Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Состояние и пути совершенствования социально- культурной деятельности (на примере театра СПб)

  • 31 страница
  • 28 источников
  • Добавлена 24.05.2007
246 руб. 820 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Социально-культурная деятельность театральных учреждений
1.1 Понятие социально-культурная деятельность
1.2 Социально-культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений
Глава 2. Анализ социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского Государственного Академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского
2.1 Краткая характеристика театра
2.2 Социально-культурная деятельность театра
2.3 Пути совершенствования социально-культурной деятельности театра
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Вторая половина 20-х годов проходит под знаком «современничества»: обращение к подчеркнуто экспериментальным образцам новейшего оперного искусства (операм Э.Кшенека, Э.Дресселя, Д.Шостаковича) — этап, впоследствии оцененный критиками как «наиболее крайняя точка отклонения от реалистического направления», а ныне воспринимаемый как одна из наиболее ярких страниц истории Малегота, отразившая во всей полноте бурные искания «золотых» 20-х годов [15]
В 30-е годы по мере утверждения и насаждения в советском искусстве концепции социалистического реализма развитие театра входит в новое русло, на многие годы он становится «лабораторией советской оперы». Все ошибки и достижения театр полностью разделял со своей эпохой, его взлеты и падения довольно точно регистрировали кривую социальной и художественной жизни. Как бы мы не относились сегодня к заслугам театра перед советским оперным творчеством, считая их отражением официальной эстетики и политики, но далеко не всегда лишь угодничество определяло репертуарный выбор. Именно Малеготу обязаны своим сценическим рождением ныне признанные шедеврами, а в свое время вызывавшие столько споров и противоречивых мнений, оперы «Нос» и «Леди-Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Война и мир» Прокофьева [15]
Начав свой творческий путь как режиссерский театр и именно благодаря этому обретя собственный театрально-исполнительский стиль, Малегот в военные и послевоенные годы во многом утратил прежние, позиции. На протяжении длительного времени в театре не было режиссера, сопоставимого по масштабу творческой индивидуальности и четкости эстетических позиций ни с Н.Смоличем — первым главным режиссером, ни тем более с В.Мейерхольдом — одним из самых ярких новаторов, когда-либо работавших на сцене Малого театра (его единственная в Малеготе постановка «Пиковой дамы», вызвавшая бурю споров при своем появлении в 1935 г., и сегодня притягивает к себе внимание театроведов). [15]
В 1940—60-е годы главными лидерами театра стали дирижеры. За пультом стояли прекрасные музыканты — Б.Хайкин (сменивший на посту главного дирижера С.Самосуда, многолетнего сподвижника и единомышленника Н.Смолича), К.Кондрашин, Э.Грикуров, Ю.Темирканов, К.Зандерлинг. Но как это ни парадоксально, при длительном дефиците полнопенной и планомерной режиссерской работы и, как следствие, неизбежном спаде актерского мастерства не смогло удержаться на должной высоте и музыкальное качество спектаклей
Возвращение к режиссерскому театру наметилось в 70-е годы, когда в театр пришел Э.Пасынков
Но лишь С.Гаудасинскому, возглавившему театр с 1981 г. удалось восстановить традиции «театра певца-актера», которыми славился Малегот в пору своего становления. Повседневную репетиционную работу режиссер направил на сценическое осмысление пения, на выработку у певцов органичного синтеза телесной пластики и вокальной речи. Совершенно преобразился хор, из недифференцированной людской массы вдруг превратившийся в необычайно мобильный многоликий коллектив актеров. Сцена театра стала настоящей школой актерского мастерства для солистов
Существенно изменилась и репертуарная политика театра. Главной стратегической задачей стало возрождение на сцене Малого оперного театра русской классики. Один за другим в репертуар возвращались оперные шедевры русских композиторов: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина. Русская опера стада эстетическим кредо театра. Масштаб поставленной задачи заставил вновь пересмотреть имя театра, в котором эпитет «малый» совсем не соответствовал размаху сценических замыслов. С 1989 г. Малегот стал именоваться Санкт-Петербургским академическим театром оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Имя Мусоргского присвоено театру неслучайно. Постановка «Бориса Годунова» стала крупнейшим и самым значимым успехом театра, укрепившим его на пути обновления русского репертуара.
Разумеется, наряду с русской классикой на оперной сцене продолжают жить и европейская опера (даже самые популярные оперные сочинения, такие как «Травиата» Верди, обретают здесь новое звучание и удивляют неожиданной свежестью), включая и современные ее образцы (к примеру, «Безумец» М.Ландовски или «Тартюф» К.Мичема) и даже оперетта (одна из последних работ театра — «Летучая мышь» И.Штрауса — убедительно демонстрирует широту творческой палитры актерского коллектива) [15]
