Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Принятие мужчиной роли отца в связи с появлением (рождением) ребенка в семье

  • 27 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 17.05.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общий подход в понимании отцовства
1. 1Социально – психологические модели отцовства
1.2 Готовность к отцовству
1.3. Влияние отца на психическое развитие
Глава 2. Особенности принятия роли отца у мужчин
2.1 Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Литература


Фрагмент для ознакомления

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.
В России же с ее культурными и историческими особенностями наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 1990-х годов хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, но все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим отчасти социологи объясняют обнаруженную в результате опроса рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.
Тем не менее полученные данные показывают, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку - условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.
Глава 2. Особенности принятия роли отца у мужчин
Для того чтобы проследить как происходит принятие мужчиной роли отца в связи с появлением (рождением) ребёнка была проведено эмпирическое исследование, включающее ряд методик количественного анализа изучаемой проблемы. Общее количество принявших участие в исследовании – 12 мужчин.
Цель: определить, какие факторы влияют на формирование отцовства у мужчин в связи с принятием (рождением) ребёнка.
Задачи:
Определить особенности отцовства у мужчин
Изучить уровень понимания понятия отцовства
Определить позицию мужчины по отношению к роли отца
Гипотеза: можно предположить, что принятие роли отца будет наиболее успешным, если у мужчины будут развиты
потребностно - эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации
потребность в контакте
эмоциональные реакции, переживания
операции по уходу за ребенком и общение с ним
ценностно-смысловой аспект, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания.
Для решения этих задач были использованы методики:
Опросник PARI для изучения отношения родителей (в нашем случае отца) к семейной роли. Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В методике выделены 23аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15касаются родительско - детских отношений. Эти 15признаков делятся на следующие 3группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Методика незаконченных предложений Д. Сакса.
Включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Опросник «Сознательное родительство» М. О. Ермихиной.
Опросник реализует системный, диагностико – развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля воспитания, оценка источников знаний и представлений о родительстве. Опросник удобен тем, что определены варианты опроса отдельно для мужчин и отдельно для женщин.
2.1 Анализ результатов исследования
После проведения и анализа исследования получились следующие данные.
1) По методике PARI
1 — оптимальный эмоциональный контакт – из 12 человек – 6 человек – 50%. Комментарии: наблюдается тенденция постоянного словесного проявления: сказать ласковое слово, постоянно говорить. Общаться с ребёнком.
2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком – 2 человека – 16% - Комментарий: воспитание в строгих рамках, не проявлять излишне эмоции, слабость, чтоб вырос настоящий человек.
3 — излишняя концентрация на ребенке – 4 человека – 34% - комментарий – гиперопека, боязнь за жизнь ребёнка, травмирующих воздействий.
В целом можно сказать о том, что мужчины осознают роль отцовства. Наблюдается объективная ситуация оценивания себя как родителя, без особого фанатизма относиться к ребёнку и в тоже время не допускают попустительства в воспитании.
Степень вовлеченности родителя в отношения с ребенком определилась показателями шкал психологической дистанции, чрезмерной концентрации родителя на ребенке Превалирование родителя в семейных отношениях выразилась через шкалы доминирования родителя
Здесь можно опровергнуть то, что отцы не взаимодействуют с ребенком пока, он мал, напротив, они активно ухаживают за младенцем, впоследствии оставляя партнерше право заниматься воспитанием подросшего ребенка. Может быть, поэтому папам и кажется, что интересы их жен полностью сосредоточены на семье.
2) Методика незаконченных предложений Д. Сакса
Анализ результатов основывался в основном на группах, касающихся именно отношения к будущему, к семье. Из 12 человек:
отношение к будущему положительное, чёткое, ясное, запланированное – 7 человек – 58%;
неизвестное, неясное, что будет, то будет – 4 человека – 33%;
не знаю, не определился – 1 человек – 9%.
Это говорит о том, что в целом мужчины знают, что ожидать от будущего с появлением ребёнка. Есть чёткое осознание того, что от него ожидают, какие функции ему предстоит решать. Это говорит о решительном, позитивном характере отношений к ребёнку и к семье в целом.

