Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Аналитическая философия и неопозитивизм.

  • 20 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 31.05.2007
145 руб. 290 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Аналитическая философия
1.1 Г. Фреге, Б. Рассел: логический анализ языка
1.2 Л. Витгенштейн: язык как картина мира
1.3 Лингвистическая философия Витгенштейна
2 Неопозитивизм
2.1 Логический анализ науки
2.2 Основные принципы неопозитивизма
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Положения, высказываемые философией, не могут быть сведены к некоторым элементарным предложениям и верифицированы. Соответственно, невозможно ничего сказать об истинности или ложности, они просто бессмысленны. Философия, таким образом, не является и не может быть наукой.
Функция философии заключается в логическом анализе языка науки, только на этом пути философия может приобрети позитивные черты. В то же время, если философия станет позитивной наукой (хотя и исследующей не факты действительности, а язык, с помощью которого они выражаются), то будет реализована изначальная позитивистская установка: развитие научного знания будет осуществляться средствами самого научного знания.
Следует также отметить, что неопозитивисты осознавали возникающие трудности. В частности, проблемы, к которым привело повсеместное внедрение метода верификации, неопозитивизм пытался решить различными способами.
Так, была сформулирована ослабленная версия принципа верификации, согласно которой подтверждение эмпирическими фактами требовалось не для теорий, а для их следствий. Однако эта процедура является стандартной в научном познании. Соответственно, «принцип верификации не может тогда претендовать на роль метода, отделяющего научные понятия от метафизических».
К. Поппер, работавший первоначально в рамках неопозитивистского направления, предлагает заменить принцип верифицируемости принципом фальсифицируемости, т.е. опровержения. Согласно Попперу, «научные теории всегда имеют свой предмет и свои границы, а поэтому должны быть принципиально фальсифицируемы». Кроме того, по мнению Поппера, «чувственный опыт не может быть достоверным источником познания, если мы исходим только из чувственного опыта», и «только разум способен решить вопрос о достоверности содержания ощущения и его месте в структуре познания». В то же время, причинной обусловленности движения знания к истине не существует, а знание в целом носит гипотетический характер: любая научная теория считается истинной до тех пор, пока не будут найдены отрицающие ее факты. Для этого и используется метод фальсификации – конструирования предельно жестких условий для проверки гипотез.
Тем самым Поппер, во-первых, выступает против физикализма и вообще против попытки сведения научных знаний к идеалам какой-либо одной науки. Во-вторых, вместе с принципом фальсифицируемости он формулирует и иной критерий разграничения научного и ненаучного, в частности, философского знания. Согласно принципу фальсификации, к научным теориям относятся только те системы знания, для которых можно найти «потенциальные фальсификаторы», т.е. противоречащие теориям положения, истинность которых устанавливается путем эксперимента. Таким образом, в-третьих, Поппер выступает против сведения теоретического знания к эмпирическому.
Принцип фальсифицируемости и перечисленные связанные с ним идеи позднее, в постпозитивизме, станут одними из основных методологических принципов.
Таковы основные идеи неопозитивизма. Рассмотрим теперь, какие основные принципы лежат в основании этих идей и решений.
2.2 Основные принципы неопозитивизма
Суть неопозитивизма можно описать с помощью следующих положений.
Во-первых, целью познания является истина, которая удостоверена в опыте раз и навсегда и полностью и однозначно выражена в языке посредством соответствующего атомарного (протокольного) высказывания. Соответственно, само знание (его «позитивный каптал») представляет собой «энциклопедию фактов», которые соединяются в теории по определенным строгим правилам. Сами теории, в свою очередь, также должны быть удостоверены опытом. Последнее как раз и является принципом отделения научного знания от ненаучного, или науки от других видов деятельности.
Это удостоверение, во-вторых, понимается двояко. Р. Карнап предлагает метод верификации, заключающийся в поиске фактов, подтверждающих теорию. К. Поппер (начавший свою деятельность как неопозитивист, а впоследствии примкнувший к постпозитивистам) настаивает на методе фальсификации: теория считается истинной до тех пор, пока не будут обнаружены опровергающие ее факты.
В-третьих, исследование правил соединения высказываний осуществляется философией. С одной стороны, неопозитивизм сохраняет свойственное позитивизму вообще представление о том, что философия не занимается познанием какой-либо области действительности, и поэтому не может претендовать на научный характер или на то, чтобы называть свои выводы «истиной». С другой стороны, неопозитивизм видит роль философии не в синтезе данных других наук, а в осуществлении логического анализа их языка и в исследовании значений (отношений между знаком и обозначаемым им предметом). В то же время, законы и правила логики, в соответствии с которыми выстраиваются теории, являются результатом конвенции (условного соглашения).
Опираясь на перечисленные основные положения неопозитивизма, можно указать два его основных источника. Во-первых, это логическая техника ХХ в. Во-вторых, теория познания, опирающаяся на эмпиризм: всякое знание есть знание о том, что дано в чувственном восприятии, а то, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. Здесь неопозитивисты продолжают начатую Э. Махом, представителем второго позитивизма (эмпириокритицизма) критику различения физического и психического в познании.
Наконец, следует отметить, что особенность неопозитивизма как логики науки заключается в том, что его «методологические конструкции … никогда не рассматривались как отображение реальных научных теорий … В них скорее видели идеал, к которому должна стремится наука».
В дальнейшем на первое место выходят проблемы, связанные с попытками понять развитие, рост научного знания. Эти вопросы становятся основными для последнего этапа развития позитивизма, который уже не основывается на идеях аналитической философии, а исследует науку с точки зрения ее включения в широкий историко-культурный контекст. В то же время, некоторое влияние на постпозитивизм оказали идеи «позднего» Витгенштейна, высказанные им в рамках лингвистических исследований.



Заключение
Целью работы было выявление как общих для аналитической философии и неопозитивизма тем и характеристик исследования, так и существующих между ними отличий.
Общим для аналитической философии и неопозитивизма является представление о том, что ключом к решению проблем, прежде всего связанных с методологией и развитием научного знания, является анализ языка. Центральным пунктом этих представлений является идея совпадения структуры языка и структуры мира, а соответственно, возможности выразить, изобразить мир с помощью предложений. Наука, тем самым, понималась как строгое и однозначное описание мира, формируемое на основании протоколирования фактов в элементарных предложениях и составления из них в соответствии с законами логики и математики теоретических высказываний.
Такая трактовка природы языка и его соотношения с миром позволяла, на первый взгляд, четко разграничить сферы научного и ненаучного (в том числе философского) знания. Роль философии представители и аналитической философии, и неопозитивизма видели в осуществлении логического анализа науки, необходимого для прояснения смысла предложений.
Однако на позднем этапе развития классической аналитической философии («поздний» Витгенштейн) выдвигается идея несоответствия смысла и значения слов. Поскольку же значение определяется способом употребления, правилами языковой игры, нет принципиальной разницы между обыденными, научными и философскими высказываниями.
Эти идеи были неприемлемы для неопозитивизма, однако они созвучны многим положениям постпозитивизма.
Список использованной литературы:
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – 376 с.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
Никоненко С.В. Аналитическая философия середины ХХ в. // Никоненко С.В. Английская философия ХХ в. – СПб.: Наука, 2003. – С. 261-361.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.


Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 45.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 136.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 44.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 50.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 50.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 135.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 50-51.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 136.
Канке В.А. Философия. Исторический и систе Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 5матический курс. – М.: Логос, 2006. – С. 138.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. – М.: Идея-Пресс, 2006. – С. 55.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 57.
Никоненко С.В. Аналитическая философия середины ХХ в. // Никоненко С.В. Английская философия ХХ в. – СПб.: Наука, 2003. – С. 284-285.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – С. 43.












2

1.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос, 2006. – 376 с.
2.Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
3.Никоненко С.В. Аналитическая философия середины ХХ в. // Никоненко С.В. Английская философия ХХ в. – СПб.: Наука, 2003. – С. 261-361.
4.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

Введение

Аналитическая философия является одним из самых крупных и влиятельных направлений современной философии, представленной многообразными школ и течений. Каждый из них характеризуется своим набором принципов и методологических программ, свое видение проблем и принятия решений. Однако, это не мешает аналитическому движение доминировать в англоязычных странах (США, Великобритания, Канада, Австралия). В последние годы, аналитический способ философствования становится все более широкое распространение в Германии, Франции, Италии.

Можно выделить по крайней мере два значения, в которых целесообразно использовать термин "аналитическая философия" - узкий и широкий. В первом случае акцент делается на общее понимание смысла и задач философской деятельности, а также общее проблемное поле исследования. Во втором случае, речь идет о стиле философского мышления. Для него характерно стремление к строгости и точности используемой терминологии, негативное отношение к метафизическим спекуляциям и глобальным философским обобщениям. В этом случае процесс мышления имеет не меньшее значение, чем полученный с его помощью результат.

Исторический источники аналитической философии науки

Говоря о исторические источники аналитической философии науки, следует назвать, прежде всего, британский эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм) и трансцендентальной философии Канта. Однако, непосредственно аналитический способ философствования возник из-за работ, Фреге, Б. Рассел и Л. Витгенштейн.

Немецкий логик, математик и философ Готлоб Фреге (1848-1925), занимающихся основаниями математики, разработал аппарат современной символической логики, в котором многие видели эффективным инструментом научного и философского анализа. В то же время, в центре философских исследований был поставлен в философии языка и центральная проблема - проблема значения. Таким образом, период конца XIX - начала XX века был отмечен так называемый "лингвистический поворот" в философии. Суть этого поворота можно выразить следующим образом. Вручную философии попытался выявить в мире некоторые "первоосновы" или "первоначала", чтобы изучить и объяснить мир. Вы должны отказаться от этих безнадежных попыток и перейти к исследованию того, что мы говорим о мире, так как мы будем описывать этот мир в языке. Анализ языка - ключ к философскому исследованию мышления и знания. Так же, предполагалось, что существует и эффективным средством такого анализа современной математической логики. Философия, в целом, таким образом, стала пониматься как специфическая деятельность анализ языковых выражений и определение их значений.

Узнать стоимость работы