"Проклятые поэты" конца века: сравнительная характеристика творчества П.Верлена и А.Рембо

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История мировой литературы
  • 1818 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Глава I Проклятые поэты как феномен перехода от традиционного искусства к модернизму
1.1. Модерн и модернизм: определение и периодизация
1.2. «Проклятые поэты» и модернизм
Глава II Сравнительная характеристика творчества П.Верлена и А.Рембо
2.1.Судьбы Верлена и Рембо
2.2.Сравнительный анализ стихотворений П.Верлена и А.Рембо
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Что оно, что оно значит,
Это унынье мое?
С одной стороны, безусловно, метафора – «небо плачет», а с другой стороны она продолжается соответствием плача сердца, так, что в итоге получается природа обоих плачей исходит из «уныния» не имеющего «причины». «Что ты лепечешь, ненастье?», - спрашивает поэт, как будто природу, а ответ на вопрос ищет и не находит в самом себе: «Да! Ни измены, ни счастья - / сердца печаль без причин. <…> Плачу, но плачу невольно,/Плачу, не зная о чем».
П. Валери назвал Верлена «организованным примитивистом», что следует понимать не в уничижительном для последнего смысле, а скорее принять во внимание концепцию Т.С.Элиота о соответствии поэтического языка разговорному: в противном случае поэзия отстает от разговорной речи, испещряется архаизмами и перестает быть поэзией. Про Верлена можно сказать именно то, что он организует просторечие на поэтическом уровне. Поэзии Верлена свойственно множество просторечных и даже жаргонных слов, провинциализмов, но, кроме того, и фольклорных архаизмов. В плане версификации Верлен «взломал всю классическую силлабику» и «проложил дорогу символистскому верлибру».
Интересно в этом контексте программное стихотворение Верлена «Искусство поэзии», в котором он говорит, во-первых, о предпочтении размера, «что зыбок, растворим и вместе/Не давит строгой полнотой». Далее автор пишет о выборе слов, что к нему надо подходить более чем внимательно: «Ценя слова как можно строже,/ Люби в них странные черты. /Ах, песни пьяной что дороже,/ Где точность с зыбкостью слиты!». Кроме того, Верлен говорит о внимании к цветам, но как искусный импрессионист, предлагает внимательней относиться к оттенкам, поскольку просто цвета могут быть слишком грубыми. Предлагает «сломать шею риторике», отказаться от риторической логичности. И в результате, если следовать «рецепту» Верлена, «в час, когда все небо хмуро», стих должен «нестись вдоль полян». В своей поэзии Верлен хочет мироздание «собрать воедино, как он хочет собрать воедино собственную душу так, чтобы «я» и «мир» зеркально отражали друг друга, ибо для Верлена-предсимволиста мир постигается не через рефлексию о нем, а через слияние с ним»
Совершенно другим путем идет А.Рембо. Для него важной категорией оказывается «ясновидение», а «поэт делается ясновидцем путем долгого, безмерного и обдуманного расстройства всех своих чувств», достигаемого алкоголем, бессонницей и гашишем. Рембо – в первую очередь писатель фантасмагорий, опускающийся на самое дно своей души и обнаруживающего там ад, получивший воплощение в «истории безумства», книге «Лето в Аду».
Одним из подобных фантасмагорических стихотворений является стихотворение «Офелия». В стихотворении описано вечное плавание Офелии «средь волн, где звезды спят ночами на просторе». Она сравнивается с лилией в цвету – никогда не вянущая, в «изысканном девическом уборе». Это плавание в рамках стихотворения становится внутренним, душевным состоянием поэта, который об этом говорит. Стихотворение отсылает нас к одноименной картине Джона Миллеса: лирический герой настолько глубоко проникает в пространство картины, настолько она соответствует состоянию его души, что она становится единственной реальностью.
В рамках традиции обращения к средневековой теме «пляски смерти», оказывается стихотворение «Бал повешенных». Фантасмагория обретает страшную пугающую плоть корчащихся на «гнилых галстуках» повешенных, руководимых «маэстро Вельзевулом», лупящим «башмаком по лбу марионеток».
Визитной карточкой Рембо-новатора является стихотворение «Пьяный корабль». Это стихотворение принято читать как стихотворение о судьбе поэта, как его «окольную исповедь». Свою жизнь Рембо в этом стихотворении называет «пьяным кораблем», на котором он плыл «вдоль скучных рек, забывши о штурвале». Результатом длительного плавания становится то, к чему пришел поэт, что Европу он видит «лишь лужей захолустной,/ Где отражаются под вечер облака/ И над которою стоит ребенок грустный,/ Пуская лодочку, что хрупче мотылька».
Для Рембо поэзия была возможностью преображения мира, сопоставимая с огнем добытым Прометеем. Но в какой-то момент он понял, что с этим миром нельзя ничего поделать, и он от поэзии ушел. Причины ухода Рембо из поэзии представляют собой целую культурологическую и философскую проблему. Великовский полагает, что «как только стряхнувший «ясновидческие» наваждения Рембо твердо выяснил для себя, что лирическое чародейство – не чудодейство и не может удовлетворить его «богоравных» домогательств – а на меньшее он не был согласен, - он с пренебрежением отшатнулся и от всяких писательских занятий».
При сопоставлении Верлен и Рембо оказываются будто бы совершенно не похожими друг на друга поэтами, роднит которых на первый взгляд только судьба. Тем не менее, они писали и развивались в русле одного литературного направления - символизма, - вернее в его основании, истоке. Их роднит сходство мировосприятия, понимание того, что у мира есть смысл и человек к нему причастен и должен с помощью поэзии в этот смысл проникнуть.