Театр славен своими актерами, режиссерами и дирижерами. И здесь театру Мусоргского есть чем гордиться. На его сцене пели Ф.Шаляпин, П.Журавленке, А.Попова-Журавленко, Б.Гефт, М.Ростовцев, И.Печковский, С.Преображенская, Н.Вельтер, А.Модестов, П.Лисициан, А.Соколова, О.Головина, И.Пичугин, В.Овчаренко, А.Ступальская, С.Шапошников, В.Кудрявцева, Т.Лаврова, В.Левандо, С.Лемешев, Г.Скопа-Радионова, М.Довенман, В.Матусов, К.Изотова, С.Баскакова, Е.Шумская, М.Петрова и др
На сцене театра шли в разное время оперы в постановке: А.Феона, Н.Смолича, Ю.Петрова, Э.Каплана, В.Мейерхольда, Б.Зона, А.Киреева, Б.Покровского, Н.Охлопкова, С.Лемешева, С.Лапирова, А.Музиля, Э.Пасынкова, Р.Тихомирова, А.Петрова, А.Башловкина и др
За дирижерским пультом стояли: Д.Похитонов, С.Самосуд, К.Кондрашин, Э.Грикуров, К.Зандерлинг, А.Найденов, Ю.Темирканов, А.Дмитриев, В.Кожин, В.Зива и др. С 1992 г. главным дирижером театра становится Андрей Аниханов
В 1984 г. состоялась первая в истории театра зарубежная гастрольная поездка оперной труппы. С этого времени труппа ведет активную и успешную гастрольную деятельность, выступая в Италии, Англии, Франции, Германии, Голландии, Японии, США, Португалии. Театр достойно представляет традиции и достижения нашего оперного искусства. Пройдя путь от экспериментальной сцены и оперной лаборатории, театр вырос в самоцельный творческий организм с большими художественными возможностями и стал неотъемлемой частью культурного достояния Санкт-Петербурга [23].
2.2 Социально-культурная деятельность театра
На сегодняшний день, данный театр не ведет социально-культурную деятельность, не связанную с основным видом его деятельности.
Таким образом, я предлагаю внедрить в его практику следующее:
семинары по культуре театра,
вечера для детей с известными театральными деятелями,
благотворительные вечера для детей-сирот,
разработка лекционного материала для школьной программы для выпуска школьных абонементов.
Например, в школьной обязательной программе по МХК можно встретить следующие раздела, которые можно связать с конкретными музыкальными произведениями:
Критический реализм в искусстве второй половины XIX века Поиск национального самосознания в искусстве. Принцип “музыкальной правды” в творчестве композиторов “Могучей кучки”. Романтические традиции в музыке П. И. Чайковского. Русский классический балет (М. Петипа).
Русская культура в первой половине XX века. Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине XX в.: живопись (В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. Шагал), музыка (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке), кинематограф (С. М. Эйзенштейн), театр (К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд), архитектура (В. Е. Татлин, К. С. Мельников).
Развитие российского искусства в конце XX в.: музыка, живопись, кинематограф, театр, телевидение.
2.3 Пути совершенствования социально-культурной деятельности театра
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех творческих организаций, импульсом зрительской активности является эффективная, грамотная реклама, которая воспринимается зрителями как внешний фактор, определяющий успех взаимодействия.
Известный зарубежный маркетолог Ф. Котлер дал понятию рекламы следующее определение: «Реклама — это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы» [16,c.511].
В оценке объема и качества рекламы учреждений культуры и искусства население (областного центра и особенно других городов), она оставляет желать лучшего.
Наиболее часто используемыми каналами получения горожанами соответствующей рекламной информации выступают беседы с друзьями, знакомыми, волонтерская деятельность, реклама на ТВ, стенды, щиты, афиши, выставленные на улицах города.
Существуют определенные различия в приоритетных направлениях получения информации в зависимости от места расположения театра. Так, например, в г. Санкт-Петербурге большое значение имеет такой канал распространения информации, как листовки в транспорте, его используют 44 % респондентов, в то время как в небольших городах такой рекламой пользуются только 6 % .
Имеют место различия и в интенсивности использования того или иного канала рекламы в зависимости от категории зрительской аудитории. Так, если случайная и эпизодическая аудитория формируется главным образом за счет телевизионной рекламы и информационных передач по ТВ, то у постоянной аудитории этот источник находится лишь на третьем месте.
Основным источником рекламы для этой категории зрителей являются рекламные стенды и афиши на улицах, а также общение с друзьями и знакомыми. Хочется обратить внимание на значимость стендовой рекламы для всех групп посетителей. Можно предположить, что размещение сводных рекламных афиш театральных и концертных организаций в самых людных местах с хорошим пространственным обзором могло бы во многом способствовать повышению интереса к ним со стороны горожан.