3)Опросник «Сознательное родительство».
Результаты этой диагностики позволили выделить несколько типов представлений об отцовстве:
Ответственный отец – осознание необходимости принятия обязательств – 6 человек – 50%;
Сотрудничающий отец – заинтересованность ребёнком, уважение его, помощь в воспитании и уходе за ребёнком – 4 человека – 34%;
Властный отец – отец – это сильный, строгий, благоразумный, практичный человек – 2 человека – 16%.
Эти данные говорят о том, что мужчины чётко осознают функции отцовства, ориентированность на семейную жизнь, позитивные взаимоотношения с ребёнком.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается, что для развития отцовства необходимы многие компоненты: потребностно - эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания, операции по уходу за ребенком и общение с ним, ценностно-смысловой аспект, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания.
Выводы
Корреляционный анализ свидетельствуют, что мужчинам в роли отца характерно большая стрессоустойчивость, экспрессивность, большая подверженность социальным нормам, дипломатичность и более высокий самоконтроль, а также большая оценка себя по фактору силы и большая осмысленность целей жизни и удовлетворенность результатом в настоящий момент. Однако такие мужчины менее доминантны, менее склонны к риску, менее подозрительны, более жестки, более практичны, более консервативны, а также более конформны. Они выше оценивают жертвенность родителей по отношению к детям и менее склонны оценивать детей как равных взрослым.
В целом можно констатировать, что мужчины-отцы более удовлетворены жизнью, им свойствен больший самоконтроль, они более склонны к соблюдению социальных норм и правил поведения, менее склонны к риску и менее подозрительны, более терпимы и ответственны, кроме того, более практичны, что соответствует выделенным на основе анализа теоретических источников критериям развития личности и параметрам личностного развития. Эти данные подтверждаются самоотчетами мужчин-отцов, которые оценивают себя после рождения ребенка как более ответственных, более терпимых, чем до рождения ребенка. Констатация изменения в отношении к ним окружающих может быть интерпретирована как свидетельство дальнейшей социализации, кроме того, сравнение представлений о вкладе идеального отца в развитие ребенка и характеристики собственного вклада выявило, что конкретный отец кроме статуса защиты и воспитания в самом широком смысле слова еще формирует у ребенка практические навыки, таким образом, участвуя в передаче опыта следующим поколениям
Заключение
Отцовство - это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполнение родительской роли, а также чувства, способствующие самореализации, самоутверждению и саморазвитию личности отца.
Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью:
всех аспектов личности, предполагающих выполнение возложенных обязанностей и принятых обязательств;
представлений об отцовстве, т. е. знаний функций отца в семье и его роли в воспитании ребенка;
оценки собственной готовности стать отцом, т. е. готовности принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка.
На представления мужчин об отцовстве влияет их возраст, наличие или отсутствие отца в семье и реальные отношения в родительской семье. Представление о том, что отец нужен, для того чтобы ребенок появился на свет, глубоко ошибочно. Чтобы развеять его, необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Роль мужчины в семье в современных условиях вовсе не уменьшилась. Изменения роли отца носит скорее качественный характер. И дело обстоит так, что ребенку нужен отец в той же мере, как и отцу нужен ребенок. Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности. Все возможные опасности можно разделить на три главные области, где требуется направляющее присутствие отца. Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной опеки матери. Внешний мир - очень опасное место для маленького ребенка. Просто для того, чтобы выжить, он нуждается в защите от хитроумных приспособлений домашнего хозяйства и окрестных хулиганов. Среди прочего он должен научиться так переходить улицу, чтобы его не сбила машина, и так пользоваться домашними приборами, чтобы его не ударило током.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 672 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 678 с.
Зверева Л. Л., Ганичесва А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 160 с.
Ковалёв С. В. Психология современный семьи. – М.: 1998. – 208 с.
Кон И.С. Открытие "Я". – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988. – 269 с.
Кон И.С. Сексуальная культура России: клубничка на березке. – М.: О.Г.И., 1997. – 460 с.
Матейчик З. Родители и дети. – М.: 1992. – 320 с.
Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: 1995. – 348 с.
Овчарова Р. В Родительсво как психологический феномен. – М.: 2006. – 496 с.
Овчинникова И. Г. Отцовство. – М.: 1981. – 68 с.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 184
Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалёва. – М.: 1998. – 253 с.
Савина Е. А. Родительские представления и установки:
Понятие, виды, структура. – М.: 2001. – 95 с.
Семейное воспитание: Краткий словарь: Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: 1990. – 319 с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: 1992. – 190 с.
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: 1987. – 352 с.
Черняк Е. М. Социология семьи. М.: 1999. – 112 с.
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М.: 2000. – 512 с.

