Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Принцип независимости судей

  • 25 страниц
  • 17 источников
  • Добавлена 21.05.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Конституционные основы судебной власти и ее принципы
2. Принцип независимости
2.1. Конституционный принцип независимости судей
2.2. Принцип независимости судей гражданских судов
2.3. Принцип независимости судей арбитражных судов
2.4. Принцип независимости судей уголовных судов
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Помимо вынесения решения в совещательной комнате обсуждаются и иные важные процессуальные вопросы, например разрешение заявленного отвода (ст. 16 — 17 ГПК).
2.3. Принцип независимости судей арбитражных судов
Принцип независимости судей арбитражных судов представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня.
Принцип независимости отражен в ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ и имеет также международно-правовые источники, поскольку закреплен в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Данный принцип сочетает одновременно два начала: независимость судей, которая в то же время ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей арбитражного суда устанавливаются федеральным законом, прежде всего Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации", а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве. Недавние изменения законодательства в конце 2001 — начале 2002 г. были направлены на усиление гарантий независимости судей и повышение их статуса.
Вместе с тем судьи не свободны при осуществлении своих функций и вынесении решения — они связаны Конституцией РФ и федеральным законом, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных им полномочий.
Гарантии независимости судей, включая судей арбитражных судов, традиционно в доктрине подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной, а также ряд других гарантий. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний. Так, законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей), определенный в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральном законе "О статусе судей в Российской Федерации". Независимость судьи обеспечивается также:
предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
правом судьи на отставку;
неприкосновенностью судьи;
системой органов судейского сообщества;
несменяемостью судей (поскольку полномочия судей не ограничиваются каким-либо сроком) и другими юридическими гарантиями.
Целый ряд процессуальных гарантий независимости судей отражен в статьях АПК, в частности в правилах об отводах судей (гл. 3), об оценке доказательств (ст. 71), о тайне совещания судей (ст. 167) и др.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ "Об оружии".
Правила и гарантии независимости распространяются также на арбитражных заседателей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
2.4. Принцип независимости судей уголовных судов
Оценка доказательств представляет мыслительную деятельность субъектов уголовного процесса по определению допустимости, относимости, достоверности и значения каждого доказательства. Уголовный кодекс РФ называет участников уголовного судопроизводства, для которых оценка доказательств является не только правом, но и обязанностью, т.к. от их решений зависят движение судопроизводства и формирование окончательных выводов по результатам доказывания.
Оценка ими доказательств, таким образом, имеет юридическое значение. Утверждением принципа свободной оценки доказательств законодатель стремится обеспечить процессуальными средствами независимость судей и подчинение их только закону при осуществлении правосудия, а также создать условия для самостоятельности дознавателя, следователя, прокурора при принятии ими решений в пределах предоставленных им прав.
Свобода оценки доказательств означает, что закон, указывая перечень источников доказательств, из которых могут быть получены сведения, необходимые для установления подлежащих доказыванию обстоятельств, воздерживается от предписания, какими именно доказательствами должны быть установлены составляющие предмет доказывания элементы. Свобода оценки доказательств исключает предопределение заранее силы тех или иных доказательств, их преимущественного значения.
Отрицание заранее установленных критериев при оценке доказательств не означает, что оценка доказательств может быть произвольной. Необходимая совокупность доказательств устанавливается через определение законом предмета доказывания и относимости доказательств, правил собирания доказательств и их допустимости. Соблюдение этих правил представляет объективную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений при рассмотрении и разрешении дел в уголовном судопроизводстве, основу формирования внутреннего убеждения субъекта оценки доказательств.
Внутреннее убеждение субъекта оценки доказательств представляет собой результат познавательной деятельности в производстве по уголовному делу. Сложившееся внутреннее убеждение как результат правильно проведенной, соответствующей закону оценки доказательств определяет уверенность дознавателя, следователя, судьи в достоверности их выводов и служит стимулом к принятию решений о признании обвиняемого виновным или невиновным, в назначении ему уголовного наказания или освобождения от него

Заключение
Независимость судей, а значит и судебной власти - одно из основных условий существования демократического правового государства, поскольку без обеспечения такой независимости становится невозможной эффективная защита прав и свобод человека и гражданина.
Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.
Независимость судей обеспечивается установленной уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством процедурой осуществления правосудия, наличием в законе исчерпывающего перечня оснований приостановления и прекращения полномочий судьи, неприкосновенностью судей, их несменяемостью и финансированием судов только из федерального бюджета.
Конституция уточняет принцип подчинения судей только Конституции и закону, в том числе в случае установления несоответствия закону иного нормативного правового акта. При этом судьи руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", который разъяснил, что, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам ведения Российской Федерации или совместного ведения, суд должен принимать решение в соответствии с федеральным законом.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996
ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", от 21 июня 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Феникс, 1997 г. – 346 с.
Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М.: Наука, 2001., - 286 с.
Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М.: Феникс, 2003. – 246 с.
Гражданский процесс / под ред. Ю.К. Осипова, Издательство БЕК, 2003. – 386 с.
Конституционное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2001 г. – 288 с.
Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 2001. – 482 с.
Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК. 2004. – 387 с.
Мушинский В.О. Конституционное право: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. –176 с.
Профессиональная деятельность юриста. Жалинский А.Э. М.: БЕК, 2000. – 342 с.
Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. - М., 1996 г. – 318 с.
Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. 1999. № 3.



Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Феникс, 1997. С. 68.
Комментарий к Конституции РФ./Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК. 2004. С. 98.
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", от 21 июня 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792.
"О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
Законо РФ "Об оружии" от 20 мая 1993 г. ВВС. 1993. № 24. Ст. 860.

Конституционное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М.: Век, 2001. С. 127.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.












2

1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
3.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996
5.ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
6.Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", от 21 июня 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.
7.Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Феникс, 1997 г. – 346 с.
8.Басков В. И. Курс прокурорского надзора, М.: Наука, 2001., - 286 с.
9.Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М.: Феникс, 2003. – 246 с.
10.Гражданский процесс / под ред. Ю.К. Осипова, Издательство БЕК, 2003. – 386 с.
11.Конституционное право РФ (под ред. О.Е.Кутафина). - М., 2001 г. – 288 с.
12.Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 2001. – 482 с.
13.Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК. 2004. – 387 с.
14.Мушинский В.О. Конституционное право: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. –176 с.
15.Профессиональная деятельность юриста. Жалинский А.Э. М.: БЕК, 2000. – 342 с.
16.Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. - М., 1996 г. – 318 с.
17.Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. 1999. № 3.

У нас вы можете заказать