Заключение
Театр - это особым образом организованный социокультурный институт, представляющий собой устойчивую форму организации и регулирования взаимодействия между социальными общностями на основе сложившихся формальных и неформальных норм, правил, образцов поведения, основной целью которого является производство и трансляция духовных ценностей, реализующихся посредством эмоционально-художественной коммуникации.
Театр как социокультурный институт выполняет ряд функций, среди которых выделяются явные и латентные. В качестве явных функций театра, которые он осуществляет непосредственно и целенаправленно, можно назвать коммуникативную, развлекательную, ценностно-нормативную, познавательную, творческую, гедонистическую, функцию социализации. Центральное место в этом ряду принадлежит эмоционально-художественной коммуникации.
Специфика театра заключается не только в содержании его функций, но и в способах их реализации. Все функции театра осуществляются через воздействие на зрителя системы художественных образов.
В качестве базы исследования был выбран Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского.
Анализ социально-культурной деятельности показал, что на сегодняшний день никаких дополнительных мероприятий театр не проводит, поэтому было предложено:
семинары по культуре театра,
вечера для детей с известными театральными деятелями,
благотворительные вечера для детей-сирот,
разработка лекционного материала для школьной программы для выпуска школьных абонементов.
Для привлечения внимания целевой аудитории к данным мероприятиям предлагается использовать рекламные технологии.