И. С. Кон Материнство и отцовство в историко – этнографической перспективе. М. – 1987, с.31 - 38
Кэмпелл Р. Как на самом деле любить детей М., 2000. 192 с












4

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 672 с.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 678 с.
4.Зверева Л. Л., Ганичесва А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 160 с.
5.Ковалёв С. В. Психология современный семьи. – М.: 1998. – 208 с.
6.Кон И.С. Открытие "Я". – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
7.Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988. – 269 с.
8.Кон И.С. Сексуальная культура России: клубничка на березке. – М.: О.Г.И., 1997. – 460 с.
9.Матейчик З. Родители и дети. – М.: 1992. – 320 с.
10.Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: 1995. – 348 с.
11.Овчарова Р. В Родительсво как психологический феномен. – М.: 2006. – 496 с.
12.Овчинникова И. Г. Отцовство. – М.: 1981. – 68 с.
13.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 184
14.Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалёва. – М.: 1998. – 253 с.
15.Савина Е. А. Родительские представления и установки:
Понятие, виды, структура. – М.: 2001. – 95 с.
16.Семейное воспитание: Краткий словарь: Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: 1990. – 319 с.
17.Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: 1992. – 190 с.
18.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: 1987. – 352 с.
19.Черняк Е. М. Социология семьи. М.: 1999. – 112 с.
20.Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М.: 2000. – 512 с.

Изучение роли семьи в период появления первого ребенка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федерального государственного Образовательного Учреждения

Высшего Образования

&';Челябинский Государственный Педагогический Университет&';

Институт дополнительных творческих педагогических профессий







Навык работы

Практическая психология

На тему &';Изучение роли семьи в период появления первого ребенка&';











Челябинск - 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли семьи в период появления первого ребенка

1.1 Проблема роли семьи в воспитании ребенка в психологии

1.2 Особенности развития ребенка в однодетной молодой семье

1.3 Формы и методы работы с семьей, повышение первого ребенка

Выводы по первой главе

Глава 2. Этапы, методы и приемы исследования

2.1 Изучение роли семьи в период появления первого ребенка

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования

2.3 Психолого-педагогические рекомендации семье в период появления первого ребенка

Выводы по второй главе

Вывод

библиография

Приложения

Введение

Актуальность исследования обусловили непреходящая ценность семейного воспитания для становления и развития человека, понимание важности семьи в жизни государства и обеспечении общественной стабильности и прогресса. В &';Национальной доктрине образования российской Федерации&'; в качестве одного из стратегических направлений модернизации задача создания соответствующей среды для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в школе и семье.

Глубокие преобразования, происходящие в обществе в начале XXI века, наряду с позитивными изменениями в жизни людей, обострили ряд проблем, которые влияют на российские семьи. С каждым годом сокращается, число семей, увеличивается число неблагополучных и неполных семей, что приводит к деформации ее ценностных ориентаций, снижение социального статуса. Обстоятельства требуют переосмысления ценностей, причины, семьи, образования, объединения усилий семьи, школы и педагогической науки в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из этих направлений является изучение воспитания ребенка в семье.

Узнать стоимость работы