверность информации порождает фальсификацию и подделку пищевой продукции, а, следовательно, недоверие потребителей.
Маркировка пищевых продуктов должна содержать:
наименование продукта;
адрес изготовителя;
товарный знак изготовителя (при наличии);
массу нетто или объем (количество);
состав продукта (напитка);
пищевую ценность, содержание ингредиентов, витаминов и минеральных веществ;
условия хранения (до и после вскрытия потребительской упаковки);
срок годности, срок хранения или срок реализации;
способ приготовления;
рекомендации по использованию (способ употребления);
информацию о сертификации;
обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
ветеринарное клеймо;
товароведческое клеймо (категорию упитанности) и штампы;
категорию, сорт;
вид или тип продукта;
термическое состояние (охлажденное, замороженное);
дату изготовления (розлива, расфасовки, сортировки);
способ обработки (вид разделки);
сведения о консервантах, ароматизаторах, красителях и других пищевых добавках;
дату упаковки;
способ упаковки (вакуумная и др.);
дополнительную информацию.
Качественный пищевой продукт с полной информацией, фирменным знаком, штриховым кодом, знаком соответствия РФ, регалиями соответствующих конкурсов и выставок привлекает покупателей, вызывает желание его приобрести. Понравившийся пищевой продукт, выпускаемый определенной фирмой, укрепляет в покупателе доверие к изготовителю и другим продуктам этой фирмы.
Товарные знаки, предназначенные для информирования об изготовителе, разделяются на фирменные и ассортиментные.
Ассортиментные знаки, применяющиеся для идентификации ассортиментной принадлежности пищевой продукции, подразделяются на видовые - идентификация по виду товара, групповые - по групповой характеристике и марочные - по торговой марке, свидетельствующей о наличии специфических потребительских свойств продукции.
Компонентные знаки используются для обозначения состава продукта. Например, Европейский Совет разработал систему кодирования сложных и длинных наименований пищевых добавок буквой «Е» с трех- или четырехзначным цифровым кодом (Е300 - антиокислители). Все продукты питания, содержащие пищевые добавки, придающие им определенные свойства (улучшающие вкус, аромат, внешний вид, не позволяющие черстветь и т.д.) должны иметь в маркировке индекс «Е».
В настоящее время в России допускается использование в производстве пищевых продуктов (или присутствие в готовых импортных пищевых продуктах) около 250 видов отдельных пищевых добавок от Е100 до Е1520, указанных в нормативном документе Госсанэпиднадзора РФ от 14.08.94 г., а в список запрещеных к применению включены:
Е121 - краситель (цитрусовый красный 2);
Е123 - краситель (амарант);
Е240 - консервант (формальдегид).
Количественные знаки указывают значение величины и ее единицу измерения. Например: масса - 1000 г.
Экологические знаки применяются для подтверждения экологической чистоты продукта, способа переработки, упаковки, транспортировки, утилизации. Их очень много и в основном они отражают безвредность для окружающей среды.
На пищевых пластиковых посуде и упаковке ставятся знаки, обозначающие их пригодность для этих целей и материал. Так, латинскими буквами РР обозначается полипропилен; PET - полиэтилентрифталат, применяемый для спиртосодержащих пищевых жидкостей; PS, PE, PVC - соответственно полистирол, полиэтилен, поливинилхлорид.
В нашей стране разработаны общие требования по упаковке и маркировке алкогольной продукции, закрепленные Государственным стандартом. Так, в соответствии с ГОСТ Р 51074-97 в разделе «Информация для потребителя. Общие требования к упаковке и маркировке водки, ликероводочных изделий и питьевого 95 % спирта» включают следующий перечень:
наименование продукта
торговая марка
наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения
товарный знак изготовителя (при наличии)
крепость, %
объем, л
состав продукта
наличие ароматизаторов, красителей (при их применении)
дата разлива, указанная на оборотной или пищевой стороне этикетки (допускается проставлять ее на колпачках или непосредственно на потребительской таре в листах, удобных для прочтения)
обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт
информация о сертификации.
Дополнительно могут быть указаны наименования организации – разработчика рецептуры и другие надписи рекламного и информационного характера.
Если импортной продукции вы предпочитаете вино российского производства, то хочется отметить, что благодаря возросшей в последнее время популярности вино «Монастырская изба» подвергается многочисленным подделкам. При покупке обратите внимание на производителя. Выпуск данной продукции разрешен только Дядькинскому винному заводу.
Акцизная марка
Акцизная марка на бутылке говорит только о том, что акцизный сбор уплачен. К качеству продукции отношения не имеет. Появление в нашей стране акцизных марок связывается с требованиями международного валютного фонда о необходимости пресечения контрабандных поставок спиртосодержащих продуктов и сигарет в Россию. В порядке реализации этой идеи было издано постановление Правительства Российской Федерации № 319 от 14 апреля 1994 г., в соответствии с которым на территории России вводилась система маркировки ряда подакцизных товаров.
Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товаров, исходя из установленного их перечня.
Существуют два типа марок: акцизные и специальные. Первые предназначены для маркировки товара, поступившего в страну из дальнего зарубежья, а вторые маркируют товар, произведенный в странах СНГ и Молдавии. К их числу относятся марки акцизного сбора при продаже алкогольной продукции. Они практически призваны регламентировать торговлю крепкими напитками, что делается сегодня во всем мире и имеет место в России.
