Аналитическая философия и неопозитивизм.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 2020 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 31.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Аналитическая философия
1.1 Г. Фреге, Б. Рассел: логический анализ языка
1.2 Л. Витгенштейн: язык как картина мира
1.3 Лингвистическая философия Витгенштейна
2 Неопозитивизм
2.1 Логический анализ науки
2.2 Основные принципы неопозитивизма
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Положения, высказываемые философией, не могут быть сведены к некоторым элементарным предложениям и верифицированы. Соответственно, невозможно ничего сказать об истинности или ложности, они просто бессмысленны. Философия, таким образом, не является и не может быть наукой.
Функция философии заключается в логическом анализе языка науки, только на этом пути философия может приобрети позитивные черты. В то же время, если философия станет позитивной наукой (хотя и исследующей не факты действительности, а язык, с помощью которого они выражаются), то будет реализована изначальная позитивистская установка: развитие научного знания будет осуществляться средствами самого научного знания.
Следует также отметить, что неопозитивисты осознавали возникающие трудности. В частности, проблемы, к которым привело повсеместное внедрение метода верификации, неопозитивизм пытался решить различными способами.
Так, была сформулирована ослабленная версия принципа верификации, согласно которой подтверждение эмпирическими фактами требовалось не для теорий, а для их следствий. Однако эта процедура является стандартной в научном познании. Соответственно, «принцип верификации не может тогда претендовать на роль метода, отделяющего научные понятия от метафизических».
К. Поппер, работавший первоначально в рамках неопозитивистского направления, предлагает заменить принцип верифицируемости принципом фальсифицируемости, т.е. опровержения. Согласно Попперу, «научные теории всегда имеют свой предмет и свои границы, а поэтому должны быть принципиально фальсифицируемы». Кроме того, по мнению Поппера, «чувственный опыт не может быть достоверным источником познания, если мы исходим только из чувственного опыта», и «только разум способен решить вопрос о достоверности содержания ощущения и его месте в структуре познания». В то же время, причинной обусловленности движения знания к истине не существует, а знание в целом носит гипотетический характер: любая научная теория считается истинной до тех пор, пока не будут найдены отрицающие ее факты. Для этого и используется метод фальсификации – конструирования предельно жестких условий для проверки гипотез.
Тем самым Поппер, во-первых, выступает против физикализма и вообще против попытки сведения научных знаний к идеалам какой-либо одной науки. Во-вторых, вместе с принципом фальсифицируемости он формулирует и иной критерий разграничения научного и ненаучного, в частности, философского знания. Согласно принципу фальсификации, к научным теориям относятся только те системы знания, для которых можно найти «потенциальные фальсификаторы», т.е. противоречащие теориям положения, истинность которых устанавливается путем эксперимента. Таким образом, в-третьих, Поппер выступает против сведения теоретического знания к эмпирическому.
Принцип фальсифицируемости и перечисленные связанные с ним идеи позднее, в постпозитивизме, станут одними из основных методологических принципов.
Таковы основные идеи неопозитивизма. Рассмотрим теперь, какие основные принципы лежат в основании этих идей и решений.
2.2 Основные принципы неопозитивизма
Суть неопозитивизма можно описать с помощью следующих положений.
Во-первых, целью познания является истина, которая удостоверена в опыте раз и навсегда и полностью и однозначно выражена в языке посредством соответствующего атомарного (протокольного) высказывания. Соответственно, само знание (его «позитивный каптал») представляет собой «энциклопедию фактов», которые соединяются в теории по определенным строгим правилам. Сами теории, в свою очередь, также должны быть удостоверены опытом. Последнее как раз и является принципом отделения научного знания от ненаучного, или науки от других видов деятельности.
Это удостоверение, во-вторых, понимается двояко. Р. Карнап предлагает метод верификации, заключающийся в поиске фактов, подтверждающих теорию. К. Поппер (начавший свою деятельность как неопозитивист, а впоследствии примкнувший к постпозитивистам) настаивает на методе фальсификации: теория считается истинной до тех пор, пока не будут обнаружены опровергающие ее факты.
В-третьих, исследование правил соединения высказываний осуществляется философией. С одной стороны, неопозитивизм сохраняет свойственное позитивизму вообще представление о том, что философия не занимается познанием какой-либо области действительности, и поэтому не может претендовать на научный характер или на то, чтобы называть свои выводы «истиной». С другой стороны, неопозитивизм видит роль философии не в синтезе данных других наук, а в осуществлении логического анализа их языка и в исследовании значений (отношений между знаком и обозначаемым им предметом). В то же время, законы и правила логики, в соответствии с которыми выстраиваются теории, являются результатом конвенции (условного соглашения).
Опираясь на перечисленные основные положения неопозитивизма, можно указать два его основных источника. Во-первых, это логическая техника ХХ в. Во-вторых, теория познания, опирающаяся на эмпиризм: всякое знание есть знание о том, что дано в чувственном восприятии, а то, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. Здесь неопозитивисты продолжают начатую Э. Махом, представителем второго позитивизма (эмпириокритицизма) критику различения физического и психического в познании.
Наконец, следует отметить, что особенность неопозитивизма как логики науки заключается в том, что его «методологические конструкции … никогда не рассматривались как отображение реальных научных теорий … В них скорее видели идеал, к которому должна стремится наука».
В дальнейшем на первое место выходят проблемы, связанные с попытками понять развитие, рост научного знания. Эти вопросы становятся основными для последнего этапа развития позитивизма, который уже не основывается на идеях аналитической философии, а исследует науку с точки зрения ее включения в широкий историко-культурный контекст. В то же время, некоторое влияние на постпозитивизм оказали идеи «позднего» Витгенштейна, высказанные им в рамках лингвистических исследований.



