О человеческой природе (Давид Юм)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 77 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 15.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ (ДЭВИД ЮМ)
Фрагмент для ознакомления

Юм признавал, что человек руководится в своих действиях любовью к себе, но в нем возникает также и чувство обязанности к другим.
Когда человек спокойно размышляет о своих поступках, вызванных теми или другими впечатлениями, порывами или страстями, он чувствует желание обладать теми или другими наклонностями, и в нем зарождается чувство обязанности. Здесь Юм сходился, стало быть, со Спинозой. Но когда он разбирал, откуда происходит нравственное суждение о поступках, вместо того чтобы признать их двоякое происхождение — из чувства и из разума, Юм колебался и склонялся то в пользу чувства, то в пользу разума. Он даже ставил вопрос о средней способности между разумом и чувством и в конце концов высказался в пользу чувства. Подобно Шефстбери и Хатчесону, он, по-видимому, отводил разуму лишь подготовку суждений и обсуждение фактов. Решающий же приговор принадлежит чувству, после чего на долю разума выпадает уже выработка общих правил .
Особенное значение Юм придавал сочувствию (симпатии). Оно смягчает нащи узкосебялюбивые влечения и вместе с общей, естественной благожелательностью человека берет верх над ними; так что если представление о полезности того или другого способа действий имеет некоторое значение, то вовсе не оно решает в нравственных вопросах. Адам Смит, как известно, развил впоследствии это понятие о сочувствии, или симпатии, и придал ему решающее значение в выработке нравственных начал.
Любопытнее всего отношение Юма к понятию о справедливости. Не заметить его влияния Юм не мог и признал значение справедливости для выработки нравственных понятий. Но потому ли, что он не решался придать разуму решающее значение в борьбе с чувством, или же потому, что он понимал, что справедливость есть, в конце концов, признание равноправия всех членов общества, которого именно не признавали законодательства; он не захотел так же резко разойтись с существующими законами, как уже разошелся с церковной религией, вследствие этого он выделил справедливость из области этики и представил ее как нечто, развивающееся в обществе независимо, в силу государственных установлений.
Юм совершенно выделил Право, т. е. законодательство, из области нравственного как область, совершенно ему чуждую. Впрочем, и здесь, как в вопросе о значении чувства и разума в выработке нравственных начал, Юм не пришел к точному, определенному выводу, так что писавшие о его философии расходились в ее истолковании.
Вообще Юм не дал нового стройного объяснения нравственных понятий и не создал новой стройной теории в этике. Но он так тщательно и местами так блестяще разработал вопросы о побуждениях чело- века в его бесконечно разнообразных поступках, не ограничиваясь шаблонными объяснениями, и он уделял такое слабое влияние как религии, так и чувству эгоизма и соображениям о полезности наших поступков, что заставил позднейших писателей гораздо глубже вдуматься в это сложное явление, чем это делалось раньше.
Он подготовил естественнонаучное объяснение нравственного начала, но в то же время, как указали некоторые его толкователи, он подготовил и противоположное, нерационалистическое объяснение.


Юм Дэвид. Трактат о природе человека. В сб.Антология этической мысли. М./Политиздат/ 1998 С.242-288












7

Вопрос-ответ:

Какие мотивы руководят человеком в его действиях?

Человек руководится в своих действиях любовью к себе, но также у него возникает чувство обязанности к другим.

Что чувствует человек, когда размышляет о своих поступках, вызванных впечатлениями, порывами или страстями?

Когда человек размышляет о своих поступках, он чувствует желание обладать определенными наклонностями и в нем зарождается чувство обязанности.

В чем сходились Юм и Спиноза?

Юм сходился со Спинозой в том, что оба признавали возникновение чувства обязанности после обладания определенными наклонностями.

Какие мотивы руководят человеком при его размышлениях о поступках?

При размышлениях о поступках, вызванных впечатлениями, порывами или страстями, человек чувствует желание обладать определенными наклонностями и появляется чувство обязанности.

Что зарождается в человеке при размышлениях о своих действиях?

При размышлениях о своих действиях, человек чувствует желание обладать определенными наклонностями и проявляется чувство обязанности.

Какие мысли Давида Юма связаны с человеческой природой?

Давид Юм признавал, что человек руководится в своих действиях любовью к себе, но в нем возникает также и чувство обязанности к другим.

Какое чувство зарождается у человека, когда он размышляет о своих поступках?

Когда человек спокойно размышляет о своих поступках, вызванных теми или другими впечатлениями, порывами или страстями, он чувствует желание обладать теми или другими наклонностями, и в нем зарождается чувство обязанности.

Согласовался ли Юм со Спинозой в отношении происхождения наклонностей и обязанностей?

Да, Юм сходился со Спинозой в отношении происхождения наклонностей и обязанностей. Он признавал, что наклонности могут возникать при размышлении о своих поступках, вызванных впечатлениями, порывами или страстями, а из них зарождается чувство обязанности.

Какие факторы влияют на действия человека, согласно Юму?

Согласно Юму, действия человека руководятся его любовью к себе, однако также возникает и чувство обязанности к другим. Эти факторы влияют на принятие решений и поступки человека.

Какие мысли о человеческой природе Давид Юм разбирал?

Давид Юм разбирал откуда происходят наклонности и чувство обязанности у человека. Он пришел к выводу, что они происходят из размышлений о своих поступках, вызванных впечатлениями, порывами или страстями.

Что Дэвид Юм считал основными двигателями человеческих действий?

Дэвид Юм считал, что человек руководится в своих действиях любовью к себе, но также в нем возникает чувство обязанности к другим.