В нашей стране марки выдают Государственные налоговые инспекции по городам и районам налогоплательщикам после внесения ими авансного платежа по акцизам. Все марки производятся на предприятиях Гознака и имеют несколько степеней защиты, что позволяет в определенной степени оградить их от подделки.
Стоимость марок включается в величину акцизного сбора и не зависит от наименования товара, его цены, крепости и литража.
Идентификационный знак
Идентификационная марка выдается на импортную и отечественную алкогольную продукцию. Она лишь подтверждает "правдивость" написанного на этикетке, говорит о том, что содержимое соответствует определенным стандартам.
Риперкапы
С 1 января 1998 года на всей территории России введена дополнительная маркировка алкогольной продукции с помощью защитных колпачков – риперкапов, это является по своей сути защитной мерой, имеющей целью сертификацию выпускаемой продукции знаком соответствия.
В настоящее время винно-водочные заводы применяют риперкапы в виде термоусадочных полиэтиленовых, маркировочных колпачков.Наличие на бутылке всех "наклеек" защищает нас от некачественного продукта. С уверенностью можно сказать, что при употреблении напитка в вашем организме не накопится смертельная доза тяжелых металлов или ядовитые соли кислот. Но с другой стороны "наклейки" не гарантируют вам ощутить вкус и аромат любимого ликера или вина.
Разливают водку и ликеро-водочные изделия в бутылки из обесцвеченного, полубелого или зеленого стекла различной вместимости, а также фигурные бутылки, стеклянные, хрустальные, фарфоровые и керамические графины. Бутылки с изделиями укупоривают колпачками под обкатку из алюминиевой фольги или навинчивающимися колпачками под обкатку из алюминиевой фольги или навинчивающимися колпачками с перфорацией.
Хранят водку и ликеро-водочные изделия в сухих, хорошо вентилируемых помещениях при оптимальной температуре 10-20 "С и влажности воздуха не более 85%. Цветные ликеро-водочные изделия хранят в затемненных помещениях, так как под действием солнечного света возможны обесцвечивание или изменение цвета, а также появление мути.
Гарантийный срок хранения водки 12 мес, ликеров крепких, кремов - 8, наливок, пуншей, бальзамов и горьких настоек - 6, настоек сладних, полусладких и коктейлей - 3, десертных напитков - 2 мес.
Заключение
Алкогольными называют напитки, в состав которых входит этиловый спирт (алкоголь). Алкогольные напитки содержат не менее 9 % этилового спирта, получают их путем полного или прерванного сбраживания сахарсодержащего сырья либо разбавления спирта водой. Отдельные группы этих напитков получают с использованием вкусовых и ароматических добавок или экстрактов из растительного сырья.
Ликероводочную группу составляют алкогольные напитки крепостью от 12 до 45 % об. Принципиальное отличие ликеро-наливочных изделий от водок заключается в повышенном содержании пряновкусового сырья, сахара, что способствует формированию отчетливо выраженного сладкого или горького вкуса, специфического аромата и высокой экстрактивности продукции.
Потребительские свойства товаров зависят от многих факторов, действующих комплексно или изолированно. Изучение этих факторов является одной из важнейших задач товароведения.
Экспертиза подлинности может проводиться и с целью установления фальсификации ликеро - водочных изделий. При этом могут быть выявлены следующие способы и виды их фальсификации.
Ассортиментная фальсификация алкогольных напитков может достигаться за счет: подмены одного вида алкогольного напитка другим; подмены марочных (выдержанных) напитков ординарными.
Качественная фальсификация алкогольных напитков достигается за счет: введения добавок, не предусмотренных рецептурой; разбавления водой; замены одного типа напитка другим.
Маркировка – это любые слова, обозначения, торговые марки, фирменные знаки, иллюстрированный материал или символы, относящиеся к товару и размещенные на упаковке, документах, уведомлениях, этикетках, кольеретках или кольцевых ярлыках, сопровождающих данный товар.
В нашей стране разработаны общие требования по упаковке и маркировке алкогольной продукции, закрепленные Государственным стандартом.
Список литературы
ГОСТ 5964-82. Спирт этиловый. Правила приемки и методы анализа
ГОСТ Р 52194-2003. Водки и водки особые. Изделия ликероводочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ Р 52192-2003. Изделия ликероводочные. Общие технические условия
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № №2300-1 в ред. от 25.11.2006г. № 193-ФЗ // http://base.consultant.ru
Дубцова Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2005. – 264 с.
Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов. – М.: ИРПО, 2004. – 272 с.
Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 с.
Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 460 с.
Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. С. 177.
Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов. – М.: ИРПО, 2004. С. 255.
Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов. – М.: ИРПО, 2004.
Дубцова Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2005. С. 179.
Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 19.
Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 20.
Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 204.
Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006. С. 249.
ГОСТ 5964-82 «Спирт этиловый. Правила приемки и методы анализа»
Жиряева Е.В. Товароведение. – СПБ.: Питер, 2002. С. 243.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № №2300-1 в ред. от 25.11.2006г. № 193-ФЗ // http://base.consultant.ru
Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. С. 92.












