Изучение тревожности женщин перед родами

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дифференциальная психология
  • 4545 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 27.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Анализ литературы по теме тревожности женщин в различные триместры беременности
1.1. Психологические подходы к изучению беременности
1.2. Особенности и динамика психического состояния женщины во время беременности
1.3. Типы отношения женщины к беременности и родам
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности женщин перед родами
2.1. Описание предмета исследования
2.2. Описание методов исследования
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

По результатам опросника можно заключить, что в первой группе, во II триместре беременности действие отдельных стрессовых факторов ослабевает, женщина начинает осознавать своё новое «Я», появляются такие стрессовые факторы как, тревога за малыша и страх перед родами. Женщины начинают активно набирать вес и значительное беспокойство доставляет изменение фигуры. Продолжает беспокоить изменение самочувствия, утомляемость, усталость. Появляются проблемы на работе, что проявляется в конфликтах с начальством, коллегами по работе, а также в размышлениях о задержке в карьерной лестнице из-за беременности.
Особый интерес представляют изменения у женщин, находящихся в III триместре беременности. Во второй группе максимально усиливается тревога за будущего малыша (все испытуемые отметили это), возрастает страх перед родами, женщина измучена повышенной усталостью и утомляемостью, по-прежнему чувствует изменение своего самочувствия. Также доставляет неудобство некоторые физиологические моменты, связанные с данным сроком беременности (плохой сон). Также только в III триместре появляется беспокойство по поводу непонимания близких людей, что, возможно, провоцирует появляющиеся конфликты дома. Присущее первым двум триместрам беременности непонимание начальства (коллег) в это время исчезает. И если женщиной ранее не ощущаются перегрузки на работе, то к концу беременности значение этого фактора возрастает.
Отмечено также, что у женщин, имеющих осложнения во время беременности, общий уровень тревожности выше, чем у женщин с нормально протекающей беременностью.
Уровень тревожности у женщин, не состоящих в браке также выше, чем у замужних.
Заключение

Отношения между матерью и ребенком в раннем младенчестве - это запечатлевающаяся в ребенке модель его дальнейших отношений со всей действительностью. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком. Исследования стресса представляют доказательства того, что не только физические, но также и психологические условия, будучи передаваемыми организмом беременной женщины, влияют на психофизическое развитие ребенка. Эмоциональное состояние матери оказывает негативное влияние прежде всего на течение беременности, а затем и родов. Важной проблемой психологического сопровождения женщины в период беременности является выделение стрессогенных факторов и их влияния на будущих матерей и их малышей в разные триместры беременности. Известно, что в различные периоды (триместры) беременности восприятие женщинами различных стрессовых факторов (внешних и внутренних) различно; в данной работе рассмотрены проблема тревожности женщин на разных этапах беременности, в частности – перед родами.
Результаты эмпирического исследования показали, что уровень тревожности у беременных женщин изменяется на протяжении всего периода беременности. Уровень тревожности женщин зависит как от триместра беременности, так и от количества стрессовых факторов и личного восприятия их беременными женщинами. Повышение этого уровня связано, как с физиологической стороной протекания беременности, так и с психологической. Проведенное исследование показало, что выделение и структурирование стрессовых для женщины в период беременности факторов возможно и необходимо для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки.
Практический вывод заключается в необходимости организации медико-психологических консультаций при заключении брака, решении супругов иметь детей и ранних сроках наступления беременности. Рассмотрим программу комплексной помощи по проблемам материнства. В настоящее время еще нет такой развитой и самостоятельной службы. Такая служба должна объединить необходимую помощь матери и ребенку во всех возрастах, начиная с планирования беременности, а может быть, и еще раньше, включая консультирование по формированию материнской сферы в онтогенезе.
Цели: оказание психологической помощи матери и ребенку на всех этапах развития их взаимодействия, включая проблемы материнства как потребностно-мотивационной сферы матери.
Задачи: оптимизация содержания и динамики развития материнской сферы женщины, включая мать и ребенка как членов единой системы.
Основные особенности: оказание помощи на всех этапах одними и теми же специалистами; комплексная организация помощи, включающая психолога-специалиста в области психологии материнства и детства одновременно, гинеколога-акушера, педиатра, возможность консультирования другими специалистами (психоневрологом, эндокринологом и др.); участие в ведении родов; патронаж после родов; оказание помощи по мере необходимости в дальнейшем.
Профилактику психоэмоционального стресса у беременных женщин следует проводить в несколько этапов:
I этап – в комплексе прегравидарной подготовки к планируемой беременности (физические упражнения, дыхательная гимнастика, аутотренинг, нервно-мышечная релаксация, музыкотерапия, физиотерапевтические мероприятия: массаж, сауна, иглоукалывание, светотерапия, гомеопатия и другие).
II этап – формирование доминанты физиологического течения беременности, психологическая подготовка беременных к естественным родам с учетом всех личностных характеристик.
III этап – партнерство в родах.
Все это позволит создать положительный эмоциональный фон и уверенность в благополучном течении беременности, добиться снижения применения различных медикаментов в родах, т.е. проводить демедикализированные безопасные роды, что будет способствовать рождению здорового ребенка.
Цель работы достигнута, результаты позволяют подтвердить гипотезу.

