Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

О человеческой природе (Давид Юм)

  • 7 страниц
  • 0 источников
  • Добавлена 15.05.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ (ДЭВИД ЮМ)
Фрагмент для ознакомления

Юм признавал, что человек руководится в своих действиях любовью к себе, но в нем возникает также и чувство обязанности к другим.
Когда человек спокойно размышляет о своих поступках, вызванных теми или другими впечатлениями, порывами или страстями, он чувствует желание обладать теми или другими наклонностями, и в нем зарождается чувство обязанности. Здесь Юм сходился, стало быть, со Спинозой. Но когда он разбирал, откуда происходит нравственное суждение о поступках, вместо того чтобы признать их двоякое происхождение — из чувства и из разума, Юм колебался и склонялся то в пользу чувства, то в пользу разума. Он даже ставил вопрос о средней способности между разумом и чувством и в конце концов высказался в пользу чувства. Подобно Шефстбери и Хатчесону, он, по-видимому, отводил разуму лишь подготовку суждений и обсуждение фактов. Решающий же приговор принадлежит чувству, после чего на долю разума выпадает уже выработка общих правил .
Особенное значение Юм придавал сочувствию (симпатии). Оно смягчает нащи узкосебялюбивые влечения и вместе с общей, естественной благожелательностью человека берет верх над ними; так что если представление о полезности того или другого способа действий имеет некоторое значение, то вовсе не оно решает в нравственных вопросах. Адам Смит, как известно, развил впоследствии это понятие о сочувствии, или симпатии, и придал ему решающее значение в выработке нравственных начал.
Любопытнее всего отношение Юма к понятию о справедливости. Не заметить его влияния Юм не мог и признал значение справедливости для выработки нравственных понятий. Но потому ли, что он не решался придать разуму решающее значение в борьбе с чувством, или же потому, что он понимал, что справедливость есть, в конце концов, признание равноправия всех членов общества, которого именно не признавали законодательства; он не захотел так же резко разойтись с существующими законами, как уже разошелся с церковной религией, вследствие этого он выделил справедливость из области этики и представил ее как нечто, развивающееся в обществе независимо, в силу государственных установлений.
Юм совершенно выделил Право, т. е. законодательство, из области нравственного как область, совершенно ему чуждую. Впрочем, и здесь, как в вопросе о значении чувства и разума в выработке нравственных начал, Юм не пришел к точному, определенному выводу, так что писавшие о его философии расходились в ее истолковании.
Вообще Юм не дал нового стройного объяснения нравственных понятий и не создал новой стройной теории в этике. Но он так тщательно и местами так блестяще разработал вопросы о побуждениях чело- века в его бесконечно разнообразных поступках, не ограничиваясь шаблонными объяснениями, и он уделял такое слабое влияние как религии, так и чувству эгоизма и соображениям о полезности наших поступков, что заставил позднейших писателей гораздо глубже вдуматься в это сложное явление, чем это делалось раньше.
Он подготовил естественнонаучное объяснение нравственного начала, но в то же время, как указали некоторые его толкователи, он подготовил и противоположное, нерационалистическое объяснение.


Юм Дэвид. Трактат о природе человека. В сб.Антология этической мысли. М./Политиздат/ 1998 С.242-288












7

Д. Юм. Сокращенное изложение "Трактата о чловеческой природе"

Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. Дэвид Юм; 26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия -- 25 августа 1776, там же) -- шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Биография

Родился в 1711 году в Эдинбурге (Шотландия), в семье адвоката, владельца небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе.

философские Начала свою деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части "Трактата о человеческой природе". Через год вышла вторая часть договора. Первая часть была посвящена человеку знание. Затем он развил эти идеи и опубликовал книгу, "очерке о человеческом знании" .

он Написал много работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

Философия

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важно в учении Юма играют и идеи натурализма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бэйля, Исаак Ньютон, Сэмюэл Кларк, Фрэнсиса Хатчесона и Джозеф Батлер.

Юм считал, что это познание начинается c опыта и ограничивается ее, не есть ни знание, врожденное. Таким образом, мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко или близко (пространство), и причинно-следственной связи. Все состоит из впечатлений. И что является источником ощущения, восприятия? Юм отвечает, что существует, по крайней мере, три гипотезы:

существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

Мир-это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).

Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, духом, высшим (объективный идеализм).

Памятник Юму. Эдинбург.

Юм ставит вопрос, какая из этих гипотез верна. Для этого необходимо сравнить эти типы восприятия. Но мы зависим от границы нашего восприятия и никогда не будет знать, что за его спиной. Так что вопрос, что является источником ощущения -- принципиально не разрешимый вопрос. Все может быть, но мы не можем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Не может ни доказать, ни опровергнуть.

Узнать стоимость работы