Заключение
Целью работы было выявление как общих для аналитической философии и неопозитивизма тем и характеристик исследования, так и существующих между ними отличий.
Общим для аналитической философии и неопозитивизма является представление о том, что ключом к решению проблем, прежде всего связанных с методологией и развитием научного знания, является анализ языка. Центральным пунктом этих представлений является идея совпадения структуры языка и структуры мира, а соответственно, возможности выразить, изобразить мир с помощью предложений. Наука, тем самым, понималась как строгое и однозначное описание мира, формируемое на основании протоколирования фактов в элементарных предложениях и составления из них в соответствии с законами логики и математики теоретических высказываний.
Такая трактовка природы языка и его соотношения с миром позволяла, на первый взгляд, четко разграничить сферы научного и ненаучного (в том числе философского) знания. Роль философии представители и аналитической философии, и неопозитивизма видели в осуществлении логического анализа науки, необходимого для прояснения смысла предложений.
Однако на позднем этапе развития классической аналитической философии («поздний» Витгенштейн) выдвигается идея несоответствия смысла и значения слов. Поскольку же значение определяется способом употребления, правилами языковой игры, нет принципиальной разницы между обыденными, научными и философскими высказываниями.
Эти идеи были неприемлемы для неопозитивизма, однако они созвучны многим положениям постпозитивизма.
Список использованной литературы:
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – 376 с.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
Никоненко С.В. Аналитическая философия середины ХХ в. // Никоненко С.В. Английская философия ХХ в. – СПб.: Наука, 2003. – С. 261-361.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.


Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 45.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 136.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 44.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 50.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 50.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 135.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 50-51.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 136.
Канке В.А. Философия. Исторический и систе Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 5матический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 138.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. – М.: Идея-Пресс, 2006. – С. 55.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 57.
Никоненко С.В. Аналитическая философия середины ХХ в. // Никоненко С.В. Английская философия ХХ в. – СПб.: Наука, 2003. – С. 284-285.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – С. 43.












2

1.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – 376 с.
2.Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
3.Никоненко С.В. Аналитическая философия середины ХХ в. // Никоненко С.В. Английская философия ХХ в. – СПб.: Наука, 2003. – С. 261-361.
4.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Что такое аналитическая философия?

Аналитическая философия - это направление философии, которое подчеркивает важность анализа языка и логики для понимания философских проблем. Основные представители этого направления - Г. Фреге, Б. Рассел и Л. Витгенштейн.

Какой вклад внес Г. Фреге в аналитическую философию?

Г. Фреге считается основателем аналитической философии. Он разработал логический анализ языка, который стал основой для последующих исследований в этой области. Фреге выделил различные виды выражений в языке и показал, что истина и ложь выражений зависят от значений, которые они принимают.

В чем суть лингвистической философии Витгенштейна?

Лингвистическая философия Л. Витгенштейна заключается в том, что язык является картиной мира. Он считал, что мир познается через язык и что истинность высказываний зависит от их соответствия фактам. Витгенштейн также утверждал, что большинство философских проблем являются проблемами использования языка.

Какие основные принципы неопозитивизма?

Основными принципами неопозитивизма являются принцип верификации и принцип фальсификации. Согласно принципу верификации, предложения могут быть сведены к элементарным высказываниям, которые можно подтвердить или опровергнуть опытным путем. Принцип фальсификации же утверждает, что предложения могут быть опровергнуты наблюдаемыми фактами.

Почему философия неопозитивизма считает предложения о нефальсифицируемых предметах бессмысленными?

Философия неопозитивизма утверждает, что предложения о нефальсифицируемых предметах бессмысленны, так как они не могут быть подтверждены или опровергнуты опытным путем. Такие предложения не являются научными и не могут быть подвергнуты логическому анализу.

Что такое аналитическая философия?

Аналитическая философия - это направление в философии, которое стремится разрешить философские проблемы, анализируя и анализируя язык. Она акцентирует внимание на логическом анализе языка и пытается разобраться, каким образом мы используем язык для описания мира и выражения своих мыслей.

Какие философы связаны с развитием аналитической философии?

Два известных философа, связанных с развитием аналитической философии, это Готлоб Фреге и Бертран Рассел. Они внесли значительный вклад в логический анализ языка и использовали логический анализ для решения философских проблем.

Как Людвиг Витгенштейн воспринимает язык?

Людвиг Витгенштейн рассматривает язык как картину мира. Он утверждает, что язык отражает нашу реальность и описывает мир. Он развивает понятие "языковых игр", которые определяют, как мы используем язык в различных контекстах и ситуациях.