Список литературы


Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией// Вестник МГУ, Серия «Психология». – 2002. - №3: 3 – 18.
Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Автореф. дис…к. психол. н., Шуя, 2000.
Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности Сборник материалов конференции по перинатальной психологии 1998
Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка//Перинатальная психология и медицина. Ч.1. – Иваново, 2001: 164 – 179.
Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности//Вопр. психол. – 1999. - №3: 38 – 47.
Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов//Вопр. психол. – 2002. - №1: 59 – 68.
Дик-Рид Г., Роды без страха, М. 1996
Добряков И.В. Ранная диагностика и профилактика послеродовых депресий // XIII – й съезд психиатров Росии: сб. материалов. – М.: РОП, 2000. С. 5.
Добряков И.В. Типология гестационной доминанты // «Ребенок в современном мире»: тезисы докладов 3-международной конференции, - СПБ: ЮНЕСКО, МО России, 1996. – С 21-22.
Добряков И.В. В ожидании ребенка // Здоровые роды - счастливый малыш. - СПб.: ИК "Комплект", 1998. - С. 5-86.
Добряков И.В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин // Перинатальная психология в родовспоможении: тезисы конференции. - СПб.: Глория, 1997. - С. 57-61.
Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н., М., 2000.
ЗахаровА.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов// Сборник материалов конференции по перинатальной психологии 1998 – С30-31
Изард К. Психология эмоций. Спб., Питер, 2006 - 464 с.
Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. - СПб., 1994.
Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: автореф. дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 20с.
Кон И.С. Ребенок и общество. М. Педагогика 1988, с 264.
Крайг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002. - 940 с.
Кренц Инге и Ханс Пренатальные отношения: размышления об этиологии расстройств личности// Сборник материалов конференции по перинатальной психологии 1998
Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Вопр. психол. – 2003. - №4: 63 – 75.
Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002- 178 с.
Практическая психодиагностика. Ред. Райгородский Д. Я., М., 2000
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002- 720 с.
Рутман Э.М. Н.В. Искольдский. Истоки радости. М. 1987, с 30
Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. - 109 с.
Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства//Журнал практического психолога. – 2000. - №8-9: 82 – 87.
Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент//Вопр. психол. – 1995.- №3: 139 – 150.
Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: Изд-во иститута психотерапии, 2002
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопр. психол. – 2001. - №2: 22 – 36.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 1. М., 1999.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990
Фрейджер Р., Фейдимен Н. Личность., СПб., 2001
Хорни К. Женская психология - СПб., 1993.
Хьелл Л. и Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998
Человек от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия // Под общей ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001. - 652 с.
Шмурак Ю. Воспитание до рождения: теоретические размышления.опыт развивающего пренатального воздействия " Народное образование" 1995
Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В.. Клинико - психологические методы семейной диагностики и семейная психотерапия, 2001.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест “Определение типа психологического компонента гестационной доминанты”
Инструкция : Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее соответствующее Вашему состоянию во время беременности, и отметить его в бланке для ответов.
А.
1
1
Ничто не доставляло мне такого счастья, как то ,что я беременна.