Список литературы
Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983,-224с.
Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб., 2001. – 248с
Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие.- М.: Изд-ство: РАГС, 2001 – 138 c.
Большой энциклопедический словарь. – М., 2004.
Добрынина В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 2000.
Жуве Л. Мысли о театре. М., 1958, 306 с
Исламова Зухра. Современные тенденции хозяйствования в сфере консультационных услуг. Автореферат... канд. экон. наук, - СПб.,2002. - С. 12.
Каравкин В.И. Антропологическая мера культуры. – М.: Экономпресс, 2005.
Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400 с.
Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2003.
Мировая художественная культура: программы общеобразовательных школ (9-11 классы). – М.: Дрофа, 1999. – С. 98 - 100
Балла О. Смысл и назначение масскульта // Знание – сила. – 2004. - №1. – С. 11 - 18
Державина О.А. Русский театр 70-90-х годов XVIII в. и начала XVIII в. – В кн: Ранняя русская драматургия, с.5-52
Захаров А.В. Социально-культурный феномен Арбата// Общественные науки и современность, 1994, №1
Кургатников. А. Императорский Михайловский театр. - С-Пб.: ЛИК, 2001 - 215 с
Котлер Ф. Основы маркетинга. пер. с англ. -М., “Прогресс", 1993. С. 511
Ломакина Н.С. Анализ музыки – от творчества учителя к творчеству ученика // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. – М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С. 30-33
Лорка Г. Об искусстве. М., 1971. С.147
Лисовский В. Из всех искусств … // Деловая неделя. – 2005. - № 376
Массовая культура. / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая. – М.: Альфа-М, 2004. – С. 174
Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально«куль-турной сфере: Учебное пособие. - СПб.: Издво В.А. Михайлова, 2000. - С. 17-18
Образование, наука и культура в Российской Федерации. М., 1999. 334 с.
Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского. - С-Пб.: ЛИК, 2001 - 228 с
Театр как социальный институт // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Тезисы докладов III межрегиональной научной конференции. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С. 110-112.
Функции театра как социального института II Инновационные технологии в педагогике и на производстве. Тезисы докладов VI региональной научно- практической конференции молодых ученых и специалистов, 25-26 апр. 2000г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.проф.-пед. ун-та, 2000. -С. 133-134.
Шапинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий// Там же, № 2
Шиллер Ф. Собрание сочинений. М., 1950. Т.6. С. 19-21
Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 35

содержание большинства терминов помещено в разделе «ГЛОССАРИЙ».












31

1.Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983,-224с.
2.Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб., 2001. – 248с
3.Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие.- М.: Изд-ство: РАГС, 2001 – 138 c.
4.Большой энциклопедический словарь. – М., 2004.
5.Добрынина В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 2000.
6.Жуве Л. Мысли о театре. М., 1958, 306 с
7.Исламова Зухра. Современные тенденции хозяйствования в сфере консультационных услуг. Автореферат... канд. экон. наук, - СПб.,2002. - С. 12.
8.Каравкин В.И. Антропологическая мера культуры. – М.: Экономпресс, 2005.
9.Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400 с.
10.Менеджмент и маркетинг в социальной сфере: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2003.
11.Мировая художественная культура: программы общеобразовательных школ (9-11 классы). – М.: Дрофа, 1999. – С. 98 - 100
12.Балла О. Смысл и назначение масскульта // Знание – сила. – 2004. - №1. – С. 11 - 18
13.Державина О.А. Русский театр 70-90-х годов XVIII в. и начала XVIII в. – В кн: Ранняя русская драматургия, с.5-52
14.Захаров А.В. Социально-культурный феномен Арбата// Общественные науки и современность, 1994, №1
15.Кургатников. А. Императорский Михайловский театр. - С-Пб.: ЛИК, 2001 - 215 с
16.Котлер Ф. Основы маркетинга. пер. с англ. -М., “Прогресс", 1993. С. 511
17.Ломакина Н.С. Анализ музыки – от творчества учителя к творчеству ученика // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. – М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – С. 30-33
18.Лорка Г. Об искусстве. М., 1971. С.147
19.Лисовский В. Из всех искусств … // Деловая неделя. – 2005. - № 376
20.Массовая культура. / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая. – М.: Альфа-М, 2004. – С. 174
21.Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально«куль-турной сфере: Учебное пособие. - СПб.: Издво В.А. Михайлова, 2000. - С. 17-18
22.Образование, наука и культура в Российской Федерации. М., 1999. 334 с.
23.Санкт-Петербургский Государственный академический театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского. - С-Пб.: ЛИК, 2001 - 228 с
24.Театр как социальный институт // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Тезисы докладов III межрегиональной научной конференции. - Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С. 110-112.
25.Функции театра как социального института II Инновационные технологии в педагогике и на производстве. Тезисы докладов VI региональной научно- практической конференции молодых ученых и специалистов, 25-26 апр. 2000г. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.проф.-пед. ун-та, 2000. -С. 133-134.
26.Шапинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий// Там же, № 2
27.Шиллер Ф. Собрание сочинений. М., 1950. Т.6. С. 19-21
28.Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 35

У нас вы можете заказать