2

Список литературы
1.ГОСТ 5964-82. Спирт этиловый. Правила приемки и методы анализа
2.ГОСТ Р 52194-2003. Водки и водки особые. Изделия ликероводочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
3.ГОСТ Р 52192-2003. Изделия ликероводочные. Общие технические условия
4.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № №2300-1 в ред. от 25.11.2006г. № 193-ФЗ // http://base.consultant.ru
5.Дубцова Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2005. – 264 с.
6.Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов. – М.: ИРПО, 2004. – 272 с.
7.Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 с.
8.Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 460 с.

Вопрос-ответ:

Какие есть классификации ликероводочных изделий?

Ликероводочные изделия можно классифицировать по разным признакам, например, по виду сырья, по процессу изготовления, по содержанию алкоголя и т.д.

Какие факторы влияют на качество ликероводочных изделий?

Качество ликероводочных изделий может быть обусловлено множеством факторов, таких как качество сырья, технологический процесс, чистота производственных помещений, опыт и профессионализм производителя и т.д.

Что такое экспертиза и фальсификация ликероводочных изделий?

Экспертиза ликероводочных изделий - это процесс проверки и оценки их качества и соответствия требованиям стандартов. Фальсификация - это незаконное производство или распространение подделок ликероводочных изделий.

Какую информацию должна содержать упаковка и маркировка ликероводочных изделий?

Упаковка и маркировка ликероводочных изделий должны содержать информацию о производителе, виде и объеме продукта, содержании алкоголя, сроке годности, а также о требованиях и стандартах, которым соответствует продукт.

Как правильно хранить ликероводочные изделия?

Ликероводочные изделия следует хранить в прохладном и темном месте, при умеренной температуре (не выше 20 градусов Цельсия). Продукты с высоким содержанием алкоголя могут храниться продолжительное время, в то время как низкокачественные и низкоалкогольные напитки не рекомендуется хранить более 1-2 лет.

Как классифицируются ликероводочные изделия?

Ликероводочные изделия классифицируются по содержанию алкоголя и сахара, а также по процессу их производства.

Какие факторы формируют качество ликероводочных изделий?

Качество ликероводочных изделий зависит от качества исходных компонентов, процесса производства, условий хранения и транспортировки, а также от соблюдения санитарных и технических норм.

Что такое экспертиза и фальсификация ликероводочных изделий?

Экспертиза ликероводочных изделий - это процесс определения их качества, соответствия нормам и требованиям. Фальсификация ликероводочных изделий - это процесс производства и продажи поддельных или поддельно маркированных продуктов.

Каковы требования к упаковке, маркировке и хранению ликероводочных изделий?

Ликероводочные изделия должны быть упакованы в соответствии с требованиями безопасности и гигиены. Маркировка должна содержать информацию о составе, производителе, сроке годности и условиях хранения. Хранение ликероводочных изделий должно происходить в сухих и прохладных помещениях с соблюдением определенных температурных условий.

Какие виды ликероводочных изделий существуют?

Ликероводочные изделия представлены различными видами напитков, включающими в себя водку, ром, текилу, виски, коньяк, ликеры и многое другое.

Какие факторы влияют на качество ликероводочных изделий?

Качество ликероводочных изделий может зависеть от различных факторов, включая используемые ингредиенты, способ производства, условия хранения и т. д.