2
Я не испытывала никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна.

3.
С тех пор, как я узнала, что беременна, я находилась в нервном напряжении.

4.
В основном мне было приятно, что я беременна.

5.
Я была очень расстроена тем, что я беременна.
2.
1.
Во время беременности я полностью изменила образ жизни из-за страха как-либо повредить своему здоровью.

2.
Во время беременности я стала кое в чем себя ограничивать, относиться к себе бережнее, но существенно образ жизни не меняла.

3.
Во время беременности я не считала нужным изменять что-либо в образе жизни.

4.
Во время беременности моя жизнь прекрасно преобразилась.

5.
Во время беременности я считала, что в связи с ней рухнули многие планы и не сбылись многие мечты.
3.
1.
Во время беременности я вообще почти не думала о родах.

2.
Во время беременности я постоянно думала о родах, очень их боялась.

3.
Во время беременности я думала о родах, и полагала, что все смогу сделать правильно.

4.
Во время беременности я почти не сомневалась в трагическом исходе родов.

5.
Во время беременности я ожидала роды, как праздник!
Б


Б 1.
1.
Во время беременности я постоянно беспокоилась о том, как буду справляться с обязанностями матери.

2.
Во время беременности я была уверенна, что не смогу стать хорошей матерью.

3.
Во время беременности я не задумывалась о том, какой буду матерью.

4.
Во время беременности я была уверенна, что стану прекрасной матерью.

5.
Во время беременности я считала, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью











матерью.
2
1.
Во время беременности я часто с удовольствием разговаривала с ребенком, которого вынашивала, представляла его себе хорошим и красивым.

2.
Во время беременности я постоянно разговаривала с ребенком, которого вынашивала, восхищалась им.

3.
Во время беременности я беспокоилась о состоянии здоровья ребенка, которого вынашивала, представляла его себе после рождения слабым.

4.
Во время беременности я не думала о ребенке, которого вынашивала, не пыталась его себе представить.

5.
Во время беременности я постоянно думала о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боялась этого.
3.
1.
Во время беременности я не думала о том, как буду кормить ребенка грудью.

2.
Во время беременности я с восторгом представляла себе, как буду кормить ребенка
грудью.

3.
Во время беременности я думала, что буду кормить ребенка грудью.

4.
Во время беременности я считала, что даже если в родах все обойдется, я не смогу кормить ребенка грудью

5.
Во время беременности я беспокоилась 6 том, что у меня после родов будет недостаточно молока, и мой ребенок будет недоедать.

В.
1. 1. Я считала, что моя беременность сделала меня еще прекрасней в глазах мужа, улучшила наши отношения. 2. Я считала, что моя беременность никак не изменила наших отношений с мужем. 3. Я считала, что моя беременность сделала мужа внимательнее, его отношение ко мне стало теплее. 4. Я считала, что из-за беременности муж стал относиться ко мне как к неполноценной, некрасивой женщине. 5. Я считала, что беременность не красит и может ухудшить отношение ко мне мужа. 2. 1. Я считала, что большинство близких людей разделяло мою радость по поводу беременности. 2. Я считала, что не все родственники обрадовались, узнав о моей беременности, не все понимали, что женщина “в положении” требует особого отношения и ухода. 3. Я считала, что моя беременность ухудшила мои отношения с близкими людьми, и я иногда чувствовала себя отверженной. 4. Меня мало интересовало отношение к моей беременности родственников. 5. Меня очень беспокоило то, как относятся к моей беременности родственники, разговоры с ними о беременности и предстоящих родах всегда тревожили. 3. 1. Во время беременности я всегда испытывала стыд, и у меня портилось настроение, когда окружающие замечали, что я “в положении”. 2. Во время беременности мне было легка не по себе, когда окружающие замечали мою беременность. 3. Во время беременности я гордилась ей и считала, что все, включая посторонних людей должны оказывать мне знаки внимания и окружать заботой. 4. Во время беременности я старалась, чтобы на работе и в общественных местах люди не замечали, что я беременна, пресекала все попытки в связи с этим как-то иначе относиться ко мне, но не испытывала неловкости, если то, что я “в положении” привлекало внимание окружающих. 5. Во время беременности я не испытывала неловкости, если то, что я “в положении” привлекало к себе внимание, без раздражения принимала их знаки внимания.