Заключение
Творчество Верлена и Рембо, как мы хотели показать в данном реферативном исследовании, связано с появлением модернистских тенденций в искусстве. В проведенном экскурсе в терминологию мы показали разницу между понятиями модерн и модернизм, что первое – есть наименование стиля, существовавшего в рамках общего явления, коим является второе. Мы попытались показать, что феномен «проклятых поэтов» связан в первую очередь именно с модернизмом, как способом преодоления реалистического искусства и попыткой постижения человека и окружающего мира с помощью новых средств, в бесконечном поиске которых художники модернизма находились.
Судьбы Рембо и Верлена имеют много точек соприкосновения и одновременно абсолютно противоположны, как и их поэзия. Творчество обоих поэтов, несомненно, надо рассматривать в одном русле, но одновременно, одно очень не похоже на другое. Если Верлен более склонен к спокойной, импрессионистической медитативности, то Рембо более походит на поэта-бунтаря, поэта-Прометея, добывающего путем разрушения собственного тела огонь, в «приступе» ясновидения.

Список литературы:
Верлен П. Избранное: Стихотворения. – М., 2002. – 201 с.
Верлен П. Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза. – СПб., 2006. – 480 с.
Западноевропейская лирика. – Л., 1974. – 568.
Рембо А. Стихотворения. – М., 2005. – 319 с.
Великовский С. Вехи и мастера французской поэзии XIX века//Поэзия Франции. Век XIX. – М., 1985. С. 24.
Власов В.Г. Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. – СПб., 2005. – 320 с.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 496.
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. – М., 2001. – 344 с.
Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект//Современные литературные теории. Антология. – М.,2002. С. 227-242.
Эткинд Е. Лирика Поля Верлена//Верлен П. Лирика. – М., 1969. С. 7-8


См. например: Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.138-178.
Там же. С. 145.
Верлен П. Бедный Лелиан//Верлен П. Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза. – СПб., 2006. С.433-440.
Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект//Современные литературные теории. Антология. – М.,2002. С. 227.
Власов В.Г. Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. – СПб., 2005. С. 160.
Д.В.Сарабьянов Модерн. История стиля. – М., 2001. С. 40.
Власов В.Г. Указ соч. С. 160.
Эткинд Е. Лирика Поля Верлена//Верлен П. Лирика. – М., 1969. С. 6.
Там же. С. 6-7.
Великовский С. Вехи и мастера французской поэзии XIX века//Поэзия Франции. Век XIX. – М., 1985. С. 14.
Там же. С. 15.
Верлен П. Поль Верлен//Верлен П. Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза. – СПб., 2006. С.442.
Там же. С. 445.
Мартен Ж. «Подлинной жизни нет. Ибо нас нет в мире»//Рембо А. Стихотворения. – М., 2005. С. 10.
Там же.
Верлен П. Мои тюрьмы//Верлен П. Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза. – СПб., 2006. С.178.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 147.
Великовский С. Вехи и мастера французской поэзии XIX века//Поэзия Франции. Век XIX. – М., 1985. С. 24.
Эткинд Е. Лирика Поля Верлена//Верлен П. Лирика. – М., 1969. С. 7-8.
Там же. С. 8.
Верлен П. Избранное: Стихотворения. – М., 2002. С. 75.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 146.
Верлен П. Избранное: Стихотворения. – М., 2002. С. 131-132.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 146-147.
Цитата дана по книге: Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 147.
Рембо А. Стихотворения. – М., 2005. С. 37-39
Там же. С.41-43.
Там же. С.205-213.
Великовский С.Указ. соч. С. 25.