Приложение 2
Опросник MMPI. Данный Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав ММР1 в качестве дополнительной шкалы). Опросник состоит из 50 утверждений.
Тестовый материал
1. Обычно я спокойна и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливой.
7.Я уверена в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчива не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годна.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотела бы быть такой же счастливой, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знала, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего либо.
30. Я склонна принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-то.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня,
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь такой возбужденной, что мне трудно заснуть.
42. Я - человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезной.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Мне не хватает уверенности в себе.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Ожидание всегда нервирует меня.
Приложение 3
3 ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ
Ф. И. О.__________________________________________________________
Возраст__________________________________________________________
Образование______________________________________________________
Семейное положение_______________________________________________
Возраст ребенка___________________________________________________
Есть ли ещё в семье дети ___________________________________________
Была ли ваша беременность запланирована_____________________________
хотели ли вы избавиться от беременности_____________________________
были ли осложнения в период беременности (угроза прерывания, токсикоз, отеки, повышенное давление)________________________________________
Были ли у вас сильные переживания в период беременности _____________
Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние ________











3

1.Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией// Вестник МГУ, Серия «Психология». – 2002. - №3: 3 – 18.
2.Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
3.Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Автореф. дис…к. психол. н., Шуя, 2000.
4.Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности Сборник материалов конференции по перинатальной психологии 1998
5.Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка//Перинатальная психология и медицина. Ч.1. – Иваново, 2001: 164 – 179.
6.Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности//Вопр. психол. – 1999. - №3: 38 – 47.
7.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов//Вопр. психол. – 2002. - №1: 59 – 68.
8.Дик-Рид Г., Роды без страха, М. 1996
9.Добряков И.В. Ранная диагностика и профилактика послеродовых депресий // XIII – й съезд психиатров Росии: сб. материалов. – М.: РОП, 2000. С. 5.
10.Добряков И.В. Типология гестационной доминанты // «Ребенок в современном мире»: тезисы докладов 3-международной конференции, - СПБ: ЮНЕСКО, МО России, 1996. – С 21-22.
11.Добряков И.В. В ожидании ребенка // Здоровые роды - счастливый малыш. - СПб.: ИК "Комплект", 1998. - С. 5-86.
12.Добряков И.В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин // Перинатальная психология в родовспоможении: тезисы конференции. - СПб.: Глория, 1997. - С. 57-61.
13.Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н., М., 2000.
14.ЗахаровА.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов// Сборник материалов конференции по перинатальной психологии 1998 – С30-31
15.Изард К. Психология эмоций. Спб., Питер, 2006 - 464 с.
16.Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. - СПб., 1994.
17.Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: автореф. дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 20с.
18.Кон И.С. Ребенок и общество. М. Педагогика 1988, с 264.
19.Крайг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002. - 940 с.
20.Кренц Инге и Ханс Пренатальные отношения: размышления об этиологии расстройств личности// Сборник материалов конференции по перинатальной психологии 1998
21.Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Вопр. психол. – 2003. - №4: 63 – 75.
22.Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
23.Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002- 178 с.
24.Практическая психодиагностика. Ред. Райгородский Д. Я., М., 2000
25.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002- 720 с.
26.Рутман Э.М. Н.В. Искольдский. Истоки радости. М. 1987, с 30
27.Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. - 109 с.
28.Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства//Журнал практического психолога. – 2000. - №8-9: 82 – 87.
29.Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент//Вопр. психол. – 1995.- №3: 139 – 150.
30.Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: Изд-во иститута психотерапии, 2002
31.Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопр. психол. – 2001. - №2: 22 – 36.
32.Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Том 1. М., 1999.
33.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990
34.Фрейджер Р., Фейдимен Н. Личность., СПб., 2001
35.Хорни К. Женская психология - СПб., 1993.
36.Хьелл Л. и Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998
37.Человек от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия // Под общей ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001. - 652 с.
38.Шмурак Ю. Воспитание до рождения: теоретические размышления.опыт развивающего пренатального воздействия " Народное образование" 1995
39.Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В.. Клинико - психологические методы семейной диагностики и семейная психотерапия, 2001.
40.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999

Вопрос-ответ:

Есть ли психологические подходы к изучению беременности?

Да, в психологии существуют различные подходы к изучению беременности, которые помогают понять психологические аспекты этого периода. Например, психоаналитический подход изучает бессознательные процессы и внутренние конфликты, которые могут возникать у беременных женщин. Когнитивный подход анализирует мышление и восприятие беременных женщин, а поведенческий подход изучает изменения в поведении и адаптацию к новой роли матери. Такие подходы помогают лучше понять психологические особенности беременности и родов.

Какие особенности и динамика психического состояния женщины во время беременности?

Во время беременности у женщины происходят различные изменения в ее психическом состоянии. В первом триместре часто наблюдаются страхи и тревоги, связанные с возможностью потери ребенка или осложнений беременности. Во втором триместре женщины обычно испытывают больше уверенности и более положительное отношение к своему телу. Однако, в последних неделях беременности могут возникнуть беспокойство и волнение перед предстоящими родами. Это связано с неопределенностью и страхом перед неизвестностью.

Какие типы отношения женщины к беременности и родам существуют?

Существуют различные типы отношения женщины к беременности и родам. Некоторые женщины испытывают положительные эмоции и радость от своего состояния. Они с уверенностью ждут родов и готовы принять все изменения, связанные с материнством. Другие женщины могут испытывать страх или тревожность перед предстоящими родами, они могут быть неуверены в своих способностях стать матерью. Также существуют женщины, которые смешанно относятся к беременности и родам, испытывая как положительные, так и отрицательные эмоции.

Какие подходы используются для изучения тревожности женщин во время беременности?

Для изучения тревожности женщин во время беременности применяются психологические подходы, которые включают анализ эмоционального состояния, психического здоровья, поведенческих реакций и особенностей отношения женщин к беременности и родам.

Как меняется психическое состояние женщины во время беременности?

Психическое состояние женщины во время беременности может меняться в зависимости от триместра беременности. В начале беременности многие женщины испытывают радость и эмоциональное подъемное состояние, однако ближе к концу беременности тревожность и беспокойство могут возрастать.

Какие типы отношения женщины к беременности и родам существуют?

Существуют различные типы отношения женщины к беременности и родам. Некоторые женщины относятся к беременности и родам с восторгом и счастьем, они полностью готовы к изменениям, которые происходят в их организме и жизни. Другие женщины могут испытывать тревогу и неуверенность в своих силах. Еще одним типом отношения может быть равнодушие или отрицание беременности и родов.

Каковы особенности и динамика психического состояния женщины в третьем триместре беременности?

В третьем триместре беременности психическое состояние женщины может быть сложным. Она может испытывать беспокойство по поводу предстоящих родов и заботы о будущем ребенке. Также могут возникать физические и эмоциональные неудобства, такие как отеки ног, слабость, утомляемость. Все это может усиливать тревожность женщины.

Какие методы использовались в эмпирическом исследовании тревожности женщин перед родами?

В эмпирическом исследовании тревожности женщин перед родами были использованы различные методы, включая анкетирование, наблюдение, статистический анализ данных. Через эти методы исследователи получили информацию о тревожности женщин в разные триместры беременности и смогли провести анализ результатов.

Какие психологические подходы используются при изучении беременности?

При изучении беременности применяются различные психологические подходы, такие как психодинамический подход, когнитивно-поведенческий подход, бихевиоральный подход и другие. Каждый из них позволяет рассмотреть беременность с разных точек зрения и выявить особенности психического состояния женщины в этот период.

Какие типы отношения женщины к беременности и родам существуют?

В литературе выделяются различные типы отношения женщины к беременности и родам. Некоторые женщины испытывают положительное отношение, радость и волнение перед предстоящими родами. Другие могут быть тревожными, испытывать страх и неуверенность. Также встречаются случаи амбивалентного отношения, когда женщина одновременно испытывает радость и тревогу. Каждый тип отношения имеет свои особенности и может требовать определенной поддержки со стороны медицинских работников.