2

1.Верлен П. Избранное: Стихотворения. – М., 2002. – 201 с.
2.Верлен П. Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза. – СПб., 2006. – 480 с.
3.Западноевропейская лирика. – Л., 1974. – 568.
4.Рембо А. Стихотворения. – М., 2005. – 319 с.
5.Великовский С. Вехи и мастера французской поэзии XIX века//Поэзия Франции. Век XIX. – М., 1985. С. 24.
6.Власов В.Г. Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. – СПб., 2005. – 320 с.
7.Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 496.
8.Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. – М., 2001. – 344 с.
9.Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект//Современные литературные теории. Антология. – М.,2002. С. 227-242.
10.Эткинд Е. Лирика Поля Верлена//Верлен П. Лирика. – М., 1969. С. 7-8

Вопрос-ответ:

Каково определение модерна и модернизма?

Модерн - это художественное направление, которое возникло в конце XIX - начале XX века и стремилось отличиться от классического искусства. Модернизм - это более широкий термин, описывающий общую тенденцию к изменению и обновлению в разных сферах жизни, включая искусство.

Что означает выражение "проклятые поэты"?

Выражение "проклятые поэты" обычно используется для обозначения группы поэтов, которые были непризнаны или непоняты в свое время, но позднее приобрели значительное значение для развития литературы и искусства в целом.

Какова связь между "проклятыми поэтами" и модернизмом?

"Проклятые поэты" как феномен перехода от традиционного искусства к модернизму отразили изменения, которые происходили в обществе и культуре в конце XIX - начале XX века. Их творчество считается одним из ранних проявлений модернизма и оказало значительное влияние на развитие литературы и искусства впоследствии.

Сравните судьбы Поля Верлена и Артура Рембо.

Хотя Поль Верлен и Артур Рембо были современниками и оба считались "проклятыми поэтами", их жизненные пути различались. Верлен был более умеренным по своему образу жизни, хотя его творчество было революционным. Он имел более стабильную карьеру и умер в возрасте 51 года. Рембо, напротив, в отличие от Верлена, прекратил свою литературную деятельность в юном возрасте и жил остаток жизни в отшельничестве. Он скончался в возрасте 37 лет.

Как можно сравнить стихотворения Поля Верлена и Артура Рембо?

Сравнительный анализ стихотворений Поля Верлена и Артура Рембо может быть выполнен по разным критериям, таким как стиль, тематика, используемые литературные приемы и т.д. Он может помочь выявить сходства и различия в творчестве этих двух поэтов и понять их вклад в развитие литературы и модернизма.

Что такое модерн и модернизм?

Модерн (или арт-ново) - это художественное направление, которое возникло в конце XIX - начале XX века в Европе и было характеризовано стремлением к новизне в искусстве, отказом от традиционных норм и правил и применением новых форм и техник. Модернизм - это более широкое понятие, охватывающее различные культурные, социальные и художественные движения, в том числе и модерн.

Кто такие "проклятые поэты" и как они связаны с модернизмом?

"Проклятые поэты" - это группа поэтов, которым принадлежит особое место в литературе конца XIX - начала XX века. Они были непризнанными в свое время и сталкивались с осуждением и непониманием со стороны общества. Они отказывались от традиционных канонов и экспериментировали с формой и содержанием своих произведений. Эти поэты, в своей работе, являются представителями движения модернизма, которое стремилось к творческой свободе, новым формам и самовыражению.

Каковы судьбы П.Верлена и А.Рембо?

Поль Верлен и Артюр Рембо - два ярких представителя "проклятых поэтов" и феномена перехода от традиционного искусства к модернизму. Верлен был признанным поэтом своего времени и получил признание только после смерти. Он стал символом модернизма и его творчество оказало огромное влияние на поколения поэтов. Рембо, напротив, был неузнанным гением и отказался от литературной карьеры в юном возрасте. Его творчество было отмечено бунтом, экспериментами с языком и отходом от